Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.05.2010 N 18АП-3333/2010 ПО ДЕЛУ N А34-9105/2009

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2010 г. N 18АП-3333/2010

Дело N А34-9105/2009
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Костина В.Ю., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ЭнергоКурган" на решение Арбитражного суда Курганской области от 12.03.2010 по делу N А34-9105/2009 (судья Полякова А.И.), при участии: от открытого акционерного общества "ЭнергоКурган" - Ефремова Р.Р. доверенность N 31-09 от 23.09.2009),

установил:

открытое акционерное общество "ЭнергоКурган" (далее - ОАО "ЭнергоКурган", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным вынесенного в отношении него предписания Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее - Инспекция, заинтересованное лицо) от 26.10.2009 N 0000660 об устранении нарушений законодательства.
Определениями суда от 20.01.2010 и 15.02.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное унитарное предприятие города Кургана "Городские электрические сети" (далее - МУП г. Кургана "ГЭС") и общество с ограниченной ответственностью "Восток-Центр" (далее - ООО "Восток-Центр").
Решением Арбитражного суда Курганской области от 12.03.2010 (резолютивная часть решения объявлена 04.03.2010) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "ЭнергоКурган" обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что система водоснабжения, обеспечивающая подачу воды до жилого дома, работоспособна, необходимости в ее ремонте и реконструкции нет. Трасса горячего водоснабжения входит в состав общего имущества собственников жилых помещений жилого дома, которые обязаны нести расходы на содержание этого имущества. Заявитель не вправе осуществлять в отношении этого имущества какие-либо действия. Внутридомовые работы, наладку, ремонт и реконструкцию должна осуществлять организация, обслуживающая жилищный фонд, тогда как заявитель такой организацией не является. Кроме того, считает, что данный вид работ не является аварийным, и не может проводиться в холодное время года. Данный вид работ относится к новому строительству, для чего необходимы дополнительные денежные средства. Считает, что предписание нарушает его законные права и интересы, поскольку возлагает на него обязанность по несению необоснованных дополнительных материальных затрат.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
В материалы дела от ООО "Восток-Центр" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность обжалованного судебного акта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, полагает обжалованный судебный акт не подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела Инспекцией 23.10.2009 в связи с поступлением жалобы жильца дома N 127 по ул. К. Мяготина в г. Кургане, проведены внеплановые контрольные мероприятия, итоги которых зафиксированы в акте N 1780 от 26.10.2009. Указанным актом, в том числе установлено, что: в ТП N 141 температура горячей воды, подаваемой на дом составляет +65 - 66 С; в ТП N 141 циркуляционный насос имеется, но не функционирует, трубопровод системы циркуляции ГВС выведен из строя; циркуляционная система горячего водоснабжения внутри дома имеется; обратный трубопровод циркуляционной системы горячего водоснабжения выведен за пределы строения; температура горячей воды в точке разбора (кв. 157, 8 эт. в течение 30 мин.) составляет: начало пуска воды в 15 час. 10 мин. - (26 - 27) С, 15 час. 20 мин. - (30 - 31) С, 15 час. 30 мин - + (33 - 34) С, 15 час. 40 мин. + (37 - 38) С, чем нарушены п. 5.3.1, 5.3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, ГОСТ 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги", принятого и введенного в действие постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 3037 (далее - Правила).
По итогам проверки в отношении заявителя Инспекцией выдано предписание N 0000660 от 26.10.2009, которым заявителю предписано в срок до 30.11.2009 восстановить работоспособность системы горячего водоснабжения в соответствии с проектом и пунктами 5.3.1, 5.3.4 ПиН, п. 49 Правил, п.п. 4.12, 4.12.2, 4.12.3 ГОСТ.
Считая указанное предписание незаконным, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из вывода о правомерности содержащихся в предписании требований.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Оспоренное предписание внесено Инспекцией в пределах полномочий, предоставленных ей п. 1.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, п.п. 5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086, п.п. 4.1.1, 4.1.2 Положения о государственной жилищной инспекции Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.06.2005 N 219.
Согласно пункту 3.1 Устава ОАО "ЭнергоКурган", общество создано с целью получения прибыли и одним из основных видов его деятельности является поставка (продажа) тепловой энергии.
Такую поставку заявитель осуществляет и в дом N 127 по ул. К. Мяготина в г. Кургане, используя разводящие сети от теплопункта N 141 (ТП ст. Кургана) по ул. К. Мяготина до жилого дома N 127 по ул. К. Мяготина в г. Кургане.
Оплата за поставленную горячую воду и теплоснабжение осуществляется гражданами заявителю в соответствии с тарифом, установленным для заявителя решением Курганской городской Думы от 14.01.2009 N 2.
Содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома N 127 по ул. К. Мяготина в г. Кургане занимается ООО "Восток-Центр".
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Согласно ч. 3 ст. 39 этого же Кодекса, правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
П.п. 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 установлено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества включается также внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Внешней границей сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В соответствии с п. 7 Правил N 307, при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Письмом от 20.03.2007 N 4967-СК/07 Министерства регионального развития Российской Федерации даны разъяснения по применению пункта 7 Правил, в соответствии с которыми: в случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы (отношения ресурсоснабжения), ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения. В указанном случае, согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник помещения является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией.
Частью 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Согласно ст. 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Требования к качеству предоставляемых коммунальных услуг содержатся в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Требования к качеству подачи горячей воды в жилые дома, а также к ремонту системы ГВС предусмотрены п. 5.3.1, 5.3.4 Правил эксплуатации.
Инспекция в ходе проверки установила нарушение указанных норм Правил эксплуатации.
Поскольку в рассматриваемом случае ОАО "ЭнергоКурган", используя разводящие сети от теплопункта к жилому дому N 127 по ул. К. Мяготина в г. Кургане, осуществляет функции ресурсоснабжающей организацией по подаче горячей воды в проверенный Инспекцией жилой дом, вступает в непосредственные отношения с потребителями, получая от собственников помещений оплату за поставляемую горячую воду, а исправное состояние системы горячего водоснабжения дома является необходимым условием для надлежащего оказания таких услуг, оспариваемое предписание следует признать выданным Инспекцией надлежащему лицу.
С учетом этих обстоятельств, оснований для удовлетворения требований заявителя о признании недействительным предписания Инспекции не имеется.
Кроме того, как обоснованно указано судом первой инстанции, ранее судами трех инстанций при рассмотрении спора с участием этих же сторон был рассмотрен вопрос о законности вынесенного в адрес заявителя предписания Инспекции о восстановлении циркуляционной системы горячего водоснабжения дома N 127 по ул. К. Мяготина в г. Кургане. Решением Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-2417/2009, оставленным без изменения постановлениями Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда и Федерального Арбитражного суда Уральского округа отказано в удовлетворении требований ОАО "ЭнергоКурган" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции от 10.04.2009 N 0000225. При этом установлено наличие у общества обязанности по предоставлению качественной услуги по горячему водоснабжению потребителям - жильцам указанного дома, а также неисполнение обществом этой обязанности ввиду ненадлежащего состояния системы горячего водоснабжения дома.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно отказал ОАО "ЭнергоКурган" в удовлетворении заявленных им требований.
Ссылка заявителя жалобы на то обстоятельство, что предписание возлагает на заявителя обязанность по несению необоснованных дополнительных финансовых затрат, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку при условии законности оспоренного предписания возможность несения заявителем связанных с исполнением такого предписания затрат для целей рассмотрения настоящего спора значения не имеет.
При таких обстоятельствах изложенные в апелляционной жалобе заявителя доводы подлежат отклонению. Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 12.03.2010 по делу N А34-9105/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ЭнергоКурган" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
судья
А.А.АРЯМОВ
Судьи
В.Ю.КОСТИН
Н.Г.ПЛАКСИНА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)