Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от истцов: объединения товариществ собственников жилья "Партнер" и товарищества собственников жилья "Станичное" - М. (д-ти от 01.04.2008, 11.10.2007), в отсутствие ответчика - администрации Предгорного муниципального района, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу объединения товариществ собственников жилья "Партнер" и товарищества собственников жилья "Станичное" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.12.2007 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2008 по делу N А63-11679/2007-С2-14, установил следующее.
Объединение товариществ собственников жилья "Партнер" (далее - объединение) и товарищество собственников жилья "Станичное" (далее - товарищество) обратились с заявлением к администрации Предгорного муниципального района (далее - администрация) об обязании осуществить формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: Предгорный район, ст. Ессентукская, ул. Гагарина 7-Б, 7-В, 7-Г; обеспечить изготовление схемы границ земельного участка, утвердить границы земельного участка и провести государственный кадастровый учет земельного участка (уточненные требования).
Решением от 07.12.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.03.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что изготовление проектов границ земельных участков под многоквартирными жилыми домами и постановкой таких участков на государственный кадастровый учет выходят за рамки полномочий органов местного самоуправления, у администрации отсутствует обязанность по финансированию расходов, связанных с изготовлением землеустроительного дела и постановкой земельного участка на кадастровый учет. Апелляционный суд указал, что при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка заявители не предоставили кадастровую карту и не обратились с заявлением о ее изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, поэтому у администрации отсутствовали правовые основания для проведения каких-либо мероприятий и принятия решения в отношении спорного земельного участка.
В кассационной жалобе объединение и товарищество просят отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования, считая их подлежащими удовлетворению в силу статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статей 136, 142 149 Жилищного кодекса Российской Федерации. По мнению заявителей, названные нормы подтверждают необоснованность отказа администрации от формирования земельного участка, в связи с чем, судебные инстанции неправомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда кассационной инстанции представитель объединения и товарищества поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как установлено судебными инстанциями, на основании договора о сотрудничестве от 25.08.2006 N 15 объединение, действуя в интересах товарищества, обратилось в администрацию с заявлениями от 30.10.2006 N 240 и 14.12.2006 N 279 о формировании границ и размера земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: Предгорный район, ст. Ессентукская, ул. Гагарина, 7-Б, 7-В, 7-Г и иные, объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого дома для последующей передачи в общую долевую собственность собственников помещений указанного дома (т.1 л. д. 12, 14, 39)
В письме от 04.04.2007 N 294 управление имущественных и земельных отношений администрации сообщило товариществу, что формирование земельного участка невозможно осуществить без проведения работ по установлению границ земельного участка, которые включают изготовление документации (проектный план, пояснительная записка, акт согласования и т.д.) специализированными организациями и утверждения проекта границ администрацией. Управление предложило заявителю обеспечить изготовление проекта границ земельного участка в специализированной организации для дальнейшего его утверждения, установления границ участка на местности и определения вида его разрешенного использования (т. 1, л. д. 23).
Считая, что администрация незаконно отказывается от выполнения работ по формированию земельного участка и их финансирования, товарищество и общество обратились в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. В пункте 2 данной статьи указано, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В соответствии с пунктами 1 - 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана)., который в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пункт 7 статьи 36 Кодекса устанавливает, что в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивают изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждают проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно пункту 8 статьи 36 Кодекса орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка и направляет заявителю копию решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании указанного проекта за счет заявителя устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.02 N 396, Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы обеспечивают проведение территориального землеустройства в соответствии с решениями органов государственной власти, а также на землях, находящихся в федеральной собственности. Территориальное землеустройство остальных объектов землеустройства проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании договора по инициативе органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. В соответствии с пунктом 7 Положения технические условия и требования проведения землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, а также межевании объектов землеустройства устанавливаются Федеральной службой земельного кадастра России. В подпункте "а" пункта 9 Положения определено, что работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты.
В подпунктах 14.1 и 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, указано, что определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей. Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ.
Из данных норм не следует, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, финансирует орган местного самоуправления. Работы по изготовлению проекта границ земельного участка, кадастровой карты и установлению границ участка на местности выполняются за счет лица, обратившегося с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Получение иной необходимой информации о земельном участке осуществляется за счет государственных органов, ответственных за внесение этих данных в кадастровую карту земельного участка (статьи 22, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, обязанность по утверждению проекта границ земельного участка, принятию решения о предоставлении и обеспечения изготовления кадастровой карты может быть исполнена органом местного самоуправления при условии личного участия заявителя в совершения действий, необходимых для утверждения границ земельного участка и выполнения работ по межеванию объекта землеустройства. Границы земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического использования земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, красных линий, границ смежных земельных участков и естественных границ формируемого участка. Заявитель должен указать, в каких границах фактического пользования и какую ориентировочную площадь испрашиваемого земельного участка необходимо установить и утвердить, а также выяснить наличие смежных землепользователей и согласовать с ними границы участка в установленном порядке. Данные действия конкретизируют волеизъявление заявителя и носят личный характер, поэтому не могут быть совершены органом местного самоуправления. Доводы о том, что изготовление проекта границ участка, установление границ земельного участка на местности и изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка должно осуществляться за счет органа местного самоуправления, не могут быть приняты во внимание, так как в силу пункта 8 статьи 36 Кодекса эти работы осуществляются за счет заявителя.
Между тем доводы заявителя при обращении в арбитражный суд основаны на утверждении, что все работы по формированию земельного участка, занятого многоквартирным домом, администрация обязана финансировать за счет бюджета и без участия заявителя, что не предусмотрено приведенными нормативными актами.
Выступая в интересах товарищества, объединение после обращения с заявлением о предоставлении земельного участка должно на основании договора со специализированной организацией оплатить работы по определению границ объекта землеустройства, принять участие в мероприятиях по определению границ объекта землеустройства на местности и предоставить землеустроительную документацию для изготовления кадастровой карты. С момента формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в силу пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
С учетом изложенного, судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований. Основания для отмены судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.12.2007 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2008 по делу N А63-11679/2007-С2-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 23.07.2008 N Ф08-3623/2008 ПО ДЕЛУ N А63-11679/2007-С2-14
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2008 г. N Ф08-3623/2008
Дело N А63-11679/2007-С2-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от истцов: объединения товариществ собственников жилья "Партнер" и товарищества собственников жилья "Станичное" - М. (д-ти от 01.04.2008, 11.10.2007), в отсутствие ответчика - администрации Предгорного муниципального района, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу объединения товариществ собственников жилья "Партнер" и товарищества собственников жилья "Станичное" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.12.2007 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2008 по делу N А63-11679/2007-С2-14, установил следующее.
Объединение товариществ собственников жилья "Партнер" (далее - объединение) и товарищество собственников жилья "Станичное" (далее - товарищество) обратились с заявлением к администрации Предгорного муниципального района (далее - администрация) об обязании осуществить формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: Предгорный район, ст. Ессентукская, ул. Гагарина 7-Б, 7-В, 7-Г; обеспечить изготовление схемы границ земельного участка, утвердить границы земельного участка и провести государственный кадастровый учет земельного участка (уточненные требования).
Решением от 07.12.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.03.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что изготовление проектов границ земельных участков под многоквартирными жилыми домами и постановкой таких участков на государственный кадастровый учет выходят за рамки полномочий органов местного самоуправления, у администрации отсутствует обязанность по финансированию расходов, связанных с изготовлением землеустроительного дела и постановкой земельного участка на кадастровый учет. Апелляционный суд указал, что при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка заявители не предоставили кадастровую карту и не обратились с заявлением о ее изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, поэтому у администрации отсутствовали правовые основания для проведения каких-либо мероприятий и принятия решения в отношении спорного земельного участка.
В кассационной жалобе объединение и товарищество просят отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования, считая их подлежащими удовлетворению в силу статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статей 136, 142 149 Жилищного кодекса Российской Федерации. По мнению заявителей, названные нормы подтверждают необоснованность отказа администрации от формирования земельного участка, в связи с чем, судебные инстанции неправомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда кассационной инстанции представитель объединения и товарищества поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как установлено судебными инстанциями, на основании договора о сотрудничестве от 25.08.2006 N 15 объединение, действуя в интересах товарищества, обратилось в администрацию с заявлениями от 30.10.2006 N 240 и 14.12.2006 N 279 о формировании границ и размера земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: Предгорный район, ст. Ессентукская, ул. Гагарина, 7-Б, 7-В, 7-Г и иные, объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого дома для последующей передачи в общую долевую собственность собственников помещений указанного дома (т.1 л. д. 12, 14, 39)
В письме от 04.04.2007 N 294 управление имущественных и земельных отношений администрации сообщило товариществу, что формирование земельного участка невозможно осуществить без проведения работ по установлению границ земельного участка, которые включают изготовление документации (проектный план, пояснительная записка, акт согласования и т.д.) специализированными организациями и утверждения проекта границ администрацией. Управление предложило заявителю обеспечить изготовление проекта границ земельного участка в специализированной организации для дальнейшего его утверждения, установления границ участка на местности и определения вида его разрешенного использования (т. 1, л. д. 23).
Считая, что администрация незаконно отказывается от выполнения работ по формированию земельного участка и их финансирования, товарищество и общество обратились в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. В пункте 2 данной статьи указано, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В соответствии с пунктами 1 - 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана)., который в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пункт 7 статьи 36 Кодекса устанавливает, что в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивают изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждают проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно пункту 8 статьи 36 Кодекса орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка и направляет заявителю копию решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании указанного проекта за счет заявителя устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.02 N 396, Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы обеспечивают проведение территориального землеустройства в соответствии с решениями органов государственной власти, а также на землях, находящихся в федеральной собственности. Территориальное землеустройство остальных объектов землеустройства проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании договора по инициативе органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. В соответствии с пунктом 7 Положения технические условия и требования проведения землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, а также межевании объектов землеустройства устанавливаются Федеральной службой земельного кадастра России. В подпункте "а" пункта 9 Положения определено, что работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты.
В подпунктах 14.1 и 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, указано, что определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей. Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ.
Из данных норм не следует, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, финансирует орган местного самоуправления. Работы по изготовлению проекта границ земельного участка, кадастровой карты и установлению границ участка на местности выполняются за счет лица, обратившегося с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Получение иной необходимой информации о земельном участке осуществляется за счет государственных органов, ответственных за внесение этих данных в кадастровую карту земельного участка (статьи 22, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, обязанность по утверждению проекта границ земельного участка, принятию решения о предоставлении и обеспечения изготовления кадастровой карты может быть исполнена органом местного самоуправления при условии личного участия заявителя в совершения действий, необходимых для утверждения границ земельного участка и выполнения работ по межеванию объекта землеустройства. Границы земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического использования земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, красных линий, границ смежных земельных участков и естественных границ формируемого участка. Заявитель должен указать, в каких границах фактического пользования и какую ориентировочную площадь испрашиваемого земельного участка необходимо установить и утвердить, а также выяснить наличие смежных землепользователей и согласовать с ними границы участка в установленном порядке. Данные действия конкретизируют волеизъявление заявителя и носят личный характер, поэтому не могут быть совершены органом местного самоуправления. Доводы о том, что изготовление проекта границ участка, установление границ земельного участка на местности и изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка должно осуществляться за счет органа местного самоуправления, не могут быть приняты во внимание, так как в силу пункта 8 статьи 36 Кодекса эти работы осуществляются за счет заявителя.
Между тем доводы заявителя при обращении в арбитражный суд основаны на утверждении, что все работы по формированию земельного участка, занятого многоквартирным домом, администрация обязана финансировать за счет бюджета и без участия заявителя, что не предусмотрено приведенными нормативными актами.
Выступая в интересах товарищества, объединение после обращения с заявлением о предоставлении земельного участка должно на основании договора со специализированной организацией оплатить работы по определению границ объекта землеустройства, принять участие в мероприятиях по определению границ объекта землеустройства на местности и предоставить землеустроительную документацию для изготовления кадастровой карты. С момента формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в силу пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
С учетом изложенного, судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований. Основания для отмены судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.12.2007 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2008 по делу N А63-11679/2007-С2-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)