Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.04.2012 ПО ДЕЛУ N А31-11280/2011

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2012 г. по делу N А31-11280/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Кононова П.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бородиной Н.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства N 1"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 07.02.2012 по делу N А31-11280/2011, принятое судом в составе судьи Зиновьева А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства N 1" (ОГРН 1054408698409, Костромская область, г. Кострома, ул. Калиновская, д. 25а)
к Государственной жилищной инспекции (ОГРН 1054408637051, Костромская область, г. Кострома, ул. Маршала Новикова, д. 37),
о признании недействительным предписания,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства N 1" (далее - заявитель, Общество, ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства N 1") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции (далее - ответчик, Инспекция) о признании недействительным предписания Инспекции от 16.11.2011 N 141-01.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 07.02.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что при проведении Инспекцией проверки 16.11.2011 не привлекались эксперты для определения исправности кровли, не проводились мероприятия по установлению герметичности кровли, не использовались измерительные приборы, не осуществлялась проверка соответствия нормативной литературе; выводы Инспекции основаны на визуальном осмотре; на момент проведения Инспекцией проверки пункт 2 предписания Инспекции от 07.09.2011 исполнен; при проведении проверки Инспекцией нарушены статьи 26.1, 26.2, 26.4, 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Ответчик ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Общество о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.01.2007 между ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства N 1" и собственниками жилого дома N 80а по ул. Катушечной г. Костромы заключен договор управления многоквартирным домом (л.д. 29). По условиям данного договора управляющая организация обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества дома N 80 по ул. Катушечная г. Костромы в объеме денежных средств, уплачиваемых собственниками по статье "содержание и ремонт жилья", осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (пункт 1.1). Управляющая организация обязана надлежащим образом по мере необходимости обеспечить проведение следующих видов работ, в том числе: содержание общего имущества многоквартирного дома, текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома (пункт 2.1.1). В десятидневный срок рассматривать обращения собственников по вопросам, касающимся настоящего договора, а в случае аварийных ситуаций - в течение 8 часов (пункт 2.1.2). Инициировать проведение общего собрания собственников по вопросам капитального и текущего ремонта общего имущества дома, в том числе по предписаниям контролирующих организаций для принятия решения о финансировании подобных работ (пункт 2.1.5). Из пункта 6.1. указанного договора следует, что договор заключен на срок по 31.12.2007 и считается пролонгированным, если за месяц до окончания срока договора не последует заявлений одной из сторон об отказе от настоящего договора или его пересмотре.
07.09.2011 по результатам внеплановой выездной проверки Общества, Инспекцией выдано предписание об устранении выявленных нарушений нормативно-технических требований по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения и предоставлению коммунальных услуг N 88-01 (далее - предписание от 07.09.2011) (л.д. 6-7). Из пункта 2 указанного предписания следует, что на Общество возложена обязанность до 01.11.2011 устранить выявленные нарушения законодательства и выполнить требования, в том числе по обеспечению исправности (герметичности) кровельного покрытия в примыкающей зоне к карнизу над квартирой 47 в доме N 80а по ул. Катушечной города Костромы в соответствии с пунктами 2.6.2, 4.6.1.1, 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда), подпунктов "а", "б", "г" пункта 10, подпункта "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
16.11.2011 Инспекцией на основании приказа Инспекции от 07.11.2011 N 1181 (л.д. 73) проведена проверка выполнения ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства N 1" предписания Инспекции от 07.09.2011. Результаты проверки отражены в акте от 16.11.2011 (л.д. 75). Из указанного акта следует, что Обществом не выполнен пункт 2 предписания от 07.09.2011.
В этот же день Инспекцией выдано предписание, согласно которому на Общество вновь возложена обязанность по обеспечению исправности (герметичности) кровельного покрытия в примыкающей зоне к карнизу над квартирой 47 в доме N 80а по ул. Катушечной города Костромы в соответствии с пунктами 2.6.2; 4.6.1.1; 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, подпунктами "а", "б", "г" пункта 10, подпункта "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (л.д. 78).
Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что обжалуемое предписание Инспекции не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно подпунктам "а", "б", "г" пункта 10, подпункту "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил.
Из пункта 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме следует, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно части 2 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2.6.2, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правилами технической эксплуатации жилищного фонда) при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период организации по обслуживанию жилищного фонда, в том числе, надлежит устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями (пункт 2.6.2); обеспечить, в том числе, исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода, защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий, выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки (пункт 4.6.1.1); устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя) (пункт 4.6.1.2). Организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.) (пункт 4.10.2.1).
Согласно пункту 5 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086, органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль, в том числе за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами.
В соответствии с пунктами 1, подпунктами 1, 2 пункта 10, подпунктом 6 пункта 35 Положения о государственной жилищной инспекции Костромской области, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от 17.08.2007 N 364 государственная жилищная инспекция Костромской области (далее - госжилинспекция) является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим на территории Костромской области государственный контроль в сфере жилищных отношений в соответствии с полномочиями и функциями, определенными настоящим Положением. Госжилинспекция входит в систему органов государственной жилищной инспекции Российской Федерации (пункт 1). Госжилинспекция осуществляет, в том числе: контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению Костромской области жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности, в том числе: за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами (подпункт 1 пункта 10); по итогам мероприятий по контролю составление и выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений (подпункт 2 пункта 10). Для осуществления своих полномочий и выполнения возложенных функций госжилинспекция имеет право, в том числе по результатам инспекционных проверок давать собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий, исполнителям жилищных и коммунальных услуг, иным лицам, ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений предписания об устранении выявленных нарушений (подпункт 6 пункта 35).
Материалами дела установлено, что Общество является управляющей компанией в отношении многоквартирного дома N 80 по ул. Катушечная города Костромы и несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества данного многоквартирного дома. Согласно пункту 2 предписания Инспекции от 07.09.2011 на Общество возложена обязанность обеспечить исправность (герметичность) кровельного покрытия в примыкающей зоне к карнизу над квартирой 47 в доме N 80 по ул. Катушечная города Костромы в соответствии с пунктами 2.6.2; 4.6.1.1; 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, подпунктами "а", "б", "г" пункта 10, подпункта "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Данную обязанность следовало выполнить до 01.11.2011. Однако, в ходе проверки выполнения предписания от 07.09.2011 Инспекцией установлено, что Общество не выполнило обязанность, возложенную на него пунктом 2 данного предписания, что подтверждено актом проверки от 16.11.2011 и актом обследования технического состояния 16.11.2011 (л.д. 77).
При таких обстоятельствах Инспекция имела основания для выдачи Обществу обжалуемого предписания.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при проведении Инспекцией проверки 16.11.2011 не привлекались эксперты для определения исправности кровли, не проводились мероприятия по установлению герметичности кровли, не использовались измерительные приборы, не осуществлялась проверка соответствия нормативной литературе; выводы Инспекции основаны на визуальном осмотре, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку из имеющихся материалов не следует, что для проверки исполнения ранее выданного предписания по устранению недостатков в герметичности кровли требовались применение измерительных приборов или проведение экспертизы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент проведения Инспекцией проверки пункт 2 предписания Инспекции от 07.09.2011 был исполнен, не принимаются судом апелляционной инстанции, как не подтвержденный материалами дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что при проведении проверки Инспекцией нарушены статьи 26.1, 26.2, 26.4, 28.1 КоАП РФ, также отклоняется, поскольку указанные правовые нормы не регулируют рассматриваемые правоотношения.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы заявителя составляет 1000 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по ее уплате относятся на заявителя жалобы. Государственная пошлина при обращении с апелляционной жалобой уплачена Обществом по платежному поручению от 11.03.2012 N 121 в размере 2000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Костромской области от 07.02.2012 по делу N А31-11280/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства N 1" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства N 1" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по платежному поручению от 11.03.2012 N 121.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА

Судьи
А.В.КАРАВАЕВА
П.И.КОНОНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)