Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.10.2012 N 06АП-4676/2012 ПО ДЕЛУ N А73-8500/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2012 г. N 06АП-4676/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания": Баглай Н.В., представитель по доверенности от 01.01.2012 N ДЭК-20-15/125Д; Колесникова Е.С., представитель по доверенности от 01.01.2012 N ДЭК-20-15/11
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: Мосунова М.И., представитель по доверенности от 27.02.2012 N 01.0-1889;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
на решение от 30.08.2012
по делу N А73-8500/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" (ОГРН 1072721001660, ИНН 2723088770)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления от 18.06.2012 N 668

установил:

открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ОАО "ДЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) от 18.06.2012 N 668 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 30.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ввиду не соответствия выводов суда, материалам дела.
В судебном заседании представители общества настаивали на доводах заявленной жалобы, заявили дополнение к апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
Управление Роспотребнадзора в представленном отзыве, представитель в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, просили решение суда оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, Управление Роспотребнадзора при проведении административного расследования по обращению граждан, проживающих в г. Хабаровске, ул. Волочаевская, д. 176, обнаружено, что при выставлении платежных документов за сентябрь - декабрь 2011 года за коммунальную услугу "электроснабжение" потребителям, проживающим по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Волочаевская, д. 176, ОАО "ДЭК" допустило нарушение требований статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", подпункта г) п. 38, подпункта е) п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, а именно - нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о предоставленной коммунальной услуге "электроснабжение".
Согласно представленных к информации ОАО "ДЭК" от 25.04.2012 N 2129 актов снятия показаний общедомовых приборов учета в нарушение требований подпункта е) пункта 49 Правил показания приборов учета электроэнергии СЕ 301 N 0760180100119330, СЕ 301 N 009255037000201, установленных и принятых к расчетным по адресу: г. Хабаровск, ул. Волочаевская, 176, за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2011 года сняты: 21.09.2011, 22.10.2011, 22.11.2011, 21.12.2011 и 20.12.2011 (соответственно), вместо предусмотренного требованием Правил снимать показания коллективных (общедомовых) приборов учета в течение последней недели месяца.
По мнению Управления Роспотребнадзора ОАО "ДЭК" нарушило право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о предоставленной услуге "электроснабжение" - объеме потребления и сумме предъявленной к оплате за расчетный период - сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2011 года, что является нарушением статьи 14.8 части 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
12.05.2012 административным органом в отношении ОАО "ДЭК" составлен протокол N 668 об административном правонарушении, а 18.06.2012 вынесено постановление N 668 о назначении ОАО "ДЭК" административного наказания по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ОАО "ДЭК" обжаловало его в суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14.8. КоАП РФ, нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы является административным правонарушением и влечет ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Под потребителем в силу Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1) понимается, гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1).
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителями могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 37 Правил, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. Аналогичное требование содержится в части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 38 Правил, в платежном документе (кроме прочего) указываются: сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи: с проживанием временных жильцов; со снижением качества коммунальных услуг; с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором; сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды; сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме); другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно пункту 14, подпункта "е" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307, расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Исполнитель обязан при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал.
Как установлено в судебном заседании, при выставлении платежных документов за сентябрь - декабрь 2011 года за коммунальную услугу "электроснабжение" потребителям, проживающим по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Волочаевская, д. 176, ОАО "ДЭК" допустило нарушение требований статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", подпункта г) п. 38, подпункта е) п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, а именно - нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о предоставленной коммунальной услуге "электроснабжение".
Из представленных к информации ОАО "ДЭК" от 25.04.2012 N 2129 актов снятия показаний общедомовых приборов учета в нарушение требований подпункта е) пункта 49 Правил показания приборов учета электроэнергии СЕ 301 N 0760180100119330, СЕ 301 N 009255037000201, установленных и принятых к расчетным по адресу: г. Хабаровск, ул. Волочаевская, 176, за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2011 года сняты: 21.09.2011, 22.10.2011, 22.11.2011, 21.12.2011 и 20.12.2011 (соответственно), вместо предусмотренного требованием Правил снимать показания коллективных (общедомовых) приборов учета в течение последней недели месяца.
Показания в перечисленных периодах не снимались в последнюю неделю месяца, в связи с чем, изменен объем электроэнергии за расчетный период, подлежащий распределению потребителям, и соответственно размер платы.
В действиях ОАО "ДЭК" налицо факт ненадлежащего выполнения возложенных на него законом обязанностей по предоставлению информации о предоставляемых коммунальных услугах, объеме потребления и сумме предъявленной к оплате.
Установленные по делу обстоятельства, позволяют сделать вывод, что действие ОАО "ДЭК" правомерно было квалифицировано административным органом по части 1 статьи 14.8. КоАП РФ.
У ОАО "ДЭК" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения отсутствуют.
Кроме того, судом установлено, что ОАО "ДЭК" уже ранее неоднократно привлекалось к ответственности в соответствии с части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, что подтверждается постановлениями о назначении административного наказания от 02.03.2012 г. N 16; от 02.03.2012 г. N 26; от 23.03.2012 г., а также решениями Арбитражного суда от 12.09.2011 г. А73-7646/2011, от 12.12.2011 г. по делу А73-13685/2011, от 17.02.2012 г. N А73-15088/2011, от 21.02.2012 г. по делу А73-332/2012.
Порядок и сроки привлечения заявителя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Доводы, приведенные в дополнениях к апелляционной жалобе о том, что поскольку 01.09.2012 года вступили в законную силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 в соответствии с которыми изменился порядок расчета за коммунальные услуги, поэтому общество не может быть привлечено к административной ответственности, являются несостоятельными, так как на момент совершения правонарушения, действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, которые правомерно были применены, как административным органом, так и судом первой инстанции.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.08.2012 по делу N А73-8500/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ

Судьи
Т.Д.ПЕСКОВА
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)