Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2011
Полный текст постановления изготовлен 19.09.2011
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Еремичевой Н.В.,
судей: Дорошковой А.Г., Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Атавиной В.Ю.,
при участии:
от ООО "МУК ЖКУ" (Тульская область, п. Дубна, ОГРН 1087154007710, ИНН 7125500139): Тюнина Н.Г. - конкурсного управляющего (определение Арбитражного суда Тульской области от 05.09.2011 по делу N А68-295/11), Хамзина В.С. - представителя (доверенность от 05.09.2011 N 67),
от Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области (Тульская область, г. Суворов, ОГРН 1047103590005, ИНН 7133017711): Шевченко Р.Н. - начальника юридического отдела (доверенность от 03.02.2010 N 03-08/00772),
от Администрации МО Дубенский район Тульской области (Тульская область, п. Дубна): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 22.06.2011 по делу N А68-1298/11 (судья Петрухина Н.В.),
общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальная управляющая компания по жилищно-коммунальным услугам" (Тульская область, п. Дубна, ОГРН 1087154007710, ИНН 7125500139) (далее по тексту - ООО "МУК ЖКУ", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тульской области (Тульская область, г. Суворов, ОГРН 1047103590005, ИНН 7133017711) (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России N 4 по Тульской области, Инспекция, налоговый орган), выразившихся в обращении взыскания на денежные средства Общества в сумме 605 499, 09 руб., находящиеся на расчетном счете N 40702810466070001015 в Алексинском отделении N 2631 ОАО "Сбербанк России", открытом для зачисления денежных средств в целях их последующего направления на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также об обязании Инспекции произвести возврат указанной суммы денежных средств (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования Дубенский район Тульской области (Тульская область, п. Дубна) (далее по тексту - Администрация МО Дубенский район Тульской области, Администрация).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 22.06.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда, Межрайонная ИФНС России N 4 по Тульской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация МО Дубенский район Тульской области, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
ООО "МУК ЖКУ" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Администрация МО Дубенский район Тульской области заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия ее представителей. Данное ходатайство рассмотрено судом в порядке ст. ст. 158, 159 АПК РФ и удовлетворено с учетом надлежащего уведомления Администрации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 29.12.2010 Межрайонная ИФНС России N 4 по Тульской области выставила в адрес ООО "МУК ЖКУ" требование N 68528 об уплате налога на добавленную стоимость в сумме 687 610 руб. и пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 17 128, 11 руб., а также требование N 68529 об уплате налога на прибыль в сумме 77 491 руб. и пеней по налогу на прибыль в сумме 1 441, 34 руб., которыми предложила Обществу уплатить указанные суммы налогов и пеней в срок до 25.01.2011.
В связи с неисполнением ООО "МУК ЖКУ" в добровольном порядке в срок, указанный в требованиях от 29.12.2010 N 68528 и N 68529, обязанности по уплате налогов и пеней, Инспекция 07.02.2011 приняла решения N 40 и N 41 соответственно о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требованиях, за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках.
На основании данных решений 29.09.2009 налоговый орган выставил к расчетному счету ООО "МУК ЖКУ" N 40702810466070001015, открытому в Алексинском отделении N 2631 ОАО "Сбербанк России", инкассовые поручения на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в сумме 605 499, 09 руб.
Во исполнение инкассовых поручений указанная сумма денежных средств была списана банком с расчетного счета ООО "МУК ЖКУ" N 40702810466070001015.
Ссылаясь на то, что расчетный счет ООО "МУК ЖКУ" N 40702810466070001015, открытый в Алексинском отделении N 2631 ОАО "Сбербанк России", является целевым, поскольку открыт для размещения на нем денежных средств, поступивших в рамках Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" для ремонта многоквартирных домов, в связи с чем правовых оснований для обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на указанном расчетном счете, у Инспекции не имелось, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога, пени должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты организацией или индивидуальным предпринимателем налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
Пунктами 1, 2, 3 статьи 46 НК РФ определено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Исходя из системного анализа указанных правовых норм, процедура принудительного взыскания недоимки по налогам и задолженности по пеням проходит несколько взаимосвязанных этапов, и для каждого этапа Налоговым кодексом Российской Федерации установлен соответствующий порядок и конкретные сроки, по истечении которых налоговый орган лишается права на взыскание суммы задолженности в бесспорном порядке.
При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не предоставляет налоговым органам возможности взыскания налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщиков, предоставленных бюджетами различных уровней на определенные цели.
По смыслу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных средств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу статьи 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее по тексту - Закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ) в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее по тексту - Фонд) предоставляет за счет своих средств целевые средства бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном этим Законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В силу положений статьи 20 Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ получателем средств Фонда являются субъекты Российской Федерации, которые распределяют их между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта на предоставление финансовой поддержки. Средства Фонда перечисляются на банковские счета товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации. Оплата работ подрядной организации по капитальному ремонту многоквартирного дома осуществляется управляющей организацией за счет размещенных на банковских счетах средств на основании акта приемки работ. Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с названным Федеральным законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации.
Частью 5 статьи 20 Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления в течение семи дней со дня принятия им решения о распределении полученных средств уведомить управляющие организации, в отношении которых такое решение принято. Последние в течение тридцати дней со дня принятия решения открывают отдельные банковские счета и направляют в орган местного самоуправления документы, исчерпывающий перечень которых предусмотрен в части 6 указанной статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 20 Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в части 6 названной статьи, перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, на банковские счета, указанные в части 6, с учетом требований, установленных частью 6.1 этой же статьи.
При этом согласно части 11 статьи 20 Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ, размещенные на банковских счетах и указанные в части 7 настоящей статьи средства могут использоваться на выплату аванса на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в размере не более тридцати процентов указанных средств с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 названного выше Федерального закона.
В иных случаях, как установлено частью 12 статьи 20 Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ, управляющие организации не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, перечисленными на банковские счета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В целях реализации Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ постановлением администрации Тульской области от 18.03.2010 N 253 утверждена региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Тульской области на 2010 год.
Целями региональной адресной программы являются: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом и внедрение ресурсосберегающих технологий.
Реализация региональной адресной программы осуществляется путем:
- обеспечения проведения капитального ремонта многоквартирных домов, в которых собственниками помещений самостоятельно избран способ управления и принято решение о проведении капитального ремонта;
- предоставления государственной поддержки управляющим организациям, товариществам собственников жилья (далее - ТСЖ), жилищно-строительным кооперативам (далее - ЖСК) либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам для проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
Для достижения целей региональной адресной программы намечается решить следующие задачи:
- организовать адресную поддержку ТСЖ, ЖСК, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям либо собственникам помещений в многоквартирных домах за счет средств местных бюджетов, средств Фонда для проведения капитального ремонта многоквартирных домов;
- реализовать механизм софинансирования работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, проводимому с привлечением средств ТСЖ, ЖСК, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов, формируемых в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, либо собственников помещений в многоквартирном доме.
Приложением N 1 к адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Тульской области на 2010 год утвержден перечень многоквартирных домов, расположенных в муниципальном образовании Дубенский район, которые подлежат капитальному ремонту в рамках программы. В частности, в указанный перечень включены следующие жилые дома: п. Гвардейский, ул. Дружбы, д. 2; п. Дубна, ул. Льва Толстого, д. 3; п. Дубна, ул. Садовая, д. 10; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 2; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 31; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 4; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 4, корп. а; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 6; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 8; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 1; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 10; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 16; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 17; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 2; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 5; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 9; с. Воскресенское, ул. Молодежная, д. 7; с. Воскресенское, ул. Школьная, д. 1, корп. а; с. Лужное, ул. им. Чирикова А.И., д. 4; ст. Поречье, ул. Мира, д. 1, корп. а; ст. Поречье, ул. Мира, д. 11; ст. Поречье, ул. Мира, д. 13; ст. Поречье, ул. Мира, д. 17; ст. Поречье, ул. Мира, д. 19; ст. Поречье, ул. Мира, д. 7; ст. Поречье, ул. Мира, д. 9.
Во исполнение Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ администрация муниципального образования Дубенский район приняла постановление от 20.04.2010 N 384, которым утвердила Порядок предоставления субсидий за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ, бюджета муниципального образования Дубенский район на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 6 указанного Порядка средства, поступившие в бюджет муниципального образования Дубенский район, в пределах бюджетных ассигнований предоставляются в форме субсидий товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, которые осуществляют управление многоквартирными домами, указанными в п. 5 настоящего Порядка, в соответствии с настоящим Порядком.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решениями собраний представителей муниципальных образований Дубенского района Тульской области было учреждено межмуниципальное хозяйственное общество в форме общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальная управляющая компания по жилищно-коммунальным услугам", о чем 06.03.2008 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
Постановлениями глав администраций муниципальных образований Дубенского района Тульской области на ООО "МУК ЖКУ" возложены обязанности по предоставлению и оказанию коммунальных услуг потребителям Дубенского района Тульской области.
Собственниками многоквартирных домов, расположенных на территории Дубенского района Тульской области по адресам: п. Гвардейский, ул. Дружбы, д. 2; п. Дубна, ул. Льва Толстого, д. 3; п. Дубна, ул. Садовая, д. 10; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 2; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 31; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 4; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 4, корп. а; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 6; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 8; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 1; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 10; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 16; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 17; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 2; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 5; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 9; с. Воскресенское, ул. Молодежная, д. 7; с. Воскресенское, ул. Школьная, д. 1, корп. а; с. Лужное, ул. им. Чирикова А.И., д. 4; ст. Поречье, ул. Мира, д. 1, корп. а; ст. Поречье, ул. Мира, д. 11; ст. Поречье, ул. Мира, д. 13; ст. Поречье, ул. Мира, д. 17; ст. Поречье, ул. Мира, д. 19; ст. Поречье, ул. Мира, д. 7; ст. Поречье, ул. Мира, д. 9, - в порядке статей 45, 46, 48 Жилищного кодекса Российской Федерации было принято решение о выборе ООО "МУК ЖКУ" в качестве управляющей организации.
Согласно Уведомлению администрации муниципального образования Дубенский район от 26.04.2010 N 815 ООО "МУК ЖКУ" в соответствии с постановлением администрации муниципального образования Дубенский район от 20.04.2010 N 387 "О распределении бюджетных ассигнований, полученных из федерального бюджета, и предусмотренных в бюджете муниципального образования Дубенский район средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов" выделены средства в сумме 22 742 408 руб. на капитальный ремонт следующих многоквартирных домов: п. Гвардейский, ул. Дружбы, д. 2; п. Дубна, ул. Льва Толстого, д. 3; п. Дубна, ул. Садовая, д. 10; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 2; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 31; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 4; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 4, корп. а; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 6; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 8; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 1; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 10; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 16; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 17; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 2; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 5; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 9; с. Воскресенское, ул. Молодежная, д. 7; с. Воскресенское, ул. Школьная, д. 1, корп. А; с. Лужное, ул. им. Чирикова А.И., д. 4; ст. Поречье, ул. Мира, д. 1, корп. а; ст. Поречье, ул. Мира, д. 19.
Письмом от 04.05.2010 N 381 ООО "МУК ЖКУ" обратилось в Алексинское отделение N 2631 ОАО "Сбербанка России" с просьбой открыть расчетный счет для зачисления целевых денежных средств, выделенных в рамках программы для реформирования ЖКХ.
Согласно письменному сообщению Алексинского отделения N 2631 ОАО "Сбербанка России" от 06.05.2010 N 01-04-861 ООО "МУК ЖКУ" 04.05.2010 открыт счет N 40702810466070001015 для зачисления целевых денежных средств, выделенных в рамках программы реформирования ЖКХ в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ.
На указанный расчетный счет 28.05.2010 поступили денежные средства местного бюджета и государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме 22 742 408 руб. для обеспечения мер по капитальному ремонту многоквартирных домов на основании постановления администрации муниципального образования Дубенский район от 20.04.2010 N 387.
Факт поступления указанной суммы денежных средств на расчетный счет ООО "МУК ЖКУ" N 40702810466070001015 подтверждается выпиской из лицевого счета (т. 1, л.д. 121 - 149), а также имеющимися в материалах дела копиями платежных поручений от 28.05.2010 с указанием соответствующего назначения платежа (т. 1, л.д. 150 - 187).
Факт обращения взыскания задолженности по налогам, пеням в сумме 605 499,09 руб. на денежные средства, находящиеся на указанном расчетном счете, подтвержден приобщенными к материалам дела инкассовыми поручениями и платежным ордером (т. 1, л.д. 15 - 20) и налоговым органом не оспаривается.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что денежные средства на расчетном счете ООО "МУК ЖКУ" N 40702810466070001015, открытом в Алексинском отделении N 2631 ОАО "Сбербанка России", имеют целевой характер, они предназначены для оплаты работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, выполненных подрядчиками (субподрядчиками) на основании заключенных с ними в рамках программы реформирования ЖКХ договоров и Обществу не принадлежат, в связи с чем у Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области не имелось правовых оснований для взыскания задолженности по налогам и пеням в общей сумме 605 499, 09 руб. за счет денежных средств ООО "МУК ЖКУ", находящихся на указанном расчетном счете.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что на момент выставления на указанный счет инкассовых поручений Инспекция располагала сведениями о том, что расчетный счет N 40702810466070001015 открыт организацией для учета средств, поступающих в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 183-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", что подтверждается письмом Алексинского отделения N 2631 Сбербанка России от 23.06.2010 N 01-02-1191 (т. 1, л.д. 83) и не отрицалось представителем Инспекции в судебном заседании.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал действия Инспекции, выразившиеся в обращении взыскания на денежные средства ООО "МУК ЖКУ" в сумме 605 499, 09 руб., находящиеся на расчетном счете N 40702810466070001015 в Алексинском отделении N 2631 ОАО "Сбербанк России", незаконными и обязал налоговый орган произвести возврат на расчетный счет Общества N 40702810466070001015 указанную сумму денежных средств.
Довод апелляционной жалобы Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области о том, что в соответствии со статьей 220.1 БК РФ учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в то время как ООО "МУК ЖКУ" для получения целевых денежных средств, выделенных в рамках программы реформирования ЖКХ, лицевых счетов не открывало, в связи с чем данные денежные средства являются собственными средствами Общества, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, поскольку, как было указано выше, материалами дела подтвержден тот факт, что счет N 40702810466070001015 был открыт Алексинским отделением N 2631 ОАО "Сбербанк России" именно для зачисления на него целевых денежных средств, выделенных в рамках программы реформирования ЖКХ в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.2007 N 185-ФЗ, и именно в целях обеспечения мер по капитальному ремонту многоквартирных домов на указанный расчетный счет 28.05.2010 поступили денежные средства местного бюджета и государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме 22 742 408 руб.
Необходимость открытия в целях зачисления денежных средств, выделенных в рамках программы реформирования ЖКХ в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.2007 N 185-ФЗ, именно банковского счета предусмотрена ч. 5 ст. 20 названного Закона, а также п. 8 Порядка предоставления субсидий за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ, бюджета муниципального образования Дубенский район на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденного постановлением администрации Муниципального образования Дубенский район от 20.04.2010 N 384.
При этом суд апелляционной инстанции полагает, что поступление указанных денежных средств не на лицевой счет плательщика, а на расчетный счет, открытый им в кредитной организации специально для зачисления этих денежных средств, не изменяет их целевой характер.
Таким образом, доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области не содержит.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену решения суда.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Тульской области от 22.06.2011 по делу N А68-1298/11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.09.2011 ПО ДЕЛУ N А68-1298/11
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2011 г. по делу N А68-1298/11
Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2011
Полный текст постановления изготовлен 19.09.2011
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Еремичевой Н.В.,
судей: Дорошковой А.Г., Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Атавиной В.Ю.,
при участии:
от ООО "МУК ЖКУ" (Тульская область, п. Дубна, ОГРН 1087154007710, ИНН 7125500139): Тюнина Н.Г. - конкурсного управляющего (определение Арбитражного суда Тульской области от 05.09.2011 по делу N А68-295/11), Хамзина В.С. - представителя (доверенность от 05.09.2011 N 67),
от Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области (Тульская область, г. Суворов, ОГРН 1047103590005, ИНН 7133017711): Шевченко Р.Н. - начальника юридического отдела (доверенность от 03.02.2010 N 03-08/00772),
от Администрации МО Дубенский район Тульской области (Тульская область, п. Дубна): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 22.06.2011 по делу N А68-1298/11 (судья Петрухина Н.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальная управляющая компания по жилищно-коммунальным услугам" (Тульская область, п. Дубна, ОГРН 1087154007710, ИНН 7125500139) (далее по тексту - ООО "МУК ЖКУ", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тульской области (Тульская область, г. Суворов, ОГРН 1047103590005, ИНН 7133017711) (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России N 4 по Тульской области, Инспекция, налоговый орган), выразившихся в обращении взыскания на денежные средства Общества в сумме 605 499, 09 руб., находящиеся на расчетном счете N 40702810466070001015 в Алексинском отделении N 2631 ОАО "Сбербанк России", открытом для зачисления денежных средств в целях их последующего направления на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также об обязании Инспекции произвести возврат указанной суммы денежных средств (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования Дубенский район Тульской области (Тульская область, п. Дубна) (далее по тексту - Администрация МО Дубенский район Тульской области, Администрация).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 22.06.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда, Межрайонная ИФНС России N 4 по Тульской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация МО Дубенский район Тульской области, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
ООО "МУК ЖКУ" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Администрация МО Дубенский район Тульской области заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия ее представителей. Данное ходатайство рассмотрено судом в порядке ст. ст. 158, 159 АПК РФ и удовлетворено с учетом надлежащего уведомления Администрации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 29.12.2010 Межрайонная ИФНС России N 4 по Тульской области выставила в адрес ООО "МУК ЖКУ" требование N 68528 об уплате налога на добавленную стоимость в сумме 687 610 руб. и пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 17 128, 11 руб., а также требование N 68529 об уплате налога на прибыль в сумме 77 491 руб. и пеней по налогу на прибыль в сумме 1 441, 34 руб., которыми предложила Обществу уплатить указанные суммы налогов и пеней в срок до 25.01.2011.
В связи с неисполнением ООО "МУК ЖКУ" в добровольном порядке в срок, указанный в требованиях от 29.12.2010 N 68528 и N 68529, обязанности по уплате налогов и пеней, Инспекция 07.02.2011 приняла решения N 40 и N 41 соответственно о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требованиях, за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках.
На основании данных решений 29.09.2009 налоговый орган выставил к расчетному счету ООО "МУК ЖКУ" N 40702810466070001015, открытому в Алексинском отделении N 2631 ОАО "Сбербанк России", инкассовые поручения на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в сумме 605 499, 09 руб.
Во исполнение инкассовых поручений указанная сумма денежных средств была списана банком с расчетного счета ООО "МУК ЖКУ" N 40702810466070001015.
Ссылаясь на то, что расчетный счет ООО "МУК ЖКУ" N 40702810466070001015, открытый в Алексинском отделении N 2631 ОАО "Сбербанк России", является целевым, поскольку открыт для размещения на нем денежных средств, поступивших в рамках Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" для ремонта многоквартирных домов, в связи с чем правовых оснований для обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на указанном расчетном счете, у Инспекции не имелось, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога, пени должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты организацией или индивидуальным предпринимателем налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
Пунктами 1, 2, 3 статьи 46 НК РФ определено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Исходя из системного анализа указанных правовых норм, процедура принудительного взыскания недоимки по налогам и задолженности по пеням проходит несколько взаимосвязанных этапов, и для каждого этапа Налоговым кодексом Российской Федерации установлен соответствующий порядок и конкретные сроки, по истечении которых налоговый орган лишается права на взыскание суммы задолженности в бесспорном порядке.
При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не предоставляет налоговым органам возможности взыскания налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщиков, предоставленных бюджетами различных уровней на определенные цели.
По смыслу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных средств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу статьи 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее по тексту - Закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ) в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее по тексту - Фонд) предоставляет за счет своих средств целевые средства бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном этим Законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В силу положений статьи 20 Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ получателем средств Фонда являются субъекты Российской Федерации, которые распределяют их между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта на предоставление финансовой поддержки. Средства Фонда перечисляются на банковские счета товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации. Оплата работ подрядной организации по капитальному ремонту многоквартирного дома осуществляется управляющей организацией за счет размещенных на банковских счетах средств на основании акта приемки работ. Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с названным Федеральным законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации.
Частью 5 статьи 20 Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления в течение семи дней со дня принятия им решения о распределении полученных средств уведомить управляющие организации, в отношении которых такое решение принято. Последние в течение тридцати дней со дня принятия решения открывают отдельные банковские счета и направляют в орган местного самоуправления документы, исчерпывающий перечень которых предусмотрен в части 6 указанной статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 20 Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в части 6 названной статьи, перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, на банковские счета, указанные в части 6, с учетом требований, установленных частью 6.1 этой же статьи.
При этом согласно части 11 статьи 20 Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ, размещенные на банковских счетах и указанные в части 7 настоящей статьи средства могут использоваться на выплату аванса на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в размере не более тридцати процентов указанных средств с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 названного выше Федерального закона.
В иных случаях, как установлено частью 12 статьи 20 Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ, управляющие организации не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, перечисленными на банковские счета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В целях реализации Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ постановлением администрации Тульской области от 18.03.2010 N 253 утверждена региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Тульской области на 2010 год.
Целями региональной адресной программы являются: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом и внедрение ресурсосберегающих технологий.
Реализация региональной адресной программы осуществляется путем:
- обеспечения проведения капитального ремонта многоквартирных домов, в которых собственниками помещений самостоятельно избран способ управления и принято решение о проведении капитального ремонта;
- предоставления государственной поддержки управляющим организациям, товариществам собственников жилья (далее - ТСЖ), жилищно-строительным кооперативам (далее - ЖСК) либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам для проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
Для достижения целей региональной адресной программы намечается решить следующие задачи:
- организовать адресную поддержку ТСЖ, ЖСК, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям либо собственникам помещений в многоквартирных домах за счет средств местных бюджетов, средств Фонда для проведения капитального ремонта многоквартирных домов;
- реализовать механизм софинансирования работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, проводимому с привлечением средств ТСЖ, ЖСК, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов, формируемых в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, либо собственников помещений в многоквартирном доме.
Приложением N 1 к адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Тульской области на 2010 год утвержден перечень многоквартирных домов, расположенных в муниципальном образовании Дубенский район, которые подлежат капитальному ремонту в рамках программы. В частности, в указанный перечень включены следующие жилые дома: п. Гвардейский, ул. Дружбы, д. 2; п. Дубна, ул. Льва Толстого, д. 3; п. Дубна, ул. Садовая, д. 10; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 2; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 31; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 4; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 4, корп. а; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 6; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 8; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 1; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 10; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 16; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 17; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 2; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 5; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 9; с. Воскресенское, ул. Молодежная, д. 7; с. Воскресенское, ул. Школьная, д. 1, корп. а; с. Лужное, ул. им. Чирикова А.И., д. 4; ст. Поречье, ул. Мира, д. 1, корп. а; ст. Поречье, ул. Мира, д. 11; ст. Поречье, ул. Мира, д. 13; ст. Поречье, ул. Мира, д. 17; ст. Поречье, ул. Мира, д. 19; ст. Поречье, ул. Мира, д. 7; ст. Поречье, ул. Мира, д. 9.
Во исполнение Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ администрация муниципального образования Дубенский район приняла постановление от 20.04.2010 N 384, которым утвердила Порядок предоставления субсидий за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ, бюджета муниципального образования Дубенский район на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 6 указанного Порядка средства, поступившие в бюджет муниципального образования Дубенский район, в пределах бюджетных ассигнований предоставляются в форме субсидий товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, которые осуществляют управление многоквартирными домами, указанными в п. 5 настоящего Порядка, в соответствии с настоящим Порядком.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решениями собраний представителей муниципальных образований Дубенского района Тульской области было учреждено межмуниципальное хозяйственное общество в форме общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальная управляющая компания по жилищно-коммунальным услугам", о чем 06.03.2008 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
Постановлениями глав администраций муниципальных образований Дубенского района Тульской области на ООО "МУК ЖКУ" возложены обязанности по предоставлению и оказанию коммунальных услуг потребителям Дубенского района Тульской области.
Собственниками многоквартирных домов, расположенных на территории Дубенского района Тульской области по адресам: п. Гвардейский, ул. Дружбы, д. 2; п. Дубна, ул. Льва Толстого, д. 3; п. Дубна, ул. Садовая, д. 10; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 2; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 31; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 4; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 4, корп. а; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 6; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 8; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 1; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 10; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 16; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 17; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 2; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 5; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 9; с. Воскресенское, ул. Молодежная, д. 7; с. Воскресенское, ул. Школьная, д. 1, корп. а; с. Лужное, ул. им. Чирикова А.И., д. 4; ст. Поречье, ул. Мира, д. 1, корп. а; ст. Поречье, ул. Мира, д. 11; ст. Поречье, ул. Мира, д. 13; ст. Поречье, ул. Мира, д. 17; ст. Поречье, ул. Мира, д. 19; ст. Поречье, ул. Мира, д. 7; ст. Поречье, ул. Мира, д. 9, - в порядке статей 45, 46, 48 Жилищного кодекса Российской Федерации было принято решение о выборе ООО "МУК ЖКУ" в качестве управляющей организации.
Согласно Уведомлению администрации муниципального образования Дубенский район от 26.04.2010 N 815 ООО "МУК ЖКУ" в соответствии с постановлением администрации муниципального образования Дубенский район от 20.04.2010 N 387 "О распределении бюджетных ассигнований, полученных из федерального бюджета, и предусмотренных в бюджете муниципального образования Дубенский район средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов" выделены средства в сумме 22 742 408 руб. на капитальный ремонт следующих многоквартирных домов: п. Гвардейский, ул. Дружбы, д. 2; п. Дубна, ул. Льва Толстого, д. 3; п. Дубна, ул. Садовая, д. 10; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 2; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 31; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 4; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 4, корп. а; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 6; п. Дубна, ул. Тургенева, д. 8; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 1; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 10; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 16; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 17; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 2; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 5; с. Воскресенское, ул. Дружбы, д. 9; с. Воскресенское, ул. Молодежная, д. 7; с. Воскресенское, ул. Школьная, д. 1, корп. А; с. Лужное, ул. им. Чирикова А.И., д. 4; ст. Поречье, ул. Мира, д. 1, корп. а; ст. Поречье, ул. Мира, д. 19.
Письмом от 04.05.2010 N 381 ООО "МУК ЖКУ" обратилось в Алексинское отделение N 2631 ОАО "Сбербанка России" с просьбой открыть расчетный счет для зачисления целевых денежных средств, выделенных в рамках программы для реформирования ЖКХ.
Согласно письменному сообщению Алексинского отделения N 2631 ОАО "Сбербанка России" от 06.05.2010 N 01-04-861 ООО "МУК ЖКУ" 04.05.2010 открыт счет N 40702810466070001015 для зачисления целевых денежных средств, выделенных в рамках программы реформирования ЖКХ в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ.
На указанный расчетный счет 28.05.2010 поступили денежные средства местного бюджета и государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме 22 742 408 руб. для обеспечения мер по капитальному ремонту многоквартирных домов на основании постановления администрации муниципального образования Дубенский район от 20.04.2010 N 387.
Факт поступления указанной суммы денежных средств на расчетный счет ООО "МУК ЖКУ" N 40702810466070001015 подтверждается выпиской из лицевого счета (т. 1, л.д. 121 - 149), а также имеющимися в материалах дела копиями платежных поручений от 28.05.2010 с указанием соответствующего назначения платежа (т. 1, л.д. 150 - 187).
Факт обращения взыскания задолженности по налогам, пеням в сумме 605 499,09 руб. на денежные средства, находящиеся на указанном расчетном счете, подтвержден приобщенными к материалам дела инкассовыми поручениями и платежным ордером (т. 1, л.д. 15 - 20) и налоговым органом не оспаривается.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что денежные средства на расчетном счете ООО "МУК ЖКУ" N 40702810466070001015, открытом в Алексинском отделении N 2631 ОАО "Сбербанка России", имеют целевой характер, они предназначены для оплаты работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, выполненных подрядчиками (субподрядчиками) на основании заключенных с ними в рамках программы реформирования ЖКХ договоров и Обществу не принадлежат, в связи с чем у Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области не имелось правовых оснований для взыскания задолженности по налогам и пеням в общей сумме 605 499, 09 руб. за счет денежных средств ООО "МУК ЖКУ", находящихся на указанном расчетном счете.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что на момент выставления на указанный счет инкассовых поручений Инспекция располагала сведениями о том, что расчетный счет N 40702810466070001015 открыт организацией для учета средств, поступающих в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 183-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", что подтверждается письмом Алексинского отделения N 2631 Сбербанка России от 23.06.2010 N 01-02-1191 (т. 1, л.д. 83) и не отрицалось представителем Инспекции в судебном заседании.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал действия Инспекции, выразившиеся в обращении взыскания на денежные средства ООО "МУК ЖКУ" в сумме 605 499, 09 руб., находящиеся на расчетном счете N 40702810466070001015 в Алексинском отделении N 2631 ОАО "Сбербанк России", незаконными и обязал налоговый орган произвести возврат на расчетный счет Общества N 40702810466070001015 указанную сумму денежных средств.
Довод апелляционной жалобы Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области о том, что в соответствии со статьей 220.1 БК РФ учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в то время как ООО "МУК ЖКУ" для получения целевых денежных средств, выделенных в рамках программы реформирования ЖКХ, лицевых счетов не открывало, в связи с чем данные денежные средства являются собственными средствами Общества, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, поскольку, как было указано выше, материалами дела подтвержден тот факт, что счет N 40702810466070001015 был открыт Алексинским отделением N 2631 ОАО "Сбербанк России" именно для зачисления на него целевых денежных средств, выделенных в рамках программы реформирования ЖКХ в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.2007 N 185-ФЗ, и именно в целях обеспечения мер по капитальному ремонту многоквартирных домов на указанный расчетный счет 28.05.2010 поступили денежные средства местного бюджета и государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме 22 742 408 руб.
Необходимость открытия в целях зачисления денежных средств, выделенных в рамках программы реформирования ЖКХ в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.2007 N 185-ФЗ, именно банковского счета предусмотрена ч. 5 ст. 20 названного Закона, а также п. 8 Порядка предоставления субсидий за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ, бюджета муниципального образования Дубенский район на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденного постановлением администрации Муниципального образования Дубенский район от 20.04.2010 N 384.
При этом суд апелляционной инстанции полагает, что поступление указанных денежных средств не на лицевой счет плательщика, а на расчетный счет, открытый им в кредитной организации специально для зачисления этих денежных средств, не изменяет их целевой характер.
Таким образом, доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области не содержит.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену решения суда.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 22.06.2011 по делу N А68-1298/11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Судьи
А.Г.ДОРОШКОВА
Е.Н.ТИМАШКОВА
А.Г.ДОРОШКОВА
Е.Н.ТИМАШКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)