Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 20.01.2012 ПО ДЕЛУ N А48-1332/2011

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2012 г. по делу N А48-1332/2011


Резолютивная часть объявлена 20 января 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Орловской области от 12.07.2011 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2011 г. по делу N А48-1332/2011,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Гидромашжилсервис" (далее - ООО "Гидромашжилсервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к субъекту Российской Федерации Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области (далее - ответчик 1) и к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ - Управление Федерального казначейства по Орловской области (далее - ответчик 2) о взыскании 495 022,47 руб. убытков, связанных с предоставлением инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в приватизированных квартирах, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 12.07.2011 года исковые требования в части взыскания убытков в заявленной сумме с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации удовлетворены в полном объеме. В удовлетворении исковых требований к субъекту Российской Федерации Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2011 г. решение Арбитражного суда Орловской области от 12.07.2011 г. оставлено без изменения.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить названные судебные акты, как принятые с нарушением норм материального права, и вынести по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Гидромашжилсервис" оказывало населению жилищно-коммунальные услуги, включая техническое обслуживание, ремонт и содержание жилого фонда.
Во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" до 01.04.2008 года ООО "Гидромашжилсервис" предоставляло льготу по оплате коммунальных услуг льготным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством РФ.
В марте 2008 года Управление социальной защиты населения Администрации г. Ливны предупредило ООО "Гидромашжилсервис" о том, что льгота по оплате жилья, предусмотренная Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", не распространяется на инвалидов и семьи, имеющие детей-инвалидов, проживающих в приватизированных квартирах (принадлежащих на праве собственности и др.).
С апреля 2008 года Управление социальной защиты населения администрации г. Ливны перестало принимать списки льготников и, соответственно, на счета ООО "Гидромашжилсервис" перестали поступать субвенции на компенсирование затрат по предоставлению 50% льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающих в приватизированных квартирах на следующие виды услуг: содержание жилья, капитальный ремонт, вывоз ТБО, лифт.
В связи с этим ООО "Гидромашжилсервис" прекратило предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающих в приватизированных квартирах.
Решением Ливенского районного суда Орловской области от 24.03.2009 установлен факт незаконных действий истца по отказу в предоставлении льгот на оплату содержания и ремонта жилого помещения гражданам, являющимся инвалидами, и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в приватизированном (частном) жилом фонде. Суд обязал общество произвести перерасчет по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, а также в дальнейшем предоставлять данным гражданам 50-процентную скидку на содержание и ремонт жилого помещения.
Во исполнение данного решения суда истец произвел перерасчет и предоставил скидки льготникам с 01.04.2008 года, а также в дальнейшем производил данные начисления с учетом 50% льготы. За период с 01.06.2009 г. по 31.12.2009 г. по состоянию на 01.01.2011 г. сумма затрат составила 495 022 руб. 47 коп. 14.01.2010 решение суда было отменено определением Ливенского районного суда Орловской области.
Поскольку расходы, понесенные в связи с предоставлением гражданам льгот, в установленном законом порядке возмещены не были, ООО "Гидромашжилсервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании убытков за счет казны Российской Федерации, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со ст. ст. 16, 1069 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 15 ГК РФ).
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: а) осмотр общего имущества; б) освещение помещений общего пользования; в) обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов; е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
Исходя из смысла ст. 15 Жилищного кодекса РФ следует, что лифты, наряду с системой вентиляции, отопления, водоснабжения, водоотведения и прочими относятся к инженерным системам, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, из смысла приведенных норм законодательства следует, что оказываемые истцом услуги по техническому обслуживанию лифтов, ремонту и содержанию жилого фонда, вывозу мусора гражданам, являющимся инвалидами или имеющим детей-инвалидов и проживающим в приватизированных (частных) жилых помещениях, по сути, являются жилищными услугами, поскольку обеспечивают комфортные условия проживания граждан (собственников) в жилых помещениях.
Статьей 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, должно производиться за счет средств федерального бюджета. В частности, средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Доказательств, свидетельствующих об исполнении Российской Федерацией в лице уполномоченного органа принятых в соответствии с названным Законом обязательств, а равно выделение субвенций в объеме, необходимом для компенсации предоставленных льгот по оплате жилищных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, Министерством финансов РФ представлено не было.
Неисполнение Российской Федерацией обязательств по компенсации затрат, произведенных в связи с реализацией установленных законом льгот, влечет возникновение убытков у ООО "Гидромашжилсервис".
Недополученные истцом денежные средства в связи с предоставлением льгот гражданам, являются реальным ущербом истца. На истца, как на коммерческую организацию, не возложено бремя несения расходов по реализации федеральных законов, так как это противоречит целям его деятельности.
Факт оказания услуг и их размер подтверждается представленными в дело доказательствами. Расчет убытков, а также положенные в их в основу доказательства, сторонами не оспорены.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно взыскали за счет казны Российской Федерации убытки в сумме 495 022,47 руб.
Довод Минфина России о том, что законодательством не предусмотрено право инвалидов на социальную поддержку по оплате приватизированного жилого помещения, является несостоятельным.
Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги, включающую в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Изменения в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не вносились. Поэтому введение в действие с 01.03.2005 Кодекса, определяющего порядок отнесения жилых помещений к видам жилищного фонда, не дает оснований для прекращения права инвалидов на получение 50-процентной скидки на оплату за ремонт и содержание жилья без равноценной компенсации.
В силу статьи 160 Кодекса отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно статье 8 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Кодекса компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот.
Доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, исследованы и оценены судами, не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Ссылка заявителя кассационной жалобы о несоответствии материалам дела выводов суда, содержащихся в резолютивной части полного текста постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2011 г., не может служить основанием для отмены судебного акта, так как данное процессуальное нарушение исправлено в порядке, установленном ст. 179 АПК РФ, путем вынесения определения об исправлении опечатки от 18.01.2012 г. по делу N А48-1332/2011.
В силу указанного, принятые по делу решение и постановление надлежит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Орловской области от 12.07.2011 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2011 г. по делу N А48-1332/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)