Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 28 июля 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.Ф. Сабировой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т.П. Варданян, рассмотрел в судебном заседании 21 июля 2011 года дело
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Дом плюс" (далее - общество, ООО "Дом плюс")
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск (далее - Управление)
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании
- от заявителя: Е.В. Нохрина, паспорт <...>, представитель по доверенности от 01.02.2011 г.; Н.В. Яковлева, паспорт <...>, представитель по доверенности N 1 от 01.02.2011 г.;
- от заинтересованного лица: И.В. Антропов, удостоверение N 578, представитель по доверенности N 05-28/416 от 23.06.2010 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. К материалам дела приобщен отзыв и документы согласно списку. Других заявлений и ходатайств не поступило.
Общество с ограниченной ответственностью "Дом плюс" просит признать незаконным и отменить постановление N 106 от 17.03.2011 г. Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Заявитель на заявленных требованиях настаивает, ссылается на отсутствие события административного правонарушения и процессуальные нарушения.
Заинтересованное лицо требования не признает, в судебное заседание представило отзыв, указывает на законность и обоснованность вынесенного постановления.
Рассмотрев материалы дела, а также заслушав мнения участвующих в деле сторон суд
установил:
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск на основании обращения гражданина Цукановой А.В. с жалобой на нарушение прав как потребителя при оказании обществом коммунальных услуг вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 25.01.2011 года в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Дом плюс" на объекте - жилой фонд: г. Первоуральск, ул. Трубников, д. 38А, на предмет соблюдения Закона РФ от 07.02.92 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Результаты административного расследования оформлены протокол от 22.02.2011 г. о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, и при рассмотрения дела об административном правонарушении управлением вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 1876 руб. 60 коп. (двукратном размере излишне полученной выручки).
В соответствии с ч. 1 ст. 14.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Согласно п. 7. ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно материалам дела, собственниками помещений многоквартирного дома N 38А по ул. Трубников в г. Первоуральске решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2010 год не принято.
На основании п. 4. ст. 158 Жилищного кодекса РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Согласно ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок - утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" установление тарифов и надбавок осуществляется органами регулирования в соответствии с общими принципами регулирования тарифов и надбавок, предусмотренными Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В соответствии с п. 1, 2, 4, 5 ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее - органы регулирования субъектов Российской Федерации, а также органы регулирования):
1) определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
2) устанавливают систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
4) устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;
5) публикуют информацию о тарифах на товары и услуги организаций коммунального комплекса, производственных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения производственных программ этих организаций;
В соответствии с п. 18 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" для регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются следующие методы:
1) метод установления фиксированных тарифов;
2) метод установления предельных тарифов;
3) метод индексации установленных тарифов.
Согласно п. 19. Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" решение о применении метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса принимается органом регулирования. Принятие решения о выборе метода регулирования тарифов и расчет размера регулируемых тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с применением избранного метода установления тарифов осуществляются в соответствии с методическими указаниями.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, устанавливают предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям. Указанные предельные индексы и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должны соответствовать предельным индексам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, в случае их установления.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 123-ПК от 30.09.2009 г. на основании ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" был утвержден предельный индекс изменения размера платы граждан за жилое помещение для городского округа Первоуральск на 2010 г. в размере 110,7%.
В соответствии с п. 1, 6, 7, 8 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ, органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - органы регулирования муниципальных образований, а также органы регулирования):
1) определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
6) осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей;
7) устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;
8) публикуют информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ.
В рамках указанных полномочий Главой городского округа Первоуральск было принято постановление N 745 от 31.03.2010 г., которым в городском округе Первоуральск установлен предельный индекс изменения размера платы граждан за жилое помещение для городского округа Первоуральск на 2010 г. в размере 110,7%. Указанное постановление принято в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Главой городского округа Первоуральск определен метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (подп. 1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ) - метод индексации установленных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ, п. 18 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 N 520).
Согласно материалам дела, в январе 2010 года по строке содержание и ремонт общего имущества применялась ставка 9,30 руб. / кв. м. в соответствии с Решением Первоуральской городской Думы от 11.12.2008 года N 32, указанная ставка применялась обществом с 01 января 2009 года. С 01 февраля 2010 года обществом в соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 123-ПК от 30.09.2009 г. размер платы за содержание и ремонт общего имущества для приватизированного жилья проиндексирован на 10,7% и составил 10,30 руб. / кв. м.
Довод о том, что предельный индекс, утвержденный постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 123-ПК от 30.09.2009 г. и постановлением Главы городского округа Первоуральск N 745 от 31.03.2010 г., не может применяться ООО "Дом плюс" с января 2010 года и подлежит применения только с апреля 2010 года, то есть с момента утверждения Главой городского округа Первоуральск, противоречит ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в которой закреплены принципы применения различных методов регулирования цен. Исходя из указанной нормы следует, что возможно как установление фиксированных тарифов, предельных тарифов, так и индексация установленных тарифов Кроме того, закреплено правило, согласно которому установление тарифов производится на основе долгосрочных параметров как в числовом выражении, так и в виде формул в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Из смысла указанной нормы следует, что органы регулирования тарифов имеют право установить индексы изменения тарифов, которые подлежат применению организациями коммунального хозяйства. То есть тарифы установленные в указанном выше порядке - являются нормами прямого действия.
Суд также отмечает, что Глава городского округа Первоуральск постановлением N 745 от 31.03.2010 г. закрепил предельный индекс утвержденный постановлением РЭК Свердловской области N 123-ПК от 30.09.2009 г., однако применение установленного предельного индекса обществом до принятия постановления Главы городского округа Первоуральск возможно в силу обязательности постановлений РЭК Свердловской области для хозяйствующих субъектов.
Решением Первоуральской городской Думы N 192 от 25.03.2010 г. утверждены предельные тарифы на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов в городском округе Первоуральск на 2010 год для граждан, проживающих в муниципальном жилом фонде. Согласно приложению N 3 к указанному решению предельный тариф на содержание и ремонт лифтового оборудования за 1 кв. м. составляет 2 руб. 53 коп. с НДС и вошел в состав затрат на содержание и ремонт общего имущества. Таким образом, с 01 мая 2010 года в квитанциях на оплату предоставляемых услуг отсутствует строка "лифт", а ставка платы за содержание и ремонт общего имущества составила: для граждан, проживающих в муниципальном жилом фонде 11,83 руб. / кв. м. (9,30 руб. + 2,53 руб.); для граждан, проживающих в приватизированном жилом фонде 12,83 руб. / кв. м. (10,30 руб. + 2,53 руб.).
Таким образом, предельные индексы, установленные Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 123-ПК от 30.09.2009 г. и постановлением Главы городского округа Первоуральск N 745 от 31.03.2010 г., были на законных основаниях применены ООО "Дом плюс". ООО "Дом плюс" применил их не самостоятельно, а основываясь на постановлении Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 123-ПК от 30.09.2009 г. и постановлении Главы городского округа Первоуральск N 745 от 31.03.2010 г.
Доводы заявителя о том, что общество не было уведомлено надлежащим образом о рассмотрении дела об административном правонарушении, судом отклоняются. Согласно представленным в материалы дела документам извещение о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении от 07.02.11 г. направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по юридическому адресу общества и получено, согласно уведомлению, заявителем 11 февраля 2011 года. Определение о вызове лица и назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 22.02.11 г. также направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по юридическому адресу общества и получено, согласно уведомлению, заявителем 01 марта 2011 года.
Таким образом, суд отмечает, что заинтересованным лицом соблюден порядок и срок привлечения Общества с ограниченной ответственностью "Дом плюс" к административной ответственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно подп. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.
Поскольку факт завышение обществом регулируемых государством тарифов не может быть признан установленным и Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск не доказано событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, требование общества подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить постановление N 106 от 17.03.2011 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Дом плюс" к административной ответственности по ч. 1 ст 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.07.2011 ПО ДЕЛУ N А60-16453/2011
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 июля 2011 г. по делу N А60-16453/2011
Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 28 июля 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.Ф. Сабировой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т.П. Варданян, рассмотрел в судебном заседании 21 июля 2011 года дело
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Дом плюс" (далее - общество, ООО "Дом плюс")
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск (далее - Управление)
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании
- от заявителя: Е.В. Нохрина, паспорт <...>, представитель по доверенности от 01.02.2011 г.; Н.В. Яковлева, паспорт <...>, представитель по доверенности N 1 от 01.02.2011 г.;
- от заинтересованного лица: И.В. Антропов, удостоверение N 578, представитель по доверенности N 05-28/416 от 23.06.2010 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. К материалам дела приобщен отзыв и документы согласно списку. Других заявлений и ходатайств не поступило.
Общество с ограниченной ответственностью "Дом плюс" просит признать незаконным и отменить постановление N 106 от 17.03.2011 г. Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Заявитель на заявленных требованиях настаивает, ссылается на отсутствие события административного правонарушения и процессуальные нарушения.
Заинтересованное лицо требования не признает, в судебное заседание представило отзыв, указывает на законность и обоснованность вынесенного постановления.
Рассмотрев материалы дела, а также заслушав мнения участвующих в деле сторон суд
установил:
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск на основании обращения гражданина Цукановой А.В. с жалобой на нарушение прав как потребителя при оказании обществом коммунальных услуг вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 25.01.2011 года в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Дом плюс" на объекте - жилой фонд: г. Первоуральск, ул. Трубников, д. 38А, на предмет соблюдения Закона РФ от 07.02.92 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Результаты административного расследования оформлены протокол от 22.02.2011 г. о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, и при рассмотрения дела об административном правонарушении управлением вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 1876 руб. 60 коп. (двукратном размере излишне полученной выручки).
В соответствии с ч. 1 ст. 14.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Согласно п. 7. ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно материалам дела, собственниками помещений многоквартирного дома N 38А по ул. Трубников в г. Первоуральске решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2010 год не принято.
На основании п. 4. ст. 158 Жилищного кодекса РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Согласно ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок - утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" установление тарифов и надбавок осуществляется органами регулирования в соответствии с общими принципами регулирования тарифов и надбавок, предусмотренными Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В соответствии с п. 1, 2, 4, 5 ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее - органы регулирования субъектов Российской Федерации, а также органы регулирования):
1) определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
2) устанавливают систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
4) устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;
5) публикуют информацию о тарифах на товары и услуги организаций коммунального комплекса, производственных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения производственных программ этих организаций;
В соответствии с п. 18 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" для регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются следующие методы:
1) метод установления фиксированных тарифов;
2) метод установления предельных тарифов;
3) метод индексации установленных тарифов.
Согласно п. 19. Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" решение о применении метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса принимается органом регулирования. Принятие решения о выборе метода регулирования тарифов и расчет размера регулируемых тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с применением избранного метода установления тарифов осуществляются в соответствии с методическими указаниями.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, устанавливают предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям. Указанные предельные индексы и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должны соответствовать предельным индексам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, в случае их установления.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 123-ПК от 30.09.2009 г. на основании ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" был утвержден предельный индекс изменения размера платы граждан за жилое помещение для городского округа Первоуральск на 2010 г. в размере 110,7%.
В соответствии с п. 1, 6, 7, 8 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ, органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - органы регулирования муниципальных образований, а также органы регулирования):
1) определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
6) осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей;
7) устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;
8) публикуют информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ.
В рамках указанных полномочий Главой городского округа Первоуральск было принято постановление N 745 от 31.03.2010 г., которым в городском округе Первоуральск установлен предельный индекс изменения размера платы граждан за жилое помещение для городского округа Первоуральск на 2010 г. в размере 110,7%. Указанное постановление принято в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Главой городского округа Первоуральск определен метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (подп. 1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ) - метод индексации установленных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ, п. 18 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 N 520).
Согласно материалам дела, в январе 2010 года по строке содержание и ремонт общего имущества применялась ставка 9,30 руб. / кв. м. в соответствии с Решением Первоуральской городской Думы от 11.12.2008 года N 32, указанная ставка применялась обществом с 01 января 2009 года. С 01 февраля 2010 года обществом в соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 123-ПК от 30.09.2009 г. размер платы за содержание и ремонт общего имущества для приватизированного жилья проиндексирован на 10,7% и составил 10,30 руб. / кв. м.
Довод о том, что предельный индекс, утвержденный постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 123-ПК от 30.09.2009 г. и постановлением Главы городского округа Первоуральск N 745 от 31.03.2010 г., не может применяться ООО "Дом плюс" с января 2010 года и подлежит применения только с апреля 2010 года, то есть с момента утверждения Главой городского округа Первоуральск, противоречит ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в которой закреплены принципы применения различных методов регулирования цен. Исходя из указанной нормы следует, что возможно как установление фиксированных тарифов, предельных тарифов, так и индексация установленных тарифов Кроме того, закреплено правило, согласно которому установление тарифов производится на основе долгосрочных параметров как в числовом выражении, так и в виде формул в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Из смысла указанной нормы следует, что органы регулирования тарифов имеют право установить индексы изменения тарифов, которые подлежат применению организациями коммунального хозяйства. То есть тарифы установленные в указанном выше порядке - являются нормами прямого действия.
Суд также отмечает, что Глава городского округа Первоуральск постановлением N 745 от 31.03.2010 г. закрепил предельный индекс утвержденный постановлением РЭК Свердловской области N 123-ПК от 30.09.2009 г., однако применение установленного предельного индекса обществом до принятия постановления Главы городского округа Первоуральск возможно в силу обязательности постановлений РЭК Свердловской области для хозяйствующих субъектов.
Решением Первоуральской городской Думы N 192 от 25.03.2010 г. утверждены предельные тарифы на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов в городском округе Первоуральск на 2010 год для граждан, проживающих в муниципальном жилом фонде. Согласно приложению N 3 к указанному решению предельный тариф на содержание и ремонт лифтового оборудования за 1 кв. м. составляет 2 руб. 53 коп. с НДС и вошел в состав затрат на содержание и ремонт общего имущества. Таким образом, с 01 мая 2010 года в квитанциях на оплату предоставляемых услуг отсутствует строка "лифт", а ставка платы за содержание и ремонт общего имущества составила: для граждан, проживающих в муниципальном жилом фонде 11,83 руб. / кв. м. (9,30 руб. + 2,53 руб.); для граждан, проживающих в приватизированном жилом фонде 12,83 руб. / кв. м. (10,30 руб. + 2,53 руб.).
Таким образом, предельные индексы, установленные Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 123-ПК от 30.09.2009 г. и постановлением Главы городского округа Первоуральск N 745 от 31.03.2010 г., были на законных основаниях применены ООО "Дом плюс". ООО "Дом плюс" применил их не самостоятельно, а основываясь на постановлении Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 123-ПК от 30.09.2009 г. и постановлении Главы городского округа Первоуральск N 745 от 31.03.2010 г.
Доводы заявителя о том, что общество не было уведомлено надлежащим образом о рассмотрении дела об административном правонарушении, судом отклоняются. Согласно представленным в материалы дела документам извещение о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении от 07.02.11 г. направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по юридическому адресу общества и получено, согласно уведомлению, заявителем 11 февраля 2011 года. Определение о вызове лица и назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 22.02.11 г. также направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по юридическому адресу общества и получено, согласно уведомлению, заявителем 01 марта 2011 года.
Таким образом, суд отмечает, что заинтересованным лицом соблюден порядок и срок привлечения Общества с ограниченной ответственностью "Дом плюс" к административной ответственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно подп. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.
Поскольку факт завышение обществом регулируемых государством тарифов не может быть признан установленным и Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск не доказано событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, требование общества подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить постановление N 106 от 17.03.2011 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Дом плюс" к административной ответственности по ч. 1 ст 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья
САБИРОВА М.Ф.
САБИРОВА М.Ф.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)