Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.05.2012 N 17АП-2665/2012-ГК ПО ДЕЛУ N А71-11123/2011

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 мая 2012 г. N 17АП-2665/2012-ГК

Дело N А71-11123/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 мая 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назаровой В.Ю.,
судей Лихачевой А.Н., Дружининой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андреевской Е.И.,
при участии:
от истца ООО "Регионресурсы": не явились
от ответчика ООО "Завьяловская управляющая компания": Заплетаева Н.Р. по доверенности от 22.01.2012, паспорт, Чкадуа С.Ф. по доверенности от 11.01.2012, паспорт,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Завьяловская управляющая компания"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 30 января 2012 года
по делу N А71-11123/2011
по иску общества с ограниченной ответственностью "Регионресурсы" (ОГРН 1061831002045, ИНН 1831109270)
к обществу с ограниченной ответственностью "Завьяловская управляющая компания" (ОГРН 1081841006169, ИНН 1808209446)
о взыскании задолженности по договорам на пользование тепловой энергией,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Регионресурсы" (далее - ООО "Регионресурсы", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республикис иском к обществу с ограниченной ответственностью "Завьяловская управляющая компания" (далее - ООО "ЗУК", ответчик) о взыскании 10 995 827 руб. 42 коп. долга по договорам на пользование тепловой энергией от 01.01.2011 N ТЗ-95/11, N ТЗ-97/11, N ТЗ-105/11.
В судебном заседании 23.11.2011 рассмотрено и удовлетворено ходатайство представителя истца об уменьшении суммы иска до 9 129 894 руб. 01 коп., в судебном заседании 15.12.2011 сумма исковых требований уменьшена истцом до 2 149 114 руб. 57 коп. долга, в судебном заседании 18.01.2012 рассмотрено и удовлетворено ходатайство представителя истца об уменьшении суммы иска до 1 344 707 руб. 82 коп., в судебном заседании 26.01.2012 сумма иска увеличена до 1 522 958 руб. 16 коп. (статья 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 30.01.2012 рассмотрено и удовлетворено ходатайство истца об уменьшении суммы исковых требований до 1 168 366 руб. 80 коп. долга (статья 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 января 2012 года (резолютивная часть от 30.01.2012, судья Н.Н.Погадаев) с ООО "Завьяловская управляющая компания" в пользу ООО "Регионресурсы" взыскано 1 025 506 руб. 54 коп. долга, 21 665 руб. 51 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, 94 руб. 02 коп. в возмещение судебных расходов.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Ответчик, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу, в доводах которой указал на то, что судом при принятии решения не учтены условия договоров, заключенных между сторонами (п.п. 4.5., 5.1.). Заявитель указывает на то, что начисление за потребленный ресурс (теплоснабжение и горячее водоснабжение) ответчиком было произведено с учетом выставляемых в его адрес счетов-фактур и товарных накладных. В связи с чем основания для дополнительного предъявления стоимости энергоресурсов отсутствуют. Судом не учтено принятие Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов", которым были внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", которые вступили в силу 06.07.2011, данные изменения направлены на исключение норм, в соответствии с которыми исполнитель услуг 1 раз в год (1 раз в квартал) производил корректировку размера платы за коммунальную услугу - отопление, по МКД, не оборудованными приборами учета. В связи с чем, у ответчика отсутствует возможность проведения корректировки (доначисление населению) суммы, которую каждый потребитель в состоянии оплатить. В расчете, признанном судом обоснованным, неправомерно не учтены изменения - перерасчеты гражданам, которые в свою очередь произвел ответчик на основании Правил N 307. Заявитель также указывает на то, что учитывая нормы НК РФ (ст. 168, 169), условия договоров, заключенных между сторонами, ООО "Регионресурсы" поставило именно столько ресурса, сколько указано в счетах-фактурах и товарных накладных, дополнительных или иных счетов-фактур и товарных накладных истец в адрес ответчика не направлял, в связи с чем основания оплаты иного количества ресурса отсутствуют.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку представителя для участия в процессе не обеспечил, письменный отзыв на апелляционную жалобу - не представил. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие истца.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ЗУК" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами в Завьяловском районе.
01.01.2011 между ООО "Регионресурсы" (энергоснабжающая организация) и ООО "ЗУК" (абонент) заключен договор на поставку тепловой энергии N ТЗ-95/11.
Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязуется поставлять абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей энергоснабжающей организации и абонента от котельной Центральная и котельной по ул. Мостовая д. Пирового Завьяловского района, а абонент обязуется своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию, невозвращенный в тепловую сеть теплоноситель.
Оплата за тепловую энергию производится абонентом ежемесячно по счету, в соответствии с Приложением N 4 к договору до 15 числа месяца следующего за расчетным (пункт 5.6 договора).
Аналогичные договоры заключены между сторонами на объекты: от котельной с. Первомайский Завьяловского района (договор от 01.01.2011 N ТЗ-97/11), от котельной РТП, ЦРБ, НДГУ, Россия с. Завьялово (договор от 01.01.2011 N ТЗ-105/11).
В период с января по август 2011 года ООО "Регионресурсы" поставляло на объекты ООО "ЗУК" энергоресурсы, предъявив последнему к оплате 16 402 943 руб. 97 коп., указанная сумма оплачена ответчиком частично в сумме 15 234 577 руб. 17 коп.
Задолженность ООО "ЗУК" перед ООО "Регионресурсы" по его расчетам составляет 1 168 366 руб. 80 коп., наличие указанной задолженности послужило основанием истцу для обращения в суд с иском о взыскании долга, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что факт поставки тепловой энергии подтверждается представленными в материалы дела документами, доказательств оплаты задолженности в сумме 1 025 506 руб. 54 коп. ответчиком не представлено, правомерности начисления истцом процентов за пользование чужими денежными средствами. Судом установлено, что ответчик приобретал у ресурсоснабжающей организации горячую воду, в связи с чем в расчетах между сторонами должен применяться тариф на услугу горячее водоснабжение, установленный РЭК Удмуртской Республики для ООО "Регионресурсы" на 2011 год, при этом счета-фактуры за горячее водоснабжение в спорный период выставлялись истцом исходя из тарифа на тепловую энергию с применением соответствующего расчета. Установив, что применение истцом тарифа в руб. за 1 Гкал в отношении услуги горячего водоснабжения противоречит Правилам N 307, суд пришел к выводу о правомерности исключения из суммы долга 53 033 руб. 01 коп., составляющих разницу между рассчитанной истцом стоимостью потребленной горячей воды исходя из тарифа в руб./Гкал и предъявленной ответчиком к оплате гражданам услуге горячее водоснабжение исходя из тарифа в руб./куб. м. Также из суммы долга судом исключено 89 827 руб. 25 коп. (сумма излишне предъявленная к оплате истцом ответчику стоимости потребленной тепловой энергии на жилые помещения (квартиры), оборудованные индивидуальным газовым оборудованием). Судом сделан необоснованный вывод о том, что поскольку ответчиком не представлено доказательств произведения им, как исполнителем коммунальных услуг, корректировки размера платы за энергоресурсы гражданам ввиду предоставления энергоснабжающей организацией коммунальных ресурсов ненадлежащего качества, в соответствии с требованиями Правил N 307, основания для принятия доводов ответчика о проведении перерасчета (629 937 руб. 16 коп.) отсутствуют.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей ответчика, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта не установил.
В соответствии с частью 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что часть жилых домов, находящихся в управлении ответчика, оборудована общедомовыми приборами учета, а часть не оборудована (данный факт сторонами не оспаривается).
Факт поставки энергоресурсов ответчику в спорный период истцом доказан надлежащими доказательствами (статья 65 АПК РФ), и абонентом не оспорен.
Разногласия сторон относительно определения стоимости потребленных энергоресурсов с применением положений Правил N 307, а также разногласия относительно отапливаемых площадей многоквартирных домов сторонами урегулированы.
В соответствии с Приложением N 2 к Правилам N 307 размер платы за отопление определяется путем умножения общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома на норматив потребления тепловой энергии на отопление и на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. Количество тепловой энергии для нужд ГВС определяется путем умножения количества проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, жилом доме) граждан на норматив потребления соответствующей коммунальной услуги и на тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством РФ.
Пунктами 47, 48 "Основ ценообразования" N 520 предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева кубического метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
В соответствии с п. 15 Правил N 307 размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Письмом Минрегионразвития Российской Федерации от 02.05.2007 N 8166/РМ/07 "О применении тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги" разъяснено, что в соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 15 Правил 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
При расчете исполнителем коммунальных услуг размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Приложение N 2 к Правилам применяется:
- - тариф на тепловую энергию (руб./Гкал);
- - тариф на горячую воду (руб./куб. м).
Проанализировав представленный кредитором расчет ГВС, составленный исходя из тарифа в руб. за 1 Гкал в отношении услуги горячего водоснабжения, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска в сумме 53 033 руб. 01 коп., составляющей разницу между рассчитанной истцом стоимостью потребленной горячей воды исходя из тарифа в руб./Гкал и предъявленной ответчиком к оплате гражданам услуги горячее водоснабжение исходя из тарифа (в единицах руб./куб. м), так как согласно п.п. 6, 7 "Основ ценообразования" N 520 тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за кубический метр горячей воды. Поскольку в спорный период ответчик приобретал у ресурсоснабжающей организации горячую воду, следовательно, в расчетах между сторонами должен применяться тариф на услугу горячее водоснабжение, установленный Региональной энергетической комиссией Удмуртской Республики для ООО "Регионресурсы" на 2011 год.
Судом первой инстанции обоснованно с учетом ст. 544 ГК РФ исключено из суммы задолженности 89 827 руб. 25 коп., составляющих излишне предъявленную к оплате истцом ответчику стоимости потребленной тепловой энергии на жилые помещения (квартиры), оборудованные индивидуальным газовым оборудованием, поскольку доводы ответчика в данной части подтверждены соответствующими доказательствами (рабочие проекты газооборудования, акты отключения от централизованного отопления - т. 7 л.д. 68-109, свидетельствующие о переводе ряда квартир на индивидуальное газовое отопление) поскольку из расчета истца следует, что им начисление стоимости тепловой энергии на жилые помещения, которые не используют данный коммунальный ресурс произведено.
Выводы суда о правомерности начисления платы за коммунальные ресурсы по МКД N 10 по ул. Ленина п. Первомайский обоснованны, судом установлено, что ООО "ЗУК" письмом, направленным в адрес ООО "Регионресурсы" от 22.03.2011 N 168, известило последнего о том, что ООО "ЗУК" приступило к управлению многоквартирным домом. В связи с чем, приступившая к исполнению договора управления многоквартирным домом и принявшая в связи с этим энергопринимающие устройства многоквартирного дома управляющая компания является исполнителем коммунальных услуг, в обязанности которого входит заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельное производство коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителям. Поскольку управляющая компания выступает посредником при проведении расчетов за коммунальные ресурсы, занимаясь сбором денежных средств с собственников жилья и их перечислением в полном размере на счет ресурсоснабжающей организации, поэтому в силу прямого указания закона ООО "ЗУК" обязано производить расчеты с ООО "Регионресурсы" за потребленные многоквартирным домом N 10 по ул. Ленина п. Первомайский энергоресурсы.
Указанные выводы суда сторонами не оспариваются.
Таким образом, как установлено судом первой инстанции, расчет потребленных энергоресурсов произведен истцом правомерно с учетом показаний приборов учета и норматива потребления, что соответствует нормам Правил N 307, с учетом изложенного ранее, сумма долга ООО "ЗУК" перед ООО "Регионресурсы" составляет 1 025 506 руб. 54 коп., принимая во внимание отсутствие доказательств оплаты ответчиком долга, судом первой инстанции исковые требования в указанной сумме удовлетворены правомерно (ст. 309, 310, 539, 544 ГК РФ и условий договоров на пользование тепловой энергией от 01.01.2011 N ТЗ-95/11, N ТЗ-97/11, N ТЗ-105/11).
Доводы ответчика о том, что поскольку истцом не были выставлены счета-фактуры и оформлены товарные накладные на большую сумму, чем предъявлено изначально к оплате, стоимость данного количества тепловой энергии не подлежит оплате, отклонены, поскольку как установлено судом, расчет стоимости тепловой энергии произведен истцом на основании Правил N 307, (по показаниям приборов учета и нормативам потребления) в связи с чем, оплате подлежит количество энергоресурса определенное на основании данных Правил. Расчета количества тепловой энергии, составленного на основании Правил N 307, содержащего меньшую стоимость тепловой энергии, поставленной в спорный период, ответчиком не представлено.
Кроме того, апелляционным судом отмечается, что содержанием обязательства являются субъективные права (право требования) и обязанности (долг) его сторон. Исполнение обязательства представляет собой совершение действия (или воздержание от их совершения), составляющих содержание субъективных прав и обязанностей. При этом от обязанностей должника, составляющих содержание обязательства, следует отличать кредиторские обязанности, состоящие в совершении кредитором действий по подготовке и принятию предоставляемого должником исполнения. Оформление и выставление счетов абоненту по фактическим данным потребления энергии предусмотрено для получения возможности получить исполнение по договору кредитором и является кредиторской обязанностью. Ненадлежащее исполнение кредиторских обязанностей, если это препятствует должнику исполнить обязательность, влечет применение к кредитору санкций в виде возмещения убытков, причиненных должнику (ст. 406 ГК РФ), но не порождает у должника права требования от кредитора исполнения каких-либо кредиторских обязанностей в натуре.
В соответствии со ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации счета-фактуры являются документами бухгалтерского учета, необходимость оформления которых связана исключительно с требованиями налогового законодательства, которым не предусмотрено возникновение у другой стороны по гражданско-правовому обязательству каких-либо прав, связанных с выставлением счетов-фактур.
Таким образом, оформление и направление абоненту счетов-фактур, обеспечивающих реализацию права на налоговый вычет, не являются основанием возникновения либо прекращения у истца каких-либо гражданских прав и обязанностей, в связи с чем, не выставление счетов-фактур не является неправомерным действием, не освобождает должника от исполнения возложенных на него обязательств надлежащему лицу и не нарушает прав последнего.
Доводы ответчика о несогласии с удовлетворением иска в части взыскания с ООО "ЗУК" 629 937 руб. 16 коп. подлежат отклонению на основании следующего.
В соответствии со ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
В силу п. 9 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В соответствии с п.п. "а", "б" п. 49 Правил N 307, исполнитель коммунальных услуг обязан предоставлять потребителю услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором.
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
В соответствии с части 4 статьи 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 19.06.2000 N 158-ст, жилищно-коммунальные услуги, потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению тепловой энергии и горячей воды должны обеспечивать: безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; непрерывность потребления. При этом поставка потребителю электрической и тепловой энергии, воды, газа должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, исходя из проектных возможностей инженерных систем.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 утвержден СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", обязательные в силу п. 1.2 для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связаны с организацией и(или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
В соответствии с п. 2.4 указанных СанПиН температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 град. С и не выше 75 град. С.
По своим показателям температура подаваемой горячей воды относится к показателям качества ресурса.
В силу пункта 15 Приложения N 1 Правил N 307 температура воздуха в жилых помещениях должна составлять не ниже 18 град. C, в угловых комнатах не ниже 20 град. C, а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31 град. C и ниже, температура воздуха в жилых помещениях должна составлять + 20 град. C (в угловых комнатах + 22 град. C), в других помещениях - в соответствии с ГОСТ Р 51617-2000.
Аналогичная температура воздуха в жилых помещениях установлена пунктом 4.16.2 ГОСТ Р 51617-2000.
В соответствии с п. 6 раздела II Приложения N 1 к Правилам N 307 к качеству горячего водоснабжения относится требование о постоянном соответствии состава и свойств горячей воды санитарным нормам и правилам. Отклонение состава и свойств горячей воды от санитарных норм и правил не допускается. При несоответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний прибора учета).
Указанная норма в части отказа от оплат коммунальной услуги ненадлежащего качества корреспондируется с п. 2 ст. 542 ГК РФ, согласно которой в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (пункт 2 статьи 1105).
Вместе с тем, в материалы дела ответчиком не представлено доказательств того, что им был заявлен отказ от оплаты тепловой энергии по мотиву ненадлежащего качества.
Исходя из положений п. 2 ст. 542 ГК РФ, для реализации права на отказ от оплаты энергии ненадлежащего качества, абонент должен доказать факт нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству ресурса.
Порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества определен статьями 60-63 Правил N 307.
Согласно пункту 64 Правил N 307 в случае непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств является акт о непредставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (пункт 71 Правил N 307).
Надлежащие доказательства, в том числе доказательства обращения в аварийно-спасательную службу, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества с указанием нарушения параметров качества, времени и даты начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также акты об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, в материалах дела отсутствуют. Документы, представленные ответчиком в материалы дела (ведомости, отчеты по отключениям, журнал регистрации заявок) не принимаются, поскольку составлены им в одностороннем порядке.
Подлежат отклонению доводы ответчика о несогласии с выводом суда о непринятии заявления о зачете встречных однородных требований на сумму 402 345 руб. 28 коп., составляющих переплату за 2010 год.
По смыслу п. 1 ч. 3 ст. 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после предъявления к должнику иска не допускается прекращение обязательства зачетом встречного однородного требования в соответствии с нормами ст. 410 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответчик может защитить свои права лишь предъявлением встречного искового требования, направленного к зачету первоначального требования, либо посредством обращения в арбитражный суд с отдельным исковым заявлением (п. 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.12.2001 N 65).
Исковое заявление, рассматриваемое в рамках настоящего дела, подано истцом в арбитражный суд 30.09.2011, определением суда от 04.10.2011 исковое заявление истца к ответчику принято к производству Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Заявление о зачете, датированное ответчиком 27.01.2012, вручено в судебном заседании 30.01.2012, т.е. после подачи истцом настоящего иска в суд. Доказательств заявления ответчиком о зачете до обращения истца в арбитражный суд не представлено (статья 65 АПК РФ).
Довод апелляционной жалобы о том, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 были утверждены изменения в Правила N 307 и новые правила предоставления коммунальных услуг потребителям, которыми исключается обязанность проводить корректировку, при отсутствии общедомового счетчика тепловой энергии, а поэтому у ответчика отсутствует публичная обязанность по проведению корректировки платы за отопление в отсутствии общедомовых (коллективных) приборов учета тепла, суд апелляционной инстанции отклоняет, так как Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и пункт 6 данного документа, признающий утрачивающим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, вступят в силу по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые будут внесены в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306. На данный момент такие изменения в силу не вступили.
С учетом изложенного решение суда от 30.01.2012 является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 января 2012 года по делу N А71-11123/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий
В.Ю.НАЗАРОВА

Судьи
А.Н.ЛИХАЧЕВА
Л.В.ДРУЖИНИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)