Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 20.01.2010 ПО ДЕЛУ N А57-1701/2009

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; Членство в товариществе собственников жилья

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2010 г. по делу N А57-1701/2009


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.07.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2009
по делу N А57-1701/2009
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Дом", г. Саратов, к администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, к Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, о взыскании 2 988 025 руб. 87 коп. расходов по содержанию общего имущества, с участием третьих лиц - Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова,

установил:

товарищество собственников жилья "Дом", г. Саратов (далее - ТСЖ), обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (далее - Администрация), с привлечением в качестве третьих лиц Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (далее - Комитет по финансам), ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова, г. Саратов, о признании незаконным бездействия Администрации по не внесению взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, обязании Администрации из средств казны муниципального образования перечислить ТСЖ взносы на капитальный ремонт за период с 01.05.2006 по 31.08.2008.
Заявление ТСЖ мотивировано незаконностью бездействия Администрации по не внесению средств на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в части, приходящейся на долю муниципального образования.
Определением от 29.01.2009 требования ТСЖ в части обязания Администрации перечислить взносы на капитальный ремонт выделены в отдельное производство с присвоением делу N А57-1701/2009.
Определением от 29.01.2009 производство по настоящему, выделенному в отдельное производство делу, приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А57-22904/2008 по требованиям о признании бездействия Администрации незаконным.
Определением от 26.03.2009 производство по настоящему делу возобновлено. Решением суда от 05.02.2009 по делу N А57-22904/2008 бездействие Администрации признано незаконным.
Администрация в пояснениях по делу просила в удовлетворении требований отказать, поскольку расходование бюджетных средств предусмотрено бюджетным законодательством, установлен исчерпывающий перечень форм расходования бюджетных средств, выделение средств в данном случае возможно только в форме субсидий, требования жилищного законодательства по определению размера обязательных платежей собственниками помещений ТСЖ не соблюдены.
Определением от 14.04.2009 судом принято уточнение требований по делу, а именно взыскать в пользу ТСЖ с муниципального образования в лице Комитета по финансам за счет средств муниципальной казны 2 988 025 руб. 87 коп. взносов на проведение капитального ремонта за период с 01.05.2006 по 01.03.2009.
Определением от 14.05.2009 к участию в деле в качестве ответчика привлечен Комитет по финансам.
Комитет по финансам в отзыве на исковое заявление просил в удовлетворении требований отказать, поскольку жилищное законодательство применяется в части, не противоречащей бюджетному законодательству, финансирование данных расходов возможно только в форме субсидий, в материалах дела отсутствуют доказательства проведения капитального ремонта, ТСЖ ранее не обращалось за получением бюджетных средств.
Определением от 22.06.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов".
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" в отзыве на исковое заявление просил в удовлетворении иска отказать, поскольку решение о капитальном ремонте принимается только на общем собрании собственников помещений, при отсутствии решения обязательные платежи установлены быть не могут, расходные обязательства муниципального образования возникают из нормативных актов, расходы на данные взносы бюджетом города не предусмотрены, предъявленная к взысканию сумма является необоснованной, ТСЖ не учтены ранее перечисленные денежные средства.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.07.2009 исковые требования удовлетворены частично. В пользу ТСЖ с муниципального образования в лице Комитета по финансам за счет средств муниципальной казны взыскано 2 974 277 руб. 87 коп. взносов на проведение капитального ремонта доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов за период с 01.05.2006 по 01.03.2009.
Решение суда первой инстанции мотивировано следующими обстоятельствами: муниципальное образование является членом ТСЖ, смета расходов на капитальный ремонт утверждена общим собранием членов ТСЖ, представитель муниципального образования на собрании голосовал за установление размера взносов, бремя несения расходов на содержание общего имущества несет собственник помещения, муниципальное образование в лице уполномоченного органа обязано вносить взносы на проведение капитального ремонта, уполномоченным финансовым органом является Комитет по финансам, ТСЖ не учтено частичное перечисление денежных средств.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2009 решение суда первой инстанции от 22.07.2009 оставлено без изменения.
В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить и отказать в удовлетворении иска.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Администрация ссылается противоречие судебных актов нормам действующего законодательства. Судебными инстанциями не учтено следующее: порядок расходования средств органами местного самоуправления регулируется бюджетным законодательством, предоставление средств на капитальный ремонт возможно только в форме субсидий, меры для получения субсидий ТСЖ не предпринимались, общим собранием собственников помещений решение о проведении капитального ремонта не принималось, смета доходов и расходов подлежит утверждению на каждый год.
ТСЖ в отзыве на кассационную жалобу просило оставить обжалованные судебные акты без изменения, поскольку бездействие Администрации по не внесению денежных средств признано незаконным судебным актом, внесение обязательных взносов собственником помещений предусмотрено законом, размер подлежащих внесению взносов определен собранием членов ТСЖ, в собрании принимал участие представитель муниципального образования, результаты собрания не оспорены.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие иных представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель Комитета по финансам в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе Администрации, указала, что не установлен порядок внесения данных взносов, бюджетом данная категория расходов не предусмотрена.
Представитель ТСЖ в судебном заседании просила оставить судебные акты без изменения по мотивам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Представитель ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова в судебном заседании поддержал доводы представителя ТСЖ.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы Администрации, отзыва ТСЖ на кассационную жалобу, заслушав представителей Комитета по финансам, ТСЖ и ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Материалами дела установлено следующее.
ТСЖ, являясь правопреемником товарищества собственников жилья "Темп-2001", является объединением собственников помещений ряда многоквартирных жилых домов в Ленинском районе г. Саратова.
По заявлению главы администрации Ленинского района г. Саратова от 19.02.2004, на основании пункта 3.2 "Временного положения о мерах по созданию на территории города Саратова благоприятных условий для формирования кондоминиумов, образования на их основе товариществ собственников жилья и порядке передачи им в управление и обслуживание муниципального жилищного фонда", утвержденного постановлением мэра г. Саратова от 18.06.2003 N 510, муниципальное образование "Город Саратов" вступило в члены ТСЖ.
На общем собрании членов ТСЖ 10.01.2006 была утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, определен перечень работ, их стоимость, очередность проведения работ, отобраны подрядчики и определены условия оплаты работ, утверждена новая редакция устава ТСЖ.
В период с 24.04.2006 по 28.04.2006 в соответствии с разделом 13 Устава ТСЖ проведено общее собрание членов ТСЖ в форме заочного голосования по вопросу установления с 01.05.2006 для собственников помещений многоквартирных домов, входящих в ТСЖ, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов.
По итогам голосования на общем собрании членами ТСЖ, оформленного протоколом от 28.04.2006, принято решение об установлении с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данного дома в размере, равному величине федерального стандарта предельной стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц на соответствующий год по Саратовской области, утверждаемому соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
Материалами дела подтверждено, что представители муниципального образования приняли участие в работе общего собрания членов ТСЖ.
Неисполнение муниципальным образованием, как собственником муниципальных квартир в многоквартирных жилых домах, входящих в ТСЖ, обязательств по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных жилых домов в размере и в порядке, установленными уставом и общим собранием членов товарищества от 28.04.2006, послужило основанием для обращения ТСЖ с требованиями по настоящему делу в суд.
Удовлетворяя предъявленные ТСЖ требования, судебные инстанции законно и обоснованно исходили из нижеследующего.
Пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которое включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 Кодекса товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно пункту 5 статьи 155 Кодекса члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья.
Пунктом 8 статьи 156 Кодекса установлено, что размер обязательных платежей и (или взносов) членов товарищества собственников жилья определяется органами управления товариществом в соответствии с уставом.
Общее собрание членов ТСЖ по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
Пунктом 3 статьи 158 Кодекса обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Из положений статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 22, 33 Устава муниципального образования "Город Саратов" следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице Администрации.
Суммарная площадь жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности в спорный период, подтверждается представленной в материалы дела справкой муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" о площади муниципальных квартир (жилых помещений), расположенных в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ в период с 01.05.2006 по 01.03.2009, и не оспаривается сторонами по делу.
Судебными инстанциями правомерно не применены к рассматриваемым в рамках настоящего делу правоотношениям положения постановлений Администрации от 01.11.2005 N 558 и от 24.07.2007 N 599, поскольку названные постановления противоречат пункту 7 статьи 5, пунктам 9, 16 статьи 12, статье 14 Кодекса, носят не обязательный, а рекомендательный характер, их текст не был официально опубликован и кроме того, они отменены.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на регулирование отношений по расходам бюджета бюджетным законодательством не освобождает собственника имущества от бремени несения расходов по его содержанию.
Фактически доводы Администрации, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов судебных инстанций, что не предусмотрено процессуальным законодательством для суда кассационной инстанции.
При изложенных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правильно признали обоснованными исковые требования ТСЖ и взыскали с казны муниципального образования в лице Комитета по финансам в пользу ТСЖ заявленную задолженность по взносам на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества.
Судебной коллегией кассационной инстанции нарушения судебными инстанциями норм материального или процессуального права не установлены, в связи с чем правовые основания к отмене обжалованных судебных актов отсутствуют.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.07.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2009 по делу N А57-1701/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)