Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.
судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковой А.В.,
при участии:
от истца: Кабошина Е.В. по доверенности от 15.06.2012 N 39,
от ответчика: Смирнова С.С. по доверенности от 17.02.2012 N 186
от 3-их лиц:
ГУП "ВЦКП Жилищное хозяйство" - представитель не явился, извещен,
Жилищный комитет Санкт-Петербурга - представитель не явился, извещен,
Комитет финансов Санкт-Петербурга - представитель Стерликова Л.Ю. по доверенности от 15.12.2011 N 01-02/3433,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9874/2012) ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.04.2012 по делу N А56-4048/2012 (судья Михайлов П.Л.), принятое
по исковому заявлению ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района"
к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга"
3-и лица: ГУП "ВЦКП Жилищное хозяйство", Жилищный комитет Санкт-Петербурга, Комитет финансов Санкт-Петербурга
о взыскании задолженности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЖКС N 1 Красногвардейского района" (195176, РОССИЯ, Санкт-Петербург, ул. Большая Пороховская, д. 37, к. 2, ОГРН: 1089847180763, далее - ЖКС N 1, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (195027, РОССИЯ, Санкт-Петербург, ул. Тарасова, д. 8, ОГРН: 1037816003917, далее - ГУ ЖА, ответчик) о взыскании, с учетом принятых судом первой инстанции изменений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 123 709 руб. 50 коп. задолженности по договору N 1605-200/1 от 30.06.2010.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУП "ВЦКП Жилищное хозяйство" (190031, РОССИЯ, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 105), Жилищный комитет Санкт-Петербурга (191023, РОССИЯ, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11), Комитет финансов Санкт-Петербурга (190031, РОССИЯ, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 105; 191023, РОССИЯ, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11; 190000, РОССИЯ, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д. 16).
Решением от 10.04.2012 заявленные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение арбитражного суда от 10.04.2012, в иске ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" отказать.
По мнению подателя жалобы, обязанность по внесению платы за содержание и ремонт жилых помещений, а также плату за коммунальные услуги лежит в соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации непосредственно на нанимателях жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией. Кроме того податель жалобы отмечает, что не является собственником жилых и нежилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, в связи с чем возложение на него обязанностей собственника не обосновано.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Жилищный комитет Санкт-Петербурга и Комитет финансов Санкт-Петербурга также представили отзывы, в которых просили удовлетворить апелляционную жалобу ответчика.
В судебное заседание представители ГУП "ВЦКП Жилищное хозяйство", Жилищный комитет Санкт-Петербурга не явились.
Представитель ответчика поддержал доводы жалобы
Представитель истца возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Представитель Комитета финансов Санкт-Петербурга поддержал позицию ответчика.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, обществом с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" (управляющая компания) и Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (собственник) 30 июня 2010 года заключен Договор N 1605-200/1 управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Красногвардейская площадь д. 5, по условиям которого управляющая компания по заданию собственника обязалась обеспечивать управление многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в указанном многоквартирном доме, обеспечивать предоставление коммунальных услуг в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга, а собственник, в свою очередь, обязался обеспечить перечисление истцу платы за выполненные работы и оказанные услуги. Перечень помещений приведен в Приложении 1 к договору (п. 1.2). Состав общего имущества в многоквартирном доме определятся в соответствии с действующим законодательством и указан в Приложении 2 к договору (п. 1.3). Перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме установлен в Приложении 3 к договору (п. 1.4).
Согласно пункту 2.3.1 договора в обязанности собственника входит в соответствии с условиями договора, в пределах выделенных бюджетных ассигнований по целевой статье 3500696 "Оплата расходов жилищных организаций на содержание и ремонт недвижимого имущества казны Санкт-Петербурга, расположенного в многоквартирных домах, находящихся в управлении ЖК, ЖСК и ТСЖ, а также управляющих организаций", Закона Санкт-Петербурга от 03.12.2009 N 605-104 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", вносить исполнителю денежные средства, указанные в пункте 3.4.2 договора.
Порядок платежей и расчетов по договору определен сторонами в статье 3 договора.
В соответствии с п. 3.1 договора наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного жилого фонда Санкт-Петербурга вносят плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также за предоставление в помещения коммунальных услуг. Работы и услуги считаются выполненными в отсутствие у собственника претензий по качеству и объему работ и услуг.
По условиям п. 3.3 договора, собственник обеспечивает перечисление управляющей организации платежей нанимателей жилых помещений за содержание и ремонт жилых помещений, платежей за коммунальные услуги, а также пеней в размере, рассчитанном в соответствии с действующим законодательством, поступивших на расчетный счет ГУП "ВЦКП ЖХ" на основании предъявленных нанимателям жилых помещений платежных документов, формируемых ГУП "ВЦКП ЖХ" по договору с собственником.
В п. 3.4.1 договора перечислены платежи нанимателей жилых помещений, перечисляемых ГУП "ВЦКП ЖХ" непосредственно на расчетный счет управляющей организации, а пункт 3.4.2 договора содержит перечень выплат, осуществляемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в размере, определяемом в соответствии с Приложением 4 к договору и порядок их расчета.
Ссылаясь на оказание услуг и выполнение работ в соответствии с условиями договора по управлению многоквартирным домом и на наличие со стороны ГУ ЖА задолженности по оплате выполненных работ и услуг по договору в размере 197 404 руб. 75 коп., ЖКС N 1 направило ответчику претензию от 20.12.2011 N 76-ДО с требованием погасить указанную задолженность.
Поскольку заявленные требования ответчик не удовлетворил, ЖКС N 1 обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции исковые требования с учетом уточнений, заявленных истцом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворил.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В силу вышеуказанных норм права ЖКС N 1 является управляющей организацией в отношении жилого дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейская площадь д. 5.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Частью 3 статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации также установлено, что наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
Из материалов дела следует, что задолженность за содержание, ремонт жилья и коммунальные услуги возникла в связи с неоплатой нанимателями жилых помещений по договорам, заключенных с ГУ ЖА, услуг по содержанию, ремонту жилья и представленных коммунальных услуг. Расчет просроченной задолженности нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме переданных в управление ЖКС N 1 за период с 2008 по 11.11.2011 (с разбивкой по лицевым счетам) представлен истцом в материалы дела.
Пунктом 1 статьи 39 и пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
В целях исполнения Санкт-Петербургом как собственником жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию таких жилых помещений, а также содержанию и сохранению общего имущества упомянутых домов (кондоминиумов) и иных обязательств губернатором Санкт-Петербурга 16.03.2001 издано распоряжение N 310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" (далее - Распоряжение N 310-р), в соответствии с пунктом 1.1 которого Санкт-Петербург с момента его признания в соответствии с действующим законодательством собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, оплачивает фактически потребляемые коммунальные услуги, несет расходы по содержанию жилого помещения, оплачивает содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума) пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество дома (кондоминиума).
Пунктами 1.2 и 1.4 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества дома (кондоминиума) и иных обязательств, утвержденного Распоряжением N 310-р, предусмотрено, что расчеты Санкт-Петербурга по платежам за коммунальные услуги и содержание находящегося в его собственности жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме (далее - помещение), а также на содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума), производятся через государственное учреждение "Районное жилищное агентство" по месту нахождения помещения. Перечисление денежных средств производится лицу, являющемуся заказчиком работ и услуг по содержанию и ремонту дома (кондоминиума) и коммунальных услуг.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Таким образом, в силу положений статей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 30 и статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, неисполнение нанимателями обязанности по внесению платы за жилые помещения и коммунальные услуги не освобождает ответчика (собственника) от обязанности содержания данного помещения и не может служить препятствием для реализации права управляющей компании на получение соответствующих платежей. Ответчик не лишен возможности восстановить свои имущественные интересы путем взыскания задолженности с нанимателей.
Соответствующая правовая позиция поддержана в Определении ВАС РФ от 12.04.2012 N ВАС-3585/12, а также в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.12.2010 по делу N А56-4958/2010, от 23.05.2011 по делу N А05-9895/2010 и от 19.06.2012 по делу N А56-36281/2011.
Ответчик не представил доказательства того, что размер задолженности иной, нежели заявлен к взысканию.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Апелляционным судом не установлено нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 2 000 руб. оставлены за подателем жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.04.2012 по делу N А56-4048/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.В.ЧЕРЕМОШКИНА
Судьи
Т.В.ЖУКОВА
Я.Г.СМИРНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.07.2012 ПО ДЕЛУ N А56-4048/2012
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2012 г. по делу N А56-4048/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.
судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковой А.В.,
при участии:
от истца: Кабошина Е.В. по доверенности от 15.06.2012 N 39,
от ответчика: Смирнова С.С. по доверенности от 17.02.2012 N 186
от 3-их лиц:
ГУП "ВЦКП Жилищное хозяйство" - представитель не явился, извещен,
Жилищный комитет Санкт-Петербурга - представитель не явился, извещен,
Комитет финансов Санкт-Петербурга - представитель Стерликова Л.Ю. по доверенности от 15.12.2011 N 01-02/3433,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9874/2012) ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.04.2012 по делу N А56-4048/2012 (судья Михайлов П.Л.), принятое
по исковому заявлению ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района"
к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга"
3-и лица: ГУП "ВЦКП Жилищное хозяйство", Жилищный комитет Санкт-Петербурга, Комитет финансов Санкт-Петербурга
о взыскании задолженности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЖКС N 1 Красногвардейского района" (195176, РОССИЯ, Санкт-Петербург, ул. Большая Пороховская, д. 37, к. 2, ОГРН: 1089847180763, далее - ЖКС N 1, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (195027, РОССИЯ, Санкт-Петербург, ул. Тарасова, д. 8, ОГРН: 1037816003917, далее - ГУ ЖА, ответчик) о взыскании, с учетом принятых судом первой инстанции изменений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 123 709 руб. 50 коп. задолженности по договору N 1605-200/1 от 30.06.2010.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУП "ВЦКП Жилищное хозяйство" (190031, РОССИЯ, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 105), Жилищный комитет Санкт-Петербурга (191023, РОССИЯ, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11), Комитет финансов Санкт-Петербурга (190031, РОССИЯ, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 105; 191023, РОССИЯ, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11; 190000, РОССИЯ, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д. 16).
Решением от 10.04.2012 заявленные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение арбитражного суда от 10.04.2012, в иске ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" отказать.
По мнению подателя жалобы, обязанность по внесению платы за содержание и ремонт жилых помещений, а также плату за коммунальные услуги лежит в соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации непосредственно на нанимателях жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией. Кроме того податель жалобы отмечает, что не является собственником жилых и нежилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, в связи с чем возложение на него обязанностей собственника не обосновано.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Жилищный комитет Санкт-Петербурга и Комитет финансов Санкт-Петербурга также представили отзывы, в которых просили удовлетворить апелляционную жалобу ответчика.
В судебное заседание представители ГУП "ВЦКП Жилищное хозяйство", Жилищный комитет Санкт-Петербурга не явились.
Представитель ответчика поддержал доводы жалобы
Представитель истца возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Представитель Комитета финансов Санкт-Петербурга поддержал позицию ответчика.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, обществом с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" (управляющая компания) и Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (собственник) 30 июня 2010 года заключен Договор N 1605-200/1 управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Красногвардейская площадь д. 5, по условиям которого управляющая компания по заданию собственника обязалась обеспечивать управление многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в указанном многоквартирном доме, обеспечивать предоставление коммунальных услуг в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга, а собственник, в свою очередь, обязался обеспечить перечисление истцу платы за выполненные работы и оказанные услуги. Перечень помещений приведен в Приложении 1 к договору (п. 1.2). Состав общего имущества в многоквартирном доме определятся в соответствии с действующим законодательством и указан в Приложении 2 к договору (п. 1.3). Перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме установлен в Приложении 3 к договору (п. 1.4).
Согласно пункту 2.3.1 договора в обязанности собственника входит в соответствии с условиями договора, в пределах выделенных бюджетных ассигнований по целевой статье 3500696 "Оплата расходов жилищных организаций на содержание и ремонт недвижимого имущества казны Санкт-Петербурга, расположенного в многоквартирных домах, находящихся в управлении ЖК, ЖСК и ТСЖ, а также управляющих организаций", Закона Санкт-Петербурга от 03.12.2009 N 605-104 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", вносить исполнителю денежные средства, указанные в пункте 3.4.2 договора.
Порядок платежей и расчетов по договору определен сторонами в статье 3 договора.
В соответствии с п. 3.1 договора наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного жилого фонда Санкт-Петербурга вносят плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также за предоставление в помещения коммунальных услуг. Работы и услуги считаются выполненными в отсутствие у собственника претензий по качеству и объему работ и услуг.
По условиям п. 3.3 договора, собственник обеспечивает перечисление управляющей организации платежей нанимателей жилых помещений за содержание и ремонт жилых помещений, платежей за коммунальные услуги, а также пеней в размере, рассчитанном в соответствии с действующим законодательством, поступивших на расчетный счет ГУП "ВЦКП ЖХ" на основании предъявленных нанимателям жилых помещений платежных документов, формируемых ГУП "ВЦКП ЖХ" по договору с собственником.
В п. 3.4.1 договора перечислены платежи нанимателей жилых помещений, перечисляемых ГУП "ВЦКП ЖХ" непосредственно на расчетный счет управляющей организации, а пункт 3.4.2 договора содержит перечень выплат, осуществляемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в размере, определяемом в соответствии с Приложением 4 к договору и порядок их расчета.
Ссылаясь на оказание услуг и выполнение работ в соответствии с условиями договора по управлению многоквартирным домом и на наличие со стороны ГУ ЖА задолженности по оплате выполненных работ и услуг по договору в размере 197 404 руб. 75 коп., ЖКС N 1 направило ответчику претензию от 20.12.2011 N 76-ДО с требованием погасить указанную задолженность.
Поскольку заявленные требования ответчик не удовлетворил, ЖКС N 1 обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции исковые требования с учетом уточнений, заявленных истцом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворил.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В силу вышеуказанных норм права ЖКС N 1 является управляющей организацией в отношении жилого дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейская площадь д. 5.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Частью 3 статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации также установлено, что наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
Из материалов дела следует, что задолженность за содержание, ремонт жилья и коммунальные услуги возникла в связи с неоплатой нанимателями жилых помещений по договорам, заключенных с ГУ ЖА, услуг по содержанию, ремонту жилья и представленных коммунальных услуг. Расчет просроченной задолженности нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме переданных в управление ЖКС N 1 за период с 2008 по 11.11.2011 (с разбивкой по лицевым счетам) представлен истцом в материалы дела.
Пунктом 1 статьи 39 и пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
В целях исполнения Санкт-Петербургом как собственником жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию таких жилых помещений, а также содержанию и сохранению общего имущества упомянутых домов (кондоминиумов) и иных обязательств губернатором Санкт-Петербурга 16.03.2001 издано распоряжение N 310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" (далее - Распоряжение N 310-р), в соответствии с пунктом 1.1 которого Санкт-Петербург с момента его признания в соответствии с действующим законодательством собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, оплачивает фактически потребляемые коммунальные услуги, несет расходы по содержанию жилого помещения, оплачивает содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума) пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество дома (кондоминиума).
Пунктами 1.2 и 1.4 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества дома (кондоминиума) и иных обязательств, утвержденного Распоряжением N 310-р, предусмотрено, что расчеты Санкт-Петербурга по платежам за коммунальные услуги и содержание находящегося в его собственности жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме (далее - помещение), а также на содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума), производятся через государственное учреждение "Районное жилищное агентство" по месту нахождения помещения. Перечисление денежных средств производится лицу, являющемуся заказчиком работ и услуг по содержанию и ремонту дома (кондоминиума) и коммунальных услуг.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Таким образом, в силу положений статей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 30 и статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, неисполнение нанимателями обязанности по внесению платы за жилые помещения и коммунальные услуги не освобождает ответчика (собственника) от обязанности содержания данного помещения и не может служить препятствием для реализации права управляющей компании на получение соответствующих платежей. Ответчик не лишен возможности восстановить свои имущественные интересы путем взыскания задолженности с нанимателей.
Соответствующая правовая позиция поддержана в Определении ВАС РФ от 12.04.2012 N ВАС-3585/12, а также в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.12.2010 по делу N А56-4958/2010, от 23.05.2011 по делу N А05-9895/2010 и от 19.06.2012 по делу N А56-36281/2011.
Ответчик не представил доказательства того, что размер задолженности иной, нежели заявлен к взысканию.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Апелляционным судом не установлено нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 2 000 руб. оставлены за подателем жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.04.2012 по делу N А56-4048/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.В.ЧЕРЕМОШКИНА
Судьи
Т.В.ЖУКОВА
Я.Г.СМИРНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)