Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области, г. Ульяновск, и Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис", г. Ульяновск
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.07.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2011
по делу N А72-2760/2011
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "ЛУЧ", г. Ульяновск (ИНН 732501328500, ОГРН 1067327005096) к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию "Городской теплосервис", г. Ульяновск (ИНН 7303009485, ОГРН 1027301171820) о взыскании неосновательного обогащения в размере 490 285 руб. 12 коп., с участием третьих лиц: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области, г. Ульяновск, Министерства экономики Ульяновской области, г. Ульяновск,
товарищество собственников жилья "ЛУЧ" (далее - ТСЖ "ЛУЧ", истец), обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию "Городской теплосервис" (далее - УМУП "Городской теплосервис", ответчик) о взыскании 490 285 руб. 12 коп. неосновательного обогащения в виде необоснованно предъявленной ответчиком и уплаченной истцом суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за период с марта 2008 года по январь 2011 года.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.07.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2011, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области и УМУП "Городской теплосервис" обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить.
По мнению подателей жалоб, реализация ответчиком истцу тепловой энергии с предъявлением к оплате суммы НДС, не включенного в тариф уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия считает их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с договором теплоснабжения от 30.05.2006 N 768, заключенным между УМУП "Городской теплосервис" (теплоснабжающая организация) и ТСЖ "ЛУЧ" (абонент), теплоснабжающая организация обязуется подавать через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель для отопления, вентиляции, горячего водоснабжения до границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности тепловых сетей, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1.1 договора).
Судами установлено, что во исполнение принятых на себя обязательств ответчик в течение 2008 - 2011 годов поставил истцу тепловую энергию, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами. Стоимость потребленной в спорные периоды тепловой энергии оплачена истцом в полном объеме.
Ссылаясь на то, что ответчик неправомерно исчислял стоимость поставляемой тепловой энергии с включением в нее сумм НДС, истец обратился в арбитражный суд с иском к ответчику о взыскании неосновательного обогащения.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций, согласившись с расчетом истца в части объема оказанных услуг, указали на необоснованность начисления ответчиком НДС при выставлении счетов, поскольку в расчетах между сторонами подлежал применению тариф, устанавливаемый для граждан, в который уже включен НДС. При этом суды сослались на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по данному вопросу, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.02.2011 по делу N 12552/10.
Данные выводы судебная коллегия считает не соответствующими правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформированной после принятия по настоящему делу обжалуемых судебных актов.
Согласно материалам дела и исходя из положений пунктов 3, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), ТСЖ "ЛУЧ" является исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В силу пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы).
Из разъяснений, данных в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы", следует, что поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (пункт 1 статьи 424 ГК РФ), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Для установления этого обстоятельства судом могут быть запрошены необходимые сведения у регулирующего органа, а в случае необходимости - назначена экспертиза (статья 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению.
В данном случае судами установлено, что постановлениями городского комитета по регулированию цен и тарифов г. Ульяновска и Приказом Министерства экономики Ульяновской области N 06-13706-144 в 2009, 2010 и 2011 годах тарифы на холодную воду и тарифы на водоотведение для истца утверждались без учета НДС.
Таким образом, поскольку регулирующим органом тарифы утверждены без учета НДС, увеличение УМУП "Городской теплосервис" тарифа на сумму НДС при реализации коммунального ресурса соответствует требованиям действующего законодательства.
Следовательно, отсутствуют основания полагать, что со стороны ответчика имело место неосновательное обогащение.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат отмене, заявленные истцом требования - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.07.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2011 по делу N А72-2760/2011 отменить.
В удовлетворении исковых требований товариществу собственников жилья "ЛУЧ", г. Ульяновск, отказать.
Взыскать с товарищества собственников жилья "ЛУЧ", г. Ульяновск (ИНН 732501328500, ОГРН 1067327005096) в пользу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис", г. Ульяновск (ИНН 7303009485, ОГРН 1027301171820) 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Взыскать с товарищества собственников жилья "ЛУЧ", г. Ульяновск (ИНН 732501328500, ОГРН 1067327005096) в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Арбитражному суду Ульяновской области выдать исполнительные листы на основании статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 07.02.2012 ПО ДЕЛУ N А72-2760/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 февраля 2012 г. по делу N А72-2760/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области, г. Ульяновск, и Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис", г. Ульяновск
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.07.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2011
по делу N А72-2760/2011
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "ЛУЧ", г. Ульяновск (ИНН 732501328500, ОГРН 1067327005096) к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию "Городской теплосервис", г. Ульяновск (ИНН 7303009485, ОГРН 1027301171820) о взыскании неосновательного обогащения в размере 490 285 руб. 12 коп., с участием третьих лиц: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области, г. Ульяновск, Министерства экономики Ульяновской области, г. Ульяновск,
установил:
товарищество собственников жилья "ЛУЧ" (далее - ТСЖ "ЛУЧ", истец), обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию "Городской теплосервис" (далее - УМУП "Городской теплосервис", ответчик) о взыскании 490 285 руб. 12 коп. неосновательного обогащения в виде необоснованно предъявленной ответчиком и уплаченной истцом суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за период с марта 2008 года по январь 2011 года.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.07.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2011, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области и УМУП "Городской теплосервис" обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить.
По мнению подателей жалоб, реализация ответчиком истцу тепловой энергии с предъявлением к оплате суммы НДС, не включенного в тариф уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия считает их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с договором теплоснабжения от 30.05.2006 N 768, заключенным между УМУП "Городской теплосервис" (теплоснабжающая организация) и ТСЖ "ЛУЧ" (абонент), теплоснабжающая организация обязуется подавать через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель для отопления, вентиляции, горячего водоснабжения до границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности тепловых сетей, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1.1 договора).
Судами установлено, что во исполнение принятых на себя обязательств ответчик в течение 2008 - 2011 годов поставил истцу тепловую энергию, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами. Стоимость потребленной в спорные периоды тепловой энергии оплачена истцом в полном объеме.
Ссылаясь на то, что ответчик неправомерно исчислял стоимость поставляемой тепловой энергии с включением в нее сумм НДС, истец обратился в арбитражный суд с иском к ответчику о взыскании неосновательного обогащения.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций, согласившись с расчетом истца в части объема оказанных услуг, указали на необоснованность начисления ответчиком НДС при выставлении счетов, поскольку в расчетах между сторонами подлежал применению тариф, устанавливаемый для граждан, в который уже включен НДС. При этом суды сослались на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по данному вопросу, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.02.2011 по делу N 12552/10.
Данные выводы судебная коллегия считает не соответствующими правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформированной после принятия по настоящему делу обжалуемых судебных актов.
Согласно материалам дела и исходя из положений пунктов 3, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), ТСЖ "ЛУЧ" является исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В силу пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы).
Из разъяснений, данных в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы", следует, что поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (пункт 1 статьи 424 ГК РФ), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Для установления этого обстоятельства судом могут быть запрошены необходимые сведения у регулирующего органа, а в случае необходимости - назначена экспертиза (статья 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению.
В данном случае судами установлено, что постановлениями городского комитета по регулированию цен и тарифов г. Ульяновска и Приказом Министерства экономики Ульяновской области N 06-13706-144 в 2009, 2010 и 2011 годах тарифы на холодную воду и тарифы на водоотведение для истца утверждались без учета НДС.
Таким образом, поскольку регулирующим органом тарифы утверждены без учета НДС, увеличение УМУП "Городской теплосервис" тарифа на сумму НДС при реализации коммунального ресурса соответствует требованиям действующего законодательства.
Следовательно, отсутствуют основания полагать, что со стороны ответчика имело место неосновательное обогащение.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат отмене, заявленные истцом требования - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.07.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2011 по делу N А72-2760/2011 отменить.
В удовлетворении исковых требований товариществу собственников жилья "ЛУЧ", г. Ульяновск, отказать.
Взыскать с товарищества собственников жилья "ЛУЧ", г. Ульяновск (ИНН 732501328500, ОГРН 1067327005096) в пользу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис", г. Ульяновск (ИНН 7303009485, ОГРН 1027301171820) 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Взыскать с товарищества собственников жилья "ЛУЧ", г. Ульяновск (ИНН 732501328500, ОГРН 1067327005096) в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Арбитражному суду Ульяновской области выдать исполнительные листы на основании статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)