Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Логвинова С.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Порутчикова И.В.
судей Шикуля Е.В., Сачкова А.Н.
при секретаре М.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Шикуля Е.В.
дело по кассационной жалобе Б., кассационной жалобе администрации Белокалитвинского района Ростовской области на решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 16.11.2011 г.,
установила:
Н.И.В. обратилась в суд с заявлением к администрации Белокалитвинского района Ростовской области и Б. о признании незаконным постановления N 597 от 13.05.2011 о предварительном согласовании Б. места размещения земельного участка под строительство магазина хозяйственных товаров, принятии обеспечительных мер в виде запрета строительства магазина на земельном участке с кадастровым N ... и приостановлении действия разрешения на строительство N 151 от 11.07.2011, указав на то, что в нарушение положений норм ст. 31 ЗК РФ, ст. 48 Градостроительного кодекса РФ и ст. 7 Областного закона Ростовской области N 19-ЗС от 22.07.2003 администрацией Белокалитвинского района Ростовской области нарушена процедура и сроки опубликования информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Информация о предоставлении земельного участка не была доведена до сведения населения, оспариваемым постановлением утверждена схема расположения земельного участка и акт выбора земельного участка. При этом, акт выбора земельного участка оформлен только 10.05.2011, схема расположения земельного участка должна быть утверждена органом местного самоуправления до момента составления акта о выборе земельного участка.
Выбор земельного участка произведен таким образом, что у застройщика отсутствует возможность проведения строительных работ без использования земельного участка, принадлежащего на праве собственности ТСЖ "Светлая, 8". Право пользования на земельный участок площадью необходимой для строительства магазина Б. не оформлено, при этом, для строительства огорожен земельный участок значительно большей площадью чем предоставлено (195 кв. м.).
Кроме того, Н.И.В. указала на то, что при оформлении акта выбора земельного участка заинтересованными лицами не соблюдены санитарные нормы в части санитарных разрывов между зданиями, нормы пожарной безопасности, не проведены инженерно-изыскательские работы, а также не установлена степень воздействия строительства магазина на состояние жилого дома.
Решением Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 16.11.2011 г. постановление администрации Белокалитвинского района Ростовской области N 597 от 13.05.2011 "О предварительном согласования места размещения земельного участка под строительство магазина хозяйственных товаров" признано недействительным.
На указанное решение Б. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для настоящего дела. В обоснование доводов жалобы кассатор указал на то, что процедура публичного информирования населения о выборе земельного участка администрацией Белокалитвинского района соблюдена в соответствии с действующим законодательством. При вынесении оспариваемого судебного акта, судом не дана правовая оценка всем доводам заявителя.
На указанное решение администрацией Белокалитвинского района подана кассационная жалоба об отмене решения суда. В обоснование своей позиции кассатор указал на то, что процедура публичного информирования населения о выборе земельного участка соблюдена в соответствии с действующим законодательством. Информация о предоставлении земельного участка размещена в газете "Перекресток" - "Муниципальный вестник" от 29.03.2011, т.е. за 45 дней до издания постановления N 597 от 13.05.2011. Газета "Перекресток" - "Муниципальный вестник" является официальным периодическим печатным изданием. Тираж печатного издания (количество экземпляров СМИ) действующим законодательством не предусмотрен. Население г. Белая Калитва имеет возможность ознакомиться с официальной информацией органов местного самоуправления в библиотеках города.
Кроме того, кассатор указал на то, что при проведении межевых работ спорного земельного участка согласия жильцов дома и ТСЖ "Светлая, 8" не требовалось. Действующим законодательством нахождение объекта строительства на существующем пешеходном тротуаре или проведение строительных работ на тротуаре не запрещено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителя Н.И.В., проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В силу пункта 2 статьи 31 указанного Кодекса орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 этого Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредствам определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно с. 3 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Согласно ч. 5 ст. 31 Кодекса результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что для предоставления земельного участка под строительство необходимо обращение с соответствующим заявлением непосредственно лицом, заинтересованным в таком предоставлении с учетом проверки органом местного самоуправления экологических, градостроительных, иных условий использования соответствующей территории, а также возможности обеспечении этого земельного участка объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктурами, техническими условиями подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
При этом, Кодекс исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения.
Помимо этого, после определения участка, подходящего для строительства объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, ч. 3 ст. 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских или сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу указанного положения (ч. 3 ст. 31 ЗК РФ) оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
Согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
В силу ч. ч. 3 и 4 ст. 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Вводного закона).
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
В силу ч. ч. 2 и 5 ст. 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
При этом, в соответствии Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что заявитель является собственником квартиры 3 на праве долевой собственности, расположенной в многоквартирном доме по адресу: ...
Постановлением администрации Белокалитвинского района от 13 мая 2011 г. на основании обращения Б. предварительно согласовано место размещения земельного участка под строительство магазина хозяйственных товаров, расположенном примерно на расстоянии ..., утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане и акт выбора земельного участка от 10 мая 2011 г. N 129.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что не представлено доказательств получения населением информации о предполагаемом размещении земельного участка, на выделяемом земельном участке Б. находится тротуар, требуется согласие собственников земельного участка под многоквартирным жилым домом, граничащего с земельным участком, выделяемом Б., что расценено судом как нарушение прав заявителя- собственника квартиры.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, их должностных лиц, муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Однако орган местного самоуправления не представил доказательств в обоснование законности изданного постановления.
Земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> сформирован и поставлен на кадастровый учет 27.01.2004 г. (л.д. 21).
Как видно из материалов дела и следует из акта выноса в натуру точек земельного участка от 11.11.2011 (л.д. 107) при проведении измерений выявлен факт наложения выделяемого Б. под строительство магазина земельного участка с кадастровым N ... на земельный участок принадлежащий ТСЖ "Светлая, 8".
На выделяемом земельном участке в настоящее время находится тротуар, являющийся местом общего пользования граждан, проживающих в доме, находящемся на данной улице, что установленном судом первой инстанции.
В связи с чем ссылка администрации Белокалитвинского района о том, что при проведении межевых работ спорного земельного участка согласия жильцов дома и ТСЖ "Светлая, 8" не требовалось, а также указание на то, что действующим законодательством нахождение объекта строительства на существующем пешеходном тротуаре или проведение строительных работ на тротуаре не запрещено отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о нарушении постановлением администрации Белокалитвинского района о предварительном согласовании строительства магазина хозяйственных товаров прав Н.И.В. законны и обоснованны.
Довод кассаторов о том, что администрацией Белокалитвенского района Ростовской области процедура публичного информирования населения о выборе земельного участка соблюдена в соответствии с действующим законодательством не свидетельствует о незаконности и необоснованности принятого Белокалитвинским городским судом Ростовской области решения, поскольку не опровергает факт частичного наложения выделяемого Б. под строительство магазина земельного участка на земельный участок принадлежащий ТСЖ "Светлая, 8" и свидетельствующий о нарушении прав Н.И.В. в праве общей долевой собственности на спорный земельный участок.
В целом, доводы кассационных жалоб выводы суда не опровергают, сводятся лишь к несогласию с оценкой, данной судом установленным обстоятельствам, в связи с чем, удовлетворению не подлежат ввиду отсутствия оснований предусмотренных ст. 362 ГПК РФ для отмены решения.
Постановленное по делу Белокалитвинским городским судом Ростовской области решение является законным и обоснованным, в связи с чем подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 16.11.2011 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Б. и администрации Белокалитвинского района Ростовской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.01.2012 ПО ДЕЛУ N 33-153
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 января 2012 г. по делу N 33-153
Судья Логвинова С.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Порутчикова И.В.
судей Шикуля Е.В., Сачкова А.Н.
при секретаре М.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Шикуля Е.В.
дело по кассационной жалобе Б., кассационной жалобе администрации Белокалитвинского района Ростовской области на решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 16.11.2011 г.,
установила:
Н.И.В. обратилась в суд с заявлением к администрации Белокалитвинского района Ростовской области и Б. о признании незаконным постановления N 597 от 13.05.2011 о предварительном согласовании Б. места размещения земельного участка под строительство магазина хозяйственных товаров, принятии обеспечительных мер в виде запрета строительства магазина на земельном участке с кадастровым N ... и приостановлении действия разрешения на строительство N 151 от 11.07.2011, указав на то, что в нарушение положений норм ст. 31 ЗК РФ, ст. 48 Градостроительного кодекса РФ и ст. 7 Областного закона Ростовской области N 19-ЗС от 22.07.2003 администрацией Белокалитвинского района Ростовской области нарушена процедура и сроки опубликования информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Информация о предоставлении земельного участка не была доведена до сведения населения, оспариваемым постановлением утверждена схема расположения земельного участка и акт выбора земельного участка. При этом, акт выбора земельного участка оформлен только 10.05.2011, схема расположения земельного участка должна быть утверждена органом местного самоуправления до момента составления акта о выборе земельного участка.
Выбор земельного участка произведен таким образом, что у застройщика отсутствует возможность проведения строительных работ без использования земельного участка, принадлежащего на праве собственности ТСЖ "Светлая, 8". Право пользования на земельный участок площадью необходимой для строительства магазина Б. не оформлено, при этом, для строительства огорожен земельный участок значительно большей площадью чем предоставлено (195 кв. м.).
Кроме того, Н.И.В. указала на то, что при оформлении акта выбора земельного участка заинтересованными лицами не соблюдены санитарные нормы в части санитарных разрывов между зданиями, нормы пожарной безопасности, не проведены инженерно-изыскательские работы, а также не установлена степень воздействия строительства магазина на состояние жилого дома.
Решением Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 16.11.2011 г. постановление администрации Белокалитвинского района Ростовской области N 597 от 13.05.2011 "О предварительном согласования места размещения земельного участка под строительство магазина хозяйственных товаров" признано недействительным.
На указанное решение Б. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для настоящего дела. В обоснование доводов жалобы кассатор указал на то, что процедура публичного информирования населения о выборе земельного участка администрацией Белокалитвинского района соблюдена в соответствии с действующим законодательством. При вынесении оспариваемого судебного акта, судом не дана правовая оценка всем доводам заявителя.
На указанное решение администрацией Белокалитвинского района подана кассационная жалоба об отмене решения суда. В обоснование своей позиции кассатор указал на то, что процедура публичного информирования населения о выборе земельного участка соблюдена в соответствии с действующим законодательством. Информация о предоставлении земельного участка размещена в газете "Перекресток" - "Муниципальный вестник" от 29.03.2011, т.е. за 45 дней до издания постановления N 597 от 13.05.2011. Газета "Перекресток" - "Муниципальный вестник" является официальным периодическим печатным изданием. Тираж печатного издания (количество экземпляров СМИ) действующим законодательством не предусмотрен. Население г. Белая Калитва имеет возможность ознакомиться с официальной информацией органов местного самоуправления в библиотеках города.
Кроме того, кассатор указал на то, что при проведении межевых работ спорного земельного участка согласия жильцов дома и ТСЖ "Светлая, 8" не требовалось. Действующим законодательством нахождение объекта строительства на существующем пешеходном тротуаре или проведение строительных работ на тротуаре не запрещено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителя Н.И.В., проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В силу пункта 2 статьи 31 указанного Кодекса орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 этого Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредствам определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно с. 3 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Согласно ч. 5 ст. 31 Кодекса результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что для предоставления земельного участка под строительство необходимо обращение с соответствующим заявлением непосредственно лицом, заинтересованным в таком предоставлении с учетом проверки органом местного самоуправления экологических, градостроительных, иных условий использования соответствующей территории, а также возможности обеспечении этого земельного участка объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктурами, техническими условиями подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
При этом, Кодекс исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения.
Помимо этого, после определения участка, подходящего для строительства объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, ч. 3 ст. 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских или сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу указанного положения (ч. 3 ст. 31 ЗК РФ) оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
Согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
В силу ч. ч. 3 и 4 ст. 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Вводного закона).
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
В силу ч. ч. 2 и 5 ст. 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
При этом, в соответствии Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что заявитель является собственником квартиры 3 на праве долевой собственности, расположенной в многоквартирном доме по адресу: ...
Постановлением администрации Белокалитвинского района от 13 мая 2011 г. на основании обращения Б. предварительно согласовано место размещения земельного участка под строительство магазина хозяйственных товаров, расположенном примерно на расстоянии ..., утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане и акт выбора земельного участка от 10 мая 2011 г. N 129.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что не представлено доказательств получения населением информации о предполагаемом размещении земельного участка, на выделяемом земельном участке Б. находится тротуар, требуется согласие собственников земельного участка под многоквартирным жилым домом, граничащего с земельным участком, выделяемом Б., что расценено судом как нарушение прав заявителя- собственника квартиры.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, их должностных лиц, муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Однако орган местного самоуправления не представил доказательств в обоснование законности изданного постановления.
Земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> сформирован и поставлен на кадастровый учет 27.01.2004 г. (л.д. 21).
Как видно из материалов дела и следует из акта выноса в натуру точек земельного участка от 11.11.2011 (л.д. 107) при проведении измерений выявлен факт наложения выделяемого Б. под строительство магазина земельного участка с кадастровым N ... на земельный участок принадлежащий ТСЖ "Светлая, 8".
На выделяемом земельном участке в настоящее время находится тротуар, являющийся местом общего пользования граждан, проживающих в доме, находящемся на данной улице, что установленном судом первой инстанции.
В связи с чем ссылка администрации Белокалитвинского района о том, что при проведении межевых работ спорного земельного участка согласия жильцов дома и ТСЖ "Светлая, 8" не требовалось, а также указание на то, что действующим законодательством нахождение объекта строительства на существующем пешеходном тротуаре или проведение строительных работ на тротуаре не запрещено отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о нарушении постановлением администрации Белокалитвинского района о предварительном согласовании строительства магазина хозяйственных товаров прав Н.И.В. законны и обоснованны.
Довод кассаторов о том, что администрацией Белокалитвенского района Ростовской области процедура публичного информирования населения о выборе земельного участка соблюдена в соответствии с действующим законодательством не свидетельствует о незаконности и необоснованности принятого Белокалитвинским городским судом Ростовской области решения, поскольку не опровергает факт частичного наложения выделяемого Б. под строительство магазина земельного участка на земельный участок принадлежащий ТСЖ "Светлая, 8" и свидетельствующий о нарушении прав Н.И.В. в праве общей долевой собственности на спорный земельный участок.
В целом, доводы кассационных жалоб выводы суда не опровергают, сводятся лишь к несогласию с оценкой, данной судом установленным обстоятельствам, в связи с чем, удовлетворению не подлежат ввиду отсутствия оснований предусмотренных ст. 362 ГПК РФ для отмены решения.
Постановленное по делу Белокалитвинским городским судом Ростовской области решение является законным и обоснованным, в связи с чем подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 16.11.2011 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Б. и администрации Белокалитвинского района Ростовской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)