Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 30.03.2012 ПО ДЕЛУ N 33-9666

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 марта 2012 г. по делу N 33-9666


Судья Рыбина Н.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Федерякиной М.А.,
судей Захаровой Е.А., Ворониной И.В.,
с участием прокурора Любимовой И.Б.,
при секретаре Л.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Захаровой Е.А. дело по кассационной жалобе М. на решение Чертановского районного суда г. Москвы от 6 декабря 2011 г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Чертановского межрайонного прокурора г. Москвы в интересах неопределенного круга лиц к ЖСК "Онежск" о неправомерном начислении платы за жилищно-коммунальные услуги - отказать.

установила:

Чертановский межрайонный прокурор г. Москвы обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ЖСК "Онежск" о признании незаконным порядка определения размера платы за коммунальные услуги, обязании ЖСК "Онежск" произвести перерасчет за коммунальные услуги "управление и резервный фонд". В обоснование требований указал, что в связи с проверкой обращения жителей дома по адресу: ..., прокуратурой проверена правильность начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. По инициативе жителей дома по указанному адресу 17.12.2010 года была проведена комиссионная проверка порядка начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги жителям указанного дома с участием представителей ГУ "ИС города Москвы", ГУ "ИС ЮАО", председателя правления и членов инициативной группы ЖСК "Онежск". По результатам проверки вынесено решение об исключении из платежных документов и произведении информации о начислениях и финансово-хозяйственной деятельности кооператива; не заключать договор на предоставление бюджетных субсидий на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома с ЖСК "Онежск" до устранения выявленных нарушений и приведения финансово-хозяйственной деятельности в соответствие с требованиями действующего законодательства. Однако вопреки указанному выше решению перерасчет за услуги "управление" и "резервный фонд" не производился. Общедомовые приборы учета в доме установлены, но фактически они заработали только с начала 2011 года. Указанные приборы учета на балансе ЖСК "Онежск" не стояли и не стоят. 27.04.2011 года по решению общего собрания членов ЖСК "Онежск" за отопление расчет производился по тарифу (нормативу) с кв. м и в конце истекшего года должен быть произведен перерасчет. Указанное решение является незаконным, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, вопросы выбора способа расчета за жилищно-коммунальные услуги не могут быть включены в повестку общего собрания членов ЖСК (л.д. 6 - 8).
В судебном заседании прокурор Подвысоцкая Т.И. поддержала требования.
Председатель Правления ЖСК "Онежск" В. и представитель ЖСК "Онежск" по доверенности А. возражали против удовлетворения исковых требований, просили в удовлетворении исковых требований отказать. Пояснили, что ГУ ИС не обязывал ЖСК, а давал рекомендации, ЖСК вправе применять установленные тарифы, размеры оплаты определены органами управления ЖСК, решения общего собрания не оспорены, приборы учета были приняты МОЭК в марте 2010 года, ЖСК не обладает полномочиями по введению приборов в эксплуатацию, после чего было принято решение о начислении платы в соответствии с тарифами, в соответствии с Постановлением N 307 корректировка обязательна, члены ЖСК должны производить оплату в порядке, установленном органами управления ЖСК, на основании ч. 5 ст. 155 ЖК РФ. Департамент ЖКХ г. Москвы в своем ответе заявителю указал, что органами ЖСК могут быть установлены иные платежи. 19.01.2011 года на общем собрании было принято решение по сохранению ставок "управление и резервный фонд". Собственник при несогласии вправе выйти из состава ЖСК. Указанные ставки (в настоящее время наименование "управление" изменено на "членские взносы") не являются коммунальными услугами, услугами по содержанию и ремонту многоквартирного дома, представляют собой членские взносы на хозяйственную деятельность кооператива, порядок оплаты и статьи расходов были установлены решениями общего собрания.
Представитель третьего лица - ГУ г. Москвы "ИС ЮАО" по доверенности Я. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что с их стороны было рекомендовано ответчику исключить из платежного документа услуги "управление" и "резервный фонд", поскольку ставка "содержание и ремонт жилого помещения" уже включает в себя управление.
Третье лицо М. в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в письменных пояснениях (л.д. 92), пояснила, что она является жителем дома, в котором создано ЖСК "Онежск", она и другие жители не согласны с действиями председателя, в их деятельности много нарушений, она (М..) приостановила уплату членских взносов до разрешения конфликтной ситуации.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам жалобы просит М.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав М., представителей ЖСК "Онежск" В. и А., прокурора Любимову И.Б., полагавшую, что решение суда является законным и обоснованным, коллегия не усматривает оснований для отмены судебного решения.
Судом установлено, что в период времени с 23.03.2011 года по 01.04.2011 года в соответствии с приказом ГУ "ИС ЮАО" г. Москвы была проведена комиссионная проверка в ЖСК "Онежск", результаты которой были оформлены актом проверки ЖСК "Онежск" от 01.04.2011 года.
ЖСК "Онежск" является управляющей организацией в четырехподъездном многоквартирном доме по адресу:...
В связи с проверкой обращения жителей дома по адресу:..., прокуратурой проверена правильность начисления платы за жилищно-коммунальные услуги.
Из объяснений председателя правления ЖСК "Онежск" В., полученных 23.05.2011 года помощником Чертановского межрайонного прокурора г. Москвы Д., следует, что общедомовые приборы учета в доме установлены, но фактически они заработали с начала 2011 года, указанные приборы учета на балансе ЖСК не стояли и не стоят, они будут переданы на баланс МОЭК (или уже переданы), показания приборов будут сниматься специалистами МОЭК (л.д. 11 - 12), что также было подтверждено представителями ЖСК "Онежск" в судебном заседании.
27.04.2011 года общее собрание членов ЖСК "Онежск" приняло решение о расчетах по отоплению: ежемесячный расчет по отоплению в 2011 году проводить по тарифу с кв. м 21,21 руб. (норматив), в конце года размер оплаты граждан корректировать (л.д. 73 - 74, 75 - 77). До указанной даты подобного решения органами управления ЖСК "Онежск" не принималось.
Указанное решение никем не оспорено.
Из объяснений представителей ЖСК "Онежск" в судебном заседании и отзыва на исковое заявление следует, что начисления за отопление производятся кооперативом в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 (л.д. 59 - 62).
В соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством РФ. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В силу п. 21 указанных Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии п.п. 2 п. 2 приложения N 2 к настоящим правилам. При этом исполнитель производит один раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с п.п. 3 п. 2 приложения N 2 к настоящим правилам.
Оценив представленные доказательства по правилам, установленным ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу о том, что не усматривается нарушений ответчиком установленного законом порядка определения размера платы за отопление.
Из материалов дела следует, что 17.12.2010 года в ГУ "ИС ЮАО" было проведено совещание с участием ГУ "ИС города Москвы", ГУ "ИС ЮАО", ГУ "ИС района Чертаново Южное", председателя правления ЖСК "Онежск" и инициативной группы ЖСК "Онежск", по итогам которого было решено исключить из Единых платежных документов ЖСК "Онежск" услуги "управление" и "резервный фонд" и произвести перерасчет за указанные услуги, начисленные жителям дома, расположенного по адресу:..., с момента включения данных услуг в платежный документ, поскольку плата за услуги "управление многоквартирным домом" уже включена в плату за услуги "содержание и ремонт многоквартирного дома" (завышена ставка планово нормативного расхода). Совещание было оформлено протоколом от 17.12.2010 года (л.д. 81, 82).
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, принимая во внимание пояснения представителя ГУ г. Москвы "ИС ЮАО" в судебном заседании, пришел к обоснованному выводу о том, что решение, принятое по итогам совещания 17.12.2010 года, носило рекомендательный характер.
При разрешении спора суд принял во внимание, что расчеты за услуги "управление" и "резервный фонд" производились ЖСК "Онежск" согласно утвержденной смете расходов на текущий год, которая формировалась из членских взносов (ранее управление), услуга "управление" из платежных документов не была исключена ввиду того, что услуга "управление" с 2011 года заменена на членские взносы на уставную деятельность, перерасчет за услуги "управление" и "резервный фонд" не производился, ставка "резервный фонд" с 2011 года по решению общего собрания была исключена.
Суд проверил довод прокурора о необходимости обязать ЖСК "Онежск" произвести перерасчет за услуги "управление" и "резервный фонд" за последние три года.
Как усматривается из материалов дела, решением общего собрания членов ЖСК "Онежск" от 28.03.2009 года, оформленного протоколом N ..., была утверждена смета доходов и расходов на 2009 год, которая включала услуги "управление" и "резервный фонд".
Решением заочного голосования общего собрания членов ЖСК "Онежск" от 19.01.2011 года, оформленного протоколом N ..., была утверждена смета расходов ЖСК и ставки по статьям "управление МКД" и "резервный фонд".
Решением заочного голосования отчетно-выборного собрания членов ЖСК "Онежск" от 27.04.2011 года, оформленного протоколами N ... и N ..., был утвержден финансовый план (смета) на 2011 год расходов из членских взносов на уставную деятельность ЖСК "Онежск".
Указанные решения до настоящего времени оспорены не были и являются обязательными для членов ЖСК.
Суд при рассмотрении дела принял во внимание ответ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы от 07.09.2011 года за N ..., из которого следует, что размер платежей и взносов, а также их целевое назначение определяются органами управления ТСЖ, ЖК, ЖСК самостоятельно на основании сметы доходов и расходов; бюджетные субсидии на основании Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 года N 299-ПП предоставляются в случае, если собственники помещений не определили размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; органами ЖСК могут быть установлены иные платежи, взносы, не связанные с деятельностью по содержанию и ремонту общего имущества (например, для обеспечения ведения хозяйственной деятельности ЖСК и предоставления услуг и работ на внутриквартирном имуществе, создания резервного фонда, строительства каких-либо помещений и объектов общего имущества и т.п.).
Исследовав представленные доказательства, суд обоснованно указал, что в единые платежные документы ЖСК "Онежск" включались услуги "управление" (в настоящее время наименование изменено на "членские взносы") и "резервный фонд", что полностью соответствовало указанным выше решениям общего собрания членов ЖСК "Онежск".
Ставка "резервный фонд" с 2011 года по решению общего собрания была исключена (л.д. 11 - 12), что подтверждается решением заочного голосования отчетно-выборного собрания членов ЖСК "Онежск" от 27.04.2011 года, оформленного протоколами N ... и N ...(л.д. 73 - 78) и единым платежным документом ЖСК "Онежск" за апрель 2011 года (л.д. 14).
Ранее решений об исключении ставки "резервный фонд" из единого платежного документа ЖСК "Онежск" общее собрание его членов не принимало.
Как следует из объяснений представителей ЖСК "Онежск" ставки "управление" (в настоящее время наименование изменено на "членские взносы") и "резервный фонд" не являются коммунальными услугами, услугами по содержанию и ремонту многоквартирного дома, представляют собой членские взносы на хозяйственную деятельность кооператива, что подтверждается сметами расходов ЖСК "Онежск" на 2009 - 2011 годы, утвержденными решениями общего собрания его членов (л.д. 69, 72, 78).
Проверив представленные по делу доказательства, принимая во внимание положения ст. ст. 30, 115, 116, 117, 153, 155, 156 ЖК РФ, учитывая положения ст. 56 ГПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска прокурора, поскольку не было представлено доказательств, свидетельствующих о незаконности порядка определения размера платы за коммунальные услуги ответчиком, а также об обязанности ответчика произвести перерасчет за услуги "управление" и "резервный фонд".
Юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не имеется.
Доводы кассационной жалобы М. о том, что суд неправильно применил нормы материального права, не установил все значимые по делу обстоятельства, не исследовал имеющиеся у нее доказательства, не применил закон, подлежащий применению, не могут быть признаны обоснованными, поскольку направлены на иную оценку доказательств по делу, иное толкование закона, и, следовательно, не могут повлечь отмену законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Чертановского районного суда г. Москвы от 6 декабря 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)