Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: О.В.Цирулик
судей: О.Г.Красковской, Н.А.Комиссаровой
при участии
от истца: Капцевич А.Н., директор
от ответчиков: представители не явились
от третьего лица: Коваль О.Н., представитель по доверенности без номера от 25.03.2008
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Приморского края
на решение от 22.07.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009
по делу N А51-14/2008
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.А.Анасенко, в апелляционном суде - судьи Л.Ю.Ротко, Т.А.Аппакова, И.С.Чижиков
по иску общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго"
к Приморскому краю в лице администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Расчетный центр"
о взыскании 12 886 262 руб. 49 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Приморскому краю в лице администрации Приморского края (далее - администрация) о взыскании 12 886 262 руб. 49 коп. расходов, связанных с исполнением договорных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан (ветеранам труда) при предоставлении коммунальных услуг.
До принятия судом решения истец в порядке статьи 49 АПК РФ увеличил размер исковых требований до 13 553 352 руб. 15 коп., составляющих задолженность по возмещению стоимости услуг, оказанных на льготных условиях ветеранам труда в период с января 2006 года по декабрь 2007 года.
К участию в деле привлечены: в качестве ответчика - Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, в качестве третьего лица - ООО "Расчетный центр".
Решением от 22.07.2009 иск удовлетворен путем взыскания спорной суммы с Приморского края за счет средств казны. Министерство финансов РФ от ответственности освобождено.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 решение оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что материалами дела подтверждается несение истцом расходов в связи с предоставлением льгот в спорный период, возмещение которых относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В кассационной жалобе администрация просит решение и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске. В обоснование жалобы приводит доводы о неправильном применении судами статьи 22 ФЗ "О ветеранах", статьи 4 Закона Приморского края "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края". Считает, что льгота по оплате коммунальных услуг подлежала предоставлению, исходя из установленной социальной нормы площади жилья, а не общей площади жилого помещения. Полагает, что ссылки судов на решение Шкотовского районного суда Приморского края от 26.12.2006 по делу N 2-1052/2006, которым на истца возложена обязанность по предоставлению ветеранам труда льгот по оплате коммунальных услуг в размере 50% на всю площадь жилого помещения, незаконна, поскольку данное решение не имеет преюдициального значения для настоящего дела.
ООО "Расчетный центр" в отзыве на кассационную жалобу выражает мнение об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представители истца и третьего лица возражали против удовлетворения жалобы.
Представители ответчиков, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседании суда участия не принимали.
Проверив законность решения и постановления апелляционного суда, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для их отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Арбитражные суды установили, что 20.02.2006 между администрацией Приморского края и ООО "Теплоэнерго" заключен договор N 20-ТЭ, по условиям которого администрация обязалась возмещать истцу расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки в форме снижения оплаты коммунальных услуг, в частности ветеранам труда, за счет средств краевого бюджета.
На основании данного договора с января 2006 года истец предоставлял коммунальные услуги ветеранам труда с учетом льготы по оплате в размере 50% в пределах социальной нормы площади жилья, установленной Законом Приморского края от 11.06.2002 N 241-КЗ "О защите прав граждан в жилищно-коммунальной среде".
Решением Шкотовского районного суда Приморского края от 26.12.2006 по делу N 2-1052/2006 признаны незаконными действия ООО "Управляющая компания" по начислению и взиманию с ветеранов труда платы за пользование отоплением с начислением 50% льготы, ограниченной пределами социальной нормы площади жилья.
На основании данного решения управляющая организация произвела перерасчет необоснованно начисленной платы с применением 50% льготы на весь объем оказанных с января 2006 года коммунальных услуг на сумму 12 886 262 руб. 49 коп.
Данная сумма компенсирована ветеранам за счет ООО "Теплоэнерго". Помимо данной суммы, истец понес расходы на оказание услуги по льготной стоимости ветеранам труда в спорный период на сумму 667 089 руб. 66 коп.
Таким образом, общий размер невозмещенных истцу расходов, связанных с предоставлением льготы данной категории лиц, в спорный период признан судами установленным в размере 13 553 352 руб. 15 коп.
Подпунктом "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 22 ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопроса социальной поддержки ветеранов труда по предмету совместного ведения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 4 Закона Приморского края от 29.12.2004 N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" ветеранам труда предоставлена мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, отопление).
Поскольку материалами дела подтверждено оказание истцом ветеранам труда коммунальных услуг на условиях льготной оплаты и неисполнение администрацией обязательств по возмещению возникших в связи с этим расходов, суды сделали соответствующий вышеназванным нормам права вывод о наличии оснований для удовлетворения иска.
Довод заявителя жалобы о том, что начисление льготы в размере 50% должно производиться исходя из установленной социальной нормы, а не общей площади жилого помещения, кассационной инстанцией отклоняется. В данном случае суды правильно исходили из того, что законодательных ограничений, связанных с социальной нормой общей площади жилья при предоставлении ветеранам труда льготы, не установлено.
Доводы жалобы в этой части, обоснованные нормами ФЗ "О ветеранах" и Закона Приморского края "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", правильность данного вывода судов не опровергают. Довод администрации о необходимости учитывать нормативы потребления коммунальных услуг, во внимание не принимается, поскольку нормативы устанавливаются и применяются при оплате коммунальных услуг, независимо от социальной нормы площади жилья. Ссылка администрации на статью 15.2 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", предусматривавшую оплату коммунальных услуг с применением социальной нормы жилья, отклоняется, поскольку данный правовой акт утратил силу на момент возникновения спорных отношений.
Помимо этого, суды обоснованно приняли во внимание названное выше решение Шкотовского районного суда Приморского края от 26.12.2006, установившее существование обязанности по предоставлению ветеранам труда льготы по оплате стоимости коммунальных услуг, исходя из общей площади жилого помещения.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие преюдициальной связи между обстоятельствами, подлежащими установлению в рамках настоящего дела, и установленными судом общей юрисдикции по вышеназванному делу, поскольку в нем не участвовала администрация, кассационной инстанцией отклоняется. Данный довод выдвинут без учета правил части 3 статьи 69 АПК РФ, согласно которой преюдициальное значение обстоятельств, установленных судебным актом суда общей юрисдикции, для арбитражного дела не поставлено в зависимость от тождественности состава участвующих в этих делах лиц.
Нормы материального и процессуального права применены судебными инстанциями правильно, в связи с чем решение и постановление апелляционного суда не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 22.07.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 по делу N А51-14/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 24.12.2009 N Ф03-7757/2009 ПО ДЕЛУ N А51-14/2008
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2009 г. N Ф03-7757/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: О.В.Цирулик
судей: О.Г.Красковской, Н.А.Комиссаровой
при участии
от истца: Капцевич А.Н., директор
от ответчиков: представители не явились
от третьего лица: Коваль О.Н., представитель по доверенности без номера от 25.03.2008
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Приморского края
на решение от 22.07.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009
по делу N А51-14/2008
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.А.Анасенко, в апелляционном суде - судьи Л.Ю.Ротко, Т.А.Аппакова, И.С.Чижиков
по иску общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго"
к Приморскому краю в лице администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Расчетный центр"
о взыскании 12 886 262 руб. 49 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Приморскому краю в лице администрации Приморского края (далее - администрация) о взыскании 12 886 262 руб. 49 коп. расходов, связанных с исполнением договорных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан (ветеранам труда) при предоставлении коммунальных услуг.
До принятия судом решения истец в порядке статьи 49 АПК РФ увеличил размер исковых требований до 13 553 352 руб. 15 коп., составляющих задолженность по возмещению стоимости услуг, оказанных на льготных условиях ветеранам труда в период с января 2006 года по декабрь 2007 года.
К участию в деле привлечены: в качестве ответчика - Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, в качестве третьего лица - ООО "Расчетный центр".
Решением от 22.07.2009 иск удовлетворен путем взыскания спорной суммы с Приморского края за счет средств казны. Министерство финансов РФ от ответственности освобождено.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 решение оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что материалами дела подтверждается несение истцом расходов в связи с предоставлением льгот в спорный период, возмещение которых относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В кассационной жалобе администрация просит решение и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске. В обоснование жалобы приводит доводы о неправильном применении судами статьи 22 ФЗ "О ветеранах", статьи 4 Закона Приморского края "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края". Считает, что льгота по оплате коммунальных услуг подлежала предоставлению, исходя из установленной социальной нормы площади жилья, а не общей площади жилого помещения. Полагает, что ссылки судов на решение Шкотовского районного суда Приморского края от 26.12.2006 по делу N 2-1052/2006, которым на истца возложена обязанность по предоставлению ветеранам труда льгот по оплате коммунальных услуг в размере 50% на всю площадь жилого помещения, незаконна, поскольку данное решение не имеет преюдициального значения для настоящего дела.
ООО "Расчетный центр" в отзыве на кассационную жалобу выражает мнение об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представители истца и третьего лица возражали против удовлетворения жалобы.
Представители ответчиков, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседании суда участия не принимали.
Проверив законность решения и постановления апелляционного суда, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для их отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Арбитражные суды установили, что 20.02.2006 между администрацией Приморского края и ООО "Теплоэнерго" заключен договор N 20-ТЭ, по условиям которого администрация обязалась возмещать истцу расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки в форме снижения оплаты коммунальных услуг, в частности ветеранам труда, за счет средств краевого бюджета.
На основании данного договора с января 2006 года истец предоставлял коммунальные услуги ветеранам труда с учетом льготы по оплате в размере 50% в пределах социальной нормы площади жилья, установленной Законом Приморского края от 11.06.2002 N 241-КЗ "О защите прав граждан в жилищно-коммунальной среде".
Решением Шкотовского районного суда Приморского края от 26.12.2006 по делу N 2-1052/2006 признаны незаконными действия ООО "Управляющая компания" по начислению и взиманию с ветеранов труда платы за пользование отоплением с начислением 50% льготы, ограниченной пределами социальной нормы площади жилья.
На основании данного решения управляющая организация произвела перерасчет необоснованно начисленной платы с применением 50% льготы на весь объем оказанных с января 2006 года коммунальных услуг на сумму 12 886 262 руб. 49 коп.
Данная сумма компенсирована ветеранам за счет ООО "Теплоэнерго". Помимо данной суммы, истец понес расходы на оказание услуги по льготной стоимости ветеранам труда в спорный период на сумму 667 089 руб. 66 коп.
Таким образом, общий размер невозмещенных истцу расходов, связанных с предоставлением льготы данной категории лиц, в спорный период признан судами установленным в размере 13 553 352 руб. 15 коп.
Подпунктом "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 22 ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопроса социальной поддержки ветеранов труда по предмету совместного ведения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 4 Закона Приморского края от 29.12.2004 N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" ветеранам труда предоставлена мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, отопление).
Поскольку материалами дела подтверждено оказание истцом ветеранам труда коммунальных услуг на условиях льготной оплаты и неисполнение администрацией обязательств по возмещению возникших в связи с этим расходов, суды сделали соответствующий вышеназванным нормам права вывод о наличии оснований для удовлетворения иска.
Довод заявителя жалобы о том, что начисление льготы в размере 50% должно производиться исходя из установленной социальной нормы, а не общей площади жилого помещения, кассационной инстанцией отклоняется. В данном случае суды правильно исходили из того, что законодательных ограничений, связанных с социальной нормой общей площади жилья при предоставлении ветеранам труда льготы, не установлено.
Доводы жалобы в этой части, обоснованные нормами ФЗ "О ветеранах" и Закона Приморского края "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", правильность данного вывода судов не опровергают. Довод администрации о необходимости учитывать нормативы потребления коммунальных услуг, во внимание не принимается, поскольку нормативы устанавливаются и применяются при оплате коммунальных услуг, независимо от социальной нормы площади жилья. Ссылка администрации на статью 15.2 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", предусматривавшую оплату коммунальных услуг с применением социальной нормы жилья, отклоняется, поскольку данный правовой акт утратил силу на момент возникновения спорных отношений.
Помимо этого, суды обоснованно приняли во внимание названное выше решение Шкотовского районного суда Приморского края от 26.12.2006, установившее существование обязанности по предоставлению ветеранам труда льготы по оплате стоимости коммунальных услуг, исходя из общей площади жилого помещения.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие преюдициальной связи между обстоятельствами, подлежащими установлению в рамках настоящего дела, и установленными судом общей юрисдикции по вышеназванному делу, поскольку в нем не участвовала администрация, кассационной инстанцией отклоняется. Данный довод выдвинут без учета правил части 3 статьи 69 АПК РФ, согласно которой преюдициальное значение обстоятельств, установленных судебным актом суда общей юрисдикции, для арбитражного дела не поставлено в зависимость от тождественности состава участвующих в этих делах лиц.
Нормы материального и процессуального права применены судебными инстанциями правильно, в связи с чем решение и постановление апелляционного суда не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 22.07.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 по делу N А51-14/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.В.Цирулик
Судьи
О.Г.Красковская
Н.А.Комиссарова
О.В.Цирулик
Судьи
О.Г.Красковская
Н.А.Комиссарова
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)