Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 14.05.2010 ПО ДЕЛУ N 44-Г-556

Разделы:
Управление многоквартирным домом; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Членство в товариществе собственников жилья

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПРЕЗИДИУМ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2010 г. по делу N 44-г-556


Мировой судья Л.В.Рыбакова
Федеральный судья Т.П.Опалева

Президиум Пермского краевого суда в составе:
Председателя президиума Суворова С.А.
и членов президиума Бестолкова А.И., Суркова П.И., Яркова В.М., Бузмаковой О.Н., Елисеевой Е.Н., Акуловой И.Р.
при секретаре О.
рассмотрел гражданское дело по иску Товарищества собственников жилья <...> к С. о взыскании суммы, переданное на рассмотрение суда надзорной инстанции определением судьи Пермского краевого суда Красноперовой Г.В. от 23 апреля 2010 года.
Заслушав доклад судьи Красноперовой Г.В., объяснения представителя ТСЖ <...> Ш., президиум
установил:

Товарищество собственников жилья <...> (далее - ТСЖ <...>) обратилось в суд с иском к С. о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 27.034 рубля 75 копеек, в обоснование заявленных исковых требований истец указывал, что ответчик является собственником жилого помещения по адресу <...>, несвоевременно производит оплату жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем по состоянию на 01 декабря 2008 года образовалась задолженность.
Решением мирового судьи судебного участка N <...> Дзержинского района города Перми от 30 апреля 2009 года со С. в пользу ТСЖ <...> взыскана задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01 ноября 2006 года по 31 декабря 2008 года в размере 27.034 рубля 75 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 911 рублей 05 копеек.
Апелляционным определением Дзержинского районного суда города Перми от 18 февраля 2010 года решение мирового судьи судебного участка N <...> Дзержинского района города Перми от 30 апреля 2009 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба С. - без удовлетворения.
В надзорной жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 18 февраля 2010 года, С. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и приводит доводы о том, что в соответствии с решением общего собрания ТСЖ <...> размер платы за горячее и холодное водоснабжение исчисляется пропорционально общей площади принадлежащего члену ТСЖ жилого помещения, что не соответствует требованиям законодательства по установлению размера платы за коммунальные услуги. Кроме того, заявитель указывает, что судом при рассмотрении дела не была разграничена структура долга и ошибочно при расчете платы за коммунальные услуги, применен порядок, регулирующий размер платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Удовлетворяя исковые требования ТСЖ <...> о взыскании задолженности за коммунальные услуги, мировой судья исходил из того, что ответчик как собственник жилого помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание и ремонт общего имущества дома, при этом суд пришел к выводу о том, что коммунальные услуги по водоснабжению относятся к содержанию общего имущества дома, а поскольку начисления по предоставленному водоснабжению производились ресурсоснабжающими организациями на ТСЖ <...> в целом, ответчик должен оплачивать коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение) пропорционально общей площади принадлежащего ему жилого помещения, в соответствии со ст. 158 Жилищного кодекса РФ.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, суд второй инстанции не нашел оснований для его отмены или изменения, указав что порядок распределения расходов за коммунальные услуги был определен решением общего собрания членов ТСЖ <...>, указанное решение ответчиком обжаловано не было.
Президиум Пермского краевого суда находит надзорную жалобу обоснованной, решение мирового судьи судебного участка N <...> Дзержинского района города Перми от 30 апреля 2009 года и апелляционное определение Дзержинского районного суда города Перми от 23 сентября 2009 года подлежащими отмене в связи с существенными нарушениями норм материального права.
Согласно части 2 и 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- 1. плату за содержание и ремонт жилого помещения;
- 2. плату за коммунальные услуги.
Указанная норма закона определяет также указание на то, что включает в себя плата за содержание и ремонт жилого помещения /ч. 2 ст. 154 ЖК РФ/ и что включает в себя плата за коммунальные услуги /ч. 4 ст. 154 ЖК РФ/.
В соответствии с ч. 5 ст. 155 Жилищного кодекса РФ члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и(или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья.
На основании ч. 8 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер обязательных платежей и(или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья.
Исходя из анализа указанных норм права следует, что органы управления ТСЖ вправе устанавливать размер платежей, связанных с расходами на содержание общего имущества дома, в то время как размер платы за коммунальные услуги регулируется правовыми актами органов местного самоуправления об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном законом.
Как усматривается из содержания искового заявления, истцом были заявлены требования о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг.
Ответчик частично оплачивал предъявляемые к оплате счета, будучи не согласным с расчетом размера платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению, указывая, что размер платы за эти виды коммунальных услуг не может исчисляться исходя из площади занимаемого жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению.
На основании ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно п.п. "а" п. 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, в отношении горячего и холодного водоснабжения при выборе единицы измерения используется показатель - кубический метр на 1 человека, а размер платы за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение определяется по формулам, определенным в Постановлении Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Таким образом, расход воды производится на одного потребителя и начисление платы за водоснабжение пропорционально общей площади принадлежащего члену ТСЖ жилого помещения законом не предусмотрено.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, поэтому расчет платы может производиться только в соответствии с жилищным законодательством.
Суд ошибочно посчитал, что коммунальная услуга за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение относится к содержанию общего имущества многоквартирного дома и расходы на эти виды услуг определяются органами управления товарищества собственников жилья.
Вывод суда противоречит требованиям ст. 154 и ст. 157 ЖК РФ. Ни одна из приведенных судом норм права не определяет возможность исчисления размера платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению пропорционально площади жилого помещения собственника.
Решение мирового судьи участка N <...> от 30 апреля 2009 г. и апелляционное определение Дзержинского районного суда города Перми от 23 сентября 2009 г. года подлежат отмене с направлением дела на новое судебное разбирательство, поскольку в связи с неправильным применением норм материального права судом не были установлены юридически значимые для дела обстоятельства, которые подлежат установлению при новом рассмотрении, что исключает возможность вынесения нового решения судом надзорной инстанции.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум,
постановил:

Отменить решение мирового судьи судебного участка N <...> Дзержинского района города Перми от 30 апреля 2009 года и апелляционное определение Дзержинского районного суда города Перми от 23 сентября 2009 года.
Дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N <...> Дзержинского района г. Перми.
Председатель президиума
С.А.СУВОРОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)