Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.10.2011 ПО ДЕЛУ N А55-23397/2010

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2011 г. по делу N А55-23397/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011
по делу N А55-23397/2010
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Квартал-129" (ИНН 6315945399, ОГРН 1036300441176) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" (ИНН 6310000026, ОГРН 1026301421068) о взыскании 531 007,22 руб., третьи лица: Федеральная служба по тарифам России, Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области,
установил:

товарищество собственников жилья "Квартал-129" (далее - ТСЖ "Квартал-129", товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Самара", Общество, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 531 007,22 руб. за период с августа 2007 года по июль 2010 года.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.03.2011 (с учетом определения об исправлении опечатки от 18.03.2011), оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011, иск удовлетворен частично: с ООО "Газпром межрегионгаз Самара" в пользу ТСЖ "Квартал-129" взыскано неосновательное обогащение в сумме 377 894,73 руб. В остальной части в иске отказано.
ООО "Газпром межрегионгаз Самара" в кассационной жалобе просит отменить названные решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, считая, что судами нарушены нормы материального права, не применены нормы, подлежащие применению, и их выводы не соответствуют правовым нормам, регулирующим газоснабжение в Российской Федерации. По мнению заявителя, ТСЖ "Квартал-129" не может требовать применения розничных цен на газ, установленных для граждан, поскольку жильцы квартир и владельцы нежилых помещений не являются потребителями газа, розничная цена на газ может применяться только к услугам по газоснабжению, когда поставка газа осуществляется непосредственно в жилые помещения граждан. Доводы Общества подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
ТСЖ "Квартал-129" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Третьи лица надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, ТСЖ "Квартал-129" является исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги потребителям - жильцам жилого дома по адресу: г. Самара, ул. Садовая, д. 256.
Отношения сторон в спорный период обусловлены договорами поставки и транспортировки газа от 01.08.2007 N 45-4-2775/08, от 28.11.2008 N 45-4-2775/09, от 11.12.2009 N 45-4-4092/10, по условиям которых ООО "Газпром межрегионгаз Самара" обязуется поставлять (реализовывать) газ горючий природный Товариществу на крышную котельную в количестве, установленном в таблице N 1 и оказывать снабженческо-сбытовые услуги, а ТСЖ "Квартал-129" обязуется отбирать газ в указанном количестве и своевременно оплачивать стоимость газа и снабженческо-сбытовых услуг в порядке, установленном договором.
Судом установлено, что при расчете за поставленный газ по вышеуказанным договорам в спорный период ответчиком применялись тарифы, установленные для промышленных потребителей.
Посчитав, что со стороны ответчика имеется неосновательное обогащение в виде разницы между суммой, начисленной Обществом по тарифу, установленному для промышленных потребителей, и суммой, рассчитанной Товариществом по тарифу, установленному для населения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
Статья 4 Закона о газоснабжении закрепляет основные принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, одним из которых является определение основ ценовой политики в отношении газа.
В целях реализации государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации (статья 8 Закона о газоснабжении).
В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат оптовые цены на газ, установленные для реализации конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям; а также розничные цены на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных потребностей. При этом государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом методических указаний федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, проживающих на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Данными Правилами предусмотрено предоставление коммунальных услуг потребителю через исполнителя - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, предоставляющего коммунальные услуги, производящего или приобретающего коммунальные ресурсы и отвечающего за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 разъяснено, что при заключении договоров товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) действуют не как хозяйствующие субъекты с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, ЖСК. Соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ, ЖСК, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ, ЖСК оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства ТСЖ "Квартал-129" отвечает признакам исполнителя коммунальных услуг и в силу статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов ее членов.
Судебными инстанциями установлено, что ТСЖ "Квартал-129" не имеет центрального теплового пункта, предназначенного для присоединения систем теплопотребления двух и более зданий, как это предусмотрено Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, если исполнителем является товарищество собственников жилья, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, исполнитель коммунальных услуг в лице товарищества собственников жилья вправе приобретать газ у ресурсоснабжающей организации по тарифам, установленным для граждан. Данный вывод соответствует нормам права, регулирующим отношения в сфере газоснабжения, и сложившейся арбитражной практике.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций правомерно пришли к выводу о том, что исходя из приведенного требования пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам расчет размера платы за приобретение ТСЖ "Квартал-129" газа должен осуществляться по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Суды по заявлению ответчика применили срок исковой давности к требованиям о взыскании неосновательного обогащения за период с августа по октябрь 2007 года в сумме 10 434,54 руб. и признали обоснованным довод ответчика о том, что истцом в расчет неосновательного обогащения неправомерно включена стоимость снабженческо-сбытовых услуг на сумму 69 085,59 руб. за период с января 2008 года по июль 2010 года, указав, что стоимость снабженческо-сбытовых услуг в стоимость поставленного ответчику газа не входит. Суды также исключили из расчета неосновательного обогащения площадь нежилых помещений, расположенных в спорном доме, используемых для коммерческих целей (магазины и офисы), которая составляет 3 548,90 кв. м (16,3% от общей площади дома).
С учетом изложенного судебные инстанции сделали вывод о том, что размер неосновательного обогащения за период с ноября 2007 года по июль 2010 года составляет 377 894,73 руб. (531 007,22 руб. - 10 434,54 руб. -69 085,59 руб. - (451 487,09 руб. х 16,3 : 100).
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и отклоняются судом округа, поскольку не опровергают выводы судебных инстанций и направлены по существу на переоценку установленных судами обстоятельств, исследованных доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 18.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 по делу N А55-23397/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)