Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 20 августа 2012 года
Полный текст решения изготовлен 24 августа 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В. Колосовой, при ведении протокола помощником судьи П.Е. Ерофеевой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ" (ИНН 6609011190)
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области
третье лицо - ЗМУ "ДЕЗ" (в настоящее время МКУ ГО Заречный "Дирекция единого заказчика")
о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа
при участии в судебном заседании:
от заявителя - А.Ю. Супрунов, представитель, доверенность от 25.06.2012 (после перерыва - А.В. Куликов, представитель, доверенность от 16.08.2012; Ю.А. Пудров, представитель, доверенность от 16.08.2012).
от заинтересованного лица - С.А. Титусова, представитель, доверенность от 17.01.2012; Е.Н. Самарина, представитель, доверенность от 02.07.2012, А.И. Эйдлин, представитель, доверенность от 03.08.2012; Е.Е. Елькин, представитель, удостоверение N 606014 (Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области).
Третье лицо извещено о дате и месте рассмотрения дела; представитель в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено.
В судебном заседании 14.08.2012 объявлен перерыв до 20.08.2012, о чем сделана запись в протокол судебного заседания. После перерыва заседание продолжено.
Общество с ограниченной ответственностью "ДЕЗ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решений межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области:
- - от 21.03.2012 N 1021 в части предложения уплатить недоимку по НДС в сумме 2799254 рублей (п. 3.1 резолютивной части), привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 54103 рублей 20 копеек (пункты 1, 3.2. резолютивной части, начисления пени в сумме 117 рублей 22 копеек (пункты 1, 3.3 резолютивной части);
- - от 14.03.2012 N 55 в части предложения начислить НДС к уплате в бюджет в сумме 465521 рубль (п. 2 резолютивной части);
- - от 14.03.2012 N 56 в части предложения начислить НДС к уплате в бюджет в сумме 35040 рублей (п. 2 резолютивной части);
- - от 14.03.2012 N 57 в части предложения начислить НДС к уплате в бюджет в сумме 2079254 рублей (п. 2 резолютивной части);
- - от 19.03.2012 N 129 в части отказа в возврате излишне уплаченного НДС в сумме 47426345 рублей и об обязании устранить допущенное нарушение путем вынесения решения о возврате излишне уплаченного НДС за 1 - 4 кварталы 2009 года в сумме 4742635 рублей;
- а также о признании недействительным требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области от 15.05.2012 N 1224;
- о признании незаконным бездействия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области, выразившегося в невозмещении НДС за 1, 2, 3, 4 кварталы 2009 года в суммах 2322480 рублей, 1312786 рублей, 20512878 рублей, 9478324 рублей и об обязании устранить допущенные нарушения путем вынесения решений о возмещении названных сумм.
Заинтересованное лицо возражает по заявленным требованиям по мотивам, изложенным в отзыве.
Третье лицо в отзыве поддерживает позицию заявителя.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд
установил:
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области проведены камеральные налоговые проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ" за 1, 2, 3, 4, кварталы 2009 года.
По результатам проверки декларации за 1 квартал 2009 года вынесено решение N 1021 от 21.03.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу отказано в праве на применение налоговых вычетов по НДС в сумме 22764 рублей, установлено занижение налоговой базы по НДС в сумме 28327610 рублей, что привело к неуплате налога в сумме 2799254 рублей, начислены пени в сумме 117 рублей 22 копеек, общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 54103 рублей 20 копеек, а также решение N 08-21/10 от 21.03.2012 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 2322480 рублей.
По результатам проверки декларации за 2 квартал 2009 года вынесено решение N 55 от 14.03.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу отказано в праве на применение налоговых вычетов по НДС в сумме 35955 рублей, установлено занижение налоговой базы по НДС в сумме 9680534 рублей, что привело к неуплате налога в сумме 465521 рублей, решение N 08-21/6 от 14.03.2012 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 1312930 рублей.
По результатам проверки декларации за 3 квартал 2009 года вынесено решение N 56 от 14.03.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику отказано в праве на применение налоговых вычетов по НДС в сумме 452038 рублей, установлено занижение налоговой базы по НДС в сумме 111644604 рублей, что привело к неуплате налога в сумме 35040 рублей; решение N 08/21-70 от 14.03.2012 об отказе в возмещении НДС в сумме 20513027 рублей.
По результатам проверки декларации за 4 квартал 2009 года вынесено решение N 57 от 14.03.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу отказано в праве на применение налоговых вычетов по НДС в сумме 104694 рублей, установлено занижение налоговой базы по НДС в сумме 63672253 рублей, что привело к неуплате НДС в сумме 2079254 рублей; решение N 08-21/8 от 14.03.2012 об отказе в возмещении НДС в сумме 9486500 рублей.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области N 373/12, 349/12, 350/12, 351/12 от 10.05.2012 оспариваемые решения оставлены без изменения.
Не согласившись с вынесенными решениями и требование в части, а также считая бездействие Инспекции по невозмещению налога незаконными, общество с ограниченной ответственностью "ДЕЗ" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.
Основанием для вынесения оспариваемых решений послужили выводы налогового органа о неправомерном применении обществом положений п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации и неправомерном невключении обществом в налоговую базу по НДС сумм, полученных от третьего лица - ЗМУ "ДЕЗ" (в настоящее время МКУ ГО Заречный "Дирекция единого заказчика") - как долевого финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Кроме того, Инспекция пришла к выводу о неправомерном применении налоговых вычетов (поскольку соответствующие документы при проверке представлены не были).
В соответствии со ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ, услуг организацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполнения работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен статьями 153 - 162 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "ДЕЗ" в 2009 году проводило капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся в управлении организации. Подрядчиками в адрес налогоплательщика за ремонт выставлялись счета-фактуры с выделением НДС. Оплата услуг по ремонту производилась за счет средств населения и средств, выделенных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а именно: Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджетом Свердловской области, бюджетом города Заречный.
Статья 1 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Статьей 18 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ предусмотрено, что обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджета субъекта РФ и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта РФ и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда. Субъектом РФ может быть установлен минимальный размер софинансирования за счет средств бюджетов муниципальных образований. Объем долевого финансирования определяется соответственно субъектом РФ и муниципальным образованием.
Статьей 20 Федерального закона N 185-ФЗ предусмотрен порядок расходования средств Фонда.
Так названной нормой установлено, что получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, в местные бюджеты.
Средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и выполнившими предусмотренные статьей 14 настоящего Федерального закона условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Субъектом Российской Федерации может быть принято решение об определении муниципальных образований, указанных в части 2 настоящей статьи, получателями средств Фонда. В этом случае субъект Российской Федерации представляет в Фонд перечень муниципальных образований - получателей средств Фонда с указанием объема средств для каждого муниципального образования в целях перечисления указанных средств в соответствующие местные бюджеты.
Орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня получения средств бюджета субъекта Российской Федерации, полученных за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, принимает решение о распределении полученных средств и предусмотренных в местном бюджете средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов между многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и управление которыми осуществляется товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах.
В течение семи дней со дня принятия решения, указанного в части 4 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан уведомить товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах управляющие организации, которые осуществляют управление многоквартирными домами, в отношении которых принято такое решение, о принятии такого решения с указанием объема средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта конкретного многоквартирного дома.
В течение тридцати дней со дня получения уведомления, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация, которые осуществляют управление многоквартирным домом, в отношении которого принято решение, указанное в части 4 настоящей статьи, открывают отдельные банковские счета и направляют в орган местного самоуправления:
1) уведомления об открытии таких счетов с указанием их реквизитов;
2) решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией, о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с настоящим Федеральным законом;
3) утвержденную общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме смету расходов на капитальный ремонт такого многоквартирного дома с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в части 6 настоящей статьи, перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с настоящим Федеральным законом, на банковские счета, указанные в части 6 настоящей статьи.
Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации. Порядок выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе порядок, предусматривающий возможность предоставления рассрочки выплаты таких средств, определяется органом местного самоуправления.
Оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах и указанных в части 7 настоящей статьи средств производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, за исключением случая, установленного частью 11 настоящей статьи (Размещенные на банковских счетах и указанные в части 7 настоящей статьи средства могут использоваться на выплату аванса на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в размере не более тридцати процентов указанных средств с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона).
Постановлением Правительства Свердловской области от 29.07.2008 N 777-ПП утверждена региональная адресная программа Свердловской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2008 год, регулирующая порядок предоставления средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов.
Постановлением Главы администрации городского округа Заречный от 23.10.2008 N 708-п "О распределении средств, полученных из Фонда содействия и реформирования жилищно-коммунального хозяйства, областного бюджета, предусмотренных средств местного бюджета на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в 2008 году" определен перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту в соответствии с региональной адресной программой. (ул. Курчатова, 15; ул. Курчатова, 23; ул. Курчатова, 25 корпус 2; ул. Курчатова, 33; ул. Мира, 22; ул. Лермонтова, 17; ул. Комсомольская, 6; ул. Комсомольская, 8; ул. Алещенкова, 5; ул. Энергетиков, 6).
Согласно Постановления Главы администрации городского округа Заречный от 23.10.2008 N 709-п "О порядке финансирования капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств фонда содействия жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета и средств бюджета городского округа Заречный в 2008 году" объем финансирования капитального ремонта по муниципальному образованию составляет 44248620 рублей, в т.ч. за счет средств Фонда - 42036189 рублей, за счет собственников помещений - 2212431 рублей.
Постановлением Администрации г. Заречный N 491-п от 26.05.2009 ЗМУ "Дирекция единого заказчика" определена главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "ДЕЗ" заключило соглашение от 28.11.2008 с ЗМУ "Дирекция единого заказчика", именуемое в договоре "Дирекция". При этом согласно п. 3.1.1 Соглашения ЗМУ "Дирекция единого заказчика" обязуется в течение пяти рабочих дней со дня предоставления организацией документов, предусмотренных ст. 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ, перечислить денежные средства в размере 30% от суммы средств, предусмотренных в бюджете городского округа Заречный на долевое финансирование проведения капитального ремонта, многоквартирного дома, на отдельный банковский счет, указанный организацией. Оставшуюся сумму дирекция перечисляет организации на основании актов приемки выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с дирекцией и уполномоченными лицами администрации городского округа Заречный и подписанных уполномоченными лицами организации.
Согласно указанного соглашения на счет общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ" от ЗМУ "ДЕЗ" в 2009 году поступили денежные средства в размере 219311835 рублей 46 копеек. При этом во всех платежных поручениях в назначении платежа выделен НДС (общая сумма НДС 33454347 рублей 78 копеек), т.е. бюджетные средства выделялись из бюджета с учетом средств на покрытие НДС.
В рамках п. 8 ст. 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ в порядке привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов обществом с ограниченной ответственностью "ДЕЗ" заключены договоры на выполнение подрядных работ по комплексному капитальному ремонту многоквартирного дома с подрядчиками ЗАО "МонтажСпецСтрой", ООО "МонтажСтрой-НВ", ООО "Трейд", ООО "Труд-Альфа", ООО "Делтринг", ЗАО "Фирма "РСУ-93", ЗАО "Класс 2000", ООО "СпецЭнергоРемСтрой", ООО "ГосСтрой" и другими.
В соответствии с п. 1.5 и 4.5 указанных договоров предусмотрено поэтапное выполнение работ; п. 4.2 указанных договоров определено, что основанием для осуществления расчета с подрядчиками является утвержденный и подписанный сторонами акт приемки-передачи выполненных работ.
В соответствии с актами приемки-передачи выполненных работ в 1 квартале 2009 года выполнены работы на сумму 35185874 рублей, в т.ч. НДС - 5367336 рублей 73 копеек, во 2 квартале 2009 года выполнены работы на сумму 12024242 рублей 80 копеек, в т.ч. НДС - 1834206 рублей 50 копеек, в 3 квартале 2009 года выполнены работы на сумму 138674350 рублей 90 копеек, в т.ч. НДС - 21153714 рублей 35 копеек, в 4 квартале 2009 года выполнены работы на сумму 79088013 рублей 31 копейки, в т.ч. НДС - 12064273 рублей 21 копейки.
После выполнения подрядчиками работ по капитальному ремонту ООО "ДЕЗ" в налоговую базу в 1 - 4 кварталах 2009 года включило только сумму оплаченную собственниками помещений (5%); остальная стоимость выполненных работ в базу по НДС не включена.
Суд считает, что оснований для невключения спорных сумм (полученных на счета от ЗМУ "ДЕЗ") в налоговую базу по НДС у общества не имелось.
Как следует из ч. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по НДС не учитываются суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством.
Изложенное означает, что при определении налоговой базы учитываются не все субсидии, предоставляемые налогоплательщику бюджетом, а только те, которые получены в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям.
При этом сама субсидия должна соответствовать критериям, установленным ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно названной статье субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Из материалов дела видно, что полученные заявителем от ЗМУ "ДЕЗ" денежные средства субсидией в смысле ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации не являются.
Финансовая поддержка на капитальный ремонт жилых домов должна быть предоставлена в установленном порядке - в порядке ст. 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Указанной нормой в частности предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в части 6 настоящей статьи (уведомления управляющей организации осуществляющей управление многоквартирным домом, об открытии отдельного банковского счета с указанием реквизитов; решения собственников помещений о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с настоящим Федеральным законом; утвержденной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме сметы расходов на капитальный ремонт), перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с настоящим Федеральным законом, на банковские счета, указанные в части 6 настоящей статьи - т.е. орган местного самоуправления должен перечислить денежные средства на банковский счет управляющей компании (в данном случае ООО "ДЕЗ").
Из материалов дела следует, что средства поступили на счет заявителя не непосредственно от органа местного самоуправления (т.е. не из бюджета), а от муниципального учреждения "ДЕЗ". Поскольку главным критерием субсидии (ст. 78 БК РФ) является то, что предоставляется она бюджетом (любого уровня), а в данном случае средства поступили не из бюджета, а от юридического лица - полученные заявителем суммы направленные на проведение капитального ремонта субсидией в смысле ст. 78 БК РФ и п. 2 ст. 154 НК РФ признать нельзя.
Довод заявителя о том, что Постановлением Администрации г. Заречный N 491-п от 26.05.2009 ЗМУ "Дирекция единого заказчика" определено главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, поэтому спорные суммы, не включенные в базу по НДС, следует признать субсидией, судом отклоняется.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Ни к одному из перечисленных субъектов ЗМУ "ДЕЗ" не относится, поэтому считать его в соответствии с законом главным распорядителем бюджетных средств оснований не имеется.
Ссылка заявителя на то, что Постановлением Администрации г. Заречный N 491-п от 26.05.2009 не признано судом недействующим в установленном порядке отклоняется судом на основании ч. 2 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, поскольку спорные суммы, полученные заявителем от ЗМУ "ДЕЗ" не являются субсидией, предоставленной бюджетом, оснований для применения ч. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации у общества не имелось.
Кроме того, суд отмечает, что согласно ч. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются не все субсидии, предоставляемые налогоплательщику бюджетом, а только те, которые получены в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям.
В данном случае финансовая поддержка за счет средств Фонда не может быть квалифицирована ни как выделяемая в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, ни как предоставление льгот отдельным потребителям.
Цена капитального ремонта домов за счет средств Фонда содействия жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета и средств муниципального бюджета не относится к регулируемой государством; стоимость ремонта и выделение на него денежных средств определяется на основании сметы, утвержденной собранием собственников жилых помещений в многоквартирном доме, т.е. в каждом случае индивидуально.
Нельзя признать финансовую поддержку и как выделяемую в связи с предоставлением льготы. Льготой являются преимущества, предоставляемые отдельным потребителям по сравнению с другими; в данном случае никаких преимуществ отдельным потребителям (по отношению к другим) не предоставляется. Все дома, включенные в Перечень в соответствии с региональной адресной программой, ремонтируются на равных условиях, без каких-либо преимуществ. Стоимость ремонта в домах различна, но она зависит не от преференций для отдельных потребителей, а от конкретных смет на ремонт.
При таких обстоятельствах, у общества не возникло условий для применения ч. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по НДС.
Суд также отмечает, что включение в налоговую базу по НДС только сумм оплаченных собственниками помещений (5%), и при этом получение в качестве финансовой поддержки сумм, включающих НДС, и необложение НДС этих средств (95%), а также дальнейшее предъявление к вычетам НДС со 100% сумм, уплаченных поставщикам - противоречит природе косвенного налога (НДС) и может свидетельствовать о неосновательном обогащении.
Учитывая изложенное, вывод налогового органа в данной части являются правильным.
Из оспариваемых решений также следует, что Инспекцией не были приняты вычеты по НДС, в связи с отсутствием документов, подтверждающих право на вычет, неправильным оформлением счетов-фактур.
В ходе судебного разбирательства установлено, что счета-фактуры и документы, в обоснование вычетов (за 1 квартал 2009 года в сумме 22621 рубль; 2 квартал 2009 года в сумме 35812 рублей, за 3 квартал 2009 года - 451889 рублей, 4 квартал 2009 года - 96519 рублей) у общества имеются; возражений по существу относительно обоснованности применения вычетов в названных суммах Инспекцией не представлено.
При таких обстоятельствах, оспариваемые ненормативные акты налогового органа (решения от 21.03.2012 N 1021; от 14.03.2012 N 55; от 14.03.2012 N 56; от 14.03.2012 N 57) следует признать недействительными в части выводов о необоснованном применении налоговых вычетов в названных выше суммах и соответствующем доначислении НДС, пеней, штрафа (решение от 21.03.2012 N 1021); НДС (решения 14.03.2012 N 55; от 14.03.2012 N 57).
Требование о признании недействительным требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области от 15.05.2012 N 1224 (обществу предложено уплатить штраф в сумме 54103 рубля 20 копеек на основании решения от 21.03.2012 N 1021) следует удовлетворить частично, признать недействительным в части предложения уплатить штраф в сумме, доначисленной инспекцией решением N 1021 не обоснованно (в связи с неправомерным непринятием налогового вычета в сумме 22621 рубль).
Требование заявителя о признании недействительным решения от 19.03.2012 N 129 в части отказа в возврате излишне уплаченного НДС в сумме 47426345 рублей и об обязании устранить допущенное нарушение путем вынесения решения о возврате излишне уплаченного НДС за 1 - 4 кварталы 2009 года в сумме 4742635 рублей, следует удовлетворить частично, в части выводов о необоснованном применении налоговых вычетов за 1 - 4 кварталы 2009 года.
В удовлетворении требований общества о признании незаконным бездействия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области, выразившегося в невозмещении НДС за 1, 2, 3, 4 кварталы 2009 года в суммах 2322480 рублей, 1312786 рублей, 20512878 рублей, 9478324 рублей и об обязании устранить допущенные нарушения путем вынесения решений о возмещении названных сумм - следует отказать, поскольку факт незаконного бездействия материалами дела не подтвержден.
При таких обстоятельствах, требования заявителя следует удовлетворить частично.
Расходы по государственной пошлине, уплаченной истцом при предъявлении иска, подлежат отнесению на ответчика в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ" удовлетворить частично.
Признать недействительными:
- решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области N 1021 от 21.03.2012 в части выводов о необоснованном применении налоговых вычетов по НДС в 1 квартале 2009 года в размере 22621 рубля и в соответствующем доначислении НДС, пеней, штрафа;
- решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области N 55 от 14.03.2012 в части выводов о необоснованном применении налоговых вычетов по НДС во 2 квартале 2009 года в размере 35812 рублей и в соответствующем доначислении НДС;
- решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области N 56 от 14.03.2012 в части выводов о необоснованном применении налоговых вычетов по НДС в 3 квартале 2009 года в размере 451889 рублей;
- решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области N 57 от 14.03.2012 в части выводов о необоснованном применении налоговых вычетов по НДС в 4 квартале 2009 года в размере 96519 рублей и в соответствующем доначислении НДС;
- решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области от 19.03.2012 N 129 в части отказа в возврате излишне уплаченного НДС в сумме 47426345 рублей в части выводов о необоснованном применении налоговых вычетов за 1 квартал 2009 года в сумме 22621 рубль; 2 квартал 2009 года в сумме 35812 рублей, за 3 квартал 2009 года в сумме 451889 рублей, 4 квартал 2009 года в сумме 96519 рублей;
- требование межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области N 1224 от 15.05.2012 в части предложения уплатить штраф в сумме, необоснованно доначисленной решением N 1021 от 21.03.2012 (в связи с неправомерным непринятием налогового вычета в сумме 22621 рубль) -
как не соответствующие налоговому законодательству.
Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ".
В удовлетворении требования о признании незаконным бездействия налогового органа - отказать.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ" госпошлину в размере 12000 (Двенадцать тысяч) рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Л.В.КОЛОСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.08.2012 ПО ДЕЛУ N А60-24672/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 августа 2012 г. по делу N А60-24672/2012
Резолютивная часть решения объявлена 20 августа 2012 года
Полный текст решения изготовлен 24 августа 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В. Колосовой, при ведении протокола помощником судьи П.Е. Ерофеевой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ" (ИНН 6609011190)
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области
третье лицо - ЗМУ "ДЕЗ" (в настоящее время МКУ ГО Заречный "Дирекция единого заказчика")
о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа
при участии в судебном заседании:
от заявителя - А.Ю. Супрунов, представитель, доверенность от 25.06.2012 (после перерыва - А.В. Куликов, представитель, доверенность от 16.08.2012; Ю.А. Пудров, представитель, доверенность от 16.08.2012).
от заинтересованного лица - С.А. Титусова, представитель, доверенность от 17.01.2012; Е.Н. Самарина, представитель, доверенность от 02.07.2012, А.И. Эйдлин, представитель, доверенность от 03.08.2012; Е.Е. Елькин, представитель, удостоверение N 606014 (Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области).
Третье лицо извещено о дате и месте рассмотрения дела; представитель в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено.
В судебном заседании 14.08.2012 объявлен перерыв до 20.08.2012, о чем сделана запись в протокол судебного заседания. После перерыва заседание продолжено.
Общество с ограниченной ответственностью "ДЕЗ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решений межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области:
- - от 21.03.2012 N 1021 в части предложения уплатить недоимку по НДС в сумме 2799254 рублей (п. 3.1 резолютивной части), привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 54103 рублей 20 копеек (пункты 1, 3.2. резолютивной части, начисления пени в сумме 117 рублей 22 копеек (пункты 1, 3.3 резолютивной части);
- - от 14.03.2012 N 55 в части предложения начислить НДС к уплате в бюджет в сумме 465521 рубль (п. 2 резолютивной части);
- - от 14.03.2012 N 56 в части предложения начислить НДС к уплате в бюджет в сумме 35040 рублей (п. 2 резолютивной части);
- - от 14.03.2012 N 57 в части предложения начислить НДС к уплате в бюджет в сумме 2079254 рублей (п. 2 резолютивной части);
- - от 19.03.2012 N 129 в части отказа в возврате излишне уплаченного НДС в сумме 47426345 рублей и об обязании устранить допущенное нарушение путем вынесения решения о возврате излишне уплаченного НДС за 1 - 4 кварталы 2009 года в сумме 4742635 рублей;
- а также о признании недействительным требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области от 15.05.2012 N 1224;
- о признании незаконным бездействия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области, выразившегося в невозмещении НДС за 1, 2, 3, 4 кварталы 2009 года в суммах 2322480 рублей, 1312786 рублей, 20512878 рублей, 9478324 рублей и об обязании устранить допущенные нарушения путем вынесения решений о возмещении названных сумм.
Заинтересованное лицо возражает по заявленным требованиям по мотивам, изложенным в отзыве.
Третье лицо в отзыве поддерживает позицию заявителя.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд
установил:
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области проведены камеральные налоговые проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ" за 1, 2, 3, 4, кварталы 2009 года.
По результатам проверки декларации за 1 квартал 2009 года вынесено решение N 1021 от 21.03.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу отказано в праве на применение налоговых вычетов по НДС в сумме 22764 рублей, установлено занижение налоговой базы по НДС в сумме 28327610 рублей, что привело к неуплате налога в сумме 2799254 рублей, начислены пени в сумме 117 рублей 22 копеек, общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 54103 рублей 20 копеек, а также решение N 08-21/10 от 21.03.2012 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 2322480 рублей.
По результатам проверки декларации за 2 квартал 2009 года вынесено решение N 55 от 14.03.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу отказано в праве на применение налоговых вычетов по НДС в сумме 35955 рублей, установлено занижение налоговой базы по НДС в сумме 9680534 рублей, что привело к неуплате налога в сумме 465521 рублей, решение N 08-21/6 от 14.03.2012 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 1312930 рублей.
По результатам проверки декларации за 3 квартал 2009 года вынесено решение N 56 от 14.03.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику отказано в праве на применение налоговых вычетов по НДС в сумме 452038 рублей, установлено занижение налоговой базы по НДС в сумме 111644604 рублей, что привело к неуплате налога в сумме 35040 рублей; решение N 08/21-70 от 14.03.2012 об отказе в возмещении НДС в сумме 20513027 рублей.
По результатам проверки декларации за 4 квартал 2009 года вынесено решение N 57 от 14.03.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу отказано в праве на применение налоговых вычетов по НДС в сумме 104694 рублей, установлено занижение налоговой базы по НДС в сумме 63672253 рублей, что привело к неуплате НДС в сумме 2079254 рублей; решение N 08-21/8 от 14.03.2012 об отказе в возмещении НДС в сумме 9486500 рублей.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области N 373/12, 349/12, 350/12, 351/12 от 10.05.2012 оспариваемые решения оставлены без изменения.
Не согласившись с вынесенными решениями и требование в части, а также считая бездействие Инспекции по невозмещению налога незаконными, общество с ограниченной ответственностью "ДЕЗ" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.
Основанием для вынесения оспариваемых решений послужили выводы налогового органа о неправомерном применении обществом положений п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации и неправомерном невключении обществом в налоговую базу по НДС сумм, полученных от третьего лица - ЗМУ "ДЕЗ" (в настоящее время МКУ ГО Заречный "Дирекция единого заказчика") - как долевого финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Кроме того, Инспекция пришла к выводу о неправомерном применении налоговых вычетов (поскольку соответствующие документы при проверке представлены не были).
В соответствии со ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ, услуг организацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполнения работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен статьями 153 - 162 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "ДЕЗ" в 2009 году проводило капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся в управлении организации. Подрядчиками в адрес налогоплательщика за ремонт выставлялись счета-фактуры с выделением НДС. Оплата услуг по ремонту производилась за счет средств населения и средств, выделенных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а именно: Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджетом Свердловской области, бюджетом города Заречный.
Статья 1 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Статьей 18 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ предусмотрено, что обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджета субъекта РФ и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта РФ и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда. Субъектом РФ может быть установлен минимальный размер софинансирования за счет средств бюджетов муниципальных образований. Объем долевого финансирования определяется соответственно субъектом РФ и муниципальным образованием.
Статьей 20 Федерального закона N 185-ФЗ предусмотрен порядок расходования средств Фонда.
Так названной нормой установлено, что получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, в местные бюджеты.
Средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и выполнившими предусмотренные статьей 14 настоящего Федерального закона условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Субъектом Российской Федерации может быть принято решение об определении муниципальных образований, указанных в части 2 настоящей статьи, получателями средств Фонда. В этом случае субъект Российской Федерации представляет в Фонд перечень муниципальных образований - получателей средств Фонда с указанием объема средств для каждого муниципального образования в целях перечисления указанных средств в соответствующие местные бюджеты.
Орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня получения средств бюджета субъекта Российской Федерации, полученных за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, принимает решение о распределении полученных средств и предусмотренных в местном бюджете средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов между многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и управление которыми осуществляется товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах.
В течение семи дней со дня принятия решения, указанного в части 4 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан уведомить товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах управляющие организации, которые осуществляют управление многоквартирными домами, в отношении которых принято такое решение, о принятии такого решения с указанием объема средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта конкретного многоквартирного дома.
В течение тридцати дней со дня получения уведомления, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация, которые осуществляют управление многоквартирным домом, в отношении которого принято решение, указанное в части 4 настоящей статьи, открывают отдельные банковские счета и направляют в орган местного самоуправления:
1) уведомления об открытии таких счетов с указанием их реквизитов;
2) решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией, о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с настоящим Федеральным законом;
3) утвержденную общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме смету расходов на капитальный ремонт такого многоквартирного дома с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в части 6 настоящей статьи, перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с настоящим Федеральным законом, на банковские счета, указанные в части 6 настоящей статьи.
Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации. Порядок выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе порядок, предусматривающий возможность предоставления рассрочки выплаты таких средств, определяется органом местного самоуправления.
Оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах и указанных в части 7 настоящей статьи средств производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, за исключением случая, установленного частью 11 настоящей статьи (Размещенные на банковских счетах и указанные в части 7 настоящей статьи средства могут использоваться на выплату аванса на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в размере не более тридцати процентов указанных средств с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона).
Постановлением Правительства Свердловской области от 29.07.2008 N 777-ПП утверждена региональная адресная программа Свердловской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2008 год, регулирующая порядок предоставления средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов.
Постановлением Главы администрации городского округа Заречный от 23.10.2008 N 708-п "О распределении средств, полученных из Фонда содействия и реформирования жилищно-коммунального хозяйства, областного бюджета, предусмотренных средств местного бюджета на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в 2008 году" определен перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту в соответствии с региональной адресной программой. (ул. Курчатова, 15; ул. Курчатова, 23; ул. Курчатова, 25 корпус 2; ул. Курчатова, 33; ул. Мира, 22; ул. Лермонтова, 17; ул. Комсомольская, 6; ул. Комсомольская, 8; ул. Алещенкова, 5; ул. Энергетиков, 6).
Согласно Постановления Главы администрации городского округа Заречный от 23.10.2008 N 709-п "О порядке финансирования капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств фонда содействия жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета и средств бюджета городского округа Заречный в 2008 году" объем финансирования капитального ремонта по муниципальному образованию составляет 44248620 рублей, в т.ч. за счет средств Фонда - 42036189 рублей, за счет собственников помещений - 2212431 рублей.
Постановлением Администрации г. Заречный N 491-п от 26.05.2009 ЗМУ "Дирекция единого заказчика" определена главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "ДЕЗ" заключило соглашение от 28.11.2008 с ЗМУ "Дирекция единого заказчика", именуемое в договоре "Дирекция". При этом согласно п. 3.1.1 Соглашения ЗМУ "Дирекция единого заказчика" обязуется в течение пяти рабочих дней со дня предоставления организацией документов, предусмотренных ст. 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ, перечислить денежные средства в размере 30% от суммы средств, предусмотренных в бюджете городского округа Заречный на долевое финансирование проведения капитального ремонта, многоквартирного дома, на отдельный банковский счет, указанный организацией. Оставшуюся сумму дирекция перечисляет организации на основании актов приемки выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с дирекцией и уполномоченными лицами администрации городского округа Заречный и подписанных уполномоченными лицами организации.
Согласно указанного соглашения на счет общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ" от ЗМУ "ДЕЗ" в 2009 году поступили денежные средства в размере 219311835 рублей 46 копеек. При этом во всех платежных поручениях в назначении платежа выделен НДС (общая сумма НДС 33454347 рублей 78 копеек), т.е. бюджетные средства выделялись из бюджета с учетом средств на покрытие НДС.
В рамках п. 8 ст. 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ в порядке привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов обществом с ограниченной ответственностью "ДЕЗ" заключены договоры на выполнение подрядных работ по комплексному капитальному ремонту многоквартирного дома с подрядчиками ЗАО "МонтажСпецСтрой", ООО "МонтажСтрой-НВ", ООО "Трейд", ООО "Труд-Альфа", ООО "Делтринг", ЗАО "Фирма "РСУ-93", ЗАО "Класс 2000", ООО "СпецЭнергоРемСтрой", ООО "ГосСтрой" и другими.
В соответствии с п. 1.5 и 4.5 указанных договоров предусмотрено поэтапное выполнение работ; п. 4.2 указанных договоров определено, что основанием для осуществления расчета с подрядчиками является утвержденный и подписанный сторонами акт приемки-передачи выполненных работ.
В соответствии с актами приемки-передачи выполненных работ в 1 квартале 2009 года выполнены работы на сумму 35185874 рублей, в т.ч. НДС - 5367336 рублей 73 копеек, во 2 квартале 2009 года выполнены работы на сумму 12024242 рублей 80 копеек, в т.ч. НДС - 1834206 рублей 50 копеек, в 3 квартале 2009 года выполнены работы на сумму 138674350 рублей 90 копеек, в т.ч. НДС - 21153714 рублей 35 копеек, в 4 квартале 2009 года выполнены работы на сумму 79088013 рублей 31 копейки, в т.ч. НДС - 12064273 рублей 21 копейки.
После выполнения подрядчиками работ по капитальному ремонту ООО "ДЕЗ" в налоговую базу в 1 - 4 кварталах 2009 года включило только сумму оплаченную собственниками помещений (5%); остальная стоимость выполненных работ в базу по НДС не включена.
Суд считает, что оснований для невключения спорных сумм (полученных на счета от ЗМУ "ДЕЗ") в налоговую базу по НДС у общества не имелось.
Как следует из ч. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по НДС не учитываются суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством.
Изложенное означает, что при определении налоговой базы учитываются не все субсидии, предоставляемые налогоплательщику бюджетом, а только те, которые получены в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям.
При этом сама субсидия должна соответствовать критериям, установленным ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно названной статье субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Из материалов дела видно, что полученные заявителем от ЗМУ "ДЕЗ" денежные средства субсидией в смысле ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации не являются.
Финансовая поддержка на капитальный ремонт жилых домов должна быть предоставлена в установленном порядке - в порядке ст. 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Указанной нормой в частности предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в части 6 настоящей статьи (уведомления управляющей организации осуществляющей управление многоквартирным домом, об открытии отдельного банковского счета с указанием реквизитов; решения собственников помещений о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с настоящим Федеральным законом; утвержденной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме сметы расходов на капитальный ремонт), перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с настоящим Федеральным законом, на банковские счета, указанные в части 6 настоящей статьи - т.е. орган местного самоуправления должен перечислить денежные средства на банковский счет управляющей компании (в данном случае ООО "ДЕЗ").
Из материалов дела следует, что средства поступили на счет заявителя не непосредственно от органа местного самоуправления (т.е. не из бюджета), а от муниципального учреждения "ДЕЗ". Поскольку главным критерием субсидии (ст. 78 БК РФ) является то, что предоставляется она бюджетом (любого уровня), а в данном случае средства поступили не из бюджета, а от юридического лица - полученные заявителем суммы направленные на проведение капитального ремонта субсидией в смысле ст. 78 БК РФ и п. 2 ст. 154 НК РФ признать нельзя.
Довод заявителя о том, что Постановлением Администрации г. Заречный N 491-п от 26.05.2009 ЗМУ "Дирекция единого заказчика" определено главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, поэтому спорные суммы, не включенные в базу по НДС, следует признать субсидией, судом отклоняется.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Ни к одному из перечисленных субъектов ЗМУ "ДЕЗ" не относится, поэтому считать его в соответствии с законом главным распорядителем бюджетных средств оснований не имеется.
Ссылка заявителя на то, что Постановлением Администрации г. Заречный N 491-п от 26.05.2009 не признано судом недействующим в установленном порядке отклоняется судом на основании ч. 2 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, поскольку спорные суммы, полученные заявителем от ЗМУ "ДЕЗ" не являются субсидией, предоставленной бюджетом, оснований для применения ч. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации у общества не имелось.
Кроме того, суд отмечает, что согласно ч. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются не все субсидии, предоставляемые налогоплательщику бюджетом, а только те, которые получены в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям.
В данном случае финансовая поддержка за счет средств Фонда не может быть квалифицирована ни как выделяемая в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, ни как предоставление льгот отдельным потребителям.
Цена капитального ремонта домов за счет средств Фонда содействия жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета и средств муниципального бюджета не относится к регулируемой государством; стоимость ремонта и выделение на него денежных средств определяется на основании сметы, утвержденной собранием собственников жилых помещений в многоквартирном доме, т.е. в каждом случае индивидуально.
Нельзя признать финансовую поддержку и как выделяемую в связи с предоставлением льготы. Льготой являются преимущества, предоставляемые отдельным потребителям по сравнению с другими; в данном случае никаких преимуществ отдельным потребителям (по отношению к другим) не предоставляется. Все дома, включенные в Перечень в соответствии с региональной адресной программой, ремонтируются на равных условиях, без каких-либо преимуществ. Стоимость ремонта в домах различна, но она зависит не от преференций для отдельных потребителей, а от конкретных смет на ремонт.
При таких обстоятельствах, у общества не возникло условий для применения ч. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по НДС.
Суд также отмечает, что включение в налоговую базу по НДС только сумм оплаченных собственниками помещений (5%), и при этом получение в качестве финансовой поддержки сумм, включающих НДС, и необложение НДС этих средств (95%), а также дальнейшее предъявление к вычетам НДС со 100% сумм, уплаченных поставщикам - противоречит природе косвенного налога (НДС) и может свидетельствовать о неосновательном обогащении.
Учитывая изложенное, вывод налогового органа в данной части являются правильным.
Из оспариваемых решений также следует, что Инспекцией не были приняты вычеты по НДС, в связи с отсутствием документов, подтверждающих право на вычет, неправильным оформлением счетов-фактур.
В ходе судебного разбирательства установлено, что счета-фактуры и документы, в обоснование вычетов (за 1 квартал 2009 года в сумме 22621 рубль; 2 квартал 2009 года в сумме 35812 рублей, за 3 квартал 2009 года - 451889 рублей, 4 квартал 2009 года - 96519 рублей) у общества имеются; возражений по существу относительно обоснованности применения вычетов в названных суммах Инспекцией не представлено.
При таких обстоятельствах, оспариваемые ненормативные акты налогового органа (решения от 21.03.2012 N 1021; от 14.03.2012 N 55; от 14.03.2012 N 56; от 14.03.2012 N 57) следует признать недействительными в части выводов о необоснованном применении налоговых вычетов в названных выше суммах и соответствующем доначислении НДС, пеней, штрафа (решение от 21.03.2012 N 1021); НДС (решения 14.03.2012 N 55; от 14.03.2012 N 57).
Требование о признании недействительным требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области от 15.05.2012 N 1224 (обществу предложено уплатить штраф в сумме 54103 рубля 20 копеек на основании решения от 21.03.2012 N 1021) следует удовлетворить частично, признать недействительным в части предложения уплатить штраф в сумме, доначисленной инспекцией решением N 1021 не обоснованно (в связи с неправомерным непринятием налогового вычета в сумме 22621 рубль).
Требование заявителя о признании недействительным решения от 19.03.2012 N 129 в части отказа в возврате излишне уплаченного НДС в сумме 47426345 рублей и об обязании устранить допущенное нарушение путем вынесения решения о возврате излишне уплаченного НДС за 1 - 4 кварталы 2009 года в сумме 4742635 рублей, следует удовлетворить частично, в части выводов о необоснованном применении налоговых вычетов за 1 - 4 кварталы 2009 года.
В удовлетворении требований общества о признании незаконным бездействия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области, выразившегося в невозмещении НДС за 1, 2, 3, 4 кварталы 2009 года в суммах 2322480 рублей, 1312786 рублей, 20512878 рублей, 9478324 рублей и об обязании устранить допущенные нарушения путем вынесения решений о возмещении названных сумм - следует отказать, поскольку факт незаконного бездействия материалами дела не подтвержден.
При таких обстоятельствах, требования заявителя следует удовлетворить частично.
Расходы по государственной пошлине, уплаченной истцом при предъявлении иска, подлежат отнесению на ответчика в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ" удовлетворить частично.
Признать недействительными:
- решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области N 1021 от 21.03.2012 в части выводов о необоснованном применении налоговых вычетов по НДС в 1 квартале 2009 года в размере 22621 рубля и в соответствующем доначислении НДС, пеней, штрафа;
- решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области N 55 от 14.03.2012 в части выводов о необоснованном применении налоговых вычетов по НДС во 2 квартале 2009 года в размере 35812 рублей и в соответствующем доначислении НДС;
- решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области N 56 от 14.03.2012 в части выводов о необоснованном применении налоговых вычетов по НДС в 3 квартале 2009 года в размере 451889 рублей;
- решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области N 57 от 14.03.2012 в части выводов о необоснованном применении налоговых вычетов по НДС в 4 квартале 2009 года в размере 96519 рублей и в соответствующем доначислении НДС;
- решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области от 19.03.2012 N 129 в части отказа в возврате излишне уплаченного НДС в сумме 47426345 рублей в части выводов о необоснованном применении налоговых вычетов за 1 квартал 2009 года в сумме 22621 рубль; 2 квартал 2009 года в сумме 35812 рублей, за 3 квартал 2009 года в сумме 451889 рублей, 4 квартал 2009 года в сумме 96519 рублей;
- требование межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области N 1224 от 15.05.2012 в части предложения уплатить штраф в сумме, необоснованно доначисленной решением N 1021 от 21.03.2012 (в связи с неправомерным непринятием налогового вычета в сумме 22621 рубль) -
как не соответствующие налоговому законодательству.
Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ".
В удовлетворении требования о признании незаконным бездействия налогового органа - отказать.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ" госпошлину в размере 12000 (Двенадцать тысяч) рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Л.В.КОЛОСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)