Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 19.07.2005, 26.07.2005 ПО ДЕЛУ N А40-24664/05-116-218

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


19 июля 2005 г. Дело N А40-24664/05-116-218

Резолютивная часть решения объявлена 19.07.2005.
Полный текст решения изготовлен 26.07.2005.
Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Т., единолично, с участием: от истца/заявителя - Г., дов. б/н от 13.05.05, М., дов. от 13.05.05; от ответчика/заинтересованного лица - К., дов. N 02-11\\8338 от 23.05.05, по иску/заявлению ГУП г. Москвы "ДЭЗ района "Свиблово" к ИФНС РФ N 16 по г. Москве о признании недействительным решения N 568\\к от 27.04.05, обязании возместить НДС в размере 787743 руб. путем возврата из федерального бюджета,
УСТАНОВИЛ:

иск/заявление заявлен о признании недействительным решения N 568\\к от 27.04.05, обязании возвратить НДС в сумме 787743 руб. путем возврата из федерального бюджета.
Иск мотивирован представлением в налоговый орган уточненной налоговой декларации по НДС за май 2004 г. и полного комплекта документов в соответствии со ст. 172 НК РФ. Считает решение не основанным на нормах налогового законодательства.
Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве и решении.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил, что требования подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по НДС за май 2004 г. и представленных документов вынесено решение от 27.04.2004 N 568\\к, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, доначислен налог в сумме 1540445 руб. Решением отказано в правомерности применения налогового вычета со ссылкой на отсутствие ведения раздельного учета.
Судом отклоняется данный довод в решении налогового органа, как не соответствующий материалам дела и налоговому законодательству.
В соответствии со ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 налоговые вычеты.
Согласно ч. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Согласно ст. 149 НК РФ в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.
Таким образом, налоговый орган должен был установить наличие у налогоплательщика необлагаемых доходов.
Как указывает заявитель, в мае 2004 г. он осуществлял только операции, облагаемые НДС. НДС со всей суммы дохода исчислен к уплате в бюджет, что отражено в налоговой декларации.
Вычет НДС заявлен заявителем в соответствии со ст. 171 НК РФ.
В решении налоговый орган ссылается на ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", утвержденное Приказом МФ РФ N 60н от 09.12.98, согласно которому учетная политика организации - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, а именно первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Налоговый орган указывает, что из положений учетной политики на 2004 г. организации невозможно определить методику списания сумм НДС, принимаемых к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ.
Однако Налоговый кодекс не содержит положений по определению методики списания сумм НДС, принимаемых к вычету. Положения главы 21 "НДС" содержат положения об учетной политике в ст. 167 НК РФ и касаются того, что налогоплательщик имеет право закрепить в учетной политике один из способов определения налоговой базы для исчисления НДС - по мере отгрузки товаров (работ, услуг) либо по мере поступления денежных средств за отгруженные товары (работы, услуги). П. 12 ст. 167 НК РФ указывает, что налогоплательщик имеет право не устанавливать в учетной политике, какой способ определения налоговой базы он будет использовать для целей налогообложения; в этом случае по умолчанию применяется метод "по мере отгрузки". Заявитель в 2004 г. применял метод определения налоговой базы по отгрузке, что отражено в п. 2 учетной политики для целей налогообложения, утвержденной приказом N 57-орг от 29.12.03, который был представлен в налоговый орган по требованию Инспекции от 18.04.05 N 06-11\\676.
Для налогоплательщиков, осуществляющих как налогооблагаемые, так и освобождаемые от НДС операции, методика ведения раздельного учета и применения налоговых вычетов установлена непосредственно Налоговым кодексом, п. 4 ст. 170 НК РФ.
Для налогоплательщиков, осуществляющих только налогооблагаемые операции, порядок применения налоговых вычетов установлен ст. 172 НК РФ, устанавливающей, что налоговый вычет производится на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Поскольку заявитель осуществлял только облагаемые НДС операции, то правомерно руководствовался положениями ст. 172 НК РФ. Доводы Инспекции о ведении раздельного учета противоречат положениям налогового законодательства.
В подтверждение суммы заявленного вычета заявителем в материалы дела представлена налоговая декларации за май 2004 г.
Показатели уточненной налоговой декларации за май 2004 г., на основании которой ответчиком вынесено оспариваемое решение N 568/к (в рублях).

МесяцИсчислен НДС с доходовНалоговый вычетСумма НДС к возмещению
 Строка декларации 300Строка декларации 380Строка декларации 400 (440)
Май7583411546084787743 (1546084 - 758341)
 В т.ч. строка 020 - НДС с реализации - 737181В т.ч. строка 310 - вычет с расходов - 1540445 
 В т.ч. строка 280 - НДС с авансов - 21161В т.ч. строка 340 - НДС с авансов - 6124 
  В т.ч. строка 370 - НДС, ранее включенный в налоговые вычеты и подлежащий восстановлению, - 485 
Сумма иска  787743

В подтверждение данных столбца 2 (НДС, исчисленный с доходов) заявитель указал на следующие показатели: итоговая сумма столбца 4 по таблице соответствует показателю суммы столбца 4 строк 200 и 210 налоговой декларации.
Расшифровка показателей доходов.

 Вид доходаСумма дохода за май 2004 г.В т.ч. НДСДоход без НДС
1.Население, в т.ч.:3421981,262899984,13521997,13
1.1.ТО жильцов, проживающих в муниципальном жилом фонде (неприватизированное жилье)946597,74802201,48144396,26
1.2.ТО жильцов, живущих в приватизированных квартирах, вторичное жилье2000483,871695325,32305158,55
1.3.Вывоз твердых бытовых отходов по жилому фонду (ТБО)474899,65402457,3372442,32
2.Арендаторы, в т.ч.:630251,42534111,3896140,04
2.1.Начислены эксплуатационные расходы арендаторам муниципального нежилого фонда269658,81228524,4241134,39
2.2.Оплата за эксплуатацию жилого фонда от жилищно-строительных кооперативов (ЖСК)276195,45234063,9442131,51
2.3.Вывоз твердых бытовых отходов по нежилому фонду, ЖСК и ТСЖ (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ)84397,1671523,0212874,14
3.Прочие доходы:780151,65661108,25119043,40
3.1.Доходы жилищной организации по отоплению68848,1258345,8610502,26
3.2.Доходы от аренды уборочной техники8716,327386,701329,62
3.3.Доходы за сбор платежей от населения по страхованию жилья4313,623655,61658,01
3.4.Доходы за сбор платежей от населения по радиоточкам и антенне6091,535162,31929,22
3.5.Доходы за сбор платежей от населения по запирающим устройствам (домофоны)28804,1524410,304393,85
3.6.Доходы за сбор платежей от населения по воде Мосводоканал, %218469,40185143,5633325,84
3.7.Доходы за платные справки, электроэнергию и проч.0,000,000,00
3.8.Доходы за обслуживание домов новостроек7600,006440,681159,32
3.9.Доходы за тех. обслуживание ЖСК во временном управлении292854,28248181,6044672,68
3.10.Доходы от крышной котельной33131,0728077,185053,89
3.11.Техническое обслуживание прочих организаций9323,167863,771459,39
3.12.Доходы в виде финансирования на пополнение фондов потребления и накопления102000,0086440,6815559,32
 Итого по п. п. 1 - 34832384,334095203,76737180,57
4.НДС с авансов  21160,85
 ИТОГО4832384,334095203,76758341,41

В материалы дела представлены книги покупок и книга продаж, под каждую запись книги покупок подобраны: счет-фактура, акт (накладная), подтверждающие принятие расхода к бухгалтерскому учету, выписка банка, по которой проведен платеж в адрес поставщика (подрядчика), платежное поручение на оплату (копии в дело). Указанные документы исследованы судом и подтверждают указанные расходы заявителя и сумму НДС.
В качестве доказательств того, что бюджетное финансирование получено истцом на покрытие убытков, в дело предоставляются следующие документы:
1.1. Хозяйственно-финансовый план на 2004 г. (смета доходов и расходов на 2004 г. по эксплуатации жилищного фонда под бюджетные ассигнования), утвержденный префектурой СВАО г. Москвы, согласно которому плановый убыток утвержден в размере 76997,4 тыс. руб., составляется в соответствии с положениями ст. 221 БК РФ. Указанным документом источником покрытия убытка определены бюджетные ассигнования.
1.2. Справка ФКУ СВАО г. Москвы от 07.07.2005 N 5-01-16/2274, согласно которой в связи с применением государственных цен на жилищные услуги в мае 2004 г. ГУП г. Москвы "ДЕЗ р-на "Свиблово" выделены бюджетные субсидии на покрытие убытка в размере 7396651,87 руб., в т.ч.:
- - по статье 130130 - 6895000,71 руб.;
- - по статье 130140 (ЦБФ префектуры СВАО) - 102999,99 руб.;
- - по статье 130140 (ЦБФ управы) - 398651,17 руб.
Во всех платежных поручениях по расходованию бюджетных средств с лицевых счетов имеются отметки ФКУ, что подтверждает целевой характер совершенных расходов.
Реализация населению жилищных услуг производится по государственным регулируемым ценам.


Город Москва устанавливает цены и тарифы, порядок и условия оплаты жилья и коммунальных услуг, нормативы потребления коммунальных услуг.
Пересмотр или изменение цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях может осуществляться, как правило, не чаще одного раза в год одновременно с принятием закона о бюджете города Москвы на очередной финансовый год в первом чтении.
Не допускается изменение этих цен и тарифов в течение финансового года без одновременного внесения изменений и дополнений в закон о бюджете города Москвы на текущий финансовый год.
Цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в жилищном фонде города, тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также порядок их взимания утверждаются правительством г. Москвы после принятия закона города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год.
Постановлением правительства г. Москвы от 16.12.2003 N 1035-ПП были утверждены ставки на жилищно-коммунальные услуги, действовавшие в 2004 году. В первом абзаце текста данного постановления указано, что оно принимается в соответствии с Законом г. Москвы N 6 "Основы жилищной политики".
Таким образом, суммы бюджетного финансирования необоснованно рассматриваются ответчиком как доходы ДЕЗ, требующие ведения налогового учета, поскольку согласно п. 13 ст. 40 и п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Сумма дотаций не включается в налоговую базу, следовательно, не может рассматриваться как облагаемые или не облагаемые НДС доходы жилищной организации.
С учетом того, что заявителем документально подтверждена сумма НДС, заявленная в налоговой декларации за май 2004 г. к возмещению, требования налогоплательщика подлежат удовлетворению в полном объеме. Согласно представленному акту сверки по платежам в бюджет по состоянию на 13.07.05 у налогоплательщика задолженности не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 137 - 138, 164, 165, 176 НК РФ, ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 198, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:

признать недействительным решение ИФНС РФ N 16 по г. Москве N 568\\к от 27.04.05.
Обязать ИФНС РФ N 16 по г. Москве возместить ГУП г. Москвы "ДЭЗ района "Свиблово" НДС в размере 787743 руб. путем возврата из федерального бюджета.
Возвратить ГУП г. Москвы "ДЭЗ района "Свиблово" госпошлину из бюджета РФ - 16377,50 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в 9-й арбитражный апелляционный суд. Решение подлежит исполнению после вступления в законную силу.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)