Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.03.2010 ПО ДЕЛУ N А79-8076/2009

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2010 г. по делу N А79-8076/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 24.03.2010.
Постановление в полном объеме изготовлено 31.03.2010.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Протасова Ю.В., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ассоциации по комплексному развитию Прибрежного района г. Чебоксары "Берег"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 07.10.2009
по делу N А79-8076/2009,
принятое в составе: председательствующего судьи Новожениной О.А.,
судьями Ростовой З.М., Яхатиной С.Ю.
по заявлению Ассоциации по комплексному развитию Прибрежного района г. Чебоксары "Берег"
о признании незаконными заявления администрации г. Чебоксары и действий Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата",
при участии:
- от Ассоциации по комплексному развитию Прибрежного района г. Чебоксары "Берег" - Хохлова С.Н., председателя правления на основании протокола от 25.12.2009 N 12/02; Даниловой О.Г. по доверенности от 18.03.2010; Конюховой Л.Н. по доверенности от 15.03.2010;
- от администрации г. Чебоксары - Степанова С.А. по доверенности от 30.12.2009 N 29/01-5640, и

установил:

Ассоциация по комплексному развитию Прибрежного района г. Чебоксары "Берег" (далее - Ассоциация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным заявления администрации г. Чебоксары (далее - администрация) от 06.02.2009, направленного в адрес Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" (далее - Учреждение) на осуществление постановки на государственный кадастровый учет земельных участков по проспекту Соляное г. Чебоксары с разделением земельного участка с кадастровым номером 21:01:03 02 04:0024 на четыре земельных участка с присвоением кадастровых номеров 21:01:03 02 04:174, 21:01:03 02 04:175, 21:01:03 02 04:176, 21:01:03 02 04:177 и подготовки четырех кадастровых паспортов, действий Учреждения по разделению земельного участка с кадастровым номером 21:01:03 02 04:0024 на четыре вышеназванных земельных участка и о восстановлении прав Ассоциации на земельный участок с кадастровым номером 21:01:03 02 04:0024.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью НПП "Аршин" и товарищество собственников жилья "Соляное-1".
Решением от 07.10.2009 Арбитражный суд Чувашской Республики отказал заявителю в удовлетворении требований, указав на отсутствие к тому оснований.
Ассоциация не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, постановка на кадастровый учет земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 21:01:03 02 04:0024, произведена без согласования с землепользователем - Ассоциацией, которой указанный земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Как указала Ассоциация, фактически произошла ликвидация земельного участка с кадастровым номером 21:01:03 02 04:0024, в связи с чем Ассоциация лишена права постоянного (бессрочного) пользования этим участком, тогда как согласно статье 45 Земельного кодекса Российской Федерации прекращение права на землю возможно только по решению суда.
Представители Ассоциации в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу и ее представители в судебном заседании просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, а решение суда - оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Учреждение заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 07.10.2009 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, на основании Государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей N ЧР-21-013 Управлением Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике 08.08.2007 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования Ассоциации на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства жилого района "Прибрежный", общей площадью 329159 кв. м, расположенный по адресу: г. Чебоксары, пр. Соляное, кадастровый номер: 21:01:03 02 04:0024 (свидетельство о государственной регистрации права от 08.08.2007 серии 21 АА N 290292).
Согласно кадастровому плану указанного земельного участка его площадь ориентировочная; сведения о границах земельного участка не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке; сведения об участке подлежат уточнению при межевании.
14.05.2009 Ассоциация обратилась в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике (далее - УФАКОН по Чувашской Республике) с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, расположенных по адресу: г. Чебоксары, пр. Соляное.
Решением от 01.06.2009 N 01/09-04054 УФАКОН по Чувашской Республике отказало Ассоциации в осуществлении кадастрового учета в связи с использованием в качестве кадастровой основы неактуальных сведений ГКН, при этом указав, что земельный участок с кадастровым номером 21:01:03 02 04:0024 является преобразованным с последующими номерами 21:01:03 02 04:174, 21:01:03 02 04:175, 21:01:03 02 04:176 и 21:01:03 02 04:177.
Судом установлено, что 06.02.2009 администрация обратилась в Учреждение с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 21:01:03 02 04:0024, приложив Описание земельного участка и документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.
20.02.2009 УФАКОН по Чувашской Республике принято решение об осуществлении кадастрового учета, в результате чего указанный земельный участок был преобразован путем раздела на четыре земельных участка с кадастровыми номерами 21:01:03 02 04:174, 21:01:03 02 04:175, 21:01:03 02 04:176 и 21:01:03 02 04:177.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Ассоциации в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие совокупности приведенных условий влечет отказ заявителю в удовлетворении требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 11.8 Кодекса возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляется в соответствии со статьями 11.4 - 11.7 Кодекса.
При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование (пункт 1 статьи 11.4 Кодекса).
Пунктом 2 статьи 11.8 Кодекса предусмотрено, что у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
Судом установлено, что распоряжением администрации от 27.03.2003 N 714-р утвержден акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию 24-квартирного жилого дома с встроенными гаражами, встроенными хозяйственными блоками по пр. Соляное, д. 8, г. Чебоксары, из которого следует, что заказчиком (застройщиком) строительства жилого дома выступало закрытое акционерное общество "Ривер", а генеральным подрядчиком - Ассоциация.
Согласно пункту 1 статьи 35 Кодекса при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что, если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. При этом формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (пункты 3 и 4 статьи 16 данного Федерального закона).
Таким образом, изменение сведений о правах на земельный участок под многоквартирным домом внесены в порядке указанной нормы.
С учетом приведенных положений суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что собственники помещений, расположенных в жилом многоквартирном доме N 8 по пр. Соляное г. Чебоксары, находящемся на спорном земельном участке, имеют исключительное право на приобретение этого участка в собственность или в аренду в силу пункта 1 статьи 36 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 69 Кодекса землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законодательными и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации (пункт 7 статьи 69 Кодекса).
На основании пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".




В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 04.03.2008 N 312 "Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости", государственный кадастровый и иной учет объектов недвижимости в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет Роснедвижимость.
Статьей 18 Федерального закона N 221-ФЗ определено, что кадастровый учет осуществляется по месту нахождения объекта недвижимости в кадастровом округе, в границах которого расположен данный объект недвижимости.
В силу пункта 18 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35, выполнение кадастровых процедур сопровождается принятием решения: о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости; об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, а также об учете адреса правообладателя); снятия с учета объекта недвижимости; о внесении кадастровых сведений в государственный кадастр недвижимости в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия; об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
В соответствии с частью 2 статьи 16 и подпунктами 1, 2 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ постановка на государственный кадастровый учет земельного участка осуществляется на основании представляемого в орган кадастрового учета заявления.
Форма заявления установлена Приказом Минюста России от 20.02.2008 N 34 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества". К заявлению должны быть приложены: документ об уплате государственной пошлины, а также межевой план земельного участка.




Согласно приказу Росземкадастра от 02.10.2002 N П7327 документы о межевании, предоставляемые при постановке на кадастровый учет земельных участков, оформляются в виде описаний земельных участков. Описание должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков. Таким образом, постановка земельного участка на кадастровый учет зависит от результатов рассмотрения заявки и документов о межевании.
Проанализировав положения приведенных норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого заявления администрации.
При этом суд правомерно отметил, что, обращаясь с подобным требованием, Ассоциация в нарушение статей 198 и 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указала, каким конкретно нормам права не соответствует заявление администрации, не привела оснований для признаний его незаконным, не доказала нарушение этим заявлением ее прав и законных интересов.
Установив, что сведения о вновь образованных земельных участках в государственный кадастр объектов недвижимости вносило УФАКОН по Чувашской Республике в соответствии с требованиями Федерального закона N 221-ФЗ на основании заявления представителя собственника - администрации, суд правомерно указал и на отсутствие оснований для удовлетворения требований о признании незаконными действий Учреждения.
Арбитражный суд Чувашской Республики в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права и не противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом во внимание, апелляционная жалоба Ассоциации удовлетворению не подлежит.
В связи с предоставленной заявителю апелляционной жалобы отсрочкой по уплате государственной пошлины с него подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 07.10.2009 по делу N А79-8076/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ассоциации по комплексному развитию Прибрежного района г. Чебоксары "Берег" - без удовлетворения.
Взыскать с Ассоциации по комплексному развитию Прибрежного района г. Чебоксары "Берег" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
И.А.СМИРНОВА
Судьи
Ю.В.ПРОТАСОВ
Т.А.ЗАХАРОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)