Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Горшелева В.В., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания Вайтович Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10831/2011) ООО "Наш дом"
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.04.2011 г. по делу N А42-6976/2010 (судья Е.В.Попова), принятое
по иску ОАО "Кольская энергосбытовая компания"
к ООО "Наш дом"
3-е лицо: ОАО "Мурманская горэлектросеть"
о взыскании 4 190 232,55 руб.
при участии:
от истца: Бараускене И.Г., по доверенности N Э11/11 от 01.01.2011 г.
от ответчика: представитель не направлен, сторона извещена (почт. увед. N 15179)
от 3-го лица: представитель не направлен, извещено (почт. увед. N 15180)
установил:
Открытое акционерное общество "Колэнергосбыт", ОГРН 1055100064480, место нахождения: г. Мурманск, ул. Коминтерна, д. 5 (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области (далее - суд) с требованиями о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Наш дом", ОГРН 1065108003697, место нахождения: Мурманская область, г. Оленегорск, ул. Строительная, д. 44, оф. 11 (далее - ответчик) задолженности с учетом увеличения суммы исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в размере 8 939 249, 94 руб. за период с марта по октябрь 2010 года.
Определением от 24.03.2010 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено открытое акционерное общество "Мурманская горэлектросеть" (далее - третье лицо).
Решением суда от 29.04.2011 требования удовлетворены частично: в сумме 8 573 041,35 руб., в остальной части отказано.
Ответчик, обжаловав в апелляционном порядке решение, просит его отменить ввиду неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
В судебное заседание податель апелляционной жалобы и третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, представителей не направили, что не является в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Истец просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве, в судебном заседании поддержал возражения на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, истцом производилась поставка коммунального ресурса - электроэнергии в многоквартирные дома, способом управления которыми выбран ответчик.
Ссылаясь на технологическое присоединение электрических сетей многоквартирных домов, расположенных в г. Оленегорска, к электрическим сетям ОАО "МГЭС", отсутствие по состоянию на 17.08.2010 г. договора между сторонами на приобретение электроэнергии для предоставления коммунальных услуг гражданам, несмотря на наличие у ответчика обязанности по заключению такого договора, истец обратился с вышеуказанным иском в суд.
Ответчик оспорил требования по основаниям, указанным в отзыве (л.д. 107 - 109, том 1) ввиду наличия договорных отношений между истцом и собственниками помещений в многоквартирных домах, оплаты собственниками услуг на основании квитанций, выставленных истцом, в связи с чем, по мнению ответчика, у ответчика отсутствовала обязанность выполнять функции исполнителя коммунальных услуг, при этом оспорил расчет истца, произведенный за фактически принятое количество ресурса, исходя из данных коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
По мнению ответчика, при определении количества потребленной энергии необходимо руководствоваться пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, и рассчитывать потребление по нормативам потребления коммунальных услуг.
Третье лицо считало позицию истца обоснованной по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 2 - 3, том 2).
Суд, установив, что количество электрической энергии определено истцом с учетом так называемых "пустующих квартир", в которых отсутствуют проживающие лица и где, по мнению истца, имеет место потребление электрической энергии в размере установленного на одного человека норматива потребления, признал обоснованными требования частично, указав в решении, что истцом не опровергнуты контррасчет ответчика на сумму 8573041, 35 руб. с использованием данных о количестве проживающих (зарегистрированных) граждан.
Выводы суда о наличии у ответчика обязанности как управляющей организации предоставлять потребителям (гражданам) коммунальные услуги и отсутствии оснований для освобождения ответчика от исполнения обязанности по оплате за фактическое пользование коммунальными ресурсами при отсутствии договора оспорены подателем апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, апелляционный суд не установил оснований для отмены (изменения) решения.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору электроснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ фактически принятое абонентом количество энергии определяется данными учета энергии, порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. N 530 (далее - Правила N 530), исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с указанными Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
На основании пункта 90 названных Правил договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений, а также право на уведомление исполнителя коммунальных услуг о потребителях, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии, и о необходимости введения в отношении таких потребителей ограничения режима потребления электрической энергии.
Таким образом, право гарантирующего поставщика получать с собственников и нанимателей жилых помещений плату за потребленную ими электроэнергию не означает, что он становится стороной в обязательствах по обеспечению граждан электрической энергией. Эти обязательства сохраняются за лицом, осуществляющим функции управления жилым домом, как и обязанность по оплате электрической энергии, поступившей во внутридомовые электрические сети, включая объемы потребления электроэнергии в самих жилых помещениях.
Истец, получающий от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений плату за потребленную электроэнергию, вправе требовать от ответчик как управляющей компании оплаты стоимости электроэнергии, поставленной в целом в дома, включая энергию, потребленную населением.
Вывод суда о наличии обязанности ответчика как исполнителя коммунальных услуг по оплате за потребленную населением электроэнергию соответствует нормам статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пунктам 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), поскольку эта обязанность возникла у ответчика из положений законодательства и факта передачи ему жилого фонда в управление.
Обязанность исполнителя коммунальных услуг заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а также приобретать электрическую энергию для целей использования на общедомовые нужды предусмотрена подпунктом "в" пункта 49 Правил N 307 и пунктом 89 Правил N 530.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 пункта 147 Правил N 530 в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил N 307 установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. соответствии с подпунктом "б" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, который предусматривает такой показатель, как норматив потребления коммунальной услуги (кВт/час в месяц на 1 человека).
При этом следует обратить внимание, что судом принят как обоснованный расчет ответчика с использованием данных о количестве проживающих (зарегистрированных) лиц.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 2000 руб. оставлены за ее подателем.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.04.2011 г. по делу N А42-6976/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.08.2011 ПО ДЕЛУ N А42-6976/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2011 г. по делу N А42-6976/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Горшелева В.В., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания Вайтович Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10831/2011) ООО "Наш дом"
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.04.2011 г. по делу N А42-6976/2010 (судья Е.В.Попова), принятое
по иску ОАО "Кольская энергосбытовая компания"
к ООО "Наш дом"
3-е лицо: ОАО "Мурманская горэлектросеть"
о взыскании 4 190 232,55 руб.
при участии:
от истца: Бараускене И.Г., по доверенности N Э11/11 от 01.01.2011 г.
от ответчика: представитель не направлен, сторона извещена (почт. увед. N 15179)
от 3-го лица: представитель не направлен, извещено (почт. увед. N 15180)
установил:
Открытое акционерное общество "Колэнергосбыт", ОГРН 1055100064480, место нахождения: г. Мурманск, ул. Коминтерна, д. 5 (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области (далее - суд) с требованиями о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Наш дом", ОГРН 1065108003697, место нахождения: Мурманская область, г. Оленегорск, ул. Строительная, д. 44, оф. 11 (далее - ответчик) задолженности с учетом увеличения суммы исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в размере 8 939 249, 94 руб. за период с марта по октябрь 2010 года.
Определением от 24.03.2010 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено открытое акционерное общество "Мурманская горэлектросеть" (далее - третье лицо).
Решением суда от 29.04.2011 требования удовлетворены частично: в сумме 8 573 041,35 руб., в остальной части отказано.
Ответчик, обжаловав в апелляционном порядке решение, просит его отменить ввиду неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
В судебное заседание податель апелляционной жалобы и третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, представителей не направили, что не является в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Истец просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве, в судебном заседании поддержал возражения на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, истцом производилась поставка коммунального ресурса - электроэнергии в многоквартирные дома, способом управления которыми выбран ответчик.
Ссылаясь на технологическое присоединение электрических сетей многоквартирных домов, расположенных в г. Оленегорска, к электрическим сетям ОАО "МГЭС", отсутствие по состоянию на 17.08.2010 г. договора между сторонами на приобретение электроэнергии для предоставления коммунальных услуг гражданам, несмотря на наличие у ответчика обязанности по заключению такого договора, истец обратился с вышеуказанным иском в суд.
Ответчик оспорил требования по основаниям, указанным в отзыве (л.д. 107 - 109, том 1) ввиду наличия договорных отношений между истцом и собственниками помещений в многоквартирных домах, оплаты собственниками услуг на основании квитанций, выставленных истцом, в связи с чем, по мнению ответчика, у ответчика отсутствовала обязанность выполнять функции исполнителя коммунальных услуг, при этом оспорил расчет истца, произведенный за фактически принятое количество ресурса, исходя из данных коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
По мнению ответчика, при определении количества потребленной энергии необходимо руководствоваться пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, и рассчитывать потребление по нормативам потребления коммунальных услуг.
Третье лицо считало позицию истца обоснованной по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 2 - 3, том 2).
Суд, установив, что количество электрической энергии определено истцом с учетом так называемых "пустующих квартир", в которых отсутствуют проживающие лица и где, по мнению истца, имеет место потребление электрической энергии в размере установленного на одного человека норматива потребления, признал обоснованными требования частично, указав в решении, что истцом не опровергнуты контррасчет ответчика на сумму 8573041, 35 руб. с использованием данных о количестве проживающих (зарегистрированных) граждан.
Выводы суда о наличии у ответчика обязанности как управляющей организации предоставлять потребителям (гражданам) коммунальные услуги и отсутствии оснований для освобождения ответчика от исполнения обязанности по оплате за фактическое пользование коммунальными ресурсами при отсутствии договора оспорены подателем апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, апелляционный суд не установил оснований для отмены (изменения) решения.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору электроснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ фактически принятое абонентом количество энергии определяется данными учета энергии, порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. N 530 (далее - Правила N 530), исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с указанными Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
На основании пункта 90 названных Правил договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений, а также право на уведомление исполнителя коммунальных услуг о потребителях, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии, и о необходимости введения в отношении таких потребителей ограничения режима потребления электрической энергии.
Таким образом, право гарантирующего поставщика получать с собственников и нанимателей жилых помещений плату за потребленную ими электроэнергию не означает, что он становится стороной в обязательствах по обеспечению граждан электрической энергией. Эти обязательства сохраняются за лицом, осуществляющим функции управления жилым домом, как и обязанность по оплате электрической энергии, поступившей во внутридомовые электрические сети, включая объемы потребления электроэнергии в самих жилых помещениях.
Истец, получающий от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений плату за потребленную электроэнергию, вправе требовать от ответчик как управляющей компании оплаты стоимости электроэнергии, поставленной в целом в дома, включая энергию, потребленную населением.
Вывод суда о наличии обязанности ответчика как исполнителя коммунальных услуг по оплате за потребленную населением электроэнергию соответствует нормам статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пунктам 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), поскольку эта обязанность возникла у ответчика из положений законодательства и факта передачи ему жилого фонда в управление.
Обязанность исполнителя коммунальных услуг заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а также приобретать электрическую энергию для целей использования на общедомовые нужды предусмотрена подпунктом "в" пункта 49 Правил N 307 и пунктом 89 Правил N 530.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 пункта 147 Правил N 530 в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил N 307 установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. соответствии с подпунктом "б" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, который предусматривает такой показатель, как норматив потребления коммунальной услуги (кВт/час в месяц на 1 человека).
При этом следует обратить внимание, что судом принят как обоснованный расчет ответчика с использованием данных о количестве проживающих (зарегистрированных) лиц.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 2000 руб. оставлены за ее подателем.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.04.2011 г. по делу N А42-6976/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
В.Б.СЛОБОЖАНИНА
В.Б.СЛОБОЖАНИНА
Судьи
В.В.ГОРШЕЛЕВ
В.В.ЧЕРЕМОШКИНА
В.В.ГОРШЕЛЕВ
В.В.ЧЕРЕМОШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)