Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Петровой Т.А.
при секретаре Ивашовой О.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО "Нижегородская сбытовая компания" о признании недействующими подпункта "е" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" и приложения к указанному Постановлению,
подпунктом "е" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Постановление) предусмотрено, что объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению.
В приложении к Постановлению приведена формула, в соответствии с которой определяется объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета. Данная формула представляет собой сумму слагаемых объемов коммунального ресурса, каждый из которых определяется за расчетный период в зависимости от вариантов установки в многоквартирном доме приборов учета, а именно - по показаниям индивидуальных приборов учета или по нормативу потребления при их отсутствии.
ОАО "Нижегородская сбытовая компания", гарантирующий поставщик электрической энергии, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими указанных нормативных положений, устанавливающих, по мнению заявителя, такой порядок расчета объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, при котором не учитываются потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях и электроэнергия, переданная на общедомовые нужды. Заявитель полагает, что порядок расчета объема коммунального ресурса, определенный оспариваемой формулой, противоречит статьям 39, 153, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьям 6 и 20 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и нарушает права заявителя на оплату всего поставляемого и потребленного объема электроэнергии.
Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России), уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало, что формула, в соответствии с которой определяется объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, приведенная в приложении к Постановлению, содержит только те показатели, которые предусмотрены действующим законодательством, и не может включать никаких иных показателей. Оспариваемый в части нормативный акт законодательству Российской Федерации не противоречит, принят в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушает права и свободы заявителя.
Выслушав объяснения представителей ОАО "Нижегородская сбытовая компания" Климова А.М., Котина В.П., представителей Минрегиона России Русских Е.Е., Айзиной М.Л., Павловой Е.В., заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации, реализуя полномочия, предоставленные частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, приняло оспариваемое Постановление. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 2012 г., N 8, в "Российской газете", 2012 г., N 48.
Статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из содержания приведенных законоположений следует, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляя общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, одновременно возлагает на Правительство Российской Федерации полномочия по определению особенностей их предоставления, в том числе с использованием показаний различных приборов учета, а также по установлению правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг.
Правила предоставления коммунальных услуг (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, а также оспариваемое заявителем в части Постановление приняты Правительством Российской Федерации во исполнение этого предписания.
Согласно пункту 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пунктом 16 Правил предусмотрено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Оспариваемым в части Постановлением утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (пункт 1), и установлены особенности их применения, в частности, связанные с определением объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, который рассчитывается по оспариваемой заявителем формуле.
В рамках отношений, регулируемых этим Постановлением, управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.
Следовательно, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета объем коммунального ресурса определяется по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета и только при их отсутствии исходя из нормативов потребления.
Формула, приведенная в оспариваемом Постановлении, предусматривает определение объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, в виде суммы объемов определенных по показаниям индивидуальных приборов учета или общих (квартирных) приборов учета, а при их отсутствии исходя из норматива потребления коммунальной услуги, что полностью соответствует требованиям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя о том, что оспариваемые нормативные положения позволяют учитывать технологические потери коммунальных ресурсов в ***, а также коммунальные услуги, предназначенные для содержания *** имущества многоквартирного дома, и в силу этого не соответствуют статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут являться основанием для удовлетворения требований.
Статья 39 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих включение расходов на оплату коммунальных ресурсов (электрическую и тепловую энергию, холодную и горячую воду, газ) в цену работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Пунктами 25 - 27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, предусмотрено учитывать нормативные технологические потери коммунальных ресурсов, а также коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества многоквартирного дома только при определении нормативов потребления коммунальных услуг.
Следовательно, при наличии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета не имеется оснований для какой-либо корректировки показателей оспариваемой формулы, определяющих объем коммунального ресурса по показаниям индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Необоснованны ссылки заявителя на статью 153, часть 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые устанавливают обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги и порядок ее внесения, в том числе ресурсоснабжающим организациям, и непосредственно не регулируют отношения по определению объема потребляемых коммунальных услуг.
Утверждение заявителя о противоречии оспариваемых норм статьям 6 и 20 Федерального закона "Об электроэнергетике", закрепляющим в качестве одного из общих принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований. Оспариваемое заявителем в части Постановление утверждено Правительством Российской Федерации в соответствии с нормами жилищного законодательства, которые обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан - потребителей коммунальных услуг как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях, и не лишает ресурсоснабжающие организации права совершить действия по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, оспариваемые подпункт "е" пункта 3 Постановления, а также формула, приведенная в приложении к данному Постановлению, содержат только те показатели, которые предусмотрены действующим законодательством и ему не противоречат, прав заявителя не нарушают.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении заявления ОАО "Нижегородская сбытовая компания" о признании недействующими подпункта "е" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" и приложения к указанному постановлению отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 08.06.2012 N АКПИ12-604
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 июня 2012 г. N АКПИ12-604
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Петровой Т.А.
при секретаре Ивашовой О.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО "Нижегородская сбытовая компания" о признании недействующими подпункта "е" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" и приложения к указанному Постановлению,
установил:
подпунктом "е" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Постановление) предусмотрено, что объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению.
В приложении к Постановлению приведена формула, в соответствии с которой определяется объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета. Данная формула представляет собой сумму слагаемых объемов коммунального ресурса, каждый из которых определяется за расчетный период в зависимости от вариантов установки в многоквартирном доме приборов учета, а именно - по показаниям индивидуальных приборов учета или по нормативу потребления при их отсутствии.
ОАО "Нижегородская сбытовая компания", гарантирующий поставщик электрической энергии, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими указанных нормативных положений, устанавливающих, по мнению заявителя, такой порядок расчета объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, при котором не учитываются потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях и электроэнергия, переданная на общедомовые нужды. Заявитель полагает, что порядок расчета объема коммунального ресурса, определенный оспариваемой формулой, противоречит статьям 39, 153, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьям 6 и 20 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и нарушает права заявителя на оплату всего поставляемого и потребленного объема электроэнергии.
Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России), уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало, что формула, в соответствии с которой определяется объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, приведенная в приложении к Постановлению, содержит только те показатели, которые предусмотрены действующим законодательством, и не может включать никаких иных показателей. Оспариваемый в части нормативный акт законодательству Российской Федерации не противоречит, принят в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушает права и свободы заявителя.
Выслушав объяснения представителей ОАО "Нижегородская сбытовая компания" Климова А.М., Котина В.П., представителей Минрегиона России Русских Е.Е., Айзиной М.Л., Павловой Е.В., заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации, реализуя полномочия, предоставленные частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, приняло оспариваемое Постановление. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 2012 г., N 8, в "Российской газете", 2012 г., N 48.
Статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из содержания приведенных законоположений следует, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляя общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, одновременно возлагает на Правительство Российской Федерации полномочия по определению особенностей их предоставления, в том числе с использованием показаний различных приборов учета, а также по установлению правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг.
Правила предоставления коммунальных услуг (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, а также оспариваемое заявителем в части Постановление приняты Правительством Российской Федерации во исполнение этого предписания.
Согласно пункту 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пунктом 16 Правил предусмотрено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Оспариваемым в части Постановлением утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (пункт 1), и установлены особенности их применения, в частности, связанные с определением объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, который рассчитывается по оспариваемой заявителем формуле.
В рамках отношений, регулируемых этим Постановлением, управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.
Следовательно, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета объем коммунального ресурса определяется по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета и только при их отсутствии исходя из нормативов потребления.
Формула, приведенная в оспариваемом Постановлении, предусматривает определение объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, в виде суммы объемов определенных по показаниям индивидуальных приборов учета или общих (квартирных) приборов учета, а при их отсутствии исходя из норматива потребления коммунальной услуги, что полностью соответствует требованиям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя о том, что оспариваемые нормативные положения позволяют учитывать технологические потери коммунальных ресурсов в ***, а также коммунальные услуги, предназначенные для содержания *** имущества многоквартирного дома, и в силу этого не соответствуют статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут являться основанием для удовлетворения требований.
Статья 39 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих включение расходов на оплату коммунальных ресурсов (электрическую и тепловую энергию, холодную и горячую воду, газ) в цену работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Пунктами 25 - 27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, предусмотрено учитывать нормативные технологические потери коммунальных ресурсов, а также коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества многоквартирного дома только при определении нормативов потребления коммунальных услуг.
Следовательно, при наличии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета не имеется оснований для какой-либо корректировки показателей оспариваемой формулы, определяющих объем коммунального ресурса по показаниям индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Необоснованны ссылки заявителя на статью 153, часть 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые устанавливают обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги и порядок ее внесения, в том числе ресурсоснабжающим организациям, и непосредственно не регулируют отношения по определению объема потребляемых коммунальных услуг.
Утверждение заявителя о противоречии оспариваемых норм статьям 6 и 20 Федерального закона "Об электроэнергетике", закрепляющим в качестве одного из общих принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований. Оспариваемое заявителем в части Постановление утверждено Правительством Российской Федерации в соответствии с нормами жилищного законодательства, которые обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан - потребителей коммунальных услуг как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях, и не лишает ресурсоснабжающие организации права совершить действия по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, оспариваемые подпункт "е" пункта 3 Постановления, а также формула, приведенная в приложении к данному Постановлению, содержат только те показатели, которые предусмотрены действующим законодательством и ему не противоречат, прав заявителя не нарушают.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления ОАО "Нижегородская сбытовая компания" о признании недействующими подпункта "е" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" и приложения к указанному постановлению отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)