Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Кольберг Н.В., с участием:
от ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" г. Казани - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 октября 2011 года апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 августа 2011 года по делу N А65-16263/2011, судья Бредихина Н.Ю., принятое по заявлению ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" г. Казани, ИНН 1659065386, ОГРН 1061684096583, г. Казань, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, ИНН 1655065057, ОГРН 1051622021978, г. Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 21 июня 2011 года N 538/з по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.8 и ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" г. Казани (далее - ООО "УК ЖКХ Приволжского района" г. Казани, заявитель, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан, административный орган) от 21 июня 2011 года N 538/з по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 и ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым заявитель привлечен к административной ответственности за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре и нарушение установленного порядка ценообразования.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 августа 2011 года в удовлетворении заявления ООО "УК ЖКХ Приволжского района" г. Казани отказано на том основании, что материалы дела подтверждают наличие в действиях общества вменяемых составов административных правонарушений, оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным не усмотрено, порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
В апелляционной жалобе ООО "УК ЖКХ Приволжского района" г. Казани просит обжалуемое решение суда отменить, ссылаясь на применение ООО "Расчетный центр", с которым заявитель заключен агентский договор, при определении нормативного количества тепловой энергии на отопление жилых помещений дома применялся расчет, утвержденный Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, а также малозначительность совершенного обществом правонарушения.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 12 мая 2011 года Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан в ходе внеплановых мероприятий по контролю на территории Приволжского района города Казани, проведенного на основании поступившего коллективного обращения граждан от 03 мая 2011 года по распоряжению заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан от 11 мая 2011 года, были выявлены нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей. Нарушения выразились в непредставлении потребителям (жителям дома N 34 по ул. Гарифьянова г. Казани) информации об исполнителе: сведения о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа, адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной службы, размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы путем размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах жилого дома N 34 по ул. Гарифьянова г. Казани или в пределах земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом. Выявлено также нарушение порядка ценообразования при расчете платы за коммунальные услуги, в частности за отопление в жилом доме N 34 по ул. Гарифьянова г. Казани. Заявителем применялся неправильный расчет (не по соответствующей формуле, без учета внесенных изменений) тарифа за отопление, что является нарушением п. 49, 17, 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, постановления руководителя исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 07 июня 2008 года N 2777 "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение".
Выявленные нарушения явились основанием для составления Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан протокола об административном правонарушении от 13 мая 2011 года, на основании которого 21 июня 2011 года было вынесено постановления N 538/з о привлечении ООО "УК ЖКХ Приволжского района" г. Казани к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 и ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Согласно ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
В подпункте 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам определение размеров платы за потребленные коммунальные ресурсы, объемы (количество) которых определены расчетным путем, дано со ссылкой на действующее законодательство Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно п. 17 Правил при применении тарифов, включающих в себя 2 и более составляющие (в частности, расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих.
Постановлением руководителя исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 13 октября 2008 года N 6525 в постановление руководителя ИК МО г. Казани от 07 июня 2008 года N 2777 были внесены изменения выраженные в приведении формулы расчета за тепловую энергию в соответствие с постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Если ранее формула рассчитывалась из объема здания многоквартирного дома, то после внесения изменений 13 октября 2008 года в постановление от 07 июня 2008 года N 2777, в формуле при расчетах за тепловую энергию объем здания изменен на площадь всех жилых помещений жилого дома.
Таким образом, учитывая, что объем, измеряемый в куб. м, больше, чем площадь, измеряемая в кв. м, то произведенный расчет подразумевает изменение тарифа. Соответственно, доводы заявителя о том, что, начисления за тепловую энергию произведены согласно установленным нормативам, несостоятельны, поскольку не подтверждаются материалами дела.
Как видно из материалов дела, заявителем при определении нормативного количества тепловой энергии на отопление жилого дома N 34 по ул. Гарифьянова г. Казани применялся порядок расчета по формуле постановления руководителя ИК МО г. Казани от 07 июня 2008 года N 2777 "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение" без учета внесенных постановлением от 13 октября 2008 года изменений.
Вышеизложенные обстоятельства, установленные административным органом и не опровергнутые заявителем, свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Подпунктом "п" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг установлена обязанность предоставить потребителю следующую информацию об исполнителе: наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов).
Исходя из анализа указанных норм следует, что исполнитель обязан доводить необходимую информацию до сведения потребителей не только при заключении договора, но и путем размещения такой информации на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов.
В ходе проверки Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан было установлено, что вышеуказанная информация отсутствовала на досках объявлений во всех подъездах жилого дома N 34 по ул. Гарифьянова г. Казани и в пределах земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом.
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы образует объективную сторону правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Частью 1 ст. 14.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы в виде предупреждения или наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Факт совершения обществом правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ и ч. 2 чт. 14.6 КоАП РФ, доказан материалами дела.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем для соблюдения вышеозначенных правил и норм, а также прав потребителей на получение информацию, тогда как такая возможность у него имелась.
В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В пункте 18.1 указанного постановления также разъясняется, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Доказательств исключительности обстоятельств, способствующих совершению правонарушений, не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о произведенном перерасчете коммунальных платеже за отопление и предоставлении жильцам информации об исполнителе услуг не принимаются в качестве обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности допущенных нарушений. Добровольное устранение последствий совершенного правонарушения не является обстоятельством, исключающим административную ответственность, оно может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего ее, на основании ст. 4.2 КоАП РФ.
В результате совершения заявителем правонарушений возникла существенная угроза охраняемым общественным отношениям в сфере государственного регулирования тарифов на коммунальные услуги. Кроме того, правонарушения нарушают права и законные интересы потребителей коммунальных услуг.
Арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного им правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
При назначении наказания административным органом в соответствии с ч. 1 ст. 14.8 и ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ штраф был назначен в минимальном размере санкции, установленной ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, предусматривающей более строгое наказание относительно ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, - в размере 100 000 рублей.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Ссылка в апелляционной жалобе на применение ООО "Расчетный центр", с которым заявитель заключен агентский договор, при определении нормативного количества тепловой энергии на отопление жилых помещений дома применялся расчет, утвержденный Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, отклоняется. в данном случае в отношениях с жильцами дома N 34 по ул. Гарифьянова г. Казани организацией, оказывающей коммунальные услуги, является заявитель, которым не был применен расчет тарифов на коммунальные услуги в установленном законодательством порядке, а не ООО "Расчетный центр".
Доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобы не приведено.
На основании изложенного решение суда от 12 августа 2011 года следует оставить без изменения, апелляционную жалобу управляющей компании - без удовлетворения.
Исходя из положений ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 августа 2011 года по делу N А65-16263/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" г. Казани - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.10.2011 ПО ДЕЛУ N А65-16263/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2011 г. по делу N А65-16263/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Кольберг Н.В., с участием:
от ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" г. Казани - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 октября 2011 года апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 августа 2011 года по делу N А65-16263/2011, судья Бредихина Н.Ю., принятое по заявлению ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" г. Казани, ИНН 1659065386, ОГРН 1061684096583, г. Казань, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, ИНН 1655065057, ОГРН 1051622021978, г. Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 21 июня 2011 года N 538/з по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.8 и ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" г. Казани (далее - ООО "УК ЖКХ Приволжского района" г. Казани, заявитель, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан, административный орган) от 21 июня 2011 года N 538/з по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 и ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым заявитель привлечен к административной ответственности за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре и нарушение установленного порядка ценообразования.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 августа 2011 года в удовлетворении заявления ООО "УК ЖКХ Приволжского района" г. Казани отказано на том основании, что материалы дела подтверждают наличие в действиях общества вменяемых составов административных правонарушений, оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным не усмотрено, порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
В апелляционной жалобе ООО "УК ЖКХ Приволжского района" г. Казани просит обжалуемое решение суда отменить, ссылаясь на применение ООО "Расчетный центр", с которым заявитель заключен агентский договор, при определении нормативного количества тепловой энергии на отопление жилых помещений дома применялся расчет, утвержденный Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, а также малозначительность совершенного обществом правонарушения.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 12 мая 2011 года Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан в ходе внеплановых мероприятий по контролю на территории Приволжского района города Казани, проведенного на основании поступившего коллективного обращения граждан от 03 мая 2011 года по распоряжению заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан от 11 мая 2011 года, были выявлены нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей. Нарушения выразились в непредставлении потребителям (жителям дома N 34 по ул. Гарифьянова г. Казани) информации об исполнителе: сведения о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа, адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной службы, размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы путем размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах жилого дома N 34 по ул. Гарифьянова г. Казани или в пределах земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом. Выявлено также нарушение порядка ценообразования при расчете платы за коммунальные услуги, в частности за отопление в жилом доме N 34 по ул. Гарифьянова г. Казани. Заявителем применялся неправильный расчет (не по соответствующей формуле, без учета внесенных изменений) тарифа за отопление, что является нарушением п. 49, 17, 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, постановления руководителя исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 07 июня 2008 года N 2777 "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение".
Выявленные нарушения явились основанием для составления Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан протокола об административном правонарушении от 13 мая 2011 года, на основании которого 21 июня 2011 года было вынесено постановления N 538/з о привлечении ООО "УК ЖКХ Приволжского района" г. Казани к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 и ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Согласно ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
В подпункте 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам определение размеров платы за потребленные коммунальные ресурсы, объемы (количество) которых определены расчетным путем, дано со ссылкой на действующее законодательство Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно п. 17 Правил при применении тарифов, включающих в себя 2 и более составляющие (в частности, расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих.
Постановлением руководителя исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 13 октября 2008 года N 6525 в постановление руководителя ИК МО г. Казани от 07 июня 2008 года N 2777 были внесены изменения выраженные в приведении формулы расчета за тепловую энергию в соответствие с постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Если ранее формула рассчитывалась из объема здания многоквартирного дома, то после внесения изменений 13 октября 2008 года в постановление от 07 июня 2008 года N 2777, в формуле при расчетах за тепловую энергию объем здания изменен на площадь всех жилых помещений жилого дома.
Таким образом, учитывая, что объем, измеряемый в куб. м, больше, чем площадь, измеряемая в кв. м, то произведенный расчет подразумевает изменение тарифа. Соответственно, доводы заявителя о том, что, начисления за тепловую энергию произведены согласно установленным нормативам, несостоятельны, поскольку не подтверждаются материалами дела.
Как видно из материалов дела, заявителем при определении нормативного количества тепловой энергии на отопление жилого дома N 34 по ул. Гарифьянова г. Казани применялся порядок расчета по формуле постановления руководителя ИК МО г. Казани от 07 июня 2008 года N 2777 "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение" без учета внесенных постановлением от 13 октября 2008 года изменений.
Вышеизложенные обстоятельства, установленные административным органом и не опровергнутые заявителем, свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Подпунктом "п" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг установлена обязанность предоставить потребителю следующую информацию об исполнителе: наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов).
Исходя из анализа указанных норм следует, что исполнитель обязан доводить необходимую информацию до сведения потребителей не только при заключении договора, но и путем размещения такой информации на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов.
В ходе проверки Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан было установлено, что вышеуказанная информация отсутствовала на досках объявлений во всех подъездах жилого дома N 34 по ул. Гарифьянова г. Казани и в пределах земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом.
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы образует объективную сторону правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Частью 1 ст. 14.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы в виде предупреждения или наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Факт совершения обществом правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ и ч. 2 чт. 14.6 КоАП РФ, доказан материалами дела.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем для соблюдения вышеозначенных правил и норм, а также прав потребителей на получение информацию, тогда как такая возможность у него имелась.
В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В пункте 18.1 указанного постановления также разъясняется, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Доказательств исключительности обстоятельств, способствующих совершению правонарушений, не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о произведенном перерасчете коммунальных платеже за отопление и предоставлении жильцам информации об исполнителе услуг не принимаются в качестве обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности допущенных нарушений. Добровольное устранение последствий совершенного правонарушения не является обстоятельством, исключающим административную ответственность, оно может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего ее, на основании ст. 4.2 КоАП РФ.
В результате совершения заявителем правонарушений возникла существенная угроза охраняемым общественным отношениям в сфере государственного регулирования тарифов на коммунальные услуги. Кроме того, правонарушения нарушают права и законные интересы потребителей коммунальных услуг.
Арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного им правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
При назначении наказания административным органом в соответствии с ч. 1 ст. 14.8 и ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ штраф был назначен в минимальном размере санкции, установленной ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, предусматривающей более строгое наказание относительно ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, - в размере 100 000 рублей.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Ссылка в апелляционной жалобе на применение ООО "Расчетный центр", с которым заявитель заключен агентский договор, при определении нормативного количества тепловой энергии на отопление жилых помещений дома применялся расчет, утвержденный Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, отклоняется. в данном случае в отношениях с жильцами дома N 34 по ул. Гарифьянова г. Казани организацией, оказывающей коммунальные услуги, является заявитель, которым не был применен расчет тарифов на коммунальные услуги в установленном законодательством порядке, а не ООО "Расчетный центр".
Доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобы не приведено.
На основании изложенного решение суда от 12 августа 2011 года следует оставить без изменения, апелляционную жалобу управляющей компании - без удовлетворения.
Исходя из положений ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 августа 2011 года по делу N А65-16263/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" г. Казани - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)