Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.03.2012 ПО ДЕЛУ N А56-57843/2011

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2012 г. по делу N А56-57843/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Алыбиной Ж.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Кабошина Е.В. - по доверенности от 20.06.2011 N 64
от заинтересованного лица: Довыдова О.А. - по доверенности от 26.12.2011 N 56
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2280/2012) закрытого общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2011 по делу N А56-57843/2011 (судья Баталова Л.А.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района", место нахождения: 195176, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Пороховская, д. 37, корп. 2, ОГРН 1089847180763
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Невском и Красногвардейском районах
о признании незаконным и отмене постановления от 06.10.2011 N Ю78-03-03-1700 и предписания от 06.10.2011 N Ю78-03-03-881/пр-11

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района", 195176, Санкт-Петербург, ул. Большая Пороховская, д. 37, корп. 2, ОГРН 1089847180763, (далее - Общество, ООО "ЖКС N 1") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Невском и Красногвардейском районах (далее - Управление, административный орган) от 06.10.2011 N Ю78-03-03-1700 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и предписания от 06.10.2011 N Ю78-03-03-881/пр-11 об устранении нарушений законодательства.
Решением от 29.12.2011 суд отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ЖКС N 1" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства наличия состава административного правонарушения в действиях Общества.
Податель жалобы утверждает, что не вводит потребителя в заблуждение относительно оказываемых услуг, корректировка размера платы за отопление, произведенная Обществом, не является самовольным увеличением тарифов со стороны управляющей организации, а произведена на основании сведений и расчетов, полученных от уполномоченного органа - ресурсоснабжающей организации, к компетенции которого отнесен расчет размера платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию и изменение нормативов потребления коммунальных услуг.
В судебное заседание представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Управления позицию ООО "ЖКС N 1" не признал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения от 22.09.2011 N 78-03-03-1281/Д-11 в связи с письменным обращением гражданина Петрачкова А.Э., проживающего по адресу: г. Санкт-Петербург, шоссе Революции, д. 9, кв. 23, по вопросу начисления корректировки размера платы за отопление (отопительный сезон 2009-2010) в сумме 1 224,44 руб. должностным лицом Управления проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "ЖКС N 1" требований законодательства в сфере защиты прав потребителей.
В ходе проверки административным органом выявлен факт начисления Обществом суммы корректировки размера платы за отопление (1 224,44 руб.), при отсутствии решения уполномоченного органа об изменении норматива потребления по коммунальной услуге "отопление".
По результатам проверки составлен акт от 30.09.2011 N 78-03-03-1281/Д-11.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, 30.09.2011 должностным лицом Управления в отношении ООО "ЖКС N 1" составлен протокол об административном правонарушении N Ю78-03-03-1281/Д/11.
Постановлением от 06.10.2011 N Ю78-03-03-1700 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.
Обществу вменены нарушения положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пунктов 8, 13 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерацией от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Обществу выдано предписание от 06.10.2011 N 78-03-03-881/пр-11 об устранении нарушений законодательства в части пункта 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 55 от 19.01.1998, а именно: внести изменения в ценники на реализуемые товары (включить дату их оформления) в срок до 04.11.2011.
Не согласившись с постановлением и предписанием Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из доказанности события административного правонарушения и вины Общества в его совершении, нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности не установил.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятого решения на основании следующего.
Согласно статье 14.7 КоАП РФ за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, предусмотрено административное наказание в виде наложения штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из текста оспариваемого постановления следует, что Обществу вменяется обман потребителей - неправомерное начисление суммы корректировки размера платы за "отопление" в размере 1 224,44 руб.
Обман - это преднамеренное введение другого лица в заблуждение путем ложного заявления, обещания, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки.
Таким образом, при квалификации правонарушений по признаку состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ и иными нормативными правовыми актами, использующими такие понятия как обман, необходимо представление доказательств введения в заблуждение лицом, совершающим противоправное действие, предвидение им вредных последствий своих действий.
В соответствии с ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу подпунктов "а" и "а" пункта 19 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление и горячее водоснабжение определяется в соответствии с подпунктом 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам с использованием норматива потребления тепловой энергии на соответствующие коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.
Пунктом 2 Правил N 306 определено, что "уполномоченные органы" - органы местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил N 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
Пунктом 13 Правил N 306 предусмотрено, что основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Согласно пункту 12 Правил N 306 изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления.
Правила N 307 утверждены Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ и регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома один раз в год корректируется исполнителем в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем, что ООО "ЖКС N 1" является исполнителем коммунальных услуг. Исполнитель коммунальных услуг приобретает коммунальные ресурсы не для продажи, а для предоставления коммунальных услуг непосредственным потребителям - гражданам.
Формирование платежных документов для Общества осуществляется СПб ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" в соответствии с договором от 01.10.2007 N 1029/1-09 на комплексное обслуживание управляющей компании по расчетам с населением, ресурсоснабжающими организациями и поставщиками услуг.
Для целей обеспечения населения услугой "отопление" ООО "ЖКС N 1" заключен договор теплоснабжения в горячей воде от 01.11.2008 N 10199.038.1 с ГУП "ТЭК СПб", согласно пункту 1.1 которого энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (Обществу) через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде по адресу: г. Санкт-Петербург, шоссе Революции, д. 9.
Согласно пункту 2.2 договора количество тепловой энергии, потребляемой Абонентом, определяется по аттестованным и допущенным к коммерческому использованию узлам учета, а в случае их отсутствия в соответствии с разделом 4 договора.
В пункте 4.1 установлено, что учет и расчет потребления тепловой энергии за расчетный период определяются в соответствии с "Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя".
Правила предоставления коммунальных услуг содержат четкие предписания относительно порядка расчета платы за коммунальные услуги, которую граждане, пользующиеся помещениями в многоквартирном доме, должны вносить исполнителю коммунальных услуг.
Как верно отмечено Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, действующее нормативное регулирование отношений по ресурсоснабжению в отношении жилых помещений допускает учет фактического потребления коммунального ресурса одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг.
Из материалов дела следует, что в переданном в управление Обществу жилом доме общедомовые приборы учета отсутствуют (письмо Общества от 230.09.2011 N б/н).
С учетом вышеприведенных норм в жилом доме по указанному адресу начисление платы за услуги теплоснабжения должно осуществляться с учетом нормативов потребления коммунальной услуги, утвержденных уполномоченным органом, при этом изменение нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций по основаниям, предусмотренным пунктом 13 Правил N 306.
Таким образом, начисление населению дополнительной платы за услуги без соблюдения вышеназванного порядка установления цен (без учета количества жителей и утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг) вводят потребителей услуг в заблуждение относительно реальной стоимости "отопления" и подлежит квалификации как обман.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что материалами дела подтверждается события вменяемого правонарушения в действиях Общества. В данном случае обман потребителя выражается в неправомерном начислении потребителю суммы корректировки размера платы за отопление, при этом основания для изменения норматива потребления коммунальной услуги, предусмотренные Правилами N 306, отсутствуют, решение уполномоченным органом (органом государственной власти Санкт-Петербурга) об изменении норматива потребления по коммунальной услуге "отопление" не принималось.
Событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, в действиях Общества подтверждается представленными административным органом доказательствами: счетом-квитанцией выставленной заявителем гражданину Петрачкову А.Э. (л.д. 63-64 тома 1), письмом Общества в адрес Петрачкова А.Э. от 07.07.2011 N 911, а также письмом ООО "ЖКС N 1" от 17.11.2010 N 1073 в СПб ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" о произведении корректировки размера платы за отопление.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, заявляя об отсутствии вины в совершении административного правонарушения, Общество ни суду первой, ни в апелляционной инстанции не представило доказательств невозможности соблюдения своей публично-правовой обязанности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в том числе по установлению законности и обоснованности названной корректировки размера платы за отопление путем обращения за разъяснениями к органам государственной власти Санкт-Петербурга или ресурсоснабжающей организации.
Суд апелляционной инстанции считает подлежащим отклонению довод Общества, изложенный в апелляционной жалобе, о проведении корректировки платы за отопление на основании подпункта 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, содержащего формулу корректировки платы за отопление, в которой расчет размера платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию отнесен к компетенции ресурсоснабжающей организации.
Поскольку в настоящее время отсутствует принятый в установленном порядке правовой акт, регламентирующий расчетный метод определения количества поставленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, вопрос о количестве потребленной тепловой энергии в этом случае должен решаться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В связи с чем, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ.
Доводы, изложенные заявителем в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую оценку и правомерно отклонены последним.
На основании изложенного апелляционная коллегия не находит правовых и фактических оснований для переоценки соответствующих выводов суда.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение Управлением процедуры привлечении заявителя к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, влекущих отмену оспариваемого постановления.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, размер штрафа соответствует санкции статьи 14.7 КоАП РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Таким образом, оспариваемое постановление от 06.10.2011 N Ю78-03-03-1700 принято законно и обоснованно, соответственно является правомерным и выданное Обществу предписание об устранении нарушений законодательства от 06.10.2011 N Ю78-03-03-881/пр-11.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены доводы заявителя и все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 декабря 2011 года по делу N А56-57843/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" - без удовлетворения.

Председательствующий
О.И.ЕСИПОВА

Судьи
Г.В.БОРИСОВА
Л.А.ШУЛЬГА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)