Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 26.02.2006 ПО ДЕЛУ N А13-12559/2005-23

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 26 февраля 2006 года Дело N А13-12559/2005-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Малышевой Н.Н., Михайловской Е.А., рассмотрев 26.02.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 02.11.05 по делу N А13-12559/2005-23 (судья Логинова О.П.),
УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Череповцу (после переименования - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области, далее - инспекция, налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с жилищно-строительного кооператива N 11 (далее - кооператив, ЖСК) 50 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 02.11.05 инспекции отказано в удовлетворении заявления.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 02.11.05 и взыскать с кооператива 50 руб. штрафа, начисленного за нарушение срока представления декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Инспекция считает, что обоснованно применила к правоотношениям, связанным с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, нормы налогового законодательства.
Представители инспекции и ЖСК, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что кооператив представил в налоговую инспекцию декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2004 год.
Инспекция провела камеральную проверку декларации и приняла решение от 14.06.05 N 4017 о привлечении ЖСК к установленной пунктом 1 статьи 126 НК РФ ответственности в виде 50 руб. штрафа за нарушение срока представления декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 год. При сроке представления названной декларации не позднее 30.03.05 кооператив представил ее в налоговый орган 31.03.05. Полагая, что несвоевременное представление декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является налоговым правонарушением, инспекция применила к ЖСК налоговую ответственность.
На основании принятого решения налоговый орган направил кооперативу требование от 20.06.05 N 2105 о добровольной уплате налоговой санкции в срок до 30.06.05.
Кооператив в установленный срок не исполнил требование налогового органа об уплате 50 руб. штрафа, в связи с чем налоговый орган направил в арбитражный суд настоящее заявление о принудительном взыскании названной суммы штрафа.
Отказывая инспекции в удовлетворении заявления, суд обоснованно, по мнению кассационной инстанции, руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Обязанность страхователей представлять в налоговый орган декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование законодательством о налогах и сборах не установлена. Такая обязанность страхователей предусмотрена пунктом 6 статьи 24 Закона N 167-ФЗ. В соответствии с этой нормой и пунктом 1 статьи 23 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом (годом), по форме, утвержденной Министерством финансов РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ.
Согласно статье 1 Закона N 167-ФЗ названный законодательный акт устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания для возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
В статье 3 Закона N 167-ФЗ приведено понятие "страховые взносы на обязательное пенсионное страхование". Страховые взносы - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 05.02.2004 N 28-О и N 30-О, отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж.
Таким образом, нарушение страхователем срока представления декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, установленного не налоговым законодательством, а специальным законом, регулирующим отношения в области обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, не может рассматриваться как налоговое правонарушение.
Однако пунктом 1 ст. 126 НК РФ именно для налогоплательщика установлена ответственность (штраф в размере 50 руб.) за совершение налогового правонарушения - непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Применение данной нормы Кодекса к страхователям за нарушение "срока представления документа, не предусмотренного законодательством о налогах и сборах, приводит к ее расширительному толкованию, что недопустимо.
Тот факт, что в силу ст. 25 Закона N 167-ФЗ на налоговые органы возложены обязанности по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, сам по себе не свидетельствует о возможности применения налоговой ответственности за нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для применения к ЖСК за допущенное им нарушение ответственности, установленной пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 02.11.05 по делу N А13-12559/2005-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
КОЧЕРОВА Л.И.

Судьи
МАЛЫШЕВА Н.Н.
МИХАЙЛОВСКАЯ Е.А.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)