Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 27.02.2012 ПО ДЕЛУ N А60-48687/2011

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 февраля 2012 г. по делу N А60-48687/2011

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ


Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего С.В. Плюсниной, судей И.В. Горбашовой, Ю.К. Киселева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.Н. Михайличенко, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению:
Товарищества собственников жилья "Эльмашевское" (ТСЖ "Эльмашевское); Товарищества собственников жилья "Калининец-96" (ТСЖ "Калининец-96); Товарищества собственников жилья "Стачек-70" (ТСЖ "Стачек-70); Товарищества собственников жилья "Ватутина" (ТСЖ "Ватутина"); Потребительского общества жилищно-эксплуатационный кооператив N 90 (ПО "ЖЭК N 90"); Товарищества собственников жилья "Липтос" (ТСЖ Липтос); Товарищества собственников жилья "Челюскинцев 21 - 23" (ТСЖ "Челюскинцев 21 - 23") к Региональной энергетической комиссии по Свердловской области (РЭК по Свердловской области) при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" (ООО СТК), Муниципального унитарного предприятия "Екатеринбургэнерго" (МУП "Екатеринбургэнерго"), открытого акционерного общества "ТГК-9" (ОАО ТГК-9), Товарищества собственников жилья "Аквариум" (ТСЖ "Аквариум"), Товарищества собственников жилья "Заречье-1" (ТСЖ "Заречье-1"), Товарищества собственников жилья "Космос" (ТСЖ "Космос"), Товарищества собственников жилья "Родонитовая 8", Потребительского жилищного кооператива "Заря", Жилищного кооператива "Уралстроймеханизация", Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
к Региональной энергетической комиссии по Свердловской области (ИНН 6671113500)
о признании недействующими нормативных правовых актов в части
при участии в судебном заседании:
от заявителя:
- ТСЖ "Эльмашевское" - Строганов С.И., председатель правления на основании выписки из протокола N 16 (паспорт), Гаврилова Т.А., представитель по доверенности от 01.10.2011;
- ТСЖ "Калининец-96" - Юшкова В.А., председатель правления на основании приказа N 1; (паспорт);
- ТСЖ "Стачек-70" Гаврилова Т.А., представитель по доверенности от 01.10.2011;
- ТСЖ "Ватутина" - Гаврилова Т.А., представитель по доверенности от 01.10.2011;
- ПО "ЖЭК N 90" - Гаврилова Т.А., представитель по доверенности от 01.11.2011;
- ТСЖ "Липтос" - Руденко С.А., председатель правления на основании выписки из протокола от 08.11.2011, (паспорт);
- ТСЖ "Челюскинцев 21 - 23" - Гаврилова Т.А., представитель по доверенности от 11.01.2010.
от заинтересованного лица - Нагибин С.Г., представитель по доверенности от 10.01.2012., Уфимцева Л.В., представитель по доверенности от 11.02.2012., Соболь М.Б., представитель по доверенности от 22.02.12
от третьих лиц:
1) от общества с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" - Урдина А.Н., представитель по доверенности от 28.12.2011.
2) от Муниципального унитарного предприятия "Екатеринбургэнерго" - Быкова О.М., представитель по доверенности от 11.01.2012., Татаренко С.Ю., представитель по доверенности от 27.12.2011.
3) от открытого акционерного общества "ТГК-9" - Калашникова Ю.И., представитель по доверенности от 28.12.2011., Канова Н.В., представитель по доверенности от 28.12.2012
4) от ЖЭК "Космос" - Гаврилова Т.А., представитель по доверенности от 14.11.2011;
5) от ТСЖ "Заречье - 1" - Гаврилова Т.А., представитель по доверенности от 01.11.201;
6) от ТСЖ "Аквариум" - Семенов В.А., представитель по доверенности от 19.01.2012
7) от ЖК "Уралстроймеханизация" - Семенов В.А., представитель по доверенности от 01.02.2012;
8) от ПЖК "Заря" - Елесеев И.С., представитель по доверенности от 07.06.2011;
9) ТСЖ "Родонитовая 8" - Елесеев И.С., представитель по доверенности от 15.08.2011.
10) От УФАС по Свердловской области - Волошина Е.Ю., представитель по доверенности от 01.02.2012, Куценко Т.С., представитель по доверенности от 24.02.12
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
В судебном заседании от 21.02.2012 был объявлен перерыв до 27.02.2012 для представления дополнительных документов по уточненным правовым основаниям. После перерыва заседание суда продолжено тем же составом суда.
К материалам дела приобщены дополнительные документы, в том числе заявление об уточнении правовых оснований на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 16 января 2012 к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены Товарищество собственников жилья "Аквариум", Товарищество собственников жилья "Заречье-1", Товарищество собственников жилья "Космос".
От Товарищества собственников жилья "Родонитовая 8", Потребительский жилищный кооператив "Заря", Жилищного кооператива "Уралстроймеханизация" поступили ходатайства о вступлении в дело в качестве третьих лиц без самостоятельных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда. Судом ходатайства удовлетворены.
От Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило ходатайство о вступлении в дело в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Поскольку от заявителя поступили уточнения правовых оснований заявления, в том числе заявитель полагает, что оспариваемые акты не соответствуют ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", суд удовлетворяет заявленное ходатайство и привлекает к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (УФАС по Свердловской области)

Заявители просят признать недействующим с момента принятия Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 23.12.2010 N 166-ПК в части пункта 22.1, которым утвержден тариф Муниципальному унитарному предприятию "Екатеринбургэнерго" (МУП "Екатеринбургэнерго") в размере 204,93 руб/Гкал на передачу тепловой энергии, поставляемой обществом с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" (ООО СТК), г. Екатеринбург.
Заявители уточнили требования в части оспариваемого тарифа в связи с допущенной опечаткой в заявлении и просят признать недействующим с момента принятия Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 23.12.2010 N 165-ПК в части пункта 147.1.2, которым утвержден тариф обществу с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" г. Екатеринбург в размере 873,34 руб/Гкал для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии и, чьи теплопотребляющие установки присоединены к тепловым сетям МУП "Екатеринбургэнерго".
С учетом уточнения правовых оснований заявления заявители ссылаются на то, что оспариваемыми Постановлениями, при установлении тарифов МУП "Екатеринбургэнерго" и ООО "СТК", был нарушен принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, в связи с чем оспариваемые акты не соответствуют Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о регулировании тарифов), положениям пунктов 11, 16 статьи 2, пункта 4 статьи 15, статьи 17, статьи 30 Федерального закона от 27 июля 2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", положениям статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", требованиям пунктов 10, 17, 21 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации, от 26.02.2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", требованиям раздела IX и пункта 72 Приказа ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, требованиям пункта 18 Приказа ФСТ от 08.04.2005 N 130-э "Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой энергии (мощности). При принятии оспариваемых актов РЭК по Свердловской области вышла за пределы полномочий, установленных Федеральным Законом N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и п.п. 2 п. 10 Указа Губернатора Свердловской области от 13 ноября 2010 N 1067-УГ "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области. Кроме того заявители ссылаются на отсутствие правового обоснования и законных оснований для утверждения тарифа МУП "Екатеринбургэнерго".
Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения требований заявителя, ссылаясь на обоснованность и правомерность принятых актов по установлению тарифов в соответствии с действующим законодательством.
Третьи лица ООО "СТК" и МУП "Екатеринбургэнерго", ТГК 9 возражают против удовлетворения требований заявителя, поддерживают позицию Региональной энергетической комиссии Свердловской области.
Третьи лица, вступившие в дело без самостоятельных требований поддерживают требования заявителей.
УФАС по Свердловской области пояснило, что нарушений требований статьи 15 Федерального закона ""О защите конкуренции" в настоящее время не установлено.
В ходе судебного заседания заявителями заявлены ходатайства о проведении независимой экономической экспертизы. В силу ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд назначает экспертизу при возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний. В данном деле рассматриваются нормативные правовые акты, изданные специальным органом, обладающим специальные познания в области установления и регулирования тарифов, в связи с чем суд отклоняет заявленные ходатайства.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 23.12.2010 N 166-ПК в части пункта 22.1, утвержден тариф Муниципальному унитарному предприятию "Екатеринбургэнерго" на передачу тепловой энергии, поставляемой обществом с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" (ООО СТК), г. Екатеринбург.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 23.12.2010 N 165-ПК в части пункта 147.1.2, утвержден тариф обществу с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" г. Екатеринбург в размере 873,34 руб/Гкал для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии и, чьи теплопотребляющие установки присоединены к тепловым сетям МУП "Екатеринбургэнерго".
Полагая, что указанные постановления в оспариваемых частях приняты с нарушением действующего законодательства, а именно, противоречат Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о регулировании тарифов), положениям пунктов 11, 16 статьи 2, пункта 4 статьи 15, статьи 17, статьи 30 Федерального закона от 27 июля 2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", положениям статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", требованиям пунктов 10, 17, 21 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации, от 26.02.2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", требованиям раздела IX и пункта 72 Приказа ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, требованиям пункта 18 Приказа ФСТ от 08.04.2005 N 130-э "Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой энергии (мощности). При принятии оспариваемых актов РЭК по Свердловской области вышла за пределы полномочий, установленных Федеральным Законом N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и п.п. 2 п. 10 Указа Губернатора Свердловской области от 13 ноября 2010 N 1067-УГ "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области нарушает требования статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" и нарушает права заявителей товарищества собственников жилья обратились в Арбитражный суд Свердловской области с требованием о признании постановлений в указанной части недействующими.
В соответствии со статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражному суду подведомственны споры об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 1 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 7.1 Закона о регулировании тарифов, требования, связанные с оспариванием нормативных правовых актов в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (ч. 4 и 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Указом Губернатора Свердловской области от 13.11.10 N 1067-УТ утверждено Положение о Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области, Комиссия), которая в силу пп. 2.3, 4, 5 данного Указа является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы).
Комиссия является правопреемником Комитета ценовой политики Свердловской области и Областной энергетической комиссии Свердловской области.
В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, Уставом Свердловской области, иными законами Свердловской области, указами и распоряжениями Губернатора Свердловской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Свердловской области, а также настоящим Положением, Административным регламентом комиссии и административными регламентами исполнения государственных функций.
Осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, иными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области и организациями, осуществляющими деятельность на территории Свердловской области.
Комиссия в пределах предоставленных полномочий принимает решения самостоятельно.
Оспариваемые акты изданы в форме постановления, установленной Законом о государственном регулировании (в редакции, действующей в спорный период), уполномоченным органом, в пределах полномочий по установлению тарифов на тепловую энергию, закрепленных Законом о государственном регулировании и п.п. 1.1, 2.1.1, 3.2.5 Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 года N 1067-УГ.
Аналогичные полномочия были установлены пунктом 10 Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденного указом Губернатора от 25.05.2009 года N 491-УГ.
- На комиссию были возложены полномочия по установлению в соответствии с Федеральными законами от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", исходя из Основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию и Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, утверждаемых Правительством Российской Федерации от 26.02.2004 года N 109, тарифов на электрическую и тепловую энергию (услуги по передаче), поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Свердловской области;
- Таким образом, Постановления РЭК N 165-ПК N 166-ПК являются нормативными правовыми актами, изданными исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, сфера действия которых относится к сфере экономической деятельности.
Постановление РЭК Свердловской области N 165-ПК в пункте 147.1.2, устанавливает одноставочный тариф на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающей организацией обществом с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" г. Екатеринбург в размере 873,34 руб/Гкал для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии и, чьи теплопотребляющие установки присоединены к тепловым сетям МУП "Екатеринбургэнерго".
Постановлением РЭК Свердловской области N 166-ПК от 23.12.2011 установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии теплосетевой организацией Муниципальным унитарным предприятием "Екатеринбургэнерго".
Как следует из материалов дела, ООО "СТК" в адрес РЭК Свердловской области были направлены расчетные материалы, величина тарифа на тепловую энергию для потребителей города Екатеринбурга составила 879,84 руб/Гкал (без НДС)
Необходимая валовая выручка, на основании которой рассчитан конечный результат тарифа состояла из затрат на покупку тепловой энергии у поставщиков: ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9", ОАО "Энел ОГК-5", ЗАО Межотраслевой Концерн "Уралметпром", МУП "Муниципальные электрический сети", ЗАО "ТеплоСетевая компания". Затраты рассчитаны путем умножения объема покупаемой тепловой энергии на тариф каждой из данных теплоснабжающих организаций; расходов на передачу тепловой энергии по сетям ООО "СТК". Расходы рассчитаны путем умножения объема тепловой энергии, передаваемой по сетям ООО "СТК", на тариф данной теплосетевой организации, экспертиза которого была проведена в рамках отдельного дела; расходов на оплату услуг теплосетевых организаций: МУП "Екатеринбургэнерго", Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский государственный университет путей сообщения", ООО "Уралсистем-сервис", Главное управление Центрального банка РФ по Свердловской области, ОАО "Трансагентство", ОАО "Российские железные дороги" Свердловская железная дорога - филиал ОАО "РЖД", ЗАО "Олипс".
Данные расходы рассчитаны путем умножения объема тепловой энергии, передаваемой по сетям данных организаций на соответствующий тариф теплосетевой организации, экспертиза которого была проведена в рамках отдельного дела по каждой организации.
Все названные выше организации представили в РЭК Свердловской области в соответствии с Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109, в предусмотренные законодательством сроки - до 1 мая 2010 года, материалы по расчету регулируемых тарифов на 2011 год.
В ходе рассмотрения расчетных материалов, РЭК Свердловской области, корректирует расчеты и исключает экономически необоснованные затраты из состава необходимой валовой выручки, не допуская тем самым необоснованного увеличения тарифов на тепловую энергию для потребителей.
При рассмотрении представленных ООО "СТК" расчетов, последние были скорректированы в соответствии с тарифными решениями в отношении других теплоснабжающих, теплосетевых организаций, у которых указанная организация намеревалась покупать тепловую энергию, и которым намеревалась оплачивать услуги по передаче тепловой энергии. ООО "СТК" в расчетных материалах неверно указало тарифы на покупную тепловую энергию на 2011 год, так как не обладало достоверной информацией. РЭК Свердловской области, как регулирующий орган, провела экспертизу тарифов на тепловую энергию, отпускаемую с коллекторов следующих производителей: ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9", ОАО "Энел ОГК-5", ЗАО Межотраслевой Концерн "Уралметпром", МУП "Муниципальные электрический сети", ЗАО "ТеплоСетевая компания". Поэтому, при расчете средневзвешенного тарифа покупки тепловой энергии были учтены проектируемые тарифы, которые впоследствии были утверждены постановлениями РЭК Свердловской области от 23.12.2010 г. N 166-ПК, N 165-ПК.
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), передача тепловой энергии осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.
Согласно ч. 4 ст. 15 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона о теплоснабжении по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.
В силу ч. 3 ст. 17 Закона о теплоснабжении договор оказания услуг по передаче тепловой энергии является обязательным для заключения теплосетевыми организациями.
Руководствуясь вышеуказанными нормами Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении", а также представленным в материалах дела письменным намерением ООО "СТК" заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии с МУП "Екатеринбургэнерго" и прочими теплосетевыми организациями, тепловые сети которых присоединены к сетям ООО "СТК", РЭК Свердловской области признало правомерным включение данных затрат в состав необходимой валовой выручки на осуществление регулируемого вида деятельности - поставки тепловой энергии на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
При расчете затрат ООО "СТК" на оплату услуг по передаче тепловой энергии прочими теплосетевыми организациями, были учтены тарифы соответствующих организаций, рассчитанные в результате экспертизы, проведенной РЭК Свердловской области.
В результате сформировалась необходимая валовая выручка в размере 6 602 417 тыс. руб., в том числе:
- 4 083 053,58 тыс. руб. - затраты на покупку тепловой энергии;
- 958 343,19 тыс. руб. - расходы на передачу тепловой энергии по сетям ООО "СТК";
- 1 561 020,0 тыс. руб. - расходы на оплату услуг теплосетевых организаций.
Объем полезного отпуска тепловой энергии потребителям составил 7 560 тыс. Гкал.
Тариф на тепловую энергию составил 873,34 руб./Гкал. (без НДС) (6 602 417 тыс. руб. / 7560 тыс. Гкал).
Таким образом, на 2011 год для населения был установлен одноставочный тариф на тепловую энергию, в составе которого, соответственно учтен тариф на передачу по тепловым сетям единицы тепловой энергии на основании планового объема тепловой энергии, вырабатываемой ОАО "ТГК-9", поставляемой потребителям, присоединенным к тепловым сетям МУП "Екатеринбургэнерго", который был представлен в расчетных документах предприятию по утверждению тарифа в сроки, установленные действующим законодательством. Изменение теплоснабжающей организации на ООО "СТК" не привело к изменению технологической схемы и не повлияло на плановый объем тепловой энергии, поставляемой потребителям, присоединенным к тепловым сетям МУП "Екатеринбургэнерго"
Данный тариф был установлен для ООО "СТК" правомерно.
Суд полагает, что указанный тариф соответствует целям государственного регулирования тарифов, является экономически обоснованным, утвержден РЭК Свердловской области в соответствии с нормами действующего законодательства в сфере регулирования тарифов и подлежит применению при расчетах с потребителями тепловой энергии на территории города Екатеринбурга. Иного заявителем не доказано.
В соответствии с пунктом 4 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Ссылка заявителей на отсутствие оснований для установления МУП "Екатеринбургэнерго" тарифа на передачу тепловой энергии, поставляемую ООО "Свердловская теплоснабжающая компания" судом не принимается, исходя из следующего:
До 01.01.2011 г. действовала следующая схема договорных отношений: - были заключены и действовали трехсторонние договоры энергоснабжения между ОАО "ТГК-9" (именуемое в договоре - АО), МУП "Екатеринбургэнерго" (именуемое в договоре - МУП) и заявителями (именуемыми в договоре - Абонент), по условиям которых АО и МУП отпускали абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а абонент принимал и оплачивал данные энергоресурсы. При этом ОАО "ТГК-9" выступало энергоснабжающей организацией, а МУП "Екатеринбургэнерго" транспортировщиком тепловой энергии.
В свою очередь Абонент рассчитывался с энергоснабжающей организацией и транспортировщиком тепловой энергии в соответствии с установленными тарифами на тепловую энергию и передачу тепловой энергии на основании выставляемых счетов-фактур энергоснабжающей организацией и транспортировщика с каждым отдельно - при непосредственном присоединении сетей абонента к сетям третьего лица ОАО "ТГК-9" договоры заключались между энергоснабжающей организацией - ОАО "ТГК-9" и абонентом, соответственно, расчеты происходили между абонентом и энергоснабжающей организацией.
На основании Федерального закона N 190-ФЗ с 01.01.2011 г. передача тепловой энергии осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией. Учитывая, что, организацией, фактически осуществляющей поставку тепловой энергии заявителям в спорный период является ООО "СТК", поскольку сети третьего лица (ОАО "ТГК 9") не присоединены к сетям МУП "Екатеринбургэнерго", между МУП "Екатеринбургэнерго" и ООО "СТК" был заключен договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя N 4459 от 25.02.2011 г. со сроком действия с 01.01.2011 г.
В соответствии с пунктом 8 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109, а также пунктом 3 Приказа ФСТ РФ от 08.04.2005 г. N 130-э "Об утверждении регламента рассмотрения дел об установлении тарифов" МУП "Екатеринбургэнерго" представило письмом от 30.04.2010 г. N 3766 в Региональную энергетическую комиссию Свердловской области расчетные и обосновывающие материалы для утверждения тарифа на услуги по передаче тепловой энергии на 2011 год.
В связи с дополнительной приемкой тепловых сетей и теплоэнергетического оборудования тариф был рассчитан методом экономически обоснованных расходов по эксплуатации тепловых сетей предприятия, участвующих в передаче по ним тепловой энергии.
Постановлением РЭК СО от 23.12.2010 г. N 166-ПК был установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые МУП "Екатеринбургэнерго", по которому ООО "СТК", рассчитывается с третьим лицом за услуги по передаче тепловой энергии в соответствии с договором N 4459 от 25.02.2011 г. (со сроком действия с 01.01.2011 г.). По указанному договору сторонами оформлены акты оказанных услуг, с приложением ведомостей теплопотребления, из которых следует, что МУП "Екатеринбургэнерго" оказало именно ООО "СТК" услугу по передаче тепловой энергии с использованием теплоносителя в рассматриваемый период.
Довод заявителей на то, что Постановление РЭК Свердловской области N 165-ПК от 23.12.2010, Постановление РЭК Свердловской области N 166-ПК от 23.12.2010 не соответствует Федеральному закону "О теплоснабжении", поскольку Общество с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" на дату издания оспариваемых постановлений, не обладало статусом теплоснабжающей организации, а также, на то, что по мнению заявителей, РЭК Свердловской области наделила ООО "СТК" статусом теплоснабжающей организации, превысив, тем самым, свои полномочия, предусмотренные нормативно-правовыми актами Российской Федерации, судом не принимается по следующим основаниям:
В силу с пп. 11 статьи 2 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Таким образом, статус теплоснабжающей организации подразумевает продажу потребителям (и/или теплоснабжающим организациям) тепловой энергии (произведенной или приобретенной у других теплоснабжающих организаций) владение источниками тепловой энергии и/или тепловыми сетями (т.е. владение именно тепловыми сетями является одним из определяющих признаков теплоснабжающей организации). Статус теплоснабжающей организации определен Федеральным законом "О теплоснабжении".
ООО "СТК" по состоянию на дату утверждения тарифов Постановлениями РЭК 23.12.2010 г. являлось владельцем тепловых сетей.
Тепловые сети, ранее принадлежащие ОАО "ТГК-9", переданы ООО "СТК". Данные обстоятельства подтверждаются решениями единственного участника ООО "СТК" от 03.11.2010 г., актом приема-передачи имущества от 08.11.2010 г., свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ от 03.12.2010 г. N 006943349, 006943348 и свидетельствами о государственной регистрации N 814720, 761181, 761125, 761122, 761124, 761522, 761562, 761425, 761524, 761427, 761571.
ООО "СТК" стало собственником теплосетевого имущества, получив его от ОАО "ТГК-9" в ноябре 2010 года (акты приема-передачи от 08.11.2010 и 21.11.2010) в качестве взноса в уставный капитал, соответственно с этого момента ООО "СТК" является теплоснабжающей организацией.
Ссылка заявителей на превышение полномочий РЭК по Свердловской области, поскольку при принятии оспариваемых актов заинтересованным лицом применен Федеральный закон N 190-ФЗ "О теплоснабжении", срок действия которого, по мнению заявителей, наступает только с 01.01.11 судом не принимается исходя из следующего. Статьей 30 указанного закона установлено вступление в законную силу Федерального закона N 190-ФЗ Согласно указанной статье настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части 1, пунктов 1 - 6, 8 и 9, части 2, частей 3, 5 - 8 статьи 7, статей 8, 10 - 12 и 14, которые вступают в силу с 01.01.11 Положения статей 13, 15, 17 Закона о теплоснабжении вступили в силу с 13 августа 2010 года.
При установлении тарифов заинтересованное лицо правомерно руководствовалось вышеназванным законом.
Ссылка заявителей на превышение полномочий РЭК по Свердловской области, поскольку при принятии оспариваемых актов заинтересованным лицом применен п.п. 2 ст. 10 Указа Губернатора Свердловской области от 13 ноября 2010 года N 1067-УГ "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области", действия которого распространяются на отношения с 01.01.2011 г., не могут быть безусловным основанием для признания недействующими оспариваемых актов, поскольку указанные полномочия РЭК на установление тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Свердловской области были предусмотрены в "Положении о Региональной энергетической комиссии Свердловской области", утвержденном Указом Губернатора N 491-УГ от 25.05.09, действие которого отменено указом N 1067-УГ от 13 ноября 2010 г.
Кроме того заявителями не учитывается наличие в Положении о РЭК п/п 65 п. 10, действующего на дату принятия оспариваемых решений и утратившего силу с 01.01.2011, согласно которому комиссия устанавливает тарифы на тепловую энергию (услуги по передаче), поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Свердловской области в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ.
Суд считает, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункте 6 Информационного письма от 13 августа 2004 г. N 80, если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать. Поэтому производство по делу об оспаривании такого акта подлежит прекращению (пункт 1 части 1 статьи 150 Кодекса).
Как следует из материалов дела, оспариваемые постановления утратили силу в связи с истечением срока действия.
Таким образом, до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта выяснилось, что оспариваемые акты прекратили свое действие.
При таких обстоятельствах дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать. Поэтому производство по делу об оспаривании такого акта подлежит прекращению.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12 июля 2006 г. N 182-О указал, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, суд не может ограничиться установлением лишь факта утраты юридической силы оспариваемого нормативного правового акта, но должен выяснить, были ли нарушены оспариваемым нормативным правовым актом права и свободы заявителя.
Данная правовая позиция поддержана Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.01.2010 N 12939/09.
В соответствии со ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно ч. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 29 АПК РФ арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и "должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно учредительных документов заявители не являются организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Таким образом, экономические права заявителей оспариваемые акты не нарушают.
Ссылка заявителей на нарушения требований статьи 15 Закона о защите конкуренции судом также отклоняется на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти, в частности, субъектов Российской Федерации запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По смыслу данной правовой нормы запрещаются лишь неправомерные действия (акты). Следовательно, правомерные действия органа государственной власти, в частности, по регулированию цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию не могут рассматриваться как нарушающие статью 15 Закона о защите конкуренции.
Как уже было отмечено, судом не установлено нарушений комиссией РЭК требований Основ ценообразования и Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, Федеральных законов N 190-ФЗ, 135-ФЗ.
Таким образом, суд считает, что оспариваемыми нормативными правовыми актами не были нарушены права и свободы общества, оспариваемые акты соответствуют Федеральным законам, имеющим большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150, ст. 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

определил:

1. Производство по делу прекратить.
2. Возвратить Товариществу собственников жилья "Эльмашевское" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 492 от 24 ноября 2011 г.,
Товариществу собственников жилья "Калининец-96" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 346 от 24 ноября 2011 г., Товариществу собственников жилья "Стачек-70" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную платежным поручением N 1025 от 24 ноября 2011 г., Товариществу собственников жилья "Ватутина" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную платежным поручением N 52661402 от 25 ноября 2011 г. Потребительскому обществу жилищно-эксплуатационный кооператив N 90 из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную платежным поручением N 93 от 25 ноября 2011 г., Товариществу собственников жилья "Липтос" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей, уплаченную платежным поручением N 167 от 24 ноября 2011 г., Товариществу собственников жилья "Челюскинцев 21 - 23" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей, уплаченную платежным поручением 208 от 25 ноября 2011 г.
3. Определение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший определение.
В случае обжалования определения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
ПЛЮСНИНА С.В.

Судьи
КИСЕЛЕВ Ю.К.
ГОРБАШОВА И.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)