Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 18.04.2011 ПО ДЕЛУ N А68-2227/10

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2011 г. по делу N А68-2227/10


Резолютивная часть постановления объявлена: 11.04.2011
Постановление в полном объеме изготовлено: 18.04.2011
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТИГР-3" на решение Арбитражного суда Тульской области от 02.08.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2010 по делу N А68-2272/10,

установил:

открытое акционерное общество "Тульская сбытовая компания" (далее - ОАО "ТСК") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СТИГР-3" (далее - ООО "СТИГР-3") взыскании задолженности в размере 2117522 руб. 46 коп., в том числе 2034888 руб. 40 коп. основного долга за период с февраля 2009 года по февраль 2010 года и 82634 руб. 06 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 02.08.2010 исковые требования ОАО "ТСК" удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с принятыми по делу судебными, ООО "СТИГР-3" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить и дело направить на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на необоснованность навязывания ответчику истцом оплаты всей задолженности по жилому фонду с октября 2008 года и указывает, что такие действия истца не подтверждены какими-либо нормативными актами.
Также заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что между фактическим потреблением электроэнергии жилым фондом и фактом оплаты жильцами образуется разница, которую истец необоснованно предъявляет к оплате ответчику по тарифу для юридических лиц.
При этом заявитель кассационной жалобы указывает, что истец фактически взыскивает сумму задолженности с ответчика и с жилого фонда.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель истца доводы кассационной жалобы отклонил, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции считает необходимым обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области.
Как следует из материалов дела, 26.11.2007 г. между ОАО "Тульская сбытовая компания" (гарантирующий поставщик) и ООО "СТИГР-3" (покупатель) был заключен договор на снабжение электрической энергией N 644, по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии в объемах, необходимых покупателю, и в интересах покупателя через привлеченных третьих лиц обеспечить оказание услуг по передаче электрической энергии, услуг по оперативно-диспетчерскому управлению, а также иных услуг, обеспечивающих устойчивое, надежное и качественное энергоснабжение, путем заключения соответствующих договоров оказания услуг, а покупатель обязуется оплачивать поставленную ему электроэнергию и оказанные услуги.
По условиям пункта 6.2 договора оплата электрической энергии и оказанных услуг за договорной объем производится по тарифам, утвержденным решениями уполномоченных органов государственной власти по регулированию тарифов на электрическую энергию, в следующие сроки:
- - первый платеж - до 25 числа месяца, предшествующего расчетному, 90% объема оказываемых услуг и энергопотребление, предусмотренное договором на расчетный месяц (приложение N 1 к договору), в размере согласно приложению N 1"А";
- - второй платеж - до 5 числа месяца 5% объема оказываемых услуг и энергопотребления, предусмотренного договором на расчетный месяц (приложение N 1) в размере согласно приложению N 1"А";
- - третий платеж - до 15 числа расчетного месяца 5% объема оказываемых услуг и энергопотребления, предусмотренного договором на расчетный месяц (приложение N 1) в размере согласно приложению N 1"А".
Окончательный расчет за поставленную электрическую энергию, оказанные услуги и другие платежи производится покупателем по ценам, определяемым в соответствии с разделом 5 настоящего договора, с учетом фактически произведенного платежа, до 12 числа месяца, следующего за расчетным, на основании счета и счета-фактуры по показаниям приборов учета и за оказанные услуги, которые покупатель получает у гарантирующего поставщика, до 5-го числа месяца, следующего за расчетным.
Гарантирующий поставщик свои обязательства исполнил полностью и произвел отпуск электрической энергии, что подтверждено представленными ведомостями потребления электроэнергии за период с февраля 2009 года по февраль 2010 года.
Ссылаясь на то, что ответчик в полном объеме не погасил перед истцом задолженность за потребленную электрическую энергию в спорный период, истец обратился с настоящим иском в суд.
Принимая судебные акты по делу, арбитражные суды исходили из обоснованности заявленных исковых требований, в силу чего сочли исковые требования подлежащими удовлетворению.
Суд кассационной инстанции считает, что данные выводы арбитражных судов сделаны без учета требований закона и оценки ряда обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
В соответствии со ст. ст. 15, 71, 168, 169, 170 АПК РФ принимаемое арбитражным судом решение должно быть законным, обоснованным, мотивированным, основанным на результатах оценки полученных по делу доказательств.
Суд кассационной инстанции считает, что принятые судебные акты не соответствуют вышеназванным нормам права, так как приняты без учета и оценки всех фактических обстоятельств по делу.
В соответствии с п. 4.10 договора N 644 на снабжение электрической энергией при снабжении через электросети покупателя других абонентов гарантирующего поставщика, покупатель снимает (принимает участие в снятии) показаний приборов расчетного учета таких абонентов на 00 часов 1 числа месяца, следующего за расчетным, с составлением акта почасовой детализацией.
Указанный акт, подписанный уполномоченными представителями покупателя и абонентов и заверенный печатями, передается в соответствующее подразделение гарантирующего поставщика не позднее 3 числа месяца, следующего за расчетным
При непредоставлении либо несвоевременном предоставлении указанных актов, а также в случае ненадлежащего их оформления, расход электроэнергии по другим абонентам относится на покупателя.
Вопросы обслуживания учета электроэнергии между покупателем и такими абонентами урегулируются ими самостоятельно, без участия гарантирующего поставщика.
1 ноября 2009 г. между ОАО "ТСК" и ООО "СТИГР-3" заключено дополнительное соглашение к договору на снабжение электрической энергией N 644 от 26.11.2007 г. об изменении п. 4.10 договора, которое действует с момента его подписания.
В силу указанного дополнительного соглашения при электроснабжении через электросети Покупателя иных покупателей гарантирующего поставщика, покупатель снимает показания приборов расчетного учета таких покупателей на 00 часов 1 числа месяца, следующего за расчетным, с составлением актов снятия показаний расчетных приборов учета.
Указанные акты, подписанные уполномоченными представителями покупателя и иных покупателей гарантирующего поставщика и заверенные их печатями, передаются в соответствующее подразделение гарантирующего поставщика не позднее 3 числа месяца, следующего за расчетным.
Снятие показаний прибора учета N 0711170401040086, определяющего объем полезного отпуска электрической энергии для жилого фонда, производится покупателем в присутствии представителя гарантирующего поставщика и фиксируется в акте снятия показаний прибора учета, подписываемом уполномоченными представителями покупателя и гарантирующего поставщика и заверяемом их печатями. Покупатель ежемесячно направляет гарантирующему поставщику уведомление о предстоящим снятии показаний указанного прибора учета способом, подтверждающим его получение не позднее, чем за 2 рабочих дня до его проведения. При неявке представителей гарантирующего поставщика для снятия показаний указанного прибора расчетного учета, покупатель производит снятие показаний самостоятельно, фиксирует их в акте, удостоверяет подписью уполномоченного лица и печатью и предоставляет один экземпляр гарантирующему поставщику не позднее 3 числа месяца, следующего за расчетным.
При не предоставлении либо несвоевременном представлении указанных актов, расход электроэнергии по иным покупателям гарантирующего поставщика относится на покупателя.
Вопросы обслуживания учета электроэнергии между покупателем и такими абонентами урегулируются ими самостоятельно, без участия гарантирующего поставщика.
Ссылаясь на указанный пункт договора на снабжение электрической энергией N 644 от 26.11.2007 г. суды и сделали вывод о принятии на себя ответчиком обязанности по оплате электроэнергии, потребленной жилым фондом.
При этом суды не учли и не дали правовой оценки следующим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг.
Согласно п. 3 указанных Правил под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. При этом исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В свою очередь, в указанных Правилах под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
В соответствии с п. 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю (гражданину) в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Между тем, в ходе рассмотрения спора суды не выясняли, может ли в настоящем случае ответчик иметь статус исполнителя и имеет ли он его, а также не выясняли, может ли быть в этой связи на ответчика возложена обязанность по оплате электроэнергии, потребленной жилыми домами по ул. Ленина N N 39, 41, 43, 43а и по ул. Привокзальная N 60.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии с п. 88 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. N 530 (далее - Правила N 530) собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
При этом, в п. 88 Правил N 530 отмечено, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, а также собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в соответствии с настоящими Правилами и жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Правил N 307 при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
При непосредственном управлении многоквартирным домом исполнитель коммунальных услуг отсутствует, так как граждане напрямую заключают договоры с ресурсоснабжающими организациями и именно они отвечают за качество подачи коммунального ресурса.
При этом согласно п. 64 Правил N 530 действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме.
Как следует из материалов дела, в них представлены квитанции физических лиц об уплате ими ОАО "ТСК" за потребленную электроэнергию (т. 1 л.д. 88 - 93).
В настоящем случае, гарантирующий поставщик, по сути, предъявляет ответчику оплату за электроэнергию, потребленную гражданами многоквартирных домов, которые осуществляют расчет непосредственно с гарантирующим поставщиком.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчик заключал с жителями спорного жилого фонда договор на его обслуживание, а также доказательства того, что он выбирался ими в качестве управляющей компании-исполнителя.
В этой связи, арбитражному суду при новом рассмотрении спора надлежит выяснить вопрос о том, кто фактически исполнял функции организации, управляющей спорным жилым фондом и обоснованно ли на ответчика возлагается обязанность по оплате электроэнергии, приходящейся на жилой фонд, поскольку выяснение данных вопросов имеет существенное значение для правильного разрешения спора.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, в упомянутой норме имеется прямое указание на приобретение электроэнергии исполнителем коммунальных услуг по тарифам, установленным для населения.
Вместе с тем, суд при разрешении спора не выяснил вопроса о том, какой тариф подлежит применению, и каким руководствовался истец при расчете цены иска.
Таким образом, вывод судов о правильности расчета, произведенного истцом, является недостаточно обоснованным.
Согласно имеющихся в материалах дела писем ответчика он просил разрешить вопрос об оплате за расход электроэнергии, приходящейся на жилой фонд, находившийся на обслуживании МУП ЖКХ "Болоховское", которое является банкротом. Также в письмах в адрес истца ответчик просил произвести перерасчет за электроэнергию, потребленную с октября 2009 годов, из представленных на оплату истцом счетов-фактур надлежит вычесть неоплаченный жилыми фондом и местами общего пользования по 5 домам, поскольку жилой фонд - прямые абоненты истца и не являются абонентами ответчика.
Однако указанные обстоятельства не получили надлежащей оценки судов.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о доказанности истцом размера оказанных им услуг по энергоснабжению, а также размера задолженности, является преждевременным и сделан без полного установления имеющих значение для дела обстоятельств и оценки представленных доказательств.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение, в процессе которого суду надлежит устранить отмеченные недостатки, дать надлежащую оценку доводам сторон и доказательствам, представляемым ими в обоснование своих доводов достоверно установить размер заявленных требований и, правильно применив нормы действующего законодательства, разрешить спор.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 02.08.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2010 по делу N А68-2272/10 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)