Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Л.А. Захаровой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шапкиным П.В.
при участии:
- от заявителя: представитель не явился (уведомление 344002 42 42000 5 вручено 09.09.11г);
- от заинтересованного лица: ведущего специалиста-эксперта Зиновьевой С.Г., доверенность от 30.12.2010 г., сроком на 1 год, сл. уд. N 376 выдано 01.11.2006 г.,
- от третьих лиц: представители не явились (от МУП "Спецавтохозяйство" уведомление 344002 42 42002 9 вручено 08.09.11 г., администрации уведомление 344002 42 42003 6 вручено 08.09.11 г.);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском и Куйбышевском районах
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.05.2011 по делу N А53-2216/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр коммунальных услуг"
к заинтересованному лицу Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском и Куйбышевском районах
при участии третьих лиц Муниципального унитарного предприятия "Спецавтохозяйство", Администрации г. Таганрога
о признании незаконным и отмене постановления,
принятое в составе судьи Гришко С.В.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр коммунальных услуг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском и Куйбышевском районах (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 27.01.11 г. N 110 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное унитарное предприятие "Спецавтохозяйство" (далее - предприятие), Администрация г. Таганрога (далее - администрация).
Решением суда от 06.05.11 г. заявленные обществом требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ. Общество не является субъектом вмененного ему в вину правонарушения, так как общество не осуществляет предусмотренной Федеральным законом от 24.06.98 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - закон N 89-ФЗ), специализированной деятельности по обращению с отходами производства и потребления и, в том числе, деятельности по сбору и временному накоплению отходов.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба с дополнениями к ней (л.д. 154-155) мотивирована тем, что общество является надлежащим субъектом административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ. Общество выполняет полномочия управляющей компании в отношении спорного жилого дома. В этом качестве общество обязано надлежащим образом организовать сбор и временное накопление образующихся отходов жильцов данного дома. Общество этой обязанности не исполнило. В пределах землеотвода спорного жилого дома не оборудована специальная контейнерная площадка с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники. Не обеспечено наличие сборников для твердых бытовых отходов жильцов данного дома. При невозможности организации контейнерной площадки на установленном п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" удалении от жилых домов (от 20 до 100 метров), общество было обязано принято меры к согласованию временного места размещения отходов жильцов спорного жилого дома с районным архитектором и районной санэпидемстанцией, либо (в исключительных случаях) принять меры к установлению допустимого расстояния от контейнерной площадки до жилого дома комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача) и с утверждением этого акта местным исполкомом Совета народных депутатов.
Предприятие в отзыве на жалобу и пояснениях к ней (л.д. 133-134) поддерживает приведенные в ней доводы, просит решение суда отменить и отказать обществ в удовлетворении заявления. Общество как управляющая компания не организовало санкционированный сбор твердых бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности собственников помещений многоквартирного дома в границах его землеотвода. В случае, если отсутствует возможность размещения контейнерной площадки на расстоянии минимальной допустимой удаленности от жилого дома 20 метров, то в соответствии с постановлением администрации г. Таганрога Ростовской области N 5978 от 30.11.04 г. "Об утверждении порядка и создании постоянно действующей комиссии по определению мест размещения контейнерных площадок и отдельно стоящих контейнеров в районе жилого сектора", общество было обязано организовать созыв постоянно действующей комиссии, на основании заключений которой и определить место размещения контейнерной площадки. Со своей стороны предприятие приняло все возможные меря для обеспечения надлежащей санитарно-эпидемиологической ситуации в месте размещения спорного жилого дома.
Общество и администрация отзывов на жалобу не предоставили.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ. В составе суда на основании ст. 18 АПК РФ распоряжением председателя административной коллегии произведена замена: судья Н.Н. Иванова в связи с убытием в командировку заменена на судью Л.А. Захарову.
Общество и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем и на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ, суд апелляционной инстанции проводит судебное заседание в их отсутствие.
В судебном заседании представитель управления настаивала на отмене решения суда, сославшись на приведенные в отзыве на апелляционную жалобу доводы, пояснила, что общество привлечено к ответственности за нарушения, допущенные в отношении сбора и накопления (временного складирования) твердых бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности собственников помещений многоквартирного жилого дома по ул. Люксембург, 305, г.Таганрога. Общество до настоящего времени не приняло меры к согласованию места размещения контейнерной площадки, обслуживающей данный дом и к ее обустройству. Комиссия по определению места размещения контейнерной площадки для спорного дома обществом не созывалась. Жильцы спорного дома выносят отходы в места накопления отходов, организованные для обслуживания других домов.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя управления, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество на основании договора является управляющей компанией в отношениях с собственниками помещений в многоквартирном жилом доме по ул. Люксембург, 305, г. Таганрога.
13.01.11 г. управлением в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования в связи с обращением гр. Братякиной И.А. (л.д. 41-42) на нарушения при размещении и содержании контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов, находящейся на пересечении ул. Ватутина и Р.Люксембург г. Таганрога и используемой для сбора и накопления твердых бытовых отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности жильцов многоквартирного жилого дома по ул. Люксембург, 305, г.Таганрога (л.д. 43).
18.01.11 г. сотрудниками управления в ходе осмотра территории контейнерной площадки и прилегающей к ней территории установлено, что у жилого многоквартирного дома по ул. Люксембург, 305 г. Таганрога в пределах землеотвода не оборудована специальная площадка с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники, не обеспечено наличие сборников для отходов. Результаты осмотра зафиксированы в протоколе осмотра от 18.01.11 г. (л.д. 27-49).
19.01.11 г. управлением по данному факту в отношении общества как управляющей компании многоквартирного жилого дома по ул. Люксембург, 305, г. Таганрога управлением составлен протокол об административном правонарушении N 1914 по ст. 8.2 КоАП РФ по признакам нарушения обществом санитарного законодательства в части осуществления деятельности по обращению с отходами потребления: ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - закон N 52-ФЗ), п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10), п. 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (далее - СанПиН 42-128-4690-88) (л.д. 25 - оборот листа).
27.01.11 г. управлением принятое постановление N 110 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. за допущенные нарушения требований ст. 22 закона N 52-ФЗ, п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, п. 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 в ходе выполнения полномочий управляющей организации спорного дома в отношении сбора и накопления твердых бытовых отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности жильцов данного дома: в нарушение указанных норм обществом пределах землеотвода дома не оборудована специальная площадка с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники и не обеспечено наличие сборников для отходов (л.д. 56).
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в деянии общества имелся состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 8.2 КоАП РФ.
Так, ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно ст. 1 закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из ст. 1 закона N 89-ФЗ обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Управление вменяет в вину обществу то, что общество как управляющая компания спорного жилого дома допустило нарушения в сфере сбора и накопления твердых бытовых отходов, образующихся в ходе жизнедеятельности жильцов данного дома, что выразилось в том, что общество пределах землеотвода дома не оборудовало специальную площадку с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники и не обеспечено наличие сборников для отходов.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции, с учетом обязательной для применения правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 12.07.11 г. N 709/11 по делу N А32-10488/2010-58/157-58 признает правомерным вывод управления о том, что, применительно к указанным видам нарушений, общество является надлежащим субъектом деятельности по обращению с отходами.
В соответствии со ст. 1 закона N 89-ФЗ: под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно требованиям ст. 11 закона N 52-ФЗ и ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; вести в установленном порядке учет образовавшихся отходов; соблюдать экологические требования по осуществлению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Пунктом 1 ст. 22 закона N 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21 закона N 52-ФЗ).
Согласно п. п. 2.2.2, 6.3 СанПин 42-128-4690-88, для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры; учреждения по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и учреждений, коменданты и управляющие домами должны в числе прочего: оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники; обеспечивать сборниками и инвентарем, применяемыми для сбора пищевых отходов, уличного и дворового смета; принимать меры по обеспечению регулярной мойки и дезинфекции мусороприемных камер, площадок и ниш под сборники, а также сборников отходов.
Пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 установлено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила) оборудование и иные объекты, используемые для твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.д.) предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома.
Согласно п. 3.7.1 Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать в том числе: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Пунктом 3.7.4 Правил установлено, что мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
При таких обстоятельствах, накопление, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельностью.
Управляющая компания, не являясь собственником, пользователем общих помещений многоквартирных домов, на возмездной основе отвечает за их безопасную эксплуатацию и обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирных домах (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Таким образом, установленные законом N 89-ФЗ об установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Таким образом, управляющие организации так же могут быть надлежащими субъектами предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ правонарушения при нарушении ими экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в том числе в отношении накопления отходов.
Общество является управляющей компанией многоквартирного жилого дома по ул. Люксембург, 305 г.Таганрога.
Материалами дела подтверждено отсутствие в пределах землеотвода данного спорного дома специальной площадки с водонепроницаемым покрытием для размещения на ней мусоросборников для твердых бытовых отходов жизнедеятельности жильцов спорного дома (контейнерной площадки), а также отсутствие необходимых сборников для этих отходов.
По этой причине при накоплении и сборе отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности жильцов указанного дома, допускаются нарушения приведенных выше требований законом N 7-ФЗ, 52-ФЗ, ЖК РФ, СанПин 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.2.2645-10, Правил.
Ответственность за нарушение в данной сфере обращения с отходами несет общество как организация, управляющая данным домом.
Приводившийся обществом в заявлении и устно суду апелляционной инстанции довод о невозможности надлежащей организации контейнерной площадки в пределах землеотвода спорного дома, так как в этом случае расстояния от такой площадки до жилых домов составит менее 20 метров, что не допустимо в соответствии с п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, п. 8.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, судом апелляционной инстанции отклоняется как неосновательный.
Пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Во исполнение указанных требований п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 от комиссионном определении расстояний от жилых домов до контейнерных площадок в случае невозможности соблюдения указанных в данном пункте минимальных расстояний, Администрацией г. Таганрога Ростовской области 20.11.04 г. принято постановление N 5978, которым утверждены состав комиссии по определению мест размещения контейнерных площадок и отдельно стоящих контейнеров в районе жилого сектора, и "Порядок по определению мест размещения контейнерных площадок и отдельно стоящих контейнеров в районе жилого сектора" (л.д. 85-87).
Общество не представило судам первой и апелляционной инстанции доказательств обращения в данную комиссию за установлением в установленном порядке места размещения контейнерной площадки для организации сбора и накопления отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности жильцов управляемого обществом дома по ул. Люксембург, 305 г.Таганрога после того, как в 2010 году была демонтирована незаконно размещенная точка сбора и накопления отходов этого дома.
В материалах дела имеются неоднократные обращения предприятия, принявшего на себя по договору обязанность по транспортировке отходов спорного дома, в адрес общества, по вопросу об определении места размещения контейнерной площадки для данного дома и ее оборудования (л.д. 145, 146, 148).
Общество так же не предоставило судам первой и апелляционной инстанции доказательств выполнения условий акта N 71 от 11.02.11 г. комиссии по определению места размещения контейнерной площадки, в котором обществу указано на необходимость оборудования твердого основания и трехстороннего ограждения контейнерной площадки по месту, указанному в данном акте (л.д. 144). Созыв этой комиссии был инициирован предприятием.
В деле не имеется доказательств объективной невозможности недопущения обществом нарушений, вмененных ему вину управлением и подтвержденных материалами дела.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии в бездействии общества вмененного ему в вину состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 8.2 КоАП РФ.
Управлением так же дана надлежащая квалификация вмененного в вину обществу правонарушения, поскольку ст. 8.2 КоАП РФ является специальной по отношению к общей норме ст. 6.3 КоАП РФ. Сходная правовая позиция высказана ФАС СКО в постановлении от 02.11.09 г. по делу N А53-10275/2009
Управлением не допущено процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности, влекущих безусловную отмену принятого управлением постановления.
За совершенное правонарушение на общество наложен минимальный штраф, допустимый санкцией ст. 8.2 КоАП РФ.
Наказание назначено в пределах установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным суд апелляционной инстанции не нашел. Неисполнение обществом обязанности по организации сбора и накопления отходов в соответствии с требованиями санитарного законодательства представляет собою угрозу для здоровья людей, а также создает угрозу для окружающей среды.
При таких обстоятельствах заявление общества об отмене постановления управления подлежало отклонению с учетом позиции, высказанной Президиумом ВАС РФ в постановлении от 12.07.11 г. N 709/11 по делу N А32-10488/2010-58/157-58 (определение о передаче данного дела в Президиум ВАС РФ было вынесено 11.04.11 г.). В связи с этим решение суда первой инстанции от 06.05.11 г., которым это заявление удовлетворено, подлежит отмене. Заявление общества судом апелляционной инстанции отклоняется. Апелляционная жалоба управления удовлетворяется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.05.2011 отменить. Отказать ООО "Управляющая компания "Центр коммунальных услуг" в удовлетворении заявления.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
Л.А.ЗАХАРОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.10.2011 N 15АП-6341/2011 ПО ДЕЛУ N А53-2216/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2011 г. N 15АП-6341/2011
Дело N А53-2216/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Л.А. Захаровой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шапкиным П.В.
при участии:
- от заявителя: представитель не явился (уведомление 344002 42 42000 5 вручено 09.09.11г);
- от заинтересованного лица: ведущего специалиста-эксперта Зиновьевой С.Г., доверенность от 30.12.2010 г., сроком на 1 год, сл. уд. N 376 выдано 01.11.2006 г.,
- от третьих лиц: представители не явились (от МУП "Спецавтохозяйство" уведомление 344002 42 42002 9 вручено 08.09.11 г., администрации уведомление 344002 42 42003 6 вручено 08.09.11 г.);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском и Куйбышевском районах
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.05.2011 по делу N А53-2216/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр коммунальных услуг"
к заинтересованному лицу Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском и Куйбышевском районах
при участии третьих лиц Муниципального унитарного предприятия "Спецавтохозяйство", Администрации г. Таганрога
о признании незаконным и отмене постановления,
принятое в составе судьи Гришко С.В.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр коммунальных услуг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском и Куйбышевском районах (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 27.01.11 г. N 110 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное унитарное предприятие "Спецавтохозяйство" (далее - предприятие), Администрация г. Таганрога (далее - администрация).
Решением суда от 06.05.11 г. заявленные обществом требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ. Общество не является субъектом вмененного ему в вину правонарушения, так как общество не осуществляет предусмотренной Федеральным законом от 24.06.98 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - закон N 89-ФЗ), специализированной деятельности по обращению с отходами производства и потребления и, в том числе, деятельности по сбору и временному накоплению отходов.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба с дополнениями к ней (л.д. 154-155) мотивирована тем, что общество является надлежащим субъектом административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ. Общество выполняет полномочия управляющей компании в отношении спорного жилого дома. В этом качестве общество обязано надлежащим образом организовать сбор и временное накопление образующихся отходов жильцов данного дома. Общество этой обязанности не исполнило. В пределах землеотвода спорного жилого дома не оборудована специальная контейнерная площадка с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники. Не обеспечено наличие сборников для твердых бытовых отходов жильцов данного дома. При невозможности организации контейнерной площадки на установленном п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" удалении от жилых домов (от 20 до 100 метров), общество было обязано принято меры к согласованию временного места размещения отходов жильцов спорного жилого дома с районным архитектором и районной санэпидемстанцией, либо (в исключительных случаях) принять меры к установлению допустимого расстояния от контейнерной площадки до жилого дома комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача) и с утверждением этого акта местным исполкомом Совета народных депутатов.
Предприятие в отзыве на жалобу и пояснениях к ней (л.д. 133-134) поддерживает приведенные в ней доводы, просит решение суда отменить и отказать обществ в удовлетворении заявления. Общество как управляющая компания не организовало санкционированный сбор твердых бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности собственников помещений многоквартирного дома в границах его землеотвода. В случае, если отсутствует возможность размещения контейнерной площадки на расстоянии минимальной допустимой удаленности от жилого дома 20 метров, то в соответствии с постановлением администрации г. Таганрога Ростовской области N 5978 от 30.11.04 г. "Об утверждении порядка и создании постоянно действующей комиссии по определению мест размещения контейнерных площадок и отдельно стоящих контейнеров в районе жилого сектора", общество было обязано организовать созыв постоянно действующей комиссии, на основании заключений которой и определить место размещения контейнерной площадки. Со своей стороны предприятие приняло все возможные меря для обеспечения надлежащей санитарно-эпидемиологической ситуации в месте размещения спорного жилого дома.
Общество и администрация отзывов на жалобу не предоставили.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ. В составе суда на основании ст. 18 АПК РФ распоряжением председателя административной коллегии произведена замена: судья Н.Н. Иванова в связи с убытием в командировку заменена на судью Л.А. Захарову.
Общество и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем и на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ, суд апелляционной инстанции проводит судебное заседание в их отсутствие.
В судебном заседании представитель управления настаивала на отмене решения суда, сославшись на приведенные в отзыве на апелляционную жалобу доводы, пояснила, что общество привлечено к ответственности за нарушения, допущенные в отношении сбора и накопления (временного складирования) твердых бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности собственников помещений многоквартирного жилого дома по ул. Люксембург, 305, г.Таганрога. Общество до настоящего времени не приняло меры к согласованию места размещения контейнерной площадки, обслуживающей данный дом и к ее обустройству. Комиссия по определению места размещения контейнерной площадки для спорного дома обществом не созывалась. Жильцы спорного дома выносят отходы в места накопления отходов, организованные для обслуживания других домов.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя управления, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество на основании договора является управляющей компанией в отношениях с собственниками помещений в многоквартирном жилом доме по ул. Люксембург, 305, г. Таганрога.
13.01.11 г. управлением в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования в связи с обращением гр. Братякиной И.А. (л.д. 41-42) на нарушения при размещении и содержании контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов, находящейся на пересечении ул. Ватутина и Р.Люксембург г. Таганрога и используемой для сбора и накопления твердых бытовых отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности жильцов многоквартирного жилого дома по ул. Люксембург, 305, г.Таганрога (л.д. 43).
18.01.11 г. сотрудниками управления в ходе осмотра территории контейнерной площадки и прилегающей к ней территории установлено, что у жилого многоквартирного дома по ул. Люксембург, 305 г. Таганрога в пределах землеотвода не оборудована специальная площадка с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники, не обеспечено наличие сборников для отходов. Результаты осмотра зафиксированы в протоколе осмотра от 18.01.11 г. (л.д. 27-49).
19.01.11 г. управлением по данному факту в отношении общества как управляющей компании многоквартирного жилого дома по ул. Люксембург, 305, г. Таганрога управлением составлен протокол об административном правонарушении N 1914 по ст. 8.2 КоАП РФ по признакам нарушения обществом санитарного законодательства в части осуществления деятельности по обращению с отходами потребления: ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - закон N 52-ФЗ), п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10), п. 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (далее - СанПиН 42-128-4690-88) (л.д. 25 - оборот листа).
27.01.11 г. управлением принятое постановление N 110 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. за допущенные нарушения требований ст. 22 закона N 52-ФЗ, п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, п. 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 в ходе выполнения полномочий управляющей организации спорного дома в отношении сбора и накопления твердых бытовых отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности жильцов данного дома: в нарушение указанных норм обществом пределах землеотвода дома не оборудована специальная площадка с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники и не обеспечено наличие сборников для отходов (л.д. 56).
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в деянии общества имелся состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 8.2 КоАП РФ.
Так, ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно ст. 1 закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из ст. 1 закона N 89-ФЗ обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Управление вменяет в вину обществу то, что общество как управляющая компания спорного жилого дома допустило нарушения в сфере сбора и накопления твердых бытовых отходов, образующихся в ходе жизнедеятельности жильцов данного дома, что выразилось в том, что общество пределах землеотвода дома не оборудовало специальную площадку с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники и не обеспечено наличие сборников для отходов.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции, с учетом обязательной для применения правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 12.07.11 г. N 709/11 по делу N А32-10488/2010-58/157-58 признает правомерным вывод управления о том, что, применительно к указанным видам нарушений, общество является надлежащим субъектом деятельности по обращению с отходами.
В соответствии со ст. 1 закона N 89-ФЗ: под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно требованиям ст. 11 закона N 52-ФЗ и ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; вести в установленном порядке учет образовавшихся отходов; соблюдать экологические требования по осуществлению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Пунктом 1 ст. 22 закона N 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21 закона N 52-ФЗ).
Согласно п. п. 2.2.2, 6.3 СанПин 42-128-4690-88, для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры; учреждения по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и учреждений, коменданты и управляющие домами должны в числе прочего: оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники; обеспечивать сборниками и инвентарем, применяемыми для сбора пищевых отходов, уличного и дворового смета; принимать меры по обеспечению регулярной мойки и дезинфекции мусороприемных камер, площадок и ниш под сборники, а также сборников отходов.
Пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 установлено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила) оборудование и иные объекты, используемые для твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.д.) предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома.
Согласно п. 3.7.1 Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать в том числе: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Пунктом 3.7.4 Правил установлено, что мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
При таких обстоятельствах, накопление, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельностью.
Управляющая компания, не являясь собственником, пользователем общих помещений многоквартирных домов, на возмездной основе отвечает за их безопасную эксплуатацию и обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирных домах (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Таким образом, установленные законом N 89-ФЗ об установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Таким образом, управляющие организации так же могут быть надлежащими субъектами предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ правонарушения при нарушении ими экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в том числе в отношении накопления отходов.
Общество является управляющей компанией многоквартирного жилого дома по ул. Люксембург, 305 г.Таганрога.
Материалами дела подтверждено отсутствие в пределах землеотвода данного спорного дома специальной площадки с водонепроницаемым покрытием для размещения на ней мусоросборников для твердых бытовых отходов жизнедеятельности жильцов спорного дома (контейнерной площадки), а также отсутствие необходимых сборников для этих отходов.
По этой причине при накоплении и сборе отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности жильцов указанного дома, допускаются нарушения приведенных выше требований законом N 7-ФЗ, 52-ФЗ, ЖК РФ, СанПин 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.2.2645-10, Правил.
Ответственность за нарушение в данной сфере обращения с отходами несет общество как организация, управляющая данным домом.
Приводившийся обществом в заявлении и устно суду апелляционной инстанции довод о невозможности надлежащей организации контейнерной площадки в пределах землеотвода спорного дома, так как в этом случае расстояния от такой площадки до жилых домов составит менее 20 метров, что не допустимо в соответствии с п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, п. 8.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, судом апелляционной инстанции отклоняется как неосновательный.
Пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Во исполнение указанных требований п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 от комиссионном определении расстояний от жилых домов до контейнерных площадок в случае невозможности соблюдения указанных в данном пункте минимальных расстояний, Администрацией г. Таганрога Ростовской области 20.11.04 г. принято постановление N 5978, которым утверждены состав комиссии по определению мест размещения контейнерных площадок и отдельно стоящих контейнеров в районе жилого сектора, и "Порядок по определению мест размещения контейнерных площадок и отдельно стоящих контейнеров в районе жилого сектора" (л.д. 85-87).
Общество не представило судам первой и апелляционной инстанции доказательств обращения в данную комиссию за установлением в установленном порядке места размещения контейнерной площадки для организации сбора и накопления отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности жильцов управляемого обществом дома по ул. Люксембург, 305 г.Таганрога после того, как в 2010 году была демонтирована незаконно размещенная точка сбора и накопления отходов этого дома.
В материалах дела имеются неоднократные обращения предприятия, принявшего на себя по договору обязанность по транспортировке отходов спорного дома, в адрес общества, по вопросу об определении места размещения контейнерной площадки для данного дома и ее оборудования (л.д. 145, 146, 148).
Общество так же не предоставило судам первой и апелляционной инстанции доказательств выполнения условий акта N 71 от 11.02.11 г. комиссии по определению места размещения контейнерной площадки, в котором обществу указано на необходимость оборудования твердого основания и трехстороннего ограждения контейнерной площадки по месту, указанному в данном акте (л.д. 144). Созыв этой комиссии был инициирован предприятием.
В деле не имеется доказательств объективной невозможности недопущения обществом нарушений, вмененных ему вину управлением и подтвержденных материалами дела.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии в бездействии общества вмененного ему в вину состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 8.2 КоАП РФ.
Управлением так же дана надлежащая квалификация вмененного в вину обществу правонарушения, поскольку ст. 8.2 КоАП РФ является специальной по отношению к общей норме ст. 6.3 КоАП РФ. Сходная правовая позиция высказана ФАС СКО в постановлении от 02.11.09 г. по делу N А53-10275/2009
Управлением не допущено процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности, влекущих безусловную отмену принятого управлением постановления.
За совершенное правонарушение на общество наложен минимальный штраф, допустимый санкцией ст. 8.2 КоАП РФ.
Наказание назначено в пределах установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным суд апелляционной инстанции не нашел. Неисполнение обществом обязанности по организации сбора и накопления отходов в соответствии с требованиями санитарного законодательства представляет собою угрозу для здоровья людей, а также создает угрозу для окружающей среды.
При таких обстоятельствах заявление общества об отмене постановления управления подлежало отклонению с учетом позиции, высказанной Президиумом ВАС РФ в постановлении от 12.07.11 г. N 709/11 по делу N А32-10488/2010-58/157-58 (определение о передаче данного дела в Президиум ВАС РФ было вынесено 11.04.11 г.). В связи с этим решение суда первой инстанции от 06.05.11 г., которым это заявление удовлетворено, подлежит отмене. Заявление общества судом апелляционной инстанции отклоняется. Апелляционная жалоба управления удовлетворяется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.05.2011 отменить. Отказать ООО "Управляющая компания "Центр коммунальных услуг" в удовлетворении заявления.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
Л.А.ЗАХАРОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)