Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 15.10.2009 ПО ДЕЛУ N 3-69/09

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 октября 2009 г. по делу N 3-69/09


Алтайский краевой суд в составе:
Председательствующего: К.О.А.
При секретаре: К.С.
С участием прокурора Ф.Ю.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседание заявление ОАО "А" об оспаривании в части решения Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года N 10 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению",
установил:

Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края принято решение "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению" от 25 октября 2006 года N 10, которое опубликовано в газете "Алтайская правда" от 18 ноября 2006 года N 367.
В Приложении 4 к этому решению установлены следующие нормативы потребления коммунальных услуг по газоснабжению сжиженным газом: на приготовление пищи с использованием газовых плит при наличии централизованного отопления и централизованного горячего водоснабжения - 3,34 кг/чел. на месяц; на приготовление пищи с использованием газовых плит и подогрев воды для хозяйственных и санитарно-гигиенических нужд с использованием газового водонагревателя при отсутствии централизованного горячего водоснабжения - 8,3 кг/чел., в месяц; на приготовление пищи с использованием газовых плит и подогрев воды для хозяйственных и санитарно-гигиенических нужд при отсутствии газового водонагревателя и централизованного горячего водоснабжения - 5 кг/чел., в месяц.
ОАО "А" обратилось в суд с заявлением об оспаривании вышеуказанного решения в части установления нормативов потребления сжиженного углеводородного газа.
Заявление мотивировано тем, что установление Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края нормативов потребления населением сжиженного углеводородного газа в отсутствие соответствующей методики, утвержденной уполномоченным органом и без согласования с газоснабжающей организацией противоречит ст. 157 ЖК РФ, а также п. 2 и п. 3 Постановления правительства от 13 июня 2006 года N 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа".
Вследствие этого, нормативы потребления углеводородного сжиженного газа, установленные вышеуказанным решением, являются экономически необоснованными и не соответствуют фактическому потреблению газа населением, что подтверждается контрольными замерами в пусковых установках. В результате этих замеров установлено, что фактический расход газа колеблется в пределах от 5,96 до 7,70 кг на человека, т.е. в два раза больше установленных нормативов. Применение установленных нормативов существенно затрагивает экономические интересы общества, поскольку приводит к убыткам.
В уточненном заявлении (л.д. 207 - 209, том 1) требования мотивированы также тем, что в нарушение порядка, предусмотренного ст. 157 ЖК РФ, п.п. 1, 2, 3 Постановления Правительства РФ от 13 июня 2006 года N 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа" Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края установило нормативы для всей территории Алтайского края без учета климатических условий отдельных местностей, степени благоустройства, конструктивных и технических параметров жилых домов и т.д. В нарушение п.п. 5, 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, при установлении нормативов не анализировались степень благоустройства, конструктивные и технические параметры жилых домов.
Как следует из расчета нормативов потребления сжиженного углеводородного газа для муниципальных образований на территории Алтайского края, представленного представителем Главного управления экономики и инвестиций в судебное заседание 12 октября 2009 года (л.д. 94 - 97), при расчете не были применены методы, предусмотренные п. 20 указанных Правил. При этом нельзя признать обоснованным применение при расчете Приказа Минэкономики от 06.05.1999 года N 240, который не зарегистрирован в Минюсте и приказа Роскоммунхоза от 22.11.1993 года N 60, утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.08.2001 года. Норматив, полученный в результате деления годового расхода газа потребителями в 2006 году (7 508 000 кг) на количество потребителей от групповых установок (187 550 человек) и 12 месяцев также нельзя признать обоснованным, поскольку исходные данные не соответствуют действительности. Так, фактическое потребление газа от групповых установок в 2006 году составило 10 754 тонн, а количество потребителей в предоставленных ранее аналогичных расчетах указывалось - 166 754 человека.
В обоснование заявленных требований также указано, что согласно п. 11 Правил нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг. В силу п.п. 9, 49 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов в необходимых потребителю объемах, за исполнителем закреплена соответствующая обязанность. В нарушение указанных положений установленные в оспариваемом решении нормативы потребления сжиженным газом не позволяют обеспечить непрерывность и бесперебойность газоснабжения, поскольку эти нормативы значительно занижены.
В судебном заседании представитель ОАО "А" Т.Т.А. заявление поддержала по вышеуказанным доводам и просила признать противоречащим закону и недействующим решение Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года N 10 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению" в части Приложения 4 "Нормативы потребления коммунальных услуг по газоснабжению сжиженным газом".




Представитель Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края Б.О.А. в судебном заседании заявленные требования не признал по доводам, указанным в отзыве (л.д. 6 - 10, том 2). Ссылался на то, что оспариваемое в части решение принято в пределах компетенции управления, довод заявителя о невозможности установления нормативов потребления сжиженного газа в отсутствии методики, утвержденной уполномоченным органом, является необоснованным, поскольку в соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 13 июня 2006 года N 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа" на основании методики, утвержденной Минрегионом России, утверждаются не нормативы потребления, а нормы потребления газа. В настоящее время методика расчета норм потребления сжиженного газа отсутствует, при отсутствии оснований для установления норм потребления сжиженного газа, а также самих норм положения пункта 2 вышеуказанного постановления Правительства РФ при установлении нормативов потребления сниженного газа не применяется. Ссылка заявителя на постановление Правительства РФ от 13 июня 2006 года N 307 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", как на основание для признания оспариваемого решения незаконным, является несостоятельной, поскольку действие этого постановления распространяется только на природный газ и не регулирует отношения в сфере установления нормативов потребления сжиженным газом.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя Т.Т.А., представителя Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края Б.О.А., заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Главном управлении экономики и инвестиций Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 19 января 2006 года N 9, действующему на момент принятия оспариваемого решения, указанное Управление является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и в круг его полномочий входит принятие нормативов потребления по электроснабжению и газоснабжению (п.п. 1, 4.35).
Следовательно, решение от 25 октября 2006 года "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению" (далее по тексту решение N 10) принято в пределах компетенции Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края (далее по тексту Главэкономика).
Порядок установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (далее по тексту Порядок) установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 373.
В соответствии с п. 1 Порядка нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа.
Указанные нормы для соответствующего субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с методикой расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа согласно приложению.
Положения п. 2 Порядка предусматривают, что расчет нормативов, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, для муниципальных образований осуществляется совместно с газоснабжающими организациями на основании порядка установления нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее по тексту Правила).
Положениями п. 5 Правил установлено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома: г) в отношении газоснабжения (при расходе газа на подогрев воды) - износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Согласно п. 19 и п. 20 Правил при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод. Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченным органом.
Нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом 2 Приложения к настоящим правилам (п. 44 Правил).
Как следует из пояснений представителя Главэкономики в судебном заседании решение N 10 принято на основании экспертного заключения от 19 октября 2006 года N 10 (л.д. 40 - 42, том 1). Свидетель П.Л.В., являющаяся начальником отдела тарифного регулирования на коммунальные услуги Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, также пояснила, что в 2006 году в соответствии с ее должностными функциями она и специалисты отдела производили расчет нормативов потребления сжиженного газа и по результатам составлено экспертное заключение от 19 октября 2006 года N 10 на основании которого принято решение N 10.
В судебном заседании установлено, что при принятии решения N 10 не были соблюдены ряд положений как Порядка, так и Правил.
Так, из Приложения 4 к решению N 10 следует, что нормативы потребления сжиженного газа установлены единые для всех муниципальных образований. Свидетель П.Л.В. подтвердила, что в решении N 10 установлен средний показатель по Алтайскому краю. Между тем, из положений п.п. 1, 2 Порядка вытекает, что для субъекта Российской Федерации устанавливаются нормы потребления газа населением, а нормативы рассчитываются для каждого муниципального образования, а не единые, отражающие средний показатель по субъекту РФ.
Не выполнены положения п. 2 Порядка о том, что расчет норматива потребления газа должен осуществляться совместно с газоснабжающей организацией. В подтверждение своего утверждения о том, что данные требования выполнены представителем Главэкономики в судебное заседание представлен расчет нормы потребления сжиженного газа за подписью главного экономиста ОАО "А" (л.д. 93, том 1). Однако, дата на данном документе отсутствует, а представитель ОАО "А" Т.Т.А., а также свидетель К.О.А. пояснили, что данный расчет был представлен в Главэкономику уже после опубликования оспариваемого решения в средствах массовой информации, а до принятия решения N 10 у общества отсутствовали какие-либо сведения по этому вопросу и расчет нормативов потребления сжиженного газа осуществлялся Главэкономикой без участия газоснабжающей организации.
Несмотря на то, что в силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, возложена на орган, принявший нормативный правовой акт, доказательств, опровергающих утверждение представителя заявителя, Главэкономикой не представлено.
Положениями п. 15 Правил установлено, что срок рассмотрения результатов определения и расчета нормативов потребления коммунальных услуг составляет 30 дней с даты их поступления. Уполномоченные органы проводят анализ представленных материалов и при необходимости запрашивают дополнительные сведения с обоснованием запроса. В случае если при подготовке материалов не соблюдены требования, установленные настоящими Правилами, соответствующий уполномоченный орган возвращает материалы без рассмотрения с указанием причин возврата.
Как пояснила свидетель П.Л.В. вышеуказанный расчет ОАО "А" не принят как необоснованный, однако дополнительные сведения не запрашивались, представленный газоснабжающей организацией расчет с указанием причин не возвращался.
Учитывая, что доказательств выполнения требований п. 15 Правил заинтересованным лицом не представлено, суд критически относится к утверждению представителя Главэкономики и показаниям свидетеля П.Л.В. о том, что вышеуказанный расчет поступил до принятия нормативов потребления сжиженного газа в рамках совместного расчета нормативов потребления сжиженного газа.
Из экспертного заключения N 10 от 19 октября 2006 года и показаний свидетеля П.Л.В. следует, что при определении норматива потребления сжиженного газа применялся расчетный метод, что не противоречит установленным положениям.
В то же время, применяя формулу 9, предусмотренную Приложением к Правилам для расчета норматива газоснабжения на приготовление пищи, при расчете использовались данные, характеризующие высшую теплоту сгорания природного газа, что подтвердила свидетель П.Л.В. в судебном заседании, в то время как формулой предусмотрена средняя фактическая теплота сгорания газа.
При расчете норматива газоснабжения, включающего подогрев воды, использовалась та же формула, что и для норматива газоснабжения на приготовление пищи, в то время как Правилами данный норматив определяется по другой формуле (п. 28 Приложения к Правилам) и при этом в силу п. 5 Правил должен учитываться износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, что сделано не было.
Не могут быть приняты во внимание доводы представителя Главэкономики о том, что при установлении нормативов потребления сжиженным газом не подлежит применению постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", поскольку указанное постановление при расчете нормативов потребления коммунальных услуг в части газоснабжения применяется в силу прямого указания п. 2 Постановления Правительства РФ от 13 июня 2006 года N 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа". При этом также принимается во внимание, что из экспертного заключения N 10 следует, что при расчете норматива потребления сжиженного газа применялась формула, установленная Правилами.
Довод о том, что при принятии оспариваемого решения п. 5 Правил не нарушен, также не может быть принят во внимание, поскольку нормативы потребления - 8,3 кг/чел. и 5 кг/чел. включают расход газа не только на приготовление пищи, но и на подогрев воды.
Ссылка представителя заинтересованного лица на отсутствие у заявителя доказательств того, что в различных муниципальных образованиях нормативы потребления, а также фактический расход сжиженного газа на одного человека может различаться, является несостоятельной, поскольку бремя доказывания законности оспариваемого решения возложено на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт. Доказательств того факта, что нормативы потребления сжиженного газа не отличаются по муниципальным образованиям Главэкономикой не представлено. Напротив, в самом экспертном заключении N 10 от 19 октября 2006 года указано, что во внимание Главэкономики приняты данные, представленные органами местного самоуправления по установленным ими ранее нормативам потребления на сжиженный газ, которые колебались от 2,5 кг/чел. (в Михайловском районе) до 12,5 кг/чел. (в г. Новоалтайске). При этом свидетель П.Л.В. пояснила, что в экспертном заключении отражены средние по краю нормативы потребления сжиженного газа. Следовательно, и в решении, принятом на основании данного экспертного заключения также установлены нормативы потребления сжиженным газом, отражающие средний показатель.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку в данном случае установлено, что решение N 10 в части Приложения 4 противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то заявленное требование подлежит удовлетворению.
Суд считает, что решение N 10 подлежит признанию недействующим в указанной части с момента вступления настоящего решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 196 - 199 ГПК РФ, суд
решил:

заявление ОАО "А" об оспаривании в части решения Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года N 10 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению" удовлетворить.
Признать решение Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года "Об установление нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению" в части нормативов потребления коммунальных услуг по газоснабжению сжиженным газом (Приложение 4) недействующим с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать с Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края в пользу ОАО "А" 2 000 рублей в счет возмещения судебных расходов в виде государственной пошлины.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Алтайский краевой суд.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)