Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Кухаря В.Ф. и Рогальского С.В., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго" - Капусты В.В. (доверенность от 30.12.2011), Стукало В.А. (доверенность от 03.02.2012), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Западное", извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Западное" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2011 (судья Илюшин Р.Р.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 (судьи Баранова Ю.И., Ванин В.В., Пономарева И.В.) по делу N А53-12202/2011, установил следующее.
ОАО "Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Управляющая компания "Западное" (далее - компания) о взыскании 4 959 489 рублей 31 копейки задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной с января по май 2011 года (уточненные требования).
Решением от 26.10.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.12.2011, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы доказанностью неоплаты ответчиком теплоснабжения, объем которого в связи с отсутствием приборов учета рассчитан по нормативам потребления граждан.
В кассационной жалобе компания просит отменить решение и постановление апелляционного суда, направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, истец неправомерно предъявил к оплате объем теплоснабжения, стоимость которого рассчитана по нормативам потребления, установленных для граждан, поскольку в пункте 4.6 договора стороны предусмотрели возможность определения объема теплоснабжения по показаниям приборов учета тепловой энергии общества. Этот объем потребления подтверждается подписанными сторонами актами и не оспаривается ими, а порядок расчетов не противоречит закону. Суды не учли, что общество ежемесячно начисляет плату за горячее водоснабжение граждан по индивидуальным приборам учета. Компания приобретает тепловой ресурс не для перепродажи, а для предоставления гражданам коммунальных услуг, поэтому его стоимость для управляющей компании не может быть больше, чем для граждан. Применение нормативов потребления приведет к неосновательному обогащению истца.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся доказательствам и сложившейся практике по рассмотрении аналогичных споров. При отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в соответствии с действующим законодательством в расчетах сторон следует применять нормативы потребления. Расчет по приборам учета, находящимся у общества, невозможен, поскольку противоречит действующему законодательству и приведет к необоснованному изменению границы балансовой принадлежности.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы, изложенные в отзыве.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, общество (поставщик) и компания (потребитель) заключили договор теплоснабжения от 10.08.2010 N 383 (с учетом протокола разногласий), по условиям которого поставщик обязуется подавать тепловую энергию в точку поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и присоединенной тепловой сети теплоснабжающей или теплосетевой организации. Потребитель обязуется принять и оплатить принятую тепловую энергию, а также обеспечить учет потребляемой тепловой энергии и соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления по каждому объекту, обеспечить безопасную эксплуатацию находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии. В соответствии с пунктом 4.6 договора при наличии узла учета на источнике тепловой энергии поставщика и при отсутствии, либо выходе из строя прибора учета у потребителя количество тепловой энергии определяется поставщиком и принимается к оплате потребителем на основании показаний приборов учета тепловой энергии котельной, рассчитанной в соответствии с разделом 6 Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105.
В объем фактически принятой потребителем тепловой энергии по каждому объекту включаются тепловые потери теплосети потребителя от точки поставки до места установки приборов учета, а при отсутствии приборов учета - тепловые потери на наружных тепловых сетях потребителя в пределах границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, определяемые поставщиком расчетным путем. Результаты расчетов вручаются потребителю при согласовании акта поставки. Результаты расчетов полученной потребителем тепловой энергии, выполненных поставщиком, отражаются в акте поставки тепловой энергии и предоставляются потребителю при согласовании акта поставки в срок до 1-го рабочего дня месяца, следующего за расчетным (пункты 4.9 и 4.10 договора).
Объем поставленной с января по май 2011 года тепловой энергии отражен в актах от 31.01.2011 N 00000094, от 28.02.2011 N 00000593, от 31.03.2011 N 0000096, от 30.04.2011 N 00001410, от 31.05.2011 N 00001745, подписанных сторонами. Общество начислило компании плату за указанный период исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. По смыслу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями лицам.
В данном случае управляющая компания является исполнителем коммунальных услуг для собственников многоквартирных домов и абонентом общества.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Суды установили отсутствие общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика. Названное обстоятельство стороны не оспаривают.
Статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 541 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правила N 307 предусматривают определение количества тепловой энергии и горячего теплоснабжения, потребляемое многоквартирным жилым домом, по прибору учета. При отсутствии коллективного прибора учета объем отпущенной тепловой энергии и горячего водоснабжения такому дому должен определяться на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов (пункт 19 Правил N 307).
В силу пункта 4 статьи 154, пункта 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действующее правовое регулирование отношений по теплоснабжению, горячему водоснабжению допускает учет фактического потребления многоквартирными домами тепловой энергии одним из двух способов: либо по показаниям общедомовых (коллективных) приборов учета, либо для отопления - расчетным путем исходя из общей площади жилого дома, утвержденных нормативов потребления тепловой энергии на отопление и тарифов на тепловую энергию, для горячего водоснабжения - расчетным путем исходя из количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом доме, утвержденных нормативов потребления и тарифов на горячее водоснабжение.
В связи с отсутствием общедомовых приборов учета общество определило стоимость потребленного компанией ресурса расчетным путем в соответствии с пунктами 15, 19, приложением N 2 Правил N 307.
Доводы компании о том, что пунктом 4.6 договора стороны предусмотрели возможность применения в расчетах узлов учета тепловой энергии общества, несостоятельны. В силу пунктов 1, 4 и 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным договором. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Из приведенных положений о публичном договоре, пункта 8 Правил N 307 следует, что согласованный сторонами в пункте 4.6 договора метод определения количества поставленной тепловой энергии при отсутствии общедомовых (коллективных) приборов учета, не соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам N 307. Вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии общедомовых (коллективных) приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.
Доводы компании надлежит отклонить как противоречащие действующему законодательству и сложившейся практике по рассмотрению аналогичных споров (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09 и 15.07.2010 N 2380/10).
Суды проверили расчет суммы задолженности и признали его верным, ответчик расчет не оспорил, контррасчет не представил.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск.
Основания для изменения или отмены решения и постановления апелляционного суда, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 по делу N А53-12202/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 12.04.2012 ПО ДЕЛУ N А53-12202/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2012 г. по делу N А53-12202/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Кухаря В.Ф. и Рогальского С.В., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго" - Капусты В.В. (доверенность от 30.12.2011), Стукало В.А. (доверенность от 03.02.2012), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Западное", извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Западное" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2011 (судья Илюшин Р.Р.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 (судьи Баранова Ю.И., Ванин В.В., Пономарева И.В.) по делу N А53-12202/2011, установил следующее.
ОАО "Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Управляющая компания "Западное" (далее - компания) о взыскании 4 959 489 рублей 31 копейки задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной с января по май 2011 года (уточненные требования).
Решением от 26.10.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.12.2011, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы доказанностью неоплаты ответчиком теплоснабжения, объем которого в связи с отсутствием приборов учета рассчитан по нормативам потребления граждан.
В кассационной жалобе компания просит отменить решение и постановление апелляционного суда, направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, истец неправомерно предъявил к оплате объем теплоснабжения, стоимость которого рассчитана по нормативам потребления, установленных для граждан, поскольку в пункте 4.6 договора стороны предусмотрели возможность определения объема теплоснабжения по показаниям приборов учета тепловой энергии общества. Этот объем потребления подтверждается подписанными сторонами актами и не оспаривается ими, а порядок расчетов не противоречит закону. Суды не учли, что общество ежемесячно начисляет плату за горячее водоснабжение граждан по индивидуальным приборам учета. Компания приобретает тепловой ресурс не для перепродажи, а для предоставления гражданам коммунальных услуг, поэтому его стоимость для управляющей компании не может быть больше, чем для граждан. Применение нормативов потребления приведет к неосновательному обогащению истца.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся доказательствам и сложившейся практике по рассмотрении аналогичных споров. При отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в соответствии с действующим законодательством в расчетах сторон следует применять нормативы потребления. Расчет по приборам учета, находящимся у общества, невозможен, поскольку противоречит действующему законодательству и приведет к необоснованному изменению границы балансовой принадлежности.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы, изложенные в отзыве.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, общество (поставщик) и компания (потребитель) заключили договор теплоснабжения от 10.08.2010 N 383 (с учетом протокола разногласий), по условиям которого поставщик обязуется подавать тепловую энергию в точку поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и присоединенной тепловой сети теплоснабжающей или теплосетевой организации. Потребитель обязуется принять и оплатить принятую тепловую энергию, а также обеспечить учет потребляемой тепловой энергии и соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления по каждому объекту, обеспечить безопасную эксплуатацию находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии. В соответствии с пунктом 4.6 договора при наличии узла учета на источнике тепловой энергии поставщика и при отсутствии, либо выходе из строя прибора учета у потребителя количество тепловой энергии определяется поставщиком и принимается к оплате потребителем на основании показаний приборов учета тепловой энергии котельной, рассчитанной в соответствии с разделом 6 Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105.
В объем фактически принятой потребителем тепловой энергии по каждому объекту включаются тепловые потери теплосети потребителя от точки поставки до места установки приборов учета, а при отсутствии приборов учета - тепловые потери на наружных тепловых сетях потребителя в пределах границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, определяемые поставщиком расчетным путем. Результаты расчетов вручаются потребителю при согласовании акта поставки. Результаты расчетов полученной потребителем тепловой энергии, выполненных поставщиком, отражаются в акте поставки тепловой энергии и предоставляются потребителю при согласовании акта поставки в срок до 1-го рабочего дня месяца, следующего за расчетным (пункты 4.9 и 4.10 договора).
Объем поставленной с января по май 2011 года тепловой энергии отражен в актах от 31.01.2011 N 00000094, от 28.02.2011 N 00000593, от 31.03.2011 N 0000096, от 30.04.2011 N 00001410, от 31.05.2011 N 00001745, подписанных сторонами. Общество начислило компании плату за указанный период исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. По смыслу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями лицам.
В данном случае управляющая компания является исполнителем коммунальных услуг для собственников многоквартирных домов и абонентом общества.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Суды установили отсутствие общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика. Названное обстоятельство стороны не оспаривают.
Статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 541 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правила N 307 предусматривают определение количества тепловой энергии и горячего теплоснабжения, потребляемое многоквартирным жилым домом, по прибору учета. При отсутствии коллективного прибора учета объем отпущенной тепловой энергии и горячего водоснабжения такому дому должен определяться на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов (пункт 19 Правил N 307).
В силу пункта 4 статьи 154, пункта 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действующее правовое регулирование отношений по теплоснабжению, горячему водоснабжению допускает учет фактического потребления многоквартирными домами тепловой энергии одним из двух способов: либо по показаниям общедомовых (коллективных) приборов учета, либо для отопления - расчетным путем исходя из общей площади жилого дома, утвержденных нормативов потребления тепловой энергии на отопление и тарифов на тепловую энергию, для горячего водоснабжения - расчетным путем исходя из количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом доме, утвержденных нормативов потребления и тарифов на горячее водоснабжение.
В связи с отсутствием общедомовых приборов учета общество определило стоимость потребленного компанией ресурса расчетным путем в соответствии с пунктами 15, 19, приложением N 2 Правил N 307.
Доводы компании о том, что пунктом 4.6 договора стороны предусмотрели возможность применения в расчетах узлов учета тепловой энергии общества, несостоятельны. В силу пунктов 1, 4 и 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным договором. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Из приведенных положений о публичном договоре, пункта 8 Правил N 307 следует, что согласованный сторонами в пункте 4.6 договора метод определения количества поставленной тепловой энергии при отсутствии общедомовых (коллективных) приборов учета, не соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам N 307. Вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии общедомовых (коллективных) приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.
Доводы компании надлежит отклонить как противоречащие действующему законодательству и сложившейся практике по рассмотрению аналогичных споров (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09 и 15.07.2010 N 2380/10).
Суды проверили расчет суммы задолженности и признали его верным, ответчик расчет не оспорил, контррасчет не представил.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск.
Основания для изменения или отмены решения и постановления апелляционного суда, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 по делу N А53-12202/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.В.ЛЕОНОВА
О.В.ЛЕОНОВА
Судьи
В.Ф.КУХАРЬ
С.В.РОГАЛЬСКИЙ
В.Ф.КУХАРЬ
С.В.РОГАЛЬСКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)