Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Горшелева В.В., Жуковой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания: Пампу Н.Б.
при участии:
от истца (заявителя): Морозова С.Г. по доверенности от 01.09.2011 N 1/11
от ответчика (должника): Поташова С.С. по доверенности от 30.11.2011 N 23/1371
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11113/2012) Санкт-Петербургского ГУ "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2012 по делу N А56-52380/2011 (судья Калинина Л.М.), принятое
по иску Товарищества собственников жилья "Захарьевская-9"
к Санкт-Петербургскому ГУ "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга"
о взыскании 586 759, 57 рублей
установил:
Товарищество собственников жилья "Захарьевская-9" (далее - истец, товарищество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому ГКУ "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" (далее - ответчик, Жилищное агентство) о взыскании 586 759.57 рублей задолженности по обязательным платежам и взносам на содержание и ремонт общего имущества и коммунальные услуги в жилых и нежилых помещениях дома N 9 по ул. Захарьевская, находящихся в собственности города за период с 01.05.2009 по 31.07.2011.
В ходе судебного заседания истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика 265 291.00 рублей задолженности по обязательным платежам и взносам на содержание и ремонт общего имущества и коммунальные услуги в жилых и нежилых помещениях дома N 9 по ул. Захарьевская, находящихся в собственности города за период с 01.05.2009 по 31.07.2011, а также 20 000,00 рублей расходов на оплату услуг представителя.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2012, принято уменьшение цены иска до 265 291,00 рублей. Ходатайство Товарищества собственников жилья "Захарьевская-9" о привлечении к участию в деле в качестве соответчиков КУГИ Санкт-Петербурга, Жилищного комитета Санкт-Петербурга, Администрацию Центрального района Санкт-Петербурга оставить без удовлетворения. С Санкт-Петербургского ГКУ "Жилищное агентства Центрального района Санкт-Петербурга" в пользу истца 265 291,00 рублей задолженности, 2 000,00 рублей расходов по госпошлине и 20 000,00 рублей расходов на оплату услуг представителя. С Санкт-Петербургского ГКУ "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" в доход федерального бюджета 6 305,00 рублей.
Ответчик, не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению подателя жалобы, наниматели жилых помещений, проживающие в указанном доме должны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги Управляющей организации; ответчик обеспечивает перечисление денежных средств Управляющей организации поступивших на расчетный счет ГУП "ВЦКП "ЖК"; денежные средства, поступающие от нанимателей перечисляются истцу; расчет осуществляет ГУП "ВЦКП "ЖК" на основании первичных данных Управляющей организации; ответчик не является собственником жилых и нежилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
В судебном заседании ответчик поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истец с доводами жалобы не согласен, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, что между и ответчиком заключен договор от 25.07.2006 N 03/06, по условиям которого учреждение (заказчик) ежемесячно оплачивает расходы товарищества (исполнителя) на управление многоквартирным домом, содержание и ремонт доли Санкт-Петербурга в общем имуществе данного многоквартирного дома, на основании выставленных исполнителем счетов и документов, подтверждающих выполнение работ
Ненадлежащее исполнение собственником обязанности по оплате оказанных Управляющей организацией услуг, послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив фактические обстоятельства дела и правильно применив нормы статей 309, 310, 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статей 30, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности заявленного требования и доказанности его по размеру.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (статья 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункт 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В целях исполнения Санкт-Петербургом как собственником жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию таких жилых помещений, а также содержанию и сохранению общего имущества упомянутых домов (кондоминиумов) и иных обязательств губернатором Санкт-Петербурга 16.03.2001 издано распоряжение N 310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" (далее - Распоряжение N 310-р), в соответствии с пунктом 1.1 которого Санкт-Петербург с момента его признания в соответствии с действующим законодательством собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, оплачивает фактически потребляемые коммунальные услуги, несет расходы по содержанию жилого помещения, оплачивает содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума) пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество дома (кондоминиума).
Пунктами 1.2 и 1.4 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества дома (кондоминиума) и иных обязательств, утвержденного Распоряжением N 310-р, предусмотрено, что расчеты Санкт-Петербурга по платежам за коммунальные услуги и содержание находящегося в его собственности жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме (далее - помещение), а также на содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума), производятся через государственное учреждение "Районное жилищное агентство" по месту нахождения помещения. Перечисление денежных средств производится лицу, являющемуся заказчиком работ и услуг по содержанию и ремонту дома (кондоминиума) и коммунальных услуг.
В спорный период между сторонами был заключен договор на предоставление коммунальных услуг, содержание и ремонт общего имущества жилого дома, в котором расположены жилые помещения и помещения нежилые, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга.
На собственнике помещения в силу прямого указания закона лежит обязанность по осуществлению расходов по содержанию общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество.
Обязанность по представлению интересов города Санкт-Петербурга как собственника помещений в жилом доме, в соответствии с распоряжением Жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга от 15.06.2005 N 52-р возложена на Государственные учреждения "Жилищные агентства административных районов".
Договором предусмотрено, что Жилищное агентство как заказчик обязуется возмещать расходы Управляющей компании, связанные с исполнением обязанности по содержанию и текущему ремонту доли Санкт-Петербурга в общем имуществе многоквартирных домов, обеспечением предоставления в помещения, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга, коммунальных услуг (ответчиком не оспорено).
Таким образом, обязанность по содержанию помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, возложена на Жилищное агентство и основания для предъявления указанных расходов к дополнительной оплате нанимателями жилых помещений у Управляющей компании отсутствует. Обязанностью Жилищного агентства является не только обеспечение перечисления в адрес управляющей компании поступивших от нанимателей платежей на счет ГУП "ВЦКП "Жилищное хозяйство", но и уплата недополученных от нанимателей денежных средств. Указанное соответствует пункту 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, в силу которого наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Размер начислений истца за содержание, ремонт и коммунальные услуги основан на установленных в Санкт-Петербурге тарифах и на площади помещений, находящихся в собственности города.
Размер начислений истца за капитальный ремонт и соответствующий целевой взнос установлен решением общего собрания членов ТСЖ.
В расчет платы за содержание включены начисления за содержание и ремонта ПЗУ, поскольку данные работы относятся к перечню работ по содержанию общего имущества дома в соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод Жилищного агентства о том, что ответчик не обязан погашать задолженность нанимателя по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Неисполнение нанимателями обязанности по внесению платы за жилые помещения и коммунальные услуги не освобождает собственника данных помещений от указанной обязанности и не может служить препятствием для реализации права Управляющей организацией на получение соответствующих платежей. При этом Жилищное агентство не лишено возможности восстановить свои имущественные интересы путем взыскания задолженности и применения к виновным лицам предусмотренной законом ответственности за неисполнение денежного обязательства.
Соответствующая правовая позиция поддержана в Определении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2012 N ВАС-3585/12, а также постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.06.2012 по делу N А56-36281/2011, от 27.06.2012 по делу N А56-42852/2011.
В соответствии с пунктом 1.1.3 Распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 16.03.2001 г. N 310-р Санкт-Петербург оплачивает содержание и сохранение общего имущества дома пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество дома.
Нежилое помещение (1Н) входит в состав доли г. Санкт-Петербурга в доме N 9 по Захарьевской улице, что ответчиком не оспаривается.
Согласно пункту 1.2 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества дома (кондоминиума) и иных обязательств, утвержденного названным распоряжением, расчеты Санкт-Петербурга по платежам за коммунальные услуги и содержание помещения, а также на содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума) производятся через государственное учреждение "Районное жилищное агентство" (далее РЖА) по месту нахождения помещения.
Соответственно, внесение платежей за содержание и сохранение общего имущества в размере доли нежилых помещений, находящихся в государственной собственности и расположенной в многоквартирных жилых домах относится к ведению ответчика.
Согласно пункту 2.1.14 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2011 N 196 "Об изменении целей и определении предметов деятельности Санкт-Петербургских государственных учреждений - районных жилищных агентств" предметом деятельности ответчика является представление интересов Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, в том числе при содержании и деятельности товарищества собственников жилья, а также при выборе и осуществлении иных способов управления многоквартирными домами.
Поскольку доказательства уплаты задолженности Жилищным агентством не представлены, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о ее взыскании. Таким образом, доводы Жилищного агентства о неосновательном взыскании с него задолженности основаны на неверном толковании условий договора и закона.
Таким образом, исходя из требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а также учитывая конкретные обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции считает, что ответчик не доказал доводов апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность. Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате госпошлины остаются на ответчике.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2012 по делу N А56-52380/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Я.Г.СМИРНОВА
Судьи
В.В.ГОРШЕЛЕВ
Т.В.ЖУКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.08.2012 ПО ДЕЛУ N А56-52380/2011
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2012 г. по делу N А56-52380/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Горшелева В.В., Жуковой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания: Пампу Н.Б.
при участии:
от истца (заявителя): Морозова С.Г. по доверенности от 01.09.2011 N 1/11
от ответчика (должника): Поташова С.С. по доверенности от 30.11.2011 N 23/1371
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11113/2012) Санкт-Петербургского ГУ "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2012 по делу N А56-52380/2011 (судья Калинина Л.М.), принятое
по иску Товарищества собственников жилья "Захарьевская-9"
к Санкт-Петербургскому ГУ "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга"
о взыскании 586 759, 57 рублей
установил:
Товарищество собственников жилья "Захарьевская-9" (далее - истец, товарищество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому ГКУ "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" (далее - ответчик, Жилищное агентство) о взыскании 586 759.57 рублей задолженности по обязательным платежам и взносам на содержание и ремонт общего имущества и коммунальные услуги в жилых и нежилых помещениях дома N 9 по ул. Захарьевская, находящихся в собственности города за период с 01.05.2009 по 31.07.2011.
В ходе судебного заседания истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика 265 291.00 рублей задолженности по обязательным платежам и взносам на содержание и ремонт общего имущества и коммунальные услуги в жилых и нежилых помещениях дома N 9 по ул. Захарьевская, находящихся в собственности города за период с 01.05.2009 по 31.07.2011, а также 20 000,00 рублей расходов на оплату услуг представителя.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2012, принято уменьшение цены иска до 265 291,00 рублей. Ходатайство Товарищества собственников жилья "Захарьевская-9" о привлечении к участию в деле в качестве соответчиков КУГИ Санкт-Петербурга, Жилищного комитета Санкт-Петербурга, Администрацию Центрального района Санкт-Петербурга оставить без удовлетворения. С Санкт-Петербургского ГКУ "Жилищное агентства Центрального района Санкт-Петербурга" в пользу истца 265 291,00 рублей задолженности, 2 000,00 рублей расходов по госпошлине и 20 000,00 рублей расходов на оплату услуг представителя. С Санкт-Петербургского ГКУ "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" в доход федерального бюджета 6 305,00 рублей.
Ответчик, не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению подателя жалобы, наниматели жилых помещений, проживающие в указанном доме должны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги Управляющей организации; ответчик обеспечивает перечисление денежных средств Управляющей организации поступивших на расчетный счет ГУП "ВЦКП "ЖК"; денежные средства, поступающие от нанимателей перечисляются истцу; расчет осуществляет ГУП "ВЦКП "ЖК" на основании первичных данных Управляющей организации; ответчик не является собственником жилых и нежилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
В судебном заседании ответчик поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истец с доводами жалобы не согласен, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, что между и ответчиком заключен договор от 25.07.2006 N 03/06, по условиям которого учреждение (заказчик) ежемесячно оплачивает расходы товарищества (исполнителя) на управление многоквартирным домом, содержание и ремонт доли Санкт-Петербурга в общем имуществе данного многоквартирного дома, на основании выставленных исполнителем счетов и документов, подтверждающих выполнение работ
Ненадлежащее исполнение собственником обязанности по оплате оказанных Управляющей организацией услуг, послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив фактические обстоятельства дела и правильно применив нормы статей 309, 310, 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статей 30, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности заявленного требования и доказанности его по размеру.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (статья 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункт 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В целях исполнения Санкт-Петербургом как собственником жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию таких жилых помещений, а также содержанию и сохранению общего имущества упомянутых домов (кондоминиумов) и иных обязательств губернатором Санкт-Петербурга 16.03.2001 издано распоряжение N 310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" (далее - Распоряжение N 310-р), в соответствии с пунктом 1.1 которого Санкт-Петербург с момента его признания в соответствии с действующим законодательством собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, оплачивает фактически потребляемые коммунальные услуги, несет расходы по содержанию жилого помещения, оплачивает содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума) пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество дома (кондоминиума).
Пунктами 1.2 и 1.4 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества дома (кондоминиума) и иных обязательств, утвержденного Распоряжением N 310-р, предусмотрено, что расчеты Санкт-Петербурга по платежам за коммунальные услуги и содержание находящегося в его собственности жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме (далее - помещение), а также на содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума), производятся через государственное учреждение "Районное жилищное агентство" по месту нахождения помещения. Перечисление денежных средств производится лицу, являющемуся заказчиком работ и услуг по содержанию и ремонту дома (кондоминиума) и коммунальных услуг.
В спорный период между сторонами был заключен договор на предоставление коммунальных услуг, содержание и ремонт общего имущества жилого дома, в котором расположены жилые помещения и помещения нежилые, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга.
На собственнике помещения в силу прямого указания закона лежит обязанность по осуществлению расходов по содержанию общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество.
Обязанность по представлению интересов города Санкт-Петербурга как собственника помещений в жилом доме, в соответствии с распоряжением Жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга от 15.06.2005 N 52-р возложена на Государственные учреждения "Жилищные агентства административных районов".
Договором предусмотрено, что Жилищное агентство как заказчик обязуется возмещать расходы Управляющей компании, связанные с исполнением обязанности по содержанию и текущему ремонту доли Санкт-Петербурга в общем имуществе многоквартирных домов, обеспечением предоставления в помещения, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга, коммунальных услуг (ответчиком не оспорено).
Таким образом, обязанность по содержанию помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, возложена на Жилищное агентство и основания для предъявления указанных расходов к дополнительной оплате нанимателями жилых помещений у Управляющей компании отсутствует. Обязанностью Жилищного агентства является не только обеспечение перечисления в адрес управляющей компании поступивших от нанимателей платежей на счет ГУП "ВЦКП "Жилищное хозяйство", но и уплата недополученных от нанимателей денежных средств. Указанное соответствует пункту 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, в силу которого наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Размер начислений истца за содержание, ремонт и коммунальные услуги основан на установленных в Санкт-Петербурге тарифах и на площади помещений, находящихся в собственности города.
Размер начислений истца за капитальный ремонт и соответствующий целевой взнос установлен решением общего собрания членов ТСЖ.
В расчет платы за содержание включены начисления за содержание и ремонта ПЗУ, поскольку данные работы относятся к перечню работ по содержанию общего имущества дома в соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод Жилищного агентства о том, что ответчик не обязан погашать задолженность нанимателя по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Неисполнение нанимателями обязанности по внесению платы за жилые помещения и коммунальные услуги не освобождает собственника данных помещений от указанной обязанности и не может служить препятствием для реализации права Управляющей организацией на получение соответствующих платежей. При этом Жилищное агентство не лишено возможности восстановить свои имущественные интересы путем взыскания задолженности и применения к виновным лицам предусмотренной законом ответственности за неисполнение денежного обязательства.
Соответствующая правовая позиция поддержана в Определении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2012 N ВАС-3585/12, а также постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.06.2012 по делу N А56-36281/2011, от 27.06.2012 по делу N А56-42852/2011.
В соответствии с пунктом 1.1.3 Распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 16.03.2001 г. N 310-р Санкт-Петербург оплачивает содержание и сохранение общего имущества дома пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество дома.
Нежилое помещение (1Н) входит в состав доли г. Санкт-Петербурга в доме N 9 по Захарьевской улице, что ответчиком не оспаривается.
Согласно пункту 1.2 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества дома (кондоминиума) и иных обязательств, утвержденного названным распоряжением, расчеты Санкт-Петербурга по платежам за коммунальные услуги и содержание помещения, а также на содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума) производятся через государственное учреждение "Районное жилищное агентство" (далее РЖА) по месту нахождения помещения.
Соответственно, внесение платежей за содержание и сохранение общего имущества в размере доли нежилых помещений, находящихся в государственной собственности и расположенной в многоквартирных жилых домах относится к ведению ответчика.
Согласно пункту 2.1.14 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2011 N 196 "Об изменении целей и определении предметов деятельности Санкт-Петербургских государственных учреждений - районных жилищных агентств" предметом деятельности ответчика является представление интересов Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, в том числе при содержании и деятельности товарищества собственников жилья, а также при выборе и осуществлении иных способов управления многоквартирными домами.
Поскольку доказательства уплаты задолженности Жилищным агентством не представлены, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о ее взыскании. Таким образом, доводы Жилищного агентства о неосновательном взыскании с него задолженности основаны на неверном толковании условий договора и закона.
Таким образом, исходя из требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а также учитывая конкретные обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции считает, что ответчик не доказал доводов апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность. Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате госпошлины остаются на ответчике.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2012 по делу N А56-52380/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Я.Г.СМИРНОВА
Судьи
В.В.ГОРШЕЛЕВ
Т.В.ЖУКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)