Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 06 сентября 2001 года Дело N Ф03-А73/01-1/1623
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива N 64 на решение и постановление от 09.04.2001, 28.06.2001 по делу N А73-996/2001-27 (АИ-1/442) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" Хабаровских тепловых сетей к Администрации г. Хабаровска в лице Финансового департамента, Администрации Железнодорожного района г. Хабаровска, жилищно-строительному кооперативу N 64 о взыскании 13448 рублей 23 копеек.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" Хабаровские тепловые сети (далее ОАО "Хабаровскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации г. Хабаровска в лице Финансового департамента, Администрации Железнодорожного района г. Хабаровска, жилищно-строительному кооперативу N 64 о взыскании 13448 рублей 23 копеек недополученных доходов в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот и субсидий по оплате тепловой энергии и горячей воды.
Решением суда от 09.04.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.06.2001, иск удовлетворен в полном объеме за счет ЖСК N 64.
Определением от 10.07.2001 в порядке ст. 139 АПК РФ исправлены допущенные в постановлении суда апелляционной инстанции опечатки.
Не соглашаясь с принятыми по делу решением и постановлением, ЖСК N 64 в поданной кассационной жалобе просит их отменить. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что выпадающие доходы истца за представленные льготы и субсидии по оплате тепловой энергии и горячей воды гражданам, проживающим в доме ЖСК N 64, имеющим на это право, в том числе по федеральному законодательству, подлежат возмещению из федерального бюджета и средств бюджета края. Указывает, что дополнительных доходов кооператив не имеет, поэтому предоставление льгот и субсидий за его счет неправомерно.
Финансовый департамент Администрации г. Хабаровска в своем отзыве считает ЖСК N 64 надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Представитель ЖСК N 64 в судебном заседании кассационной инстанции доводы жалобы поддержал, и с ними согласился представитель истца.
Представители Финансового департамента Администрации г. Хабаровска и Администрации Железнодорожного района г. Хабаровска с доводами жалобы не согласились и просили судебные акты оставить без изменения.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит решение и постановление подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из искового заявления, ОАО "Хабаровскэнерго" за счет собственных средств в период с 01.01.1999 по 01.12.2000 предоставило льготы и субсидии по оплате потребленной энергии и горячей воды гражданам, проживающим в доме ЖСК N 64 по ул. Саратовской, 10б, и имеющим такое право в соответствии с действующим на территории Хабаровского края законодательством.
Ввиду частичного возмещения истцу этих расходов им предъявлено требование о взыскании с ответчиков оставшихся невозмещенными 134448 рублей 23 копеек, из которых задолженность по льготам составила 7765 рублей 85 копеек и по субсидиям 5682 рубля 38 копеек.
Возлагая на ЖСК N 64 обязанность по уплате присужденной суммы, арбитражный суд исходил из того, что между кооперативом и истцом возникали обязательственные отношения, вытекающие из договора от 01.11.1999, и отсутствия таковых с другими ответчиками.
Между тем, договором на отпуск тепловой энергии в горячей воде, заключенным между ОАО "Хабаровскэнерго" и ЖСК N 64, принятым судом во внимание, стороны предусмотрели оплату жильцами дома тепловой энергии с учетом льгот и субсидий, компенсация которых истцу должна была быть произведена на основании договора, заключенного им с Администрацией г. Хабаровска.
Из представленных в материалах дела документов следует, что Финансовым департаментом Администрации г. Хабаровска и Администрацией Железнодорожного района г. Хабаровска был произведен денежный расчет по предоставлению льгот и субсидий ЖСК N 64 за 2000 год в сумме 13833 рублей 42 копеек. Вместе с этим при рассмотрении дела арбитражным судом вопрос об источниках финансирования выпадающих доходов предприятия от реализации льгот и предоставления субсидий не исследовался. Согласно постановлению мэра г. Хабаровска от 28.10.1999 N 1262 выполнение государственных функций в части возмещения льгот и субсидий по оплате коммунальных услуг гражданам, проживающим в домах жилищно-строительных кооперативов, финансируется за счет целевых поступлений средств из краевого бюджета. Этим же постановлением утвержден Порядок компенсации выпадающих доходов от предоставления указанных льгот и субсидий.
Пунктом "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Поэтому источники финансирования определяются в зависимости от категории граждан, которым действующим федеральным или краевым законодательством предоставлены соответствующие льготы.
Таким образом, для правильного рассмотрения дела имело значение исследование обстоятельств по поводу передачи субъекту муниципального образования достаточных финансовых средств на компенсацию льгот и субсидий из вышестоящих бюджетов.
Однако данные вопросы судом не обсуждались, и выводов по ним в принятых судебных актах не имеется.
К участию в рассмотрении дела суд не привлек Администрацию Хабаровского края и Финансовый департамент Администрации Хабаровского края, тогда как для обеспечения полного и всестороннего выяснения фактических обстоятельств, прав и обязанностей сторон это являлось необходимостью.
При указанном положении следует признать, что арбитражным судом не были правильно определены и выяснены в полном объеме все юридически значимые обстоятельства, поэтому решение и постановление подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
Вопрос о госпошлине по кассационной жалобе следует решить суду при новом рассмотрении в порядке ст. 95 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 09.04.2001 и постановление апелляционной инстанции от 28.06.2001 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-996/2001-27 (АИ-1/442) отменить. Материалы дела направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 06.09.2001 N Ф03-А73/01-1/1623
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 06 сентября 2001 года Дело N Ф03-А73/01-1/1623
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива N 64 на решение и постановление от 09.04.2001, 28.06.2001 по делу N А73-996/2001-27 (АИ-1/442) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" Хабаровских тепловых сетей к Администрации г. Хабаровска в лице Финансового департамента, Администрации Железнодорожного района г. Хабаровска, жилищно-строительному кооперативу N 64 о взыскании 13448 рублей 23 копеек.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" Хабаровские тепловые сети (далее ОАО "Хабаровскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации г. Хабаровска в лице Финансового департамента, Администрации Железнодорожного района г. Хабаровска, жилищно-строительному кооперативу N 64 о взыскании 13448 рублей 23 копеек недополученных доходов в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот и субсидий по оплате тепловой энергии и горячей воды.
Решением суда от 09.04.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.06.2001, иск удовлетворен в полном объеме за счет ЖСК N 64.
Определением от 10.07.2001 в порядке ст. 139 АПК РФ исправлены допущенные в постановлении суда апелляционной инстанции опечатки.
Не соглашаясь с принятыми по делу решением и постановлением, ЖСК N 64 в поданной кассационной жалобе просит их отменить. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что выпадающие доходы истца за представленные льготы и субсидии по оплате тепловой энергии и горячей воды гражданам, проживающим в доме ЖСК N 64, имеющим на это право, в том числе по федеральному законодательству, подлежат возмещению из федерального бюджета и средств бюджета края. Указывает, что дополнительных доходов кооператив не имеет, поэтому предоставление льгот и субсидий за его счет неправомерно.
Финансовый департамент Администрации г. Хабаровска в своем отзыве считает ЖСК N 64 надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Представитель ЖСК N 64 в судебном заседании кассационной инстанции доводы жалобы поддержал, и с ними согласился представитель истца.
Представители Финансового департамента Администрации г. Хабаровска и Администрации Железнодорожного района г. Хабаровска с доводами жалобы не согласились и просили судебные акты оставить без изменения.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит решение и постановление подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из искового заявления, ОАО "Хабаровскэнерго" за счет собственных средств в период с 01.01.1999 по 01.12.2000 предоставило льготы и субсидии по оплате потребленной энергии и горячей воды гражданам, проживающим в доме ЖСК N 64 по ул. Саратовской, 10б, и имеющим такое право в соответствии с действующим на территории Хабаровского края законодательством.
Ввиду частичного возмещения истцу этих расходов им предъявлено требование о взыскании с ответчиков оставшихся невозмещенными 134448 рублей 23 копеек, из которых задолженность по льготам составила 7765 рублей 85 копеек и по субсидиям 5682 рубля 38 копеек.
Возлагая на ЖСК N 64 обязанность по уплате присужденной суммы, арбитражный суд исходил из того, что между кооперативом и истцом возникали обязательственные отношения, вытекающие из договора от 01.11.1999, и отсутствия таковых с другими ответчиками.
Между тем, договором на отпуск тепловой энергии в горячей воде, заключенным между ОАО "Хабаровскэнерго" и ЖСК N 64, принятым судом во внимание, стороны предусмотрели оплату жильцами дома тепловой энергии с учетом льгот и субсидий, компенсация которых истцу должна была быть произведена на основании договора, заключенного им с Администрацией г. Хабаровска.
Из представленных в материалах дела документов следует, что Финансовым департаментом Администрации г. Хабаровска и Администрацией Железнодорожного района г. Хабаровска был произведен денежный расчет по предоставлению льгот и субсидий ЖСК N 64 за 2000 год в сумме 13833 рублей 42 копеек. Вместе с этим при рассмотрении дела арбитражным судом вопрос об источниках финансирования выпадающих доходов предприятия от реализации льгот и предоставления субсидий не исследовался. Согласно постановлению мэра г. Хабаровска от 28.10.1999 N 1262 выполнение государственных функций в части возмещения льгот и субсидий по оплате коммунальных услуг гражданам, проживающим в домах жилищно-строительных кооперативов, финансируется за счет целевых поступлений средств из краевого бюджета. Этим же постановлением утвержден Порядок компенсации выпадающих доходов от предоставления указанных льгот и субсидий.
Пунктом "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Поэтому источники финансирования определяются в зависимости от категории граждан, которым действующим федеральным или краевым законодательством предоставлены соответствующие льготы.
Таким образом, для правильного рассмотрения дела имело значение исследование обстоятельств по поводу передачи субъекту муниципального образования достаточных финансовых средств на компенсацию льгот и субсидий из вышестоящих бюджетов.
Однако данные вопросы судом не обсуждались, и выводов по ним в принятых судебных актах не имеется.
К участию в рассмотрении дела суд не привлек Администрацию Хабаровского края и Финансовый департамент Администрации Хабаровского края, тогда как для обеспечения полного и всестороннего выяснения фактических обстоятельств, прав и обязанностей сторон это являлось необходимостью.
При указанном положении следует признать, что арбитражным судом не были правильно определены и выяснены в полном объеме все юридически значимые обстоятельства, поэтому решение и постановление подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
Вопрос о госпошлине по кассационной жалобе следует решить суду при новом рассмотрении в порядке ст. 95 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.04.2001 и постановление апелляционной инстанции от 28.06.2001 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-996/2001-27 (АИ-1/442) отменить. Материалы дела направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)