Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Гудковой Е.Ю.,
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д. о признании недействующим второго предложения абзаца второго пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, в части слов "пропорционально их показаниям",
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее по тексту - Правила). Данное Постановление официально опубликовано в газете "Российская газета", N 115, 01.06.2006.
Д. обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанными требованиями.
Как указывает заявитель, установленный в абзаце 2 пункта 7 Правил порядок оплаты холодного и горячего водоснабжения противоречит Федеральному закону "Об энергосбережении" и нарушает права собственников жилых помещений в домах, оборудованных коллективными приборами учета, установивших индивидуальные приборы учета, которые кроме фактического расхода, зафиксированного приборами учета, должны оплачивать и сверхнормативный расход воды и утечку воды в неисправной общей части системы водоснабжения дома, в то время как собственники, не имеющие индивидуального прибора учета, оплачивают потребленный энергоресурс по нормативу на одного человека, что ставит потребителей в заведомо неравные условия.
Д. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 11 октября 2007 г. ДМ-П-9-4996).
В суде представитель заинтересованного лица Правительства РФ Тычкова С.Г. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют требованиям Жилищного кодекса РФ, изданы в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушают прав граждан как потребителей коммунальных услуг.
Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица Правительства РФ Тычковой С.Г., объяснения специалистов Гордеева Д.П. и Екимовой Н.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Кротова В.А., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).
Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Жилищный кодекс РФ в части 1 статьи 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Абзацем 2 пункта 7 Правил установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно пп. "а" пункта 23 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - по формуле (9) (подпункт 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам) исходя из показаний приборов учета.
Таким образом, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение по формуле 9 определяется исходя из показаний приборов учета, что соответствует действующему жилищному законодательству.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2006 по гражданскому делу N ГКПИ06-1228, оставленным без изменения определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2007 N КАС07-128, подпункт 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам признан не противоречащим федеральному законодательству.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 19 Правил размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Пунктом 5 и разделом IV Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, определены основные требования к составу нормативов потребления коммунальных услуг, установлено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, пункт 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливает порядок определения размера платы за потребленные холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ и тепловую энергию для потребителей в многоквартирном доме на равных условиях оплаты потерь коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, предназначенных для содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от наличия или отсутствия индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета.
В связи с изложенным, доводы заявителя о том, что установленный порядок определения размера платы за коммунальные услуги ставит потребителей в неравные условия, являются несостоятельными.
Ссылки заявителя на противоречие оспариваемых норм Федеральному закону от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении" суд считает необоснованными, поскольку данный Закон не регулирует отношения между исполнителями и потребителями по поводу представления коммунальных услуг. В соответствии с частью 1 статьи 4 (пункты 10 и 11) Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предусмотренных п. 2 ст. 253 ГПК РФ оснований для признания второго предложения абзаца второго пункта 7 Правил в указанной части недействующим не имеется.
Не подлежат возмещению понесенные заявителем судебные расходы, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ расходы возмещаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
заявление Д. - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 13.12.2007 N ГКПИ07-933
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 декабря 2007 г. N ГКПИ07-933
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Гудковой Е.Ю.,
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д. о признании недействующим второго предложения абзаца второго пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, в части слов "пропорционально их показаниям",
установил:
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее по тексту - Правила). Данное Постановление официально опубликовано в газете "Российская газета", N 115, 01.06.2006.
Д. обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанными требованиями.
Как указывает заявитель, установленный в абзаце 2 пункта 7 Правил порядок оплаты холодного и горячего водоснабжения противоречит Федеральному закону "Об энергосбережении" и нарушает права собственников жилых помещений в домах, оборудованных коллективными приборами учета, установивших индивидуальные приборы учета, которые кроме фактического расхода, зафиксированного приборами учета, должны оплачивать и сверхнормативный расход воды и утечку воды в неисправной общей части системы водоснабжения дома, в то время как собственники, не имеющие индивидуального прибора учета, оплачивают потребленный энергоресурс по нормативу на одного человека, что ставит потребителей в заведомо неравные условия.
Д. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 11 октября 2007 г. ДМ-П-9-4996).
В суде представитель заинтересованного лица Правительства РФ Тычкова С.Г. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют требованиям Жилищного кодекса РФ, изданы в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушают прав граждан как потребителей коммунальных услуг.
Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица Правительства РФ Тычковой С.Г., объяснения специалистов Гордеева Д.П. и Екимовой Н.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Кротова В.А., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).
Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Жилищный кодекс РФ в части 1 статьи 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Абзацем 2 пункта 7 Правил установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно пп. "а" пункта 23 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - по формуле (9) (подпункт 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам) исходя из показаний приборов учета.
Таким образом, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение по формуле 9 определяется исходя из показаний приборов учета, что соответствует действующему жилищному законодательству.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2006 по гражданскому делу N ГКПИ06-1228, оставленным без изменения определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2007 N КАС07-128, подпункт 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам признан не противоречащим федеральному законодательству.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 19 Правил размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Пунктом 5 и разделом IV Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, определены основные требования к составу нормативов потребления коммунальных услуг, установлено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, пункт 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливает порядок определения размера платы за потребленные холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ и тепловую энергию для потребителей в многоквартирном доме на равных условиях оплаты потерь коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, предназначенных для содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от наличия или отсутствия индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета.
В связи с изложенным, доводы заявителя о том, что установленный порядок определения размера платы за коммунальные услуги ставит потребителей в неравные условия, являются несостоятельными.
Ссылки заявителя на противоречие оспариваемых норм Федеральному закону от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении" суд считает необоснованными, поскольку данный Закон не регулирует отношения между исполнителями и потребителями по поводу представления коммунальных услуг. В соответствии с частью 1 статьи 4 (пункты 10 и 11) Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предусмотренных п. 2 ст. 253 ГПК РФ оснований для признания второго предложения абзаца второго пункта 7 Правил в указанной части недействующим не имеется.
Не подлежат возмещению понесенные заявителем судебные расходы, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ расходы возмещаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Д. - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)