Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
20 октября 2005 г. Дело N А19-12032/05-53
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Рукавишниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания,
при участии в заседании:
от истца: Железняк Е.А., представителя (по дов. N 32-2 от 01.06.2005, паспорт 25 03 842249), Шипкова А.Н., представителя (по дов. N 32-1 от 25.04.2005, паспорт 76 00 424497),
от ответчика (ИО): Клеофастова Б.П., представителя (по дов. N 08-35/147 от 29.08.2005, удостоверение N 33), Фоминой Б.И., представителя (по дов. N 112 от 16.05.2005),
от третьих лиц: ГУСЗН - Караваевой Е.А., представителя (по дов. N 09-2320 от 12.04.2005, удостоверение N 217), ДСЗН - Портнягиной А.Ю., представителя (по дов. N 225-74-203/5 от 15.04.2005, удост. N 93), ВКХ - Новгородовой И.Б., представителя (по дов. N 859 от 14.06.2004, паспорт 25 03 590620), ООО "Петр и компания" - Францевой И.Г., представителя (по дов. N 219 от 12.10.2005, паспорт 25 03 349778), ОАО "Сибирьтелеком" - Рютиной Е.И., представителя (по дов. N 16 от 28.04.2005, удостоверение N 656), ОАО "Иркутскэнерго" - Ушаковой О.П., представителя (по дов. N 4662 от 27.09.2005, паспорт 25 98 167093),
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ЖСК N 32 к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (третьи лица: ОАО "Иркутскэнерго", ООО "Петр и компания", ОАО "Сибирьтелеком", МУП "ПУ ВКХ", Главное управление социальной защиты населения Иркутской области, Департамент социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска) о взыскании 270316 руб. 75 коп.,
в судебном заседании объявлялся перерыв с 06.10.2005 по 13.10.2005,
УСТАНОВИЛ:
иск заявлен к Иркутской области в лице ГФУ Иркутской области о взыскании убытков, причиненных невозмещением расходов по предоставлению льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах" за 2002, 2003, 2004 годы в размере 241634 руб. 8 коп., к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании убытков, причиненных невозмещением расходов по предоставлению льгот в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за 4 квартал 2004 г. в размере 28682 руб. 67 коп., в соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" за 4 квартал 2004 г. в размере 5413 руб. 38 коп.
В процессе рассмотрения дела истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличил исковые требования о взыскании убытков, причиненных невозмещением расходов по предоставлению льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах", до 250970 руб. 14 коп., включив задолженность по компенсации льгот на оплату услуг следующих поставщиков: Иркутское МУП водопроводно-канализационного хозяйства в размере 7654 руб. 50 коп., ООО "Петр и компания" в размере 1681 руб. 56 коп.
Заявленное увеличение принято судом.
Определением арбитражного суда от 13.10.2005 требование истца, заявленное к муниципальному образованию "Город Иркутск" и Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, о взыскании убытков, причиненных невозмещением расходов по предоставлению льгот в соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" за 4 квартал 2004 г. в размере 5413 руб. 38 коп., выделено в отдельное производство.
Суд рассматривает иск к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области в части требования о взыскании убытков, причиненных невозмещением расходов по предоставлению льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Ответчик - Иркутская область - иск не признал, представил документы, подтверждающие исполнение областного бюджета в пределах лимитов бюджетных средств, рассчитанных в соответствии с действующим законодательством. Полагает, что правовые основания для взыскания истребуемых истцом денежных средств по Федеральному закону "О ветеранах" отсутствуют; заявил об истечении срока исковой давности для предъявления исковых требований о взыскании убытков за период с 13.03.2002 по 18.05.2002. Кроме того, указал, что ответчиком неправомерно включена в задолженность по возмещению предоставленных льгот задолженность перед фирмой "Энергосбыт" ОАО "Иркутскэнерго" и ОАО "Сибирьтелеком" в размере 25286 руб. 73 коп.
Ответчик - Российская Федерация - иск не признал, указал, что все предусмотренные федеральным бюджетом денежные средства перечислены получателям. Полагает, что правовые основания для взыскания истребуемых истцом денежных средств по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в РФ" отсутствуют.
Третье лицо - Главное управление социальной защиты населения Иркутской области - в судебном заседании пояснило, что для проверки обоснованности взыскиваемой истцом суммы провело проверку фактических затрат по реализации Федерального закона "О ветеранах" в части возмещения понесенных расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг, в ходе которой установлено, что истцом излишне предъявлены требования в сумме 25286 руб. 73 коп. (задолженность перед фирмой "Энергосбыт" ОАО "Иркутскэнерго" и ОАО "Сибирьтелеком"), фактическая сумма к возмещению составляет 216347 руб. 35 коп.
Третье лицо - МУП водопроводно-канализационного хозяйства - в отзыве на иск пояснило, что в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах" по оплате за холодную воду и водоотведение гражданам, проживающим в домах ЖСК N 32, за период 1, 2, 3 кварталов 2004 г. получило 24003 руб. За 4 квартал 2004 г. денежных средств в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", МУП водопроводно-канализационного хозяйства из бюджета не получало.
Третье лицо - ОАО "Иркутскэнерго" - пояснило, что договор с Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска о возмещении расходов от предоставления льгот на оплату коммунальных услуг гражданам, проживающим в ЖСК, ЖК и ТСЖ, не заключало; при этом указало, что по договорам энергоснабжения, заключенным с ЖСК и ТСЖ, последние должны производить оплату за использованные энергоресурсы в полном объеме без учета предоставления льгот гражданам, проживающим в домах указанных организаций.
Третьи лица - ОАО "Сибирьтелеком" и ООО "Петр и компания" - письменный отзыв на иск не представили, в судебном заседании пояснили, что в заявленный истцом период возмещений из бюджета по оплате предоставленных услуг ветеранам не получали; ЖСК N 32 произвел оплату предоставленных ветеранам услуг в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон и третьих лиц, арбитражный суд установил следующее.
ЖСК N 32 в 2002 - 2004 гг. при осуществлении своей деятельности во исполнение Федерального закона "О ветеранах", Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставлял льготы по оплате жилья и коммунальных услуг лицам, имеющим право на льготное обеспечение.
Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот на основании Федерального закона "О ветеранах", Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не были возмещены в полном объеме, в связи с чем истец требует взыскания убытков в размере 250970 руб. 14 коп. с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, 28682 руб. 67 коп. - с Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации.
В подтверждение факта причинения убытков и их размера истец представил расчет суммы иска; акты сверки расчетов по предоставленным льготам на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", подписанные истцом и Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска; списки лиц-льготополучателей с указанием фамилии, имени, отчества, документа, на основании которого была предоставлена льгота, места проживания.
Согласно справке Главного управления социальной защиты населения Иркутской области от 28.07.2005, в соответствии с результатами проведенной проверки установлено, что все представленные по спискам льготополучатели найдены в базе данных Главного управления социальной защиты населения Иркутской области; тарифы на жилищно-коммунальные услуги за заявленный период согласованы с отделом цен г. Иркутска; вместе с тем указано, что суммы затрат в размере 25286 руб. 73 коп. (задолженность перед фирмой "Энергосбыт" ОАО "Иркутскэнерго" и ОАО "Сибирьтелеком") включены истцом необоснованно.
Суд, рассмотрев доводы ответчика и третьего лица (Главного управления социальной защиты населения Иркутской области) о необоснованности включения в состав расходов от предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" задолженности перед фирмой "Энергосбыт" ОАО "Иркутскэнерго" и ОАО "Сибирьтелеком" в размере 25286 руб. 73 коп., не находит их обоснованными по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Договор N 1128 от 10.12.2001 на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде, заключенный между ОАО "Иркутскэнерго" и ЖСК N 32; договор N 50036 от 23.10.2003 на оказание услуг, заключенный между ЖСК N 32 и ОАО "Сибирьтелеком"; договор N 826 от 12.01.2001 на отпуск воды и прием сточных вод, заключенный между ЖСК N 32 и МУП водопроводно-канализационного хозяйства; договор N П2005-0245 от 01.01.2005 о предоставлении услуг на вывоз твердых бытовых отходов, заключенный ЖСК N 32 и ООО "Петр и компания", не содержат льготных условий оплаты. Расчеты по указанным договорам осуществлялись истцом в полном объеме без учета предоставленных в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" льгот. Данный факт подтвержден материалами дела и третьими лицами (ОАО "Иркутскэнерго", ОАО "Сибирьтелеком", МУП водопроводно-канализационного хозяйства, ООО "Петр и компания") не оспаривается.
Поскольку реальные расходы от предоставления гражданам льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах" понес ЖСК N 32, то и возмещение убытков, возникших от предоставления указанных льгот, должно быть произведено именно ЖСК N 32.
Ссылки ответчика - Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области и третьего лица - Главного управления социальной защиты населения Иркутской области на отсутствие в силу п. 2.1.2 Порядка возмещения расходов на реализацию отдельных льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденного постановлением губернатора Иркутской области от 13.04.2004 N 219-п, обязанности возмещения расходов истцу как организации, оказывающей услуги, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку названный Порядок, предусматривающий обязанность органа, исполняющего местный бюджет, возмещать расходы на льготные услуги ЖКХ при проживании ветеранов в домах ЖСК организациям, поставщикам услуг, в действительности не был соблюден, необходимые денежные средства поставщикам услуг перечислены не были. Фактические расходы от предоставления льгот понес истец.
Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности для предъявления требований о взыскании убытков за период с 13.03.2002 по 18.05.2002 также не нашел своего подтверждения, поскольку, согласно расчету истца и представленным в дело документам, задолженность сложилась за период начиная с 3 квартала 2002 г. (с июля 2002 г.).
Исковое заявление ЖСК N 32 о взыскании убытков, причиненных невозмещением расходов по предоставлению льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах", поступило в суд 16.05.2005. Таким образом, предусмотренный ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не истек.
Размер и стоимость оказанных за заявленный период услуг ветеранам и инвалидам, а также размер не возмещенных истцу расходов от предоставления льгот, предусмотренных Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ", в судебном заседании подтверждены надлежащими доказательствами. Ответчики, оспаривая иск, доказательств, подтверждающих иную стоимость оказанных услуг, не представили.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Вместе с тем государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан. Федеральным законом "О ветеранах" установлено, что ветераны войны и труда имеют льготы по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления). Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг, порядок предоставления которых определяется Правительством РФ.
Следуя предписаниям закона, истец оказал услуги данным категориям граждан по заниженной цене, в связи с чем понес определенные расходы.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца. В этой части материальные потери являются для истца убытками.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральный закон "О ветеранах" не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" также не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
Истец документально подтвердил расходы от предоставления льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", на сумму 250970 руб. 14 коп.
Согласно ст. 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию установленных для ветеранов льгот возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом расходы на оплату коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 10 Закона).
На территории Иркутской области в соответствии со ст. 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации образование и расходование денежных средств осуществляется на основании закона субъекта.
Законом Иркутской области от 28.12.2001 N 26/72-оз "Об областном бюджете на 2002 г.", Законом Иркутской области от 28.12.2002 N 65-оз "Об областном бюджете на 2003 г.", Законом Иркутской области от 24.12.2003 N 74-оз "Об областном бюджете на 2004 г." установлено, что в 2002 - 2004 гг. из Фонда компенсаций субсидии на реализацию Федерального закона "О ветеранах" предоставляются за счет средств областного бюджета. Утвержденный объем субсидий, выделенных муниципальному образованию "Город Иркутск" из областного бюджета в 2002 г. на финансирование Федерального закона "О ветеранах", составил 107185 тыс. руб. (Закон Иркутской области "Об областном бюджете на 2002 г." от 28.12.2001 N 26/72-оз); объем субсидий, выделенных муниципальному образованию "Город Иркутск" из областного бюджета в 2003 г. на финансирование Федерального закона "О ветеранах", составил 118536 тыс. руб. (Закон Иркутской области от 28.12.2002 N 65-оз "Об областном бюджете на 2003 г."); объем субсидий, выделенных муниципальному образованию "Город Иркутск" из областного бюджета в 2004 г. на финансирование Федерального закона "О ветеранах", составил 115713 тыс. руб. (Закон Иркутской области от 24.12.2003 N 74-оз "Об областном бюджете на 2004 г.").
Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что муниципальным образованием "Город Иркутск" полученные суммы на исполнение Федерального закона "О ветеранах" распределены в полном объеме.
Выделенные из областного бюджета денежные средства в полном объеме не компенсировали материальные потери, полученные истцом в результате исполнения Федерального закона "О ветеранах" в части предоставления услуг категории граждан, имеющих право на льготную оплату жилья и коммунальных услуг.
Таким образом, в 2002 - 2004 годах в бюджете Иркутской области не была заложена необходимая для выплаты компенсации сумма. Невключение в план бюджета соответствующего года компенсационных выплат в достаточном размере не может служить основанием для освобождения от обязанности надлежащего исполнения законов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений. От имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статьи 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Уставом Иркутской области от 19.01.1995 (с последующими изменениями) установлена система органов исполнительной власти области во главе с администрацией - постоянно действующим высшим органом исполнительной власти области.
В соответствии со ст. 38 Устава к основным полномочиям администрации Иркутской области отнесено распоряжение средствами областного бюджета.
Статьей 17 Закона Иркутской области от 18.05.1996 N 33-оз "Об организации и деятельности администрации Иркутской области" (с последующими изменениями) установлено, что полномочия администрации в конкретных сферах управления осуществляются структурными подразделениями администрации, образование, реорганизация и ликвидация которых производятся постановлениями губернатора Иркутской области.
На основании постановления губернатора Иркутской области от 27.03.2002 N 233-п "Об утверждении Положения о Главном финансовом управлении Иркутской области" исполнительным органом области, осуществляющим управление областными финансами, является Главное финансовое управление области.
С учетом изложенного суд полагает, что денежные средства в размере 250970 руб. 14 коп., составляющие расходы от предоставления льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", подлежат взысканию с субъекта Российской Федерации - Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области.
Согласно представленным в материалы дела документам, расходы истца от предоставления льгот, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", в 4 квартале 2004 г. составили 28682 руб. 67 коп.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 (постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80 срок действия продлен на 2004 год) "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в РФ" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлены правила предоставления и расходования средств, выделяемых на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" из Фонда компенсаций.
Распределение средств Фонда компенсаций на 2004 г. установлено приложением N 14 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2004 год". Иркутской области на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" в Фонде компенсаций предусмотрена субвенция в размере 268540 тыс. руб. бюджету муниципального образования "Город Иркутск" перечислено 89197 тыс. руб.
Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что выделенные бюджетные средства были перечислены получателям полностью, однако не компенсировали реальные расходы, понесенные предприятиями при оказании жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, в 2004 г. в федеральном бюджете не была заложена необходимая для выплаты компенсации денежная сумма.
Доводы ответчика - Российской Федерации об исполнении своих обязанностей в пределах объема финансирования и лимита бюджетных обязательств суд не принимает во внимание, поскольку невключение в план бюджета соответствующего года компенсационных выплат в достаточном размере не может служить основанием для освобождения от обязанности надлежащего исполнения законов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В абзаце 1 п. 12 совместного постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 указано, что ответчиком по делам данной категории должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Согласно п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Пунктом 1 ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Состав государственной казны определен п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статье казну Российской Федерации составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Учитывая, что в результате ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" истец недополучил возмещение, а именно плату за оказанные услуги, требования истца о взыскании убытков в размере 28682 руб. 67 коп. подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчиков, однако ответчики от ее уплаты освобождены.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
исковые требования, заявленные к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области и к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, удовлетворить.
Взыскать с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу ЖСК N 32 250970 руб. 14 коп. расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О ветеранах".
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ЖСК N 32 28682 руб. 67 коп. расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20.10.2005, 13.10.2005 ПО ДЕЛУ N А19-12032/05-53
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
20 октября 2005 г. Дело N А19-12032/05-53
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Рукавишниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания,
при участии в заседании:
от истца: Железняк Е.А., представителя (по дов. N 32-2 от 01.06.2005, паспорт 25 03 842249), Шипкова А.Н., представителя (по дов. N 32-1 от 25.04.2005, паспорт 76 00 424497),
от ответчика (ИО): Клеофастова Б.П., представителя (по дов. N 08-35/147 от 29.08.2005, удостоверение N 33), Фоминой Б.И., представителя (по дов. N 112 от 16.05.2005),
от третьих лиц: ГУСЗН - Караваевой Е.А., представителя (по дов. N 09-2320 от 12.04.2005, удостоверение N 217), ДСЗН - Портнягиной А.Ю., представителя (по дов. N 225-74-203/5 от 15.04.2005, удост. N 93), ВКХ - Новгородовой И.Б., представителя (по дов. N 859 от 14.06.2004, паспорт 25 03 590620), ООО "Петр и компания" - Францевой И.Г., представителя (по дов. N 219 от 12.10.2005, паспорт 25 03 349778), ОАО "Сибирьтелеком" - Рютиной Е.И., представителя (по дов. N 16 от 28.04.2005, удостоверение N 656), ОАО "Иркутскэнерго" - Ушаковой О.П., представителя (по дов. N 4662 от 27.09.2005, паспорт 25 98 167093),
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ЖСК N 32 к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (третьи лица: ОАО "Иркутскэнерго", ООО "Петр и компания", ОАО "Сибирьтелеком", МУП "ПУ ВКХ", Главное управление социальной защиты населения Иркутской области, Департамент социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска) о взыскании 270316 руб. 75 коп.,
в судебном заседании объявлялся перерыв с 06.10.2005 по 13.10.2005,
УСТАНОВИЛ:
иск заявлен к Иркутской области в лице ГФУ Иркутской области о взыскании убытков, причиненных невозмещением расходов по предоставлению льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах" за 2002, 2003, 2004 годы в размере 241634 руб. 8 коп., к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании убытков, причиненных невозмещением расходов по предоставлению льгот в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за 4 квартал 2004 г. в размере 28682 руб. 67 коп., в соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" за 4 квартал 2004 г. в размере 5413 руб. 38 коп.
В процессе рассмотрения дела истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличил исковые требования о взыскании убытков, причиненных невозмещением расходов по предоставлению льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах", до 250970 руб. 14 коп., включив задолженность по компенсации льгот на оплату услуг следующих поставщиков: Иркутское МУП водопроводно-канализационного хозяйства в размере 7654 руб. 50 коп., ООО "Петр и компания" в размере 1681 руб. 56 коп.
Заявленное увеличение принято судом.
Определением арбитражного суда от 13.10.2005 требование истца, заявленное к муниципальному образованию "Город Иркутск" и Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, о взыскании убытков, причиненных невозмещением расходов по предоставлению льгот в соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" за 4 квартал 2004 г. в размере 5413 руб. 38 коп., выделено в отдельное производство.
Суд рассматривает иск к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области в части требования о взыскании убытков, причиненных невозмещением расходов по предоставлению льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Ответчик - Иркутская область - иск не признал, представил документы, подтверждающие исполнение областного бюджета в пределах лимитов бюджетных средств, рассчитанных в соответствии с действующим законодательством. Полагает, что правовые основания для взыскания истребуемых истцом денежных средств по Федеральному закону "О ветеранах" отсутствуют; заявил об истечении срока исковой давности для предъявления исковых требований о взыскании убытков за период с 13.03.2002 по 18.05.2002. Кроме того, указал, что ответчиком неправомерно включена в задолженность по возмещению предоставленных льгот задолженность перед фирмой "Энергосбыт" ОАО "Иркутскэнерго" и ОАО "Сибирьтелеком" в размере 25286 руб. 73 коп.
Ответчик - Российская Федерация - иск не признал, указал, что все предусмотренные федеральным бюджетом денежные средства перечислены получателям. Полагает, что правовые основания для взыскания истребуемых истцом денежных средств по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в РФ" отсутствуют.
Третье лицо - Главное управление социальной защиты населения Иркутской области - в судебном заседании пояснило, что для проверки обоснованности взыскиваемой истцом суммы провело проверку фактических затрат по реализации Федерального закона "О ветеранах" в части возмещения понесенных расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг, в ходе которой установлено, что истцом излишне предъявлены требования в сумме 25286 руб. 73 коп. (задолженность перед фирмой "Энергосбыт" ОАО "Иркутскэнерго" и ОАО "Сибирьтелеком"), фактическая сумма к возмещению составляет 216347 руб. 35 коп.
Третье лицо - МУП водопроводно-канализационного хозяйства - в отзыве на иск пояснило, что в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах" по оплате за холодную воду и водоотведение гражданам, проживающим в домах ЖСК N 32, за период 1, 2, 3 кварталов 2004 г. получило 24003 руб. За 4 квартал 2004 г. денежных средств в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", МУП водопроводно-канализационного хозяйства из бюджета не получало.
Третье лицо - ОАО "Иркутскэнерго" - пояснило, что договор с Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска о возмещении расходов от предоставления льгот на оплату коммунальных услуг гражданам, проживающим в ЖСК, ЖК и ТСЖ, не заключало; при этом указало, что по договорам энергоснабжения, заключенным с ЖСК и ТСЖ, последние должны производить оплату за использованные энергоресурсы в полном объеме без учета предоставления льгот гражданам, проживающим в домах указанных организаций.
Третьи лица - ОАО "Сибирьтелеком" и ООО "Петр и компания" - письменный отзыв на иск не представили, в судебном заседании пояснили, что в заявленный истцом период возмещений из бюджета по оплате предоставленных услуг ветеранам не получали; ЖСК N 32 произвел оплату предоставленных ветеранам услуг в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон и третьих лиц, арбитражный суд установил следующее.
ЖСК N 32 в 2002 - 2004 гг. при осуществлении своей деятельности во исполнение Федерального закона "О ветеранах", Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставлял льготы по оплате жилья и коммунальных услуг лицам, имеющим право на льготное обеспечение.
Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот на основании Федерального закона "О ветеранах", Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не были возмещены в полном объеме, в связи с чем истец требует взыскания убытков в размере 250970 руб. 14 коп. с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, 28682 руб. 67 коп. - с Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации.
В подтверждение факта причинения убытков и их размера истец представил расчет суммы иска; акты сверки расчетов по предоставленным льготам на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", подписанные истцом и Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска; списки лиц-льготополучателей с указанием фамилии, имени, отчества, документа, на основании которого была предоставлена льгота, места проживания.
Согласно справке Главного управления социальной защиты населения Иркутской области от 28.07.2005, в соответствии с результатами проведенной проверки установлено, что все представленные по спискам льготополучатели найдены в базе данных Главного управления социальной защиты населения Иркутской области; тарифы на жилищно-коммунальные услуги за заявленный период согласованы с отделом цен г. Иркутска; вместе с тем указано, что суммы затрат в размере 25286 руб. 73 коп. (задолженность перед фирмой "Энергосбыт" ОАО "Иркутскэнерго" и ОАО "Сибирьтелеком") включены истцом необоснованно.
Суд, рассмотрев доводы ответчика и третьего лица (Главного управления социальной защиты населения Иркутской области) о необоснованности включения в состав расходов от предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" задолженности перед фирмой "Энергосбыт" ОАО "Иркутскэнерго" и ОАО "Сибирьтелеком" в размере 25286 руб. 73 коп., не находит их обоснованными по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Договор N 1128 от 10.12.2001 на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде, заключенный между ОАО "Иркутскэнерго" и ЖСК N 32; договор N 50036 от 23.10.2003 на оказание услуг, заключенный между ЖСК N 32 и ОАО "Сибирьтелеком"; договор N 826 от 12.01.2001 на отпуск воды и прием сточных вод, заключенный между ЖСК N 32 и МУП водопроводно-канализационного хозяйства; договор N П2005-0245 от 01.01.2005 о предоставлении услуг на вывоз твердых бытовых отходов, заключенный ЖСК N 32 и ООО "Петр и компания", не содержат льготных условий оплаты. Расчеты по указанным договорам осуществлялись истцом в полном объеме без учета предоставленных в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" льгот. Данный факт подтвержден материалами дела и третьими лицами (ОАО "Иркутскэнерго", ОАО "Сибирьтелеком", МУП водопроводно-канализационного хозяйства, ООО "Петр и компания") не оспаривается.
Поскольку реальные расходы от предоставления гражданам льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах" понес ЖСК N 32, то и возмещение убытков, возникших от предоставления указанных льгот, должно быть произведено именно ЖСК N 32.
Ссылки ответчика - Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области и третьего лица - Главного управления социальной защиты населения Иркутской области на отсутствие в силу п. 2.1.2 Порядка возмещения расходов на реализацию отдельных льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденного постановлением губернатора Иркутской области от 13.04.2004 N 219-п, обязанности возмещения расходов истцу как организации, оказывающей услуги, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку названный Порядок, предусматривающий обязанность органа, исполняющего местный бюджет, возмещать расходы на льготные услуги ЖКХ при проживании ветеранов в домах ЖСК организациям, поставщикам услуг, в действительности не был соблюден, необходимые денежные средства поставщикам услуг перечислены не были. Фактические расходы от предоставления льгот понес истец.
Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности для предъявления требований о взыскании убытков за период с 13.03.2002 по 18.05.2002 также не нашел своего подтверждения, поскольку, согласно расчету истца и представленным в дело документам, задолженность сложилась за период начиная с 3 квартала 2002 г. (с июля 2002 г.).
Исковое заявление ЖСК N 32 о взыскании убытков, причиненных невозмещением расходов по предоставлению льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах", поступило в суд 16.05.2005. Таким образом, предусмотренный ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не истек.
Размер и стоимость оказанных за заявленный период услуг ветеранам и инвалидам, а также размер не возмещенных истцу расходов от предоставления льгот, предусмотренных Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ", в судебном заседании подтверждены надлежащими доказательствами. Ответчики, оспаривая иск, доказательств, подтверждающих иную стоимость оказанных услуг, не представили.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Вместе с тем государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан. Федеральным законом "О ветеранах" установлено, что ветераны войны и труда имеют льготы по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления). Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг, порядок предоставления которых определяется Правительством РФ.
Следуя предписаниям закона, истец оказал услуги данным категориям граждан по заниженной цене, в связи с чем понес определенные расходы.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца. В этой части материальные потери являются для истца убытками.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральный закон "О ветеранах" не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" также не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
Истец документально подтвердил расходы от предоставления льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", на сумму 250970 руб. 14 коп.
Согласно ст. 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию установленных для ветеранов льгот возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом расходы на оплату коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 10 Закона).
На территории Иркутской области в соответствии со ст. 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации образование и расходование денежных средств осуществляется на основании закона субъекта.
Законом Иркутской области от 28.12.2001 N 26/72-оз "Об областном бюджете на 2002 г.", Законом Иркутской области от 28.12.2002 N 65-оз "Об областном бюджете на 2003 г.", Законом Иркутской области от 24.12.2003 N 74-оз "Об областном бюджете на 2004 г." установлено, что в 2002 - 2004 гг. из Фонда компенсаций субсидии на реализацию Федерального закона "О ветеранах" предоставляются за счет средств областного бюджета. Утвержденный объем субсидий, выделенных муниципальному образованию "Город Иркутск" из областного бюджета в 2002 г. на финансирование Федерального закона "О ветеранах", составил 107185 тыс. руб. (Закон Иркутской области "Об областном бюджете на 2002 г." от 28.12.2001 N 26/72-оз); объем субсидий, выделенных муниципальному образованию "Город Иркутск" из областного бюджета в 2003 г. на финансирование Федерального закона "О ветеранах", составил 118536 тыс. руб. (Закон Иркутской области от 28.12.2002 N 65-оз "Об областном бюджете на 2003 г."); объем субсидий, выделенных муниципальному образованию "Город Иркутск" из областного бюджета в 2004 г. на финансирование Федерального закона "О ветеранах", составил 115713 тыс. руб. (Закон Иркутской области от 24.12.2003 N 74-оз "Об областном бюджете на 2004 г.").
Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что муниципальным образованием "Город Иркутск" полученные суммы на исполнение Федерального закона "О ветеранах" распределены в полном объеме.
Выделенные из областного бюджета денежные средства в полном объеме не компенсировали материальные потери, полученные истцом в результате исполнения Федерального закона "О ветеранах" в части предоставления услуг категории граждан, имеющих право на льготную оплату жилья и коммунальных услуг.
Таким образом, в 2002 - 2004 годах в бюджете Иркутской области не была заложена необходимая для выплаты компенсации сумма. Невключение в план бюджета соответствующего года компенсационных выплат в достаточном размере не может служить основанием для освобождения от обязанности надлежащего исполнения законов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений. От имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статьи 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Уставом Иркутской области от 19.01.1995 (с последующими изменениями) установлена система органов исполнительной власти области во главе с администрацией - постоянно действующим высшим органом исполнительной власти области.
В соответствии со ст. 38 Устава к основным полномочиям администрации Иркутской области отнесено распоряжение средствами областного бюджета.
Статьей 17 Закона Иркутской области от 18.05.1996 N 33-оз "Об организации и деятельности администрации Иркутской области" (с последующими изменениями) установлено, что полномочия администрации в конкретных сферах управления осуществляются структурными подразделениями администрации, образование, реорганизация и ликвидация которых производятся постановлениями губернатора Иркутской области.
На основании постановления губернатора Иркутской области от 27.03.2002 N 233-п "Об утверждении Положения о Главном финансовом управлении Иркутской области" исполнительным органом области, осуществляющим управление областными финансами, является Главное финансовое управление области.
С учетом изложенного суд полагает, что денежные средства в размере 250970 руб. 14 коп., составляющие расходы от предоставления льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", подлежат взысканию с субъекта Российской Федерации - Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области.
Согласно представленным в материалы дела документам, расходы истца от предоставления льгот, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", в 4 квартале 2004 г. составили 28682 руб. 67 коп.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 (постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80 срок действия продлен на 2004 год) "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в РФ" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлены правила предоставления и расходования средств, выделяемых на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" из Фонда компенсаций.
Распределение средств Фонда компенсаций на 2004 г. установлено приложением N 14 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2004 год". Иркутской области на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" в Фонде компенсаций предусмотрена субвенция в размере 268540 тыс. руб. бюджету муниципального образования "Город Иркутск" перечислено 89197 тыс. руб.
Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что выделенные бюджетные средства были перечислены получателям полностью, однако не компенсировали реальные расходы, понесенные предприятиями при оказании жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, в 2004 г. в федеральном бюджете не была заложена необходимая для выплаты компенсации денежная сумма.
Доводы ответчика - Российской Федерации об исполнении своих обязанностей в пределах объема финансирования и лимита бюджетных обязательств суд не принимает во внимание, поскольку невключение в план бюджета соответствующего года компенсационных выплат в достаточном размере не может служить основанием для освобождения от обязанности надлежащего исполнения законов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В абзаце 1 п. 12 совместного постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 указано, что ответчиком по делам данной категории должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Согласно п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Пунктом 1 ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Состав государственной казны определен п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статье казну Российской Федерации составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Учитывая, что в результате ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" истец недополучил возмещение, а именно плату за оказанные услуги, требования истца о взыскании убытков в размере 28682 руб. 67 коп. подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчиков, однако ответчики от ее уплаты освобождены.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
исковые требования, заявленные к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области и к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, удовлетворить.
Взыскать с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу ЖСК N 32 250970 руб. 14 коп. расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О ветеранах".
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ЖСК N 32 28682 руб. 67 коп. расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Е.В.РУКАВИШНИКОВА
Е.В.РУКАВИШНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)