Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 20.08.2009 ПО ДЕЛУ N А65-20008/2008

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2009 г. по делу N А65-20008/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Панорама-Групп", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.02.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2009
по делу N А65-20008/2008
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Панорама-Групп" к Управлению наружной рекламы и информации исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Исполнительному комитета муниципального образования г. Казани, о признании незаконным решения Управления наружной рекламы и информации исполнительного комитета муниципального образования г. Казани об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции и обязание его выдать обществу с ограниченной ответственностью "Панорама-Групп" разрешения на размещение рекламы, выраженное в письме от 29.08.2008 N 1579-01, с участием заинтересованных лиц - муниципального учреждения "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", администрации Ново-Савиновского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом", г. Казань,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Панорама-Групп" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения муниципального учреждения Управления наружной рекламы и информации исполнительного комитета муниципального образования г. Казани (далее - Управление) об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции по адресу: г. Казань, ул. Чистопольская, дом 43, выраженного в письме от 29.08.2008 N 1579-01, и обязании выдать Обществу разрешение на размещение рекламы.
Решением суда от 26.02.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2009, в удовлетворении заявления Общества отказано.
При этом суды сделали вывод о том, что Обществом предоставлен Управлению неполный пакет документов и с собственниками многоквартирного дома N 43 по улице Чистопольской не был заключен соответствующий договор.
В кассационной жалобе Общество просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении его заявления, мотивируя это нарушением судами норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит правовых оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, Общество обратилось в Управление с заявлением о выдаче разрешения на размещение средств наружной рекламы - брандмауэра площадью 10х16 метров, с подсветом - на фасаде дома 43 по улице Чистопольская г. Казани.
Управлением Обществу направлено письмо от 29.08.2008 за N 1579-01, в котором указано, что Обществу возвращается представленный пакет документов в связи с тем, что не аннулировано ранее зарегистрированное заявление общества с ограниченной ответственностью "Панорама" на выдачу разрешения, не представлен договор с собственником многоквартирного дома.
Письмом от 30.09.2008 Управление также указало, что при наличии доли муниципальной собственности для заключения договора и получения разрешения на установку рекламной конструкции проводятся торги.
Коллегия выводы судов об отказе в удовлетворении заявленных требований находит правильными.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток и иных технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.
Частями 5, 11 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами данного Федерального закона и гражданского законодательства. Для получения разрешения на размещение рекламной конструкции к заявлению прилагаются: данные о заявителе - данные о государственной регистрации юридического лица, подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.
Согласно пунктам 2, 17.1 статьи 40 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением представительного органа муниципального образования города Казани от 17.12.2005 N 3-5, (с изменениями от 08.06.2006, 11.12.2006, 16.08.2007, 26.06.2008) исполнительный комитет в сфере управления муниципальной собственностью осуществляет формирование муниципальной собственности и управление муниципальной собственностью города Казани, выдает и аннулирует разрешения на установку рекламных конструкций на территории города Казани, выдает предписания на демонтаж самовольно установленных рекламных конструкций, обращается в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции.
В соответствии с пунктом 3.3 решения Казанской городской Думы от 18.10.2006 N 35-12 "О размещении средств наружной рекламы и информации в городе Казани" исполнительный комитет города Казани в лице уполномоченных им органов и должностных лиц выдает разрешения на размещение рекламных конструкций и определяет процедуру рассмотрения документов на установку рекламных конструкций и средств наружной информации; обеспечивает подготовку и заключение договоров на размещение рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 7.1 указанного решения предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником (правообладателем) земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объектах муниципальной собственности заключается органом, уполномоченным исполнительным комитетом.
Уполномоченным органом в сфере развития и размещения средств наружной рекламы и информации на территории города Казани является Управление наружной рекламы на основании его Положения (приложение к решению Казанского городской Думы от 24.12.2005 N 11-5 с дополнениями от 22.11.2007 N 15-24). Согласно пункту 3.2 Положения Управление осуществляет выдачу (отказ в выдаче) разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, обеспечение заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории г. Казани.
Пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, сантехническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу пунктов 2, 4 статьи 36, подпункта 3 пункта 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Исходя из положений подпункта 1 пункта 2 статьи 137, пункта 6 статьи 138, подпункта 12 пункта 2 статьи 145, подпункта 3 пункта 2 статьи 152 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществу собственников жилья в силу закона принадлежит право для достижения целей своей деятельности и в интересах собственников помещений в многоквартирном доме предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме. Принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Доказательств создания товарищества собственников жилья Обществом не представлено. Установлено, что товарищества собственников жилья в доме N 43 по улице Чистопольская не создано и управление домом передано обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом".
Согласно протоколу от 08.07.2008 общего собрания собственников многоквартирного дома в форме заочного голосования инициатором собрания в форме заочного голосования явилась Игнатьева М.П. (собственник квартиры N 88). По вопросу повестки общего собрания "О передаче места на торцевой стене в пользование заявителя для установки рекламной конструкции" проголосовали 70,78% собственников, протокол подписан инициатором собрания Игнатьевой М.П.
Суды сделали правильный вывод о том, что Игнатьева М.П. не является лицом, уполномоченным в порядке части 3 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации и ей не представлена доверенность, выданная в письменной форме всеми или большинством собственников помещений в многоквартирном доме.




В материалы дела в порядке части 5 статьи 64 Жилищного кодекса Российской Федерации не были представлены документы, оформленные в письменной форме решения собственников по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования.
Федеральным законом от 21.07.2007 N 193-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", согласно которым заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящимся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5.1 статьи 19).
Следовательно, торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции проводятся лишь в том случае, если земельный участок, здание или иное недвижимое имущество находится в государственной или муниципальной собственности.
Как видно из материалов дела, жилые помещения в жилом доме, на котором Общество намерено разместить рекламу, находятся не только в муниципальной собственности муниципального образования города Казани, но и в собственности граждан. Следовательно, общее имущество в данном доме принадлежит на праве общей долевой собственности гражданам и муниципальному образованию города Казани. Таким образом, право пользования общим имуществом жилого дома не подлежит выставлению на торги. Иное бы повлекло ущемление прав граждан - собственников жилых помещений и общего имущества в жилом доме.
Исходя из положений Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 36, 37, 44, 46, 47, 48) передача отдельных частей здания в аренду (пользование) допускается по решению сособственников общего имущества (собственников помещений в здании).
Следовательно, по решению собственников помещений указанного жилого дома может быть заключен договор аренды несущей стены для размещения наружной рекламы. Стороной указанного договора на стороне арендодателя могут выступить все сособственники общего имущества жилого дома, здания, которые образуют солидарную или долевую множественность лиц в соответствии с законодательством.
Исходя из изложенного, суды сделали правильные выводы о том, что Управление обоснованно отказало Обществу в выдаче разрешения на размещение наружной рекламы, поскольку Обществом в Управление не был представлен договор аренды на размещение рекламной конструкции на стене указанного жилого дома.
При таких обстоятельствах, коллегия судебные акты находит законными и обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.02.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2009 по делу N А65-20008/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)