Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Щелокаевой Т.А.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кирилловых О.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Департамента недвижимости администрации городского округа город Рыбинск
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.10.2011 по делу N А82-4477/2011, принятое судом в составе судьи Савченко Е.А.,
по иску по иску общества с ограниченной ответственностью "УправДом" (ИНН 7610086844, ОГРН 1107610001366)
к Департаменту недвижимости администрации городского округа город Рыбинск (ИНН 7610070227, ОГРН 1067610046570),
третье лицо: муниципальное бюджетное учреждение городского округа г. Рыбинск "Жилкомцентр"
о взыскании задолженности и неустойки,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "УправДом" (далее - ООО "УправДом", истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту недвижимости администрации городского округа "Город Рыбинск" (далее - Департамент, ответчик) с требованиями о взыскании 326 567 рублей 23 копейки задолженности по оплате оказанных в августе 2010 года - феврале 2011 года услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, стоимости отопления муниципальных помещений, а также 7 188 рублей 67 копеек неустойки за период с 11.09.2010 по 15.03.2011 за просрочку оплаты указанных услуг.
Исковые требования ООО "УправДом" основаны на статьях 210, 309, 310, 314, 780, 781, и 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также статьях 153, 154, 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Определением суда от 26.07.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное бюджетное учреждение городского округа город Рыбинск "Жилкомцентр" (далее - МБУ "Жилкомцентр").
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 26.10.2011 исковые требования в части задолженности удовлетворены в полном объеме, в части неустойки - частично, поскольку расчет пени не соответствовал размеру уточненной задолженности.
Не согласившись с названным решением, Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает, что истец не представил нормативное правовое обоснование расчета задолженности за отопление жилых и нежилых помещений, соответственно, не доказал правомерность использованного тарифа. Департамент полагает, что отсутствие тарифного решения в деле не позволяет проверить расчет задолженности в части начисления налога на добавленную стоимость.
Также, по мнению ответчика, суд необоснованно удовлетворил требование истца в части пени, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ в действиях ответчика отсутствует вина. Кроме того, ответчик не согласен с расчетом пени по части 14 статьи 155 ЖК РФ в части задолженности по нежилым помещениям.
В дополнении к апелляционной жалобе Департамент указывает на то, что неучастие арендаторов нежилых помещений в деле, может привести к двойной оплате услуг по управлению общим имуществом многоквартирного дома и коммунальных услуг по отоплению.
Истец отзыв на апелляционную жалобу ответчика не представил.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте этого судебного заседания извещены надлежащим образом. Департамент заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии с частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба ответчика рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ярославской области от 26.10.2011 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность названного решения только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, на основании решений общего собрания 01.08.2010 между ООО "УправДом" и собственниками помещений многоквартирных домов, находящихся в г. Рыбинске по адресам: ул. Бульварная, д. 11/8 и д. 12, ул. Крестовая, д. 23/1, д. 25, д. 37, д. 39, д. 87, ул. Стоялая, д. 13, д. 20, д. 26, Преображенский пер. д. 4/2, ул. Пушкина, д. 34, заключены договоры управления многоквартирными домами.
Согласно разделу 2 указанных договоров их предметом является выполнение истцом порученных собственником работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставление коммунальных и других услуг (домофон, коллективная антенна, кабельное телевидение, видеонаблюдение и др.) собственникам помещений и другим гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Пунктом 3.3.1 договоров установлена обязанность собственников своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги с учетом всех пользователей услугами, а также иные платежи, установленные по решению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, принятым в соответствии с законодательством.
Плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме соразмерно доле занимаемого помещения и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем. В случае несвоевременного и (или) неполного внесения платы за помещение и коммунальные услуги собственник обязан уплатить управляющей организации пени в размере и порядке, установленными частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ и договором (пп. 4.5, 5.2 договоров).
Отдельные жилые и нежилые помещения в указанных домах находятся в муниципальной собственности городского округа город Рыбинск, часть из которых (т. 2, л.д. 77, т. 1, л.д. 6) в спорный период была не заселена.
Постановлением правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 17.12.2009 N ППр-214-ТЭ утвержден тариф в размере 708,41 руб./Гкал без учета налога на добавленную стоимость.
Примененный за 2011 год тариф (без учета налога на добавленную стоимость) установлен постановлением правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 08.12.2010 N ППр-209-ТЭ в размере 822,99 руб./Гкал без учета налога на добавленную стоимость.
При этом действие приказа распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.
На основании постановления Администрации городского округа "Город Рыбинск" от 26.03.2010 N 797 создано МАУ "Жилкомцентр" для осуществления полномочий органа местного самоуправления в области жилищных отношений.
Приказом Департамента от 06.05.2011 N 41-06/08-359 за МБУ "Жилкомцентр" на праве оперативного управления закреплено с 01.04.2011 муниципальное имущество - жилищный фонд.
За период с 01.08.2010 по 28.02.2011 за отопление указанных жилых и нежилых помещений, а также за ремонт и содержание общего имущества многоквартирных домов образовалась задолженность в сумме 242 852 рублей 91 копейка и 83 714 рублей 32 копейки, всего 326 567 рублей 23 копейки.
Методику расчета суммы долга Департамент не оспаривает, свой контррасчет не представил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В статье 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ, часть 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.
Статьей 249 ГК РФ установлено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно части 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут, соответственно, органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Часть 1 статьи 158 ЖК РФ также предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещения, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. При этом размер такой платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Таким образом, собственник жилого и нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества такого дома.
Согласно пункту 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений (в том числе, нежилых) в многоквартирном доме, принятое в установленном ЖК РФ порядке по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в соответствующем доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Решения собрания, на основании которых заключены договоры управления, в установленном законом порядке не оспорены и недействительными не признаны.
При расчете платы за содержание и ремонт жилых и нежилых помещений истец применил ставки, согласованные собственниками помещений многоквартирных домов, которые значительно ниже размера платы, установленного постановлением главы городского округа г. Рыбинск от 24.12.2008 N 3390 (от 7,70 рублей до 18,44 рублей за 1 кв. м общей площади помещения в 2010 году), постановлением администрации городского округа г. Рыбинск от 30.12.2010 N 302 (от 12,09 рублей до 21,21 рубля за 1 кв. м общей площади помещения в 2011 году).
При определении платы за услуги по отоплению истец предъявил ответчику к оплате потребленную в спорные периоды 2010 года и в 2011 года тепловую энергию по тарифам в размере 708,41 руб./Гкал и 822,99 руб./Гкал без учета налога на добавленную стоимость.
При расчете платы за жилые помещения истец применил норматив отопления в размере 0,02 Гкал на 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц, установленный постановлением главы городского округа "Город Рыбинск" от 24.12.2008 N 3392 "О взимании платы с населения за отопление жилых помещений". Такой же норматив потребления тепловой энергии на отопление в Рыбинском муниципальном округе утвержден постановлением Главы Рыбинского муниципального округа от 28.12.2001 N 2432. Иных данных об экономически обоснованном нормативе отопления в материалы дела ответчик не представил.
Довод Департамента о том что, истец не доказал правомерность использованного им тарифа при расчете задолженности не нашел своего подтверждения. В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 разъяснено, если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определяется регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой каждое участвующее в деле лицо должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, Департамент не представил доказательства того, что ООО "УправДом" оказывало услуги по отоплению и услуги по содержанию общего имущества в течение спорного периода на меньшую сумму.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
Поскольку пустовавшие помещения являются муниципальной собственностью, суд сделал обоснованный вывод, что расходы на содержание данных помещений и их отопление должен нести орган местного самоуправления в лице Департамента недвижимости администрации городского округа "Город Рыбинск".
В силу части 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
Поскольку обязанность по оплате суммы основного долга в срок, установленный договором, ответчиком не исполнена, истец на основании данной нормы права начислил пени за период с 11.09.2010 по 15.03.2011 в сумме 7 188 рублей 67 копеек неустойки, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 7,75%.
Ссылки ответчика на отсутствие его вины в просрочке оплаты не обоснованы, поскольку он как лицо исполнившее обязательство ненадлежащим образом, должно доказывать отсутствие своей вины. Таких доказательств ответчик, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представил.
В обоснование заявленного довода о возможной двойной оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества соответствующие доказательства не представлены.
Поэтому, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, учитывая перечисленные выше нормы права, условия договоров, а также обстоятельства данного дела и представленные по нему доказательства, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что иск подлежит удовлетворению.
Выводы арбитражного суда первой инстанции о применении норм материального права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, последним не допущено.
Поэтому обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба департамента - без удовлетворения.
Поскольку данное постановление принято не в пользу заявителя апелляционной жалобы, согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные им в связи с подачей апелляционной жалобы, возлагаются на него же.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.10.2011 по делу N А82-4477/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента недвижимости администрации городского округа город Рыбинск (ИНН 7610070227, ОГРН 1067610046570) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Т.А.ЩЕЛОКАЕВА
Судьи
Д.Ю.БАРМИН
Т.В.ЧЕРНИГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.01.2012 ПО ДЕЛУ N А82-4477/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2012 г. по делу N А82-4477/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Щелокаевой Т.А.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кирилловых О.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Департамента недвижимости администрации городского округа город Рыбинск
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.10.2011 по делу N А82-4477/2011, принятое судом в составе судьи Савченко Е.А.,
по иску по иску общества с ограниченной ответственностью "УправДом" (ИНН 7610086844, ОГРН 1107610001366)
к Департаменту недвижимости администрации городского округа город Рыбинск (ИНН 7610070227, ОГРН 1067610046570),
третье лицо: муниципальное бюджетное учреждение городского округа г. Рыбинск "Жилкомцентр"
о взыскании задолженности и неустойки,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "УправДом" (далее - ООО "УправДом", истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту недвижимости администрации городского округа "Город Рыбинск" (далее - Департамент, ответчик) с требованиями о взыскании 326 567 рублей 23 копейки задолженности по оплате оказанных в августе 2010 года - феврале 2011 года услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, стоимости отопления муниципальных помещений, а также 7 188 рублей 67 копеек неустойки за период с 11.09.2010 по 15.03.2011 за просрочку оплаты указанных услуг.
Исковые требования ООО "УправДом" основаны на статьях 210, 309, 310, 314, 780, 781, и 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также статьях 153, 154, 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Определением суда от 26.07.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное бюджетное учреждение городского округа город Рыбинск "Жилкомцентр" (далее - МБУ "Жилкомцентр").
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 26.10.2011 исковые требования в части задолженности удовлетворены в полном объеме, в части неустойки - частично, поскольку расчет пени не соответствовал размеру уточненной задолженности.
Не согласившись с названным решением, Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает, что истец не представил нормативное правовое обоснование расчета задолженности за отопление жилых и нежилых помещений, соответственно, не доказал правомерность использованного тарифа. Департамент полагает, что отсутствие тарифного решения в деле не позволяет проверить расчет задолженности в части начисления налога на добавленную стоимость.
Также, по мнению ответчика, суд необоснованно удовлетворил требование истца в части пени, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ в действиях ответчика отсутствует вина. Кроме того, ответчик не согласен с расчетом пени по части 14 статьи 155 ЖК РФ в части задолженности по нежилым помещениям.
В дополнении к апелляционной жалобе Департамент указывает на то, что неучастие арендаторов нежилых помещений в деле, может привести к двойной оплате услуг по управлению общим имуществом многоквартирного дома и коммунальных услуг по отоплению.
Истец отзыв на апелляционную жалобу ответчика не представил.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте этого судебного заседания извещены надлежащим образом. Департамент заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии с частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба ответчика рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ярославской области от 26.10.2011 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность названного решения только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, на основании решений общего собрания 01.08.2010 между ООО "УправДом" и собственниками помещений многоквартирных домов, находящихся в г. Рыбинске по адресам: ул. Бульварная, д. 11/8 и д. 12, ул. Крестовая, д. 23/1, д. 25, д. 37, д. 39, д. 87, ул. Стоялая, д. 13, д. 20, д. 26, Преображенский пер. д. 4/2, ул. Пушкина, д. 34, заключены договоры управления многоквартирными домами.
Согласно разделу 2 указанных договоров их предметом является выполнение истцом порученных собственником работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставление коммунальных и других услуг (домофон, коллективная антенна, кабельное телевидение, видеонаблюдение и др.) собственникам помещений и другим гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Пунктом 3.3.1 договоров установлена обязанность собственников своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги с учетом всех пользователей услугами, а также иные платежи, установленные по решению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, принятым в соответствии с законодательством.
Плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме соразмерно доле занимаемого помещения и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем. В случае несвоевременного и (или) неполного внесения платы за помещение и коммунальные услуги собственник обязан уплатить управляющей организации пени в размере и порядке, установленными частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ и договором (пп. 4.5, 5.2 договоров).
Отдельные жилые и нежилые помещения в указанных домах находятся в муниципальной собственности городского округа город Рыбинск, часть из которых (т. 2, л.д. 77, т. 1, л.д. 6) в спорный период была не заселена.
Постановлением правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 17.12.2009 N ППр-214-ТЭ утвержден тариф в размере 708,41 руб./Гкал без учета налога на добавленную стоимость.
Примененный за 2011 год тариф (без учета налога на добавленную стоимость) установлен постановлением правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 08.12.2010 N ППр-209-ТЭ в размере 822,99 руб./Гкал без учета налога на добавленную стоимость.
При этом действие приказа распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.
На основании постановления Администрации городского округа "Город Рыбинск" от 26.03.2010 N 797 создано МАУ "Жилкомцентр" для осуществления полномочий органа местного самоуправления в области жилищных отношений.
Приказом Департамента от 06.05.2011 N 41-06/08-359 за МБУ "Жилкомцентр" на праве оперативного управления закреплено с 01.04.2011 муниципальное имущество - жилищный фонд.
За период с 01.08.2010 по 28.02.2011 за отопление указанных жилых и нежилых помещений, а также за ремонт и содержание общего имущества многоквартирных домов образовалась задолженность в сумме 242 852 рублей 91 копейка и 83 714 рублей 32 копейки, всего 326 567 рублей 23 копейки.
Методику расчета суммы долга Департамент не оспаривает, свой контррасчет не представил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В статье 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ, часть 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.
Статьей 249 ГК РФ установлено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно части 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут, соответственно, органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Часть 1 статьи 158 ЖК РФ также предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещения, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. При этом размер такой платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Таким образом, собственник жилого и нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества такого дома.
Согласно пункту 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений (в том числе, нежилых) в многоквартирном доме, принятое в установленном ЖК РФ порядке по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в соответствующем доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Решения собрания, на основании которых заключены договоры управления, в установленном законом порядке не оспорены и недействительными не признаны.
При расчете платы за содержание и ремонт жилых и нежилых помещений истец применил ставки, согласованные собственниками помещений многоквартирных домов, которые значительно ниже размера платы, установленного постановлением главы городского округа г. Рыбинск от 24.12.2008 N 3390 (от 7,70 рублей до 18,44 рублей за 1 кв. м общей площади помещения в 2010 году), постановлением администрации городского округа г. Рыбинск от 30.12.2010 N 302 (от 12,09 рублей до 21,21 рубля за 1 кв. м общей площади помещения в 2011 году).
При определении платы за услуги по отоплению истец предъявил ответчику к оплате потребленную в спорные периоды 2010 года и в 2011 года тепловую энергию по тарифам в размере 708,41 руб./Гкал и 822,99 руб./Гкал без учета налога на добавленную стоимость.
При расчете платы за жилые помещения истец применил норматив отопления в размере 0,02 Гкал на 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц, установленный постановлением главы городского округа "Город Рыбинск" от 24.12.2008 N 3392 "О взимании платы с населения за отопление жилых помещений". Такой же норматив потребления тепловой энергии на отопление в Рыбинском муниципальном округе утвержден постановлением Главы Рыбинского муниципального округа от 28.12.2001 N 2432. Иных данных об экономически обоснованном нормативе отопления в материалы дела ответчик не представил.
Довод Департамента о том что, истец не доказал правомерность использованного им тарифа при расчете задолженности не нашел своего подтверждения. В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 разъяснено, если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определяется регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой каждое участвующее в деле лицо должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, Департамент не представил доказательства того, что ООО "УправДом" оказывало услуги по отоплению и услуги по содержанию общего имущества в течение спорного периода на меньшую сумму.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
Поскольку пустовавшие помещения являются муниципальной собственностью, суд сделал обоснованный вывод, что расходы на содержание данных помещений и их отопление должен нести орган местного самоуправления в лице Департамента недвижимости администрации городского округа "Город Рыбинск".
В силу части 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
Поскольку обязанность по оплате суммы основного долга в срок, установленный договором, ответчиком не исполнена, истец на основании данной нормы права начислил пени за период с 11.09.2010 по 15.03.2011 в сумме 7 188 рублей 67 копеек неустойки, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 7,75%.
Ссылки ответчика на отсутствие его вины в просрочке оплаты не обоснованы, поскольку он как лицо исполнившее обязательство ненадлежащим образом, должно доказывать отсутствие своей вины. Таких доказательств ответчик, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представил.
В обоснование заявленного довода о возможной двойной оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества соответствующие доказательства не представлены.
Поэтому, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, учитывая перечисленные выше нормы права, условия договоров, а также обстоятельства данного дела и представленные по нему доказательства, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что иск подлежит удовлетворению.
Выводы арбитражного суда первой инстанции о применении норм материального права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, последним не допущено.
Поэтому обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба департамента - без удовлетворения.
Поскольку данное постановление принято не в пользу заявителя апелляционной жалобы, согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные им в связи с подачей апелляционной жалобы, возлагаются на него же.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.10.2011 по делу N А82-4477/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента недвижимости администрации городского округа город Рыбинск (ИНН 7610070227, ОГРН 1067610046570) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Т.А.ЩЕЛОКАЕВА
Судьи
Д.Ю.БАРМИН
Т.В.ЧЕРНИГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)