Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.08.2011 ПО ДЕЛУ N А62-784/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Земля под домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2011 г. по делу N А62-784/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 24.08.2011
Полный текст постановления изготовлен 29.08.2011
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Еремичевой Н.В.,
судей: Полынкиной Н.А., Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Атавиной В.Ю.,
при участии:
от ООО "Туристский комплекс "Россия" (г. Смоленск, ОГРН 1026701459058, ИНН 6730034772): Чикина Ю.Л. - представителя (доверенность от 22.02.2011); Гладкова А.П. - представителя (доверенность от 22.02.2011),
от ИФНС России по г. Смоленску (г. Смоленск): Шашковой Н.А. - представителя (доверенность от 11.01.2011); Василенко О.А. - представителя (доверенность от 18.04.2011); Лукьянова А.В. - представителя (доверенность от 23.08.2011); Ковтуна П.В. - представителя (доверенность от 04.08.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом посредством использования системы видеоконференц-связи, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Смоленску на решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.06.2011 по делу N А62-784/2011 (судья Борисова Л.В.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью ООО "Туристский комплекс "Россия" (г. Смоленск, ОГРН 1026701459058, ИНН 6730034772) (далее по тексту - ООО "Туркомплекс "Россия", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску (г. Смоленск) (далее по тексту - ИФНС России по г. Смоленску, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 14.12.2010 N 1638 в части применения ставки земельного налога в размере 1,5% и непринятия ставки земельного налога в размере 0,18% и требования N 293 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.02.2011.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 06.06.2011 решение ИФНС России по г. Смоленску от 14.12.2010 N 1638, а также требование налогового органа N 293 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.02.2011 признаны недействительными.
Требование ООО "Туркомплекс "Россия" о признании незаконным непринятия налоговым органом ставки земельного налога в размере 0,18% оставлено без рассмотрения.
Не согласившись с решением суда, ИФНС России по г. Смоленску обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Туркомплекс "Россия", опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что ООО "Туркомплекс "Россия" на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 67:27:0020604:1. Кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 122 873 928 руб. Разрешенное использование (назначение) земельного участка - под зданием гостиницы.
Общество 14.07.2010 представило в ИФНС России по г. Смоленску первичный налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2010 года, в котором в отношении указанного земельного участка исчислило сумму авансового платежа по земельному налогу, подлежащую уплате в бюджет, в размере 92 155 руб., исходя из налоговой ставки 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленного ООО "Туркомплекс "Россия" расчета по авансовым платежам по земельному налогу.
Выявленные налоговым органом в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте камеральной налоговой проверки от 27.10.2010 N 5094.
По результатам рассмотрения в присутствии представителей ООО "Туркомплекс "Россия" материалов проверки ИФНС России по г. Смоленску принято решение от 14.12.2010 N 1638 об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением ООО "Туркомплекс "Россия" доначислен земельный налог в сумме 368 622 руб., а также начислены пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 11 378, 14 руб.
На основании ст. ст. 101, 101.2 НК РФ налогоплательщик обратился в УФНС России по Смоленской области с апелляционной жалобой на решение Инспекции.
Решением Управления от 25.01.2011 N 9 оспариваемое решение налогового органа оставлено без изменения.
На основании решения от 14.12.2010 N 1638 Инспекция 07.02.2011 выставила в адрес ООО "Туркомплекс "Россия" требование N 293 об уплате земельного налога.
Не согласившись с решением ИФНС России по г. Смоленску от 14.12.2010 N 1638, а также с требованием налогового органа N 293 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.02.2011, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из оспариваемого решения Инспекции следует, что основанием для доначисления ООО "Туркомплекс "Россия" земельного налога в сумме 368 622 руб. и начисления пеней за несвоевременную его уплату в сумме 11 378, 14 руб. послужил вывод налогового органа о неправомерном применении Обществом в отношении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 67:27:20604:11, выделенного под здание гостиницы, ставки земельного налога в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка.
Аргументируя свою позицию, ИФНС России по г. Смоленску указала на то, что ставка земельного налога в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка в силу пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ и ст. 9 Положения о земельном налоге на территории г. Смоленска, утвержденного решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 N 147, применяется в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Гостиницы же не относятся ни к жилищному фонду, ни к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, они имеют иное функциональное назначение, поскольку помещения в них используются для оказания услуг, связанных с временным пребыванием граждан. С учетом изложенного Инспекция посчитала, что ставка земельного налога в отношении принадлежащего ООО "Туркомплекс "Россия" земельного участка с кадастровым номером 67:27:20604:11, выделенного под здание гостиницы, должна применяться в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, как в отношении прочих земельных участков.
Удовлетворяя требования Общества в части признания недействительными решения ИФНС России по г. Смоленску от 14.12.2010 N 1638 в части применения ставки земельного налога в размере 1,5% и требования N 293 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.02.2011, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, или предоставленных для жилищного строительства.
Решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 N 147 утверждено Положение о земельном налоге на территории города Смоленска (далее по тексту - Положение N 147).
В соответствии со статьей 9 Положения N 147 налоговая ставка в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка применяется в отношении прочих земельных участков.
Налоговая ставка в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка применяется в отношении земельных участков, на которых размещены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит определения понятий "жилищный фонд", "объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса".
Определение жилищного фонда содержится в Жилищном кодексе Российской Федерации, поэтому с учетом статьи 11 НК РФ данное понятие следует использовать в том значении, в каком оно применяется в жилищном законодательстве.
Согласно части 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Пунктом 4 части 3 статьи 19 ЖК РФ установлено, что в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется, в числе прочего, на жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.
В силу частей 4, 5 статьи 19 ЖК РФ жилищный фонд в Российской Федерации подлежит государственному учету, который включает в том числе и технический учет, предусматривающий оформление технических паспортов жилых помещений (документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, которая связана с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Частью 2 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с частью 1 статьи 16 ЖК РФ к жилым помещениям относится, в том числе, жилой дом.
Жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2 статьи 16 ЖК РФ).
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (часть 4 статьи 16 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции, действовавшей в спорный период) коммунальная инфраструктура - это совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Согласно пункту 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, (далее - Положение N 47) жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.
Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов - изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами (п. п. 13, 14 Положения N 47).
Таким образом, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.
Совокупный анализ вышеприведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что главной сферой деятельности жилищно-коммунального комплекса является предоставление жилищно-коммунальных услуг населению, включающее техническое и санитарное обслуживание зданий, проведение необходимых ремонтных и профилактических работ, а также поставку в здания необходимых ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии) для создания комфортных условий для проживания и работы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Туркомплекс "Россия" на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 67:27:0020604:1, на котором расположено здание гостиницы "Россия".
Из Технического паспорта Смоленского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" на здание гостиницы "Россия" (т. 4, л.д. 18 - 25) усматривается, что гостиница представляет собой 9-этажное здание с цокольным этажом и состоит из жилого корпуса, ресторана, киноконцертного зала, овощехранилища, подвала, тамбура, крыльца, пандуса и комнат, предназначенных для использования в качестве места непосредственного проживания граждан.
Также в гостинице имеется отопление, водопровод, канализация, водоснабжение, ванны, электроосвещение, радио, телефон, лифты.
В частности, согласно актам разграничения балансовой принадлежности сетей (т. 4, л.д. 42 - 44) и Технического отчета о проведении освидетельствования (т. 4, л.д. 45 - 51) на балансе ООО "Туркомплекс "Россия" находится оборудование, электросчетчики активной мощности, счетчики для общего учета активной и реактивной энергии, внутренняя система отопления, трансформаторная подстанция N 448.
Отапливается здание гостиницы установками электроводонагревателя типа ЭПЗ - 100 И2 теплопункта (т. 4, л.д. 58).
В здании гостиницы имеются машинное отделение для обслуживания лифтов, канализационные коллекторы, венткамеры (т. 4, л.д. 59 - 65).
Обслуживание здания гостиницы "Россия" осуществляется штатными работниками Общества (т. 4, л.д. 52), к которым относятся: руководство предприятия, ремонтно-строительная служба (штукатур-маляр, плотник-столяр), служба сантехники (бригадир слесарей-сантехников, сантехник-газоэлектросварщик, слесарь-сантехник), служба электрохозяйства (мастер, электромеханик, техник-электрик, электромонтер).
Кроме того, согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 67:27:0020604:1 (т. 1, л.д. 30) здание гостиницы "Россия" расположено на землях населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно пункту 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам, в том числе жилым.
Согласно пункту 5 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями.
Оценив указанные обстоятельства в совокупности и взаимосвязи с вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что принадлежащее ООО "Туркомплекс "Россия" здание гостиницы "Россия" отвечает всем признакам жилого дома, установленным частью 2 статьи 16 ЖК РФ, а именно: является индивидуально определенным зданием, состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в данном здании, а следовательно, в силу ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 19 ЖК РФ является объектом, относящимся к жилищному фонду. Также на территории спорного земельного участка находятся сооружения инженерной инфраструктуры коммунального комплекса, необходимые для обслуживания здания гостиницы "Россия" и используемые для нужд потребителей.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял данное решение.
Между тем, доказательств, которые в совокупности с имеющимися в материалах дела документами достоверно свидетельствовали бы о том, что здание гостиницы "Россия" не относится к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, ИФНС России по г. Смоленску в материалы дела не представила.
Довод налогового органа о том, что в соответствии с частью 2 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение предназначено для постоянного проживания граждан, в то время как расположенные в здании гостиницы "Россия" комнаты предназначены для временного проживания, правомерно не принят судом первой инстанции во внимание, поскольку характер проживания в гостинице граждан не меняет статуса гостиницы как пригодного для проживания жилищного фонда, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что поскольку законодатель предусмотрел классификацию жилищного фонда в том числе в зависимости от целей использования, в котором выделил жилищный фонд коммерческого использования, дав ему определение - "совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) пользование", то указание в определении жилищного фонда (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ) как пригодного для постоянного проживания граждан означает соответствие его установленным санитарным и техническим правилам и нормам, позволяющее на протяжении всего времени функционирования жилого помещения (в рассматриваемом случае гостиницы) использовать его в перечисленных выше целях.
С учетом изложенного ООО "Туркомплекс "Россия" правомерно применяло в отношении земельного участка с кадастровым номером 67:27:20604:11, выделенного под здание гостиницы, ставку земельного налога в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у ИФНС России по г. Смоленску отсутствовали правовые основания для доначисления ООО "Туркомплекс "Россия" земельного налога в сумме 368 622 руб. и начисления пеней за несвоевременную его уплату в сумме 11 378, 14 руб., в связи с чем правомерно признал решение Инспекции от 14.12.2010 N 1638 недействительным.
Из текста требования ИФНС России по г. Смоленску N 293 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.02.2011 усматривается, что оно выставлено Инспекцией в адрес ООО "Туркомплекс "Россия" на основании решения от 14.12.2010 N 1638.
Поскольку решение ИФНС России по г. Смоленску от 14.12.2010 N 1638 обоснованно признано судом первой инстанции недействительным, то и, соответственно, выставленное на основании данного решения требование N 293 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.02.2011 также является недействительным.
Требование ООО "Туркомплекс "Россия" о признании незаконным непринятия ИФНС России по г. Смоленску ставки земельного налога в размере 0,18% правомерно оставлено судом первой инстанции без рассмотрения, поскольку, как обоснованно указал суд первой инстанции, предметом настоящего спора является правомерность вынесения налоговым органом конкретного ненормативного правового акта - решения от 14.12.2010 N 1638. Основанием для принятия указанного решения послужил вывод налогового органа о неправомерном применении Обществом в отношении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 67:27:20604:11, выделенного под здание гостиницы, ставки земельного налога в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка, а не в размере 0,18%.
Доводы Инспекции, заявленные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.
Поскольку суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дал оценку всем представленным сторонами в дело доказательствам, нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено, то основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены оспариваемого решения отсутствуют.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.06.2011 по делу N А62-784/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИФНС России по г. Смоленску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Судьи
Н.А.ПОЛЫНКИНА
Е.Н.ТИМАШКОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)