Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильницкой Д.В.
судей Гладышевой Е.В., Рябухиной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Павловской Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4025/2008) открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" на решение Арбитражного суда Омской области от 30.06.2008 по делу N А46-7631/2008 (судья Железняк Л.В.), принятое по иску товарищества собственников жилья "Левобережный-13" к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 11" о внесении изменений в договор,
при участии в судебном заседании представителей:
- от товарищества собственников жилья "Левобережный-13" - Ходоновский В.Е., доверенность от 11.01.2008; Сатлер А.И., доверенность от 11.01.2008;
- от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - Игнатова И.Е., доверенность N 03-03/779 от 01.11.2007;
- установил:
Товарищество собственников жилья "Левобережный-13" (далее - ТСЖ "Левобережный-13") обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - ОАО "ТГК N 11") об обязании заключить соглашение от 12.03.2008 к договору купли-продажи тепловой энергии от 04.07.2003 N 9121 и приложение от 12.03.2008 N 1 к договору купли-продажи тепловой энергии от 04.07.2003 N 9121.
До принятия решения арбитражным судом истец в порядке ст. 49 АПК РФ просил суд внести изменения в приложение от 12.03.2008 N 1 к договору купли-продажи тепловой энергии от 04.07.2003 N 9121 (л.д. 74-75).
Требования истца рассмотрены судом первой инстанции с учетом их уточнения.
Решением от 30.06.2008 по делу N А46-7631/2008 Арбитражный суд Омской области обязал ОАО "ТГК N 11" заключить с ТСЖ "Левобережный-13" соглашение от 12.03.2008 и приложение N 1 от 12.03.2008 к договору купли-продажи тепловой энергии N 9121 от 04.07.2003. Этим же решением суд взыскал с ответчика в пользу истца 2000 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что заключенный сторонами договор в части определения расчетным путем объема предоставляемых услуг должен соответствовать положениям ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правилам представления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Не соглашаясь с решением суда, ОАО "ТГК N 11" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске в полном объеме, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.
По утверждению ответчика, нормы ЖК РФ и Правила представления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку последние регулируются ГК РФ. Согласованный сторонами в приложении N 1 к договору расчет договорной нагрузки произведен на основании нормативно-технической документации - постановления Мэра города Омска от 29.04.2002 N 244-П "О временных методических рекомендациях по определению муниципальных котельных расчетного расхода тепловой энергии в горячей воде на отопление и горячее водоснабжение систем теплопотребления и тепловых сетей муниципальных потребителей города Омска" и Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105. Основания для внесения изменений в договор, предусмотренные ст. 451 ГК РФ, отсутствуют.
Представитель ответчика в заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании просил оставить обжалуемое решение без изменения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу ответчика, отзыв истца с учетом его дополнений, а также выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором N 9121 от 04.07.2003 правопредшественник ответчика - ОАО "АК "Омскэнерго" (энергоснабжающая организация) обязался поставлять тепловую энергию на объект - жилой дом по ул. Крупской, 27/2, а абонент - ТСЖ "Левобережный-13" обязался оплачивать потребленную энергию в количестве, предусмотренном приложением N 1 к договору.
Согласно п. 4.1. договора порядок расчетов за потребляемую тепловую энергию устанавливается в соответствии с приложением N 2, являющемся неотъемлемой частью договора.
При отсутствии приборов учета у абонента учет потребляемой энергии производится по договорным величинам теплопотребления, указанным в приложении N 1 (п. 4.2. договора).
При заключении договора N 9121 от 04.07.2003 расчет объемов потребления теплой энергии осуществлялся на основании действующего постановления Мэра города Омска от 29.04.2002 N 244-П "О временных методических рекомендациях по определению муниципальных котельных расчетного расхода тепловой энергии в горячей воде на отопление и горячее водоснабжение систем теплопотребления и тепловых сетей муниципальных потребителей города Омска", а также на основании Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального водоснабжения МДС 41-4.2000, утвержденной приказом Госстроя Российской Федерации от 06.05.2000 N 105.
Из материалов дела усматривается, что в связи с изменением нормативно-правовой базы, предусматривающей порядок определения объема потребления тепловой энергии, учитываемого в расчете платы за потребленные ресурсы, истец, направил ОАО "ТГК N 11" соглашение от 12.03.2008 и новую редакцию приложения N 1 к договору от 04.07.2003 N 9121.
В новой редакции приложения N 1 истцом изменены объемы потребления тепловой энергии в горячем водоснабжении исходя из нормативов потребления, утвержденных постановлением Мэра города Омска от 05.04.2005 N 217-П, и количества проживающих жителей.
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно п. 6.1. договора от 04.07.2003 N 9121 все разногласия, возникшие при заключении, изменении, исполнении и расторжении договора разрешаются полномочными представителями сторон путем переговоров.
В случае невозможности разрешения разногласий путем переговоров они подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Омской области в установленном законодательством порядке (п. 6.2. договора).
Отказ ответчика от внесения изменений в договор и необходимость приведения условий договора в соответствие с ЖК РФ, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, а также Постановлением Мэра города Омска "Об обеспечении жителей города жилищно-коммунальными услугами" от 05.04.2005 N 217-П, послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд в порядке ст. ст. 450, 452 ГК РФ.
При оценке доводов и возражений сторон по заявленным требованиям суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующие обстоятельства.
В силу п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 539 ГК РФ).
Правила, предусмотренные ст. ст. 539 - 547 ГК РФ применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть (п. 1 ст. 548 ГК РФ).
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела и пояснений истца, в многоквартирном жилом доме по ул. Крупская, 27, корп. 2, установлены приборы учета, фиксирующие объем принимаемой тепловой энергии.
Объем тепловой энергии, указанный в приложении N 1 к договору купли-продажи тепловой энергии N 9121 от 04.07.2003, необходим для расчета в тех случаях, когда приборы учета ТСЖ "Левобережный-13" вышли из строя или же энергоснабжающая организация не приняла их показания по другим обоснованным причинам. В этом случае расчет за принятую тепловую энергию осуществляется на основании данных, предусмотренных в приложении N 1 к указанному договору.
Согласно ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Во исполнение положений ст. 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" и Постановление от 23.05.2006 N 307 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам".
Согласно п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, норматив потребления коммунальных услуг представляет собой месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технологически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома). Коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей (п. п. 25, 26 Правил).
Установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома (п. п. 8, 9 Правил).
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, к которым в рассматриваемом случае Правила относят органы местного самоуправления (п. п. 2, 4 Правил).
Нормативы потребления коммунальных услуг для населения г. Омска установлены Постановлением Мэра города Омска от 05.04.2005 N 217-П "Об обеспечении жителей города жилищно-коммунальными услугами", принятым в рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом города Омска.
Согласно п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с пп. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам; для горячего водоснабжения - в соответствии с пп. 3 п. 1 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит корректировку размера платы с периодичностью, предусмотренной Правилами.
К исполнителям названные Правила (п. 3) относят юридическое лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, в том числе товарищество собственников жилья.
В соответствии с п. 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями (лицами, осуществляющими продажу коммунальных ресурсов) с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Доводы ответчика о том, что положения названных Правил не подлежат применению к отношениям сторон, а установленные нормативы применяются только при осуществлении расчетов с гражданами за оказанные товариществом собственников жилья коммунальные услуги и не подлежат использованию при расчетах между энергоснабжающей организацией и исполнителем, являются ошибочными.
Товарищество собственников жилья, не относящееся к производителям (поставщикам) энергии, при заключении договора теплоснабжения жилого дома действует в интересах граждан-жильцов дома, а потому условия обеспечения их данным видом коммунальных услуг, в том числе и в отношении порядка определения количества подлежащей оплате энергии, не могут быть определены в договоре иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунальных услуг гражданам как непосредственным потребителям.
Поскольку товарищество собственников жилья не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов товарищества, и обязательства товарищества собственников жилья перед организациями, непосредственно оказывающими услуги, не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами товарищества, в отношениях между ресурсоснабжающей организацией и товариществом собственников жилья следует исходить из нормативов потребления, утвержденных для населения.
Согласно письмам Министерства регионального развития РФ от 13.02.2007 N 2479-РМ/07 и от 29.11.2007 N 21492-СК/07, которое в силу п. 6 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 дает разъяснения по применению Правил, при регулировании отношений между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями необходимо применять положения вышеуказанных Правил.
Принимая во внимание, что объектом теплоснабжения является жилой дом и непосредственными потребителями тепловой энергии являются граждане, проживающие в доме, а не товарищество собственников жилья, определение истцом объема потребления на основании нормативов, утвержденных Постановлением Мэра города Омска от 05.04.2005 N 217-П "Об обеспечении жителей города жилищно-коммунальными услугами", суд апелляционной инстанции считает правомерным.
Приложение N 1 к договору N 9121 от 04.07.2003 подготовлено истцом с учетом Постановлений Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, N 307 и Постановления Мэра города Омска "Об обеспечении жителей города жилищно-коммунальными услугами" от 05.04.2005 N 217-П.
Поэтому требование истца о внесении изменений в заключенный сторонами договор удовлетворено судом первой инстанции обоснованно.
В связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения расходы по уплате государственной пошлины при ее подаче относятся на ответчика по правилам ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269 (п. 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 30.06.2008 по делу N А46-7631/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Д.В.ИЛЬНИЦКАЯ
Судьи
Е.В.ГЛАДЫШЕВА
Н.А.РЯБУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.11.2008 ПО ДЕЛУ N А46-7631/2008
Разделы:Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2008 г. по делу N А46-7631/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильницкой Д.В.
судей Гладышевой Е.В., Рябухиной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Павловской Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4025/2008) открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" на решение Арбитражного суда Омской области от 30.06.2008 по делу N А46-7631/2008 (судья Железняк Л.В.), принятое по иску товарищества собственников жилья "Левобережный-13" к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 11" о внесении изменений в договор,
при участии в судебном заседании представителей:
- от товарищества собственников жилья "Левобережный-13" - Ходоновский В.Е., доверенность от 11.01.2008; Сатлер А.И., доверенность от 11.01.2008;
- от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - Игнатова И.Е., доверенность N 03-03/779 от 01.11.2007;
- установил:
Товарищество собственников жилья "Левобережный-13" (далее - ТСЖ "Левобережный-13") обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - ОАО "ТГК N 11") об обязании заключить соглашение от 12.03.2008 к договору купли-продажи тепловой энергии от 04.07.2003 N 9121 и приложение от 12.03.2008 N 1 к договору купли-продажи тепловой энергии от 04.07.2003 N 9121.
До принятия решения арбитражным судом истец в порядке ст. 49 АПК РФ просил суд внести изменения в приложение от 12.03.2008 N 1 к договору купли-продажи тепловой энергии от 04.07.2003 N 9121 (л.д. 74-75).
Требования истца рассмотрены судом первой инстанции с учетом их уточнения.
Решением от 30.06.2008 по делу N А46-7631/2008 Арбитражный суд Омской области обязал ОАО "ТГК N 11" заключить с ТСЖ "Левобережный-13" соглашение от 12.03.2008 и приложение N 1 от 12.03.2008 к договору купли-продажи тепловой энергии N 9121 от 04.07.2003. Этим же решением суд взыскал с ответчика в пользу истца 2000 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что заключенный сторонами договор в части определения расчетным путем объема предоставляемых услуг должен соответствовать положениям ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правилам представления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Не соглашаясь с решением суда, ОАО "ТГК N 11" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске в полном объеме, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.
По утверждению ответчика, нормы ЖК РФ и Правила представления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку последние регулируются ГК РФ. Согласованный сторонами в приложении N 1 к договору расчет договорной нагрузки произведен на основании нормативно-технической документации - постановления Мэра города Омска от 29.04.2002 N 244-П "О временных методических рекомендациях по определению муниципальных котельных расчетного расхода тепловой энергии в горячей воде на отопление и горячее водоснабжение систем теплопотребления и тепловых сетей муниципальных потребителей города Омска" и Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105. Основания для внесения изменений в договор, предусмотренные ст. 451 ГК РФ, отсутствуют.
Представитель ответчика в заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании просил оставить обжалуемое решение без изменения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу ответчика, отзыв истца с учетом его дополнений, а также выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором N 9121 от 04.07.2003 правопредшественник ответчика - ОАО "АК "Омскэнерго" (энергоснабжающая организация) обязался поставлять тепловую энергию на объект - жилой дом по ул. Крупской, 27/2, а абонент - ТСЖ "Левобережный-13" обязался оплачивать потребленную энергию в количестве, предусмотренном приложением N 1 к договору.
Согласно п. 4.1. договора порядок расчетов за потребляемую тепловую энергию устанавливается в соответствии с приложением N 2, являющемся неотъемлемой частью договора.
При отсутствии приборов учета у абонента учет потребляемой энергии производится по договорным величинам теплопотребления, указанным в приложении N 1 (п. 4.2. договора).
При заключении договора N 9121 от 04.07.2003 расчет объемов потребления теплой энергии осуществлялся на основании действующего постановления Мэра города Омска от 29.04.2002 N 244-П "О временных методических рекомендациях по определению муниципальных котельных расчетного расхода тепловой энергии в горячей воде на отопление и горячее водоснабжение систем теплопотребления и тепловых сетей муниципальных потребителей города Омска", а также на основании Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального водоснабжения МДС 41-4.2000, утвержденной приказом Госстроя Российской Федерации от 06.05.2000 N 105.
Из материалов дела усматривается, что в связи с изменением нормативно-правовой базы, предусматривающей порядок определения объема потребления тепловой энергии, учитываемого в расчете платы за потребленные ресурсы, истец, направил ОАО "ТГК N 11" соглашение от 12.03.2008 и новую редакцию приложения N 1 к договору от 04.07.2003 N 9121.
В новой редакции приложения N 1 истцом изменены объемы потребления тепловой энергии в горячем водоснабжении исходя из нормативов потребления, утвержденных постановлением Мэра города Омска от 05.04.2005 N 217-П, и количества проживающих жителей.
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно п. 6.1. договора от 04.07.2003 N 9121 все разногласия, возникшие при заключении, изменении, исполнении и расторжении договора разрешаются полномочными представителями сторон путем переговоров.
В случае невозможности разрешения разногласий путем переговоров они подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Омской области в установленном законодательством порядке (п. 6.2. договора).
Отказ ответчика от внесения изменений в договор и необходимость приведения условий договора в соответствие с ЖК РФ, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, а также Постановлением Мэра города Омска "Об обеспечении жителей города жилищно-коммунальными услугами" от 05.04.2005 N 217-П, послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд в порядке ст. ст. 450, 452 ГК РФ.
При оценке доводов и возражений сторон по заявленным требованиям суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующие обстоятельства.
В силу п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 539 ГК РФ).
Правила, предусмотренные ст. ст. 539 - 547 ГК РФ применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть (п. 1 ст. 548 ГК РФ).
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела и пояснений истца, в многоквартирном жилом доме по ул. Крупская, 27, корп. 2, установлены приборы учета, фиксирующие объем принимаемой тепловой энергии.
Объем тепловой энергии, указанный в приложении N 1 к договору купли-продажи тепловой энергии N 9121 от 04.07.2003, необходим для расчета в тех случаях, когда приборы учета ТСЖ "Левобережный-13" вышли из строя или же энергоснабжающая организация не приняла их показания по другим обоснованным причинам. В этом случае расчет за принятую тепловую энергию осуществляется на основании данных, предусмотренных в приложении N 1 к указанному договору.
Согласно ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Во исполнение положений ст. 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" и Постановление от 23.05.2006 N 307 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам".
Согласно п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, норматив потребления коммунальных услуг представляет собой месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технологически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома). Коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей (п. п. 25, 26 Правил).
Установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома (п. п. 8, 9 Правил).
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, к которым в рассматриваемом случае Правила относят органы местного самоуправления (п. п. 2, 4 Правил).
Нормативы потребления коммунальных услуг для населения г. Омска установлены Постановлением Мэра города Омска от 05.04.2005 N 217-П "Об обеспечении жителей города жилищно-коммунальными услугами", принятым в рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом города Омска.
Согласно п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с пп. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам; для горячего водоснабжения - в соответствии с пп. 3 п. 1 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит корректировку размера платы с периодичностью, предусмотренной Правилами.
К исполнителям названные Правила (п. 3) относят юридическое лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, в том числе товарищество собственников жилья.
В соответствии с п. 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями (лицами, осуществляющими продажу коммунальных ресурсов) с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Доводы ответчика о том, что положения названных Правил не подлежат применению к отношениям сторон, а установленные нормативы применяются только при осуществлении расчетов с гражданами за оказанные товариществом собственников жилья коммунальные услуги и не подлежат использованию при расчетах между энергоснабжающей организацией и исполнителем, являются ошибочными.
Товарищество собственников жилья, не относящееся к производителям (поставщикам) энергии, при заключении договора теплоснабжения жилого дома действует в интересах граждан-жильцов дома, а потому условия обеспечения их данным видом коммунальных услуг, в том числе и в отношении порядка определения количества подлежащей оплате энергии, не могут быть определены в договоре иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунальных услуг гражданам как непосредственным потребителям.
Поскольку товарищество собственников жилья не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов товарищества, и обязательства товарищества собственников жилья перед организациями, непосредственно оказывающими услуги, не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами товарищества, в отношениях между ресурсоснабжающей организацией и товариществом собственников жилья следует исходить из нормативов потребления, утвержденных для населения.
Согласно письмам Министерства регионального развития РФ от 13.02.2007 N 2479-РМ/07 и от 29.11.2007 N 21492-СК/07, которое в силу п. 6 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 дает разъяснения по применению Правил, при регулировании отношений между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями необходимо применять положения вышеуказанных Правил.
Принимая во внимание, что объектом теплоснабжения является жилой дом и непосредственными потребителями тепловой энергии являются граждане, проживающие в доме, а не товарищество собственников жилья, определение истцом объема потребления на основании нормативов, утвержденных Постановлением Мэра города Омска от 05.04.2005 N 217-П "Об обеспечении жителей города жилищно-коммунальными услугами", суд апелляционной инстанции считает правомерным.
Приложение N 1 к договору N 9121 от 04.07.2003 подготовлено истцом с учетом Постановлений Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, N 307 и Постановления Мэра города Омска "Об обеспечении жителей города жилищно-коммунальными услугами" от 05.04.2005 N 217-П.
Поэтому требование истца о внесении изменений в заключенный сторонами договор удовлетворено судом первой инстанции обоснованно.
В связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения расходы по уплате государственной пошлины при ее подаче относятся на ответчика по правилам ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269 (п. 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 30.06.2008 по делу N А46-7631/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Д.В.ИЛЬНИЦКАЯ
Судьи
Е.В.ГЛАДЫШЕВА
Н.А.РЯБУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)