Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.12.2011 ПО ДЕЛУ N А56-26322/2011

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2011 г. по делу N А56-26322/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Савицкой И.Г.,
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Крыловой А.С.,
при участии:
- от истца (заявителя): извещен, не явился;
- от ответчика (должника): Ганбаевой С.В. по доверенности от 30.03.2011 N 47, Прокофьева А.А. по доверенности от 31.12.2010 N 69;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19800/2011) Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Выборгском и Калининском районах на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2011 по делу N А56-26322/2011 (судья Боровлев Д.Ю.), принятое
по иску (заявлению) открытого акционерного общества "Сити Сервис"
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Выборгском и Калининском районах
об оспаривании предписания

установил:

открытое акционерное общество "Сити Сервис" (далее - общество, ОАО "Сити Сервис") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Выборгском и Калининском районах (далее - отдел) об устранении нарушений законодательства от 29.03.2011 N 78-02-05-26.
Решением суда от 14.09.2011 требования заявителя удовлетворены, оспариваемое предписание признано недействительным.
В апелляционной жалобе отдел, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда от 14.09.2011 отменить, в удовлетворении заявления общества отказать. Податель жалобы указывает на неправомерность действий общества по корректировке размера платы за коммунальные услуги (отопление) гражданину Нефедову В.Ю., проживающему по адресу: проспект Культуры, дом 21, корпус 4, квартира 12, произведенной в квитанции за декабрь 2010 года.
В судебном заседании представитель отдела доводы апелляционной жалобы поддержал. Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы отдела, полагая решение суда первой инстанции правильным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что в связи с письменным заявлением гражданина Нефедова В.Ю. на основании распоряжения начальника отдела N 78-02-05-164 от 16.02.2011 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом требований законодательства в сфере защиты прав потребителей.
По результатам проверки в адрес общества отделом выдано предписание от 29.03.2011, в котором обществу предписано провести перерасчет платы за коммунальные услуги гражданину Нефедову В.Ю. начисленной в счет квитанции за декабрь 2010 года по отоплению (корректировка) в соответствующем размере. Срок исполнения предписания - до 10.05.2011.
Не согласившись с законностью предписания, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд признал требования заявителя обоснованными и удовлетворил заявление, указав, что действия общества по корректировке платы соответствуют Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Минтопэнерго России 12.09.1995 N Вк-4936.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя отдела, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене исходя из следующего.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок исчисления размера платы за поданный в многоквартирный дом коммунальный ресурс, согласно письму Минрегионразвития от 28.05.2007 N 1008-ЮТ/07, должен быть согласован в договоре ресурсоснабжения.
Согласно пункту 4.1 договора теплоснабжения в горячей воде N 6408.036.1 от 01.01.2008, заключенного обществом с ГУП "ТЭК СПб", учет и расчет объемов потребления тепловой энергии за расчетный период определяется в соответствии Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго России 12.09.1995 N Вк-4936.
Расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло, согласно пункту 1.3 указанных Правил, осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных к эксплуатации в качестве коммерческих в соответствии с требованиями настоящих Правил. Значение отклонений полученной тепловой энергии, массы и температуры теплоносителя от величин, нормируемых договором, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний теплосчетчика (теплосчетчиков), водосчетчика (водосчетчиков), а также приборов, регистрирующих параметры теплоносителя. Если на узле учета потребителя не используются приборы, регистрирующие параметры теплоносителя, порядок определения их значений нормируется договором (п. 3.2.3 Правил).
В договоре теплоснабжения порядок значений не нормирован. Пунктом 2.1 договора теплоснабжения установлено, что энергоснабжающая организация отпускает абоненту тепловую энергию в горячей воде с подключенной тепловой нагрузкой 0,92847 Гкал/ч. Нагрузки по договору установлены в приложении N 1 к вышеуказанному договору.
Договор теплоснабжения в силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является публичным договором и на него распространяется требование пункта 4 указанной статьи о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В силу пункта 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие обязательным правилам, установленным Правительством Российской Федерации, ничтожны.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным правовым актам Российской Федерации.
Учет фактического потребления коммунального ресурса, согласно Правилам N 307, допускается одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на границе ресурсоснабжающей организации с абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление и горячее водоснабжение определяется: а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам; б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней.
При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из среднемесячного количества потребленной тепловой энергии на отопление за предыдущий год. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом размер годовой платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (пункт 21 Правил N 307).
В ходе проведения проверки отделом выявлено отсутствие в жилом доме общедомовых и индивидуальных приборов учета тепловой энергии у потребителя Нефедова В.Ю., в его квартире по адресу: Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 21, корп. 4, кв. 12.
Согласно подпункту 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по определенной формуле.
Формулы корректировки предусматривают включение в нее показателей, определяемых ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В договоре теплоснабжения не установлен порядок определения объема фактического потребления тепловой энергии при расчете корректировки. Принятого в установленном порядке правового акта, регламентирующего расчетный метод определения количества поставляемой тепловой энергии при отсутствии приборов учета, в настоящее время не имеется. Таким образом, вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.
На основании изложенного, административном органом сделан правильный вывод о необоснованном проведении обществом корректировки платы гражданину Нефедову В.Ю. и правомерно выдано оспариваемое предписание.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований заявителя, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба отдела - удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2011 по делу N А56-26322/2011 отменить.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Сити Сервис" (ОГРН 1037835024765, адрес: 198260, Санкт-Петербург, улица Стойкости, дом 19) о признании недействительным предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Выборгском и Калининском районах от 29.03.2011 N 78-02-05-26 отказать.
Расходы по оплате государственной пошлины за подачу заявления по платежному поручению от 10.05.2011 N 1349 отнести на открытое акционерное общество "Сити Сервис".

Председательствующий
И.Г.САВИЦКАЯ

Судьи
И.Б.ЛОПАТО
А.Б.СЕМЕНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)