Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 29.06.2009 ПО ДЕЛУ N А28-377/2009-10/12

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2009 г. по делу N А28-377/2009-10/12



Резолютивная часть объявлена 24.06.2009.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Евтеевой М.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Масловой О.П.
при участии представителей
от заявителя: Исаковой И.Ю. (доверенность от 05.06.2009 N 44),
Сухих Е.В. (доверенность от 05.06.2009 N 40),
от заинтересованного лица: Алейниковой О.В. (доверенность от 30.12.2008 N 6677-01-01),
Малкова А.С. (доверенность от 06.02.2009 N 695-01-01)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
открытого акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 20.04.2009,
принятое судьями Хлюпиной Н.П., Агалаковой Н.В., Едоминой С.А.,
по делу N А28-377/2009-10/12
по заявлению открытого акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания"
к администрации муниципального образования "Город Киров"
о признании недействующим нормативного правового акта
и
установил:





открытое акционерное общество "Кировская теплоснабжающая компания" (далее - Общество, ОАО "Кировская теплоснабжающая компания") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании пункта 1 постановления Главы администрации муниципального образования "Город Киров" (далее - Администрация) от 11.11.2008 N 4445-П "Об утверждении нормативов потребления на коммунальные услуги для населения" в части утверждения и введения в действие с 01.01.2009 по 01.01.2012 нормативов отопления, указанных в таблице N 1 приложения, недействующим, как не соответствующего статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 9, 10, 14, 19, 20, 23, 25, 44, 45 и пунктам 13 - 15 раздела II Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
В соответствии с частью 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил Прокурор Кировской области (далее - Прокурор).
Определением от 09.02.2009 к участию в деле привлечена Государственная жилищная инспекция Кировской области (далее - Жилищная инспекция).
Решением от 20.04.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
ОАО "Кировская теплоснабжающая компания" не согласилось с принятым решением и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суд неправильно истолковал пункты 5, 10, 14, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, не применил подлежащий применению СНиП 23-01-99 "Строительная климатология". На его взгляд, расчет оспариваемых нормативов произведен неправильно, поскольку независимо от примененного метода расчета должны учитываться конструктивные и технические параметры многоквартирных домов и жилых домов; необоснованно применены показатели "продолжительность отопительного периода" (равный 242 дням) и "средняя температура воздуха" (равная -2,8° C); учтены не все площади жилого фонда, не оборудованные приборами учета; Администрация не обосновала необходимость применения расчетного метода определения нормативов. Принятие экономически необоснованных тарифов влечет невозможность возмещения фактически произведенных затрат, связанных с теплоснабжением жилищного фонда, а также неполучение доходов, на которые Общество вправе рассчитывать.
Подробно позиция заявителя приведена в жалобе.
Администрация и Жилищная инспекция не согласились с доводами, изложенными в кассационной жалобе.
Прокурор свою позицию относительно кассационной жалобы не привел.
Жилищная инспекция и Прокурор, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятого Арбитражным судом Кировской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из представленных в дело документов, Глава администрации муниципального образования "Город Киров" принял постановление от 11.11.2008 N 4445-П "Об утверждении нормативов потребления на коммунальные услуги для населения", согласно пункту 1 которого утверждены и введены в действие с 01.01.2009 по 01.01.2012 нормативы потребления на коммунальные услуги для населения и количества тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 кубического метра холодной воды (указанные в приложениях). В таблице N 1 приложения установлены нормативы отопления (Гкал на 1 кв. м. общей площади в месяц) многоквартирных домов в зависимости от этажности и года их постройки.
Данное постановление опубликовано для всеобщего сведения в газете "Вятский край" от 18.11.2008 N 212-213 (4340-4341).
ОАО "Кировская теплоснабжающая компания" сочло, что нормативы отопления, установленные в таблице N 1, не соответствуют требованиям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 9, 10, 14, 19, 20, 23, 25, 44, 45 и пунктам 13 - 15 раздела II Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, в связи с чем обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 29, частью 3 статьи 191, статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, пунктами 5, 6, 10, 45 и разделом II приложения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что Администрация имела полномочия на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг; обоснованно применила расчетный метод определения нормативов потребления коммунальных услуг; установленные нормативы дифференцированы с учетом соответствующих показателей; при расчете подлежали применению сведения, предоставляемые органами гидрометеорологической службы; полученные в результате проверки расчетов значения показателей соответствуют установленным нормативам; оспариваемый нормативный правовой акт соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества. С учетом этого суд отказал в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения по следующим причинам.
В части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления; правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила), нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления.
Решением Кировской городской Думы от 31.01.2007 N 64/2, принятым в соответствии с подпунктом 4.1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждено Положение о порядке регулирования цен (тарифов) и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на коммунальные услуги, платы за жилое помещение в муниципальном образовании "Город Киров", согласно пункту 2.3.6 которого утверждение нормативов потребления коммунальных услуг (кроме газо- и электроснабжения) отнесено к полномочиям Администрации.
Согласно подпункту "д" пункта 5 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
В качестве параметров, характеризующих степень благоустройства, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 6 Правил).
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 10 Правил).
В соответствии с пунктом 14 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению. При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод (пункт 20 Правил).
В пункте 23 Правил установлено, что расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.
Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами (пункт 24 Правил).
Из представленных в дело документов следует, что при установлении нормативов отопления Администрация применила расчетный метод в связи с отсутствием проектных и паспортных данных многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета. Применение избранного метода определения нормативов не противоречит требованиям Правил.
В силу пункта 44 Правил нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам (формула 6).
Для расчета норматива отопления (Гкал на 1 кв. м в месяц) по формуле используются значения: количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год); общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, или помещений жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии.
Количество тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется по формуле с применением значения: часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного или жилого дома (ккал/час). Часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из проектных данных домов. В случае отсутствия проектных данных часовая тепловая нагрузка определяется по паспортам домов. В случае отсутствия проектных и паспортных данных часовая тепловая нагрузка определяется по формуле, в которой используется показатель - нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на 1 кв. м), предусмотренный в таблице 7, где значение нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома дифференцировано в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха, количества этажей и года постройки многоквартирного дома или жилого дома.
Материалы дела свидетельствуют и суд первой инстанции установил, что при расчете нормативов отопления Администрация использовала значения, предусмотренные в таблице 7 раздела II приложения к Правилам. Вместе с тем значение общей площади жилых помещений многоквартирных домов (в зависимости от года постройки и этажности), не оборудованных приборами учета тепловой энергии, взяла из представленных муниципальным учреждением - Управлением жилищного хозяйства г. Кирова сведений (письмо от 13.03.2008 N 1135); для расчетов данного значения использовала площадь 78 процентов всего жилого фонда города, поскольку остальная часть жилого фонда оборудована приборами учета.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что утвержденные нормативы отопления дифференцированы с учетом соответствующих показателей, установленных Правилами.
По формуле 6, предусмотренной разделом II приложения к Правилам, применяются показатели среднесуточной температуры наружного воздуха за отопительный период (° C); расчетной температуры наружного воздуха в целях проектирования отопления (° C); продолжительности отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8° C и ниже.
Согласно пункту 45 Правил температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений определяется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления. Температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Из приведенной нормы следует, что параметры средней температуры воздуха в отопительный период и продолжительность отопительного периода взаимосвязаны, поэтому используя при осуществлении расчета определенный параметр средней температуры воздуха, следует применять соответствующую ему продолжительность отопительного периода.
Представленные государственным учреждением "Кировский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" сведения содержат данные о средней температуре воздуха за пять отопительных периодов с указанием их длительности (справка от 25.01.2008 за отопительные периоды с 15.09 по 15.05 за 2002 - 2007 годы, средней продолжительностью 242 дня, при этом средняя температура составила -2,8° C; справка от 03.12.2008 за отопительные периоды с 03.10.2002 по 30.04.2003, с 13.10.2003 по 07.05.2004, с 01.10.2004 по 11.05.2005, с 03.10.2005 по 05.05.2006, с 30.09.2006 по 08.05.2007, средней продолжительностью 215 дней, где средняя температура составила 4,5° C), следовательно, при расчете нормативов подлежали применению сведения, предоставленные органами гидрометеорологической службы.
Суд первой инстанции установил, что при изменении обоих расчетных параметров (-2,8° C на -4,5° C и соответствующую им продолжительность отопительного периода) полученные в результате расчетов значения соответствуют установленным в оспариваемом постановлении нормативам отопления.
С учетом изложенного утвержденные и введенные в действие пунктом 1 постановления Администрации от 11.11.2008 N 4445-П нормативы отопления, указанные в таблице N 1 приложения, соответствуют требованиям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 9, 10, 14, 19, 20, 23, 25, 44, 45 и пунктам 13 - 15 раздела II Правил, поэтому прав и законных интересов ОАО "Кировская теплоснабжающая компания" не нарушают.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Кировской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей подлежит отнесению на ОАО "Кировская теплоснабжающая компания".
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Кировской области от 20.04.2009 по делу N А28-377/2009-10/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.Ю.ЕВТЕЕВА

Судьи
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
О.П.МАСЛОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)