Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы Волжской городской Думы, г. Волжский, администрации городского округа - город Волжский, г. Волжский,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.09.2011
по делу N А12-239/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" к главе администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, администрации городского округа - город Волжский, г. Волжский, Волжской городской Думы, г. Волжский о признании недействующими нормативных правовых актов,
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании "Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилом фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 N 4-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы от 16.12.2005 N 9/2, "Городского положения о размере платы за жилое помещение и тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 N 5-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 16.12.2005 N 9/3, "Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 11.10.2006 N 70-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 09.10.2006 N 26/2, "Городского положения о введении в действие Городского положения от 11.10.2006 N 70-ВГД "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 05.04.2007 N 140-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 30.03.2007 N 36/3, постановления главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 03.04.2007 N 108-ГО "О тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" не соответствующими положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год".
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" (далее - общество) просило также взыскать с муниципального образования городской округ - город Волжский в лице Управления финансов администрации городского округа город Волжский Волгоградской области за счет казны муниципального образования городской округ - город Волжский Волгоградской области в пользу общества убытки в размере 61 793 089 рублей 25 копеек, составляющие разницу в сумме фактически отпущенной в 2007 году в жилой фонд города Волжского, необорудованного домовыми и индивидуальными приборами учета, тепловой энергии и начисленной на основании оспариваемых нормативных актов населению платы за горячее водоснабжение отопление, химически очищенную воду.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.09.2011 пункты 1.2 и 1.3 "Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилом фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 N 4-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы от 16.12.2005 N 9/2, признаны недействующими и не соответствующими пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год", Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
Приложение N 6 Тарифы на отопление и горячее водоснабжение для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области "Городского положения о размере платы за жилое помещение и тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 N 5-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 16.12.2005 N 9/3, признаны недействующим и не соответствующим пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год", Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
Пункты 3.2 и 3.3 "Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 11.10.2006 N 70-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 09.10.2006 N 26/2, признаны недействующими и не соответствующими части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
"Городское положение о введении в действие Городского положения от 11.10.2006 N 70-ВГД "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 05.04.2007 N 140-ВГД, принятое постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 30.03.2007 N 36/3, признано недействующим и не соответствующим части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Приложение N 2 "Тарифы на отопление и горячее водоснабжение для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский" постановления главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 03.04.2007 N 108-ГО "О тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" признано недействующим и не соответствующим части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
В кассационной жалобе администрации городского округа - город Волжский (далее - администрация) просит отменить судебные акты сославшись на нарушение судом норм материального права.
Второй заявитель жалобы - Волжская городская Дума (далее - Дума) также просит отменить судебные акты сославшись на то, что оспариваемые нормативные акты не нарушают права и законные интересы общества.
Думой заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии ее представителя.
При проверке законности и обоснованности, принятых по делу судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено следующее.
Общество в порядке статьи 49 АПК РФ уточнило заявленные требования, просит признать пункты 1.2 и 1.3 "Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилом фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 N 4-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы от 16 декабря 2005 N 9/2, приложение N 6 "Городского положения о размере платы за жилое помещение и тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 N 5-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 16.12.2005 N 9/3, с 01.01.2007 не соответствующим пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Признать пункты 3.2 и 3.3 "Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 11.10.2006 N 70-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 09.10.2006 N 26/2, "Городское положение о введении в действие Городского положения от 11.10.2006 N 70-ВГД "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 05.04.2007 N 140-ВГД, принятое постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 30.03.2007 N 36/3, приложение N 2 постановления главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 03.04.2007 N 108-ГО "О тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" не соответствующими пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" является правопреемником по правам и обязательствам открытого акционерного общества "Южная генерирующая компания ТГК-8" на основании решения общего собрания от 06.09.2010.
Общество считает, что в результате установления органом местного самоуправления г. Волжского заниженных нормативов потребления коммунальных услуг и соответствующих тарифов, потребителю (населению) не была выставлена стоимость тепловой энергии и теплоносителя в количестве 58 938,95 Гкал 1 921 125,55 тн, в результате чего обществом недополучено денежные средства в виде стоимости указанных коммунальных ресурсов в размере 83 295 924,16 руб.
Частично указанная разница органом местного самоуправления компенсирована в размере 21 502 834,915 руб., в результате чего недополучены денежные средства в размере 61 793 089,25 руб.
Общество в период с 01.01.2007 по 31.12.2007 оказывало населению города Волжский услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 3.4 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 182-О, положения пункта 1 части первой статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с его статьей 192 и частью пятой статьи 195 - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
С учетом изложенного и принимая во внимание всю совокупность материалов настоящего дела, суд полагает, что настоящее заявление подлежит рассмотрению судом по существу с позиций, изложенных в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 182-О.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правилами Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктами 1.2 и 1.3 и приложением N 6 к Городскому положению от 16.12.2005 N 5-ВГД "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" определены тарифы на тепловую энергию, стоимость химически очищенной воды и стоимость горячего водоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг к уполномоченным органом по установлению норматива потребления коммунальных услуг отнесены органы местного самоуправления, в городах федерального значения в Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2, 4 Правил).
Нормативы потребления коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома (пункт 9 Положения).
Нормативы потребления коммунальных услуг определяются с учетом конструктивного и технического параметра многоквартирного дома или жилого дома (пункт 5 Положения).
Однако, какие либо расчеты нормативов предоставления коммунальных услуг, предусмотренные Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, Думой не представлены. Администрацией представлено письмо начальника управления экономики администрации городского округа - город Волжский от 21.03.2011 N 08/203-СП с краткими пояснениями о порядке тарифообразования в спорный период.
Документы, послужившие основанием для внесения в Волжскую городскую Думу проектов решения об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и соответствующих тарифов (расчеты, обосновывающие материалы) не представлены.
Как подтверждается материалами дела в Городском положении о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа город Волжский от 11.10.2006 N 70-ВГД по разделу 3.2 "горячее водоснабжение (на 1 человека в месяц) и по разделу 3.3. "отопление в месяц" существенно занижены показатели уровня нормативов потребления коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления по ряду позиций, что подтверждается также экспертным заключением ООО "Региональный экспертный центр".
Судом первой инстанции установлено, что при определении нормативов не были учтены различия в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных домов и жилых домов, как это требуется пунктом 14 Приложения N 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
В нарушение пункта 10 Правил не были учтены различия в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных домов и жилых домов.
В нарушении пункта 5 при определении норматива расчетным методом не были учтены этажность, износ внутридомовых коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая. Закрытая).
Также при определении нормативов не были учтены нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) в соответствии с пунктом 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
В подпункте "а" пункта 1 Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
С учетом фактических обстоятельств дела судом первой инстанции установлено, что Думой при принятии Городского положения от 11.10.2006 N 70-ВГД существенно занижены показатели уровня нормативов потребления коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления по ряду позиций.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что установление заниженных нормативов коммунальных услуг не могло привести к возникновению ущерба для истца в связи с предусматривающейся Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "о возможности корректировки", противоречит пунктам 19, 21, 23, 25, 27 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и Приложению N 2 к данным Правилам, т.к. правом осуществления корректировки наделены исполнители коммунальных услуг, т.е. юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги (пункт 3 Правил).
Согласно статьи 1 статьи 286 АПК РФ Арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обстоятельства дела в соответствии со статьей 71 АПК РФ судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы, им дана надлежащая правовая оценка, материалами дела подтверждается, что оспариваемые нормативные правовые акты нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности при предоставлении коммунальных услуг населению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.09.2011 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 13.12.2011 ПО ДЕЛУ N А12-239/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2011 г. по делу N А12-239/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы Волжской городской Думы, г. Волжский, администрации городского округа - город Волжский, г. Волжский,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.09.2011
по делу N А12-239/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" к главе администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, администрации городского округа - город Волжский, г. Волжский, Волжской городской Думы, г. Волжский о признании недействующими нормативных правовых актов,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании "Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилом фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 N 4-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы от 16.12.2005 N 9/2, "Городского положения о размере платы за жилое помещение и тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 N 5-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 16.12.2005 N 9/3, "Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 11.10.2006 N 70-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 09.10.2006 N 26/2, "Городского положения о введении в действие Городского положения от 11.10.2006 N 70-ВГД "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 05.04.2007 N 140-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 30.03.2007 N 36/3, постановления главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 03.04.2007 N 108-ГО "О тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" не соответствующими положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год".
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" (далее - общество) просило также взыскать с муниципального образования городской округ - город Волжский в лице Управления финансов администрации городского округа город Волжский Волгоградской области за счет казны муниципального образования городской округ - город Волжский Волгоградской области в пользу общества убытки в размере 61 793 089 рублей 25 копеек, составляющие разницу в сумме фактически отпущенной в 2007 году в жилой фонд города Волжского, необорудованного домовыми и индивидуальными приборами учета, тепловой энергии и начисленной на основании оспариваемых нормативных актов населению платы за горячее водоснабжение отопление, химически очищенную воду.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.09.2011 пункты 1.2 и 1.3 "Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилом фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 N 4-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы от 16.12.2005 N 9/2, признаны недействующими и не соответствующими пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год", Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
Приложение N 6 Тарифы на отопление и горячее водоснабжение для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области "Городского положения о размере платы за жилое помещение и тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 N 5-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 16.12.2005 N 9/3, признаны недействующим и не соответствующим пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год", Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
Пункты 3.2 и 3.3 "Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 11.10.2006 N 70-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 09.10.2006 N 26/2, признаны недействующими и не соответствующими части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
"Городское положение о введении в действие Городского положения от 11.10.2006 N 70-ВГД "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 05.04.2007 N 140-ВГД, принятое постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 30.03.2007 N 36/3, признано недействующим и не соответствующим части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Приложение N 2 "Тарифы на отопление и горячее водоснабжение для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский" постановления главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 03.04.2007 N 108-ГО "О тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" признано недействующим и не соответствующим части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
В кассационной жалобе администрации городского округа - город Волжский (далее - администрация) просит отменить судебные акты сославшись на нарушение судом норм материального права.
Второй заявитель жалобы - Волжская городская Дума (далее - Дума) также просит отменить судебные акты сославшись на то, что оспариваемые нормативные акты не нарушают права и законные интересы общества.
Думой заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии ее представителя.
При проверке законности и обоснованности, принятых по делу судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено следующее.
Общество в порядке статьи 49 АПК РФ уточнило заявленные требования, просит признать пункты 1.2 и 1.3 "Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилом фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 N 4-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы от 16 декабря 2005 N 9/2, приложение N 6 "Городского положения о размере платы за жилое помещение и тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 N 5-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 16.12.2005 N 9/3, с 01.01.2007 не соответствующим пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Признать пункты 3.2 и 3.3 "Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 11.10.2006 N 70-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 09.10.2006 N 26/2, "Городское положение о введении в действие Городского положения от 11.10.2006 N 70-ВГД "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 05.04.2007 N 140-ВГД, принятое постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 30.03.2007 N 36/3, приложение N 2 постановления главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 03.04.2007 N 108-ГО "О тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" не соответствующими пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" является правопреемником по правам и обязательствам открытого акционерного общества "Южная генерирующая компания ТГК-8" на основании решения общего собрания от 06.09.2010.
Общество считает, что в результате установления органом местного самоуправления г. Волжского заниженных нормативов потребления коммунальных услуг и соответствующих тарифов, потребителю (населению) не была выставлена стоимость тепловой энергии и теплоносителя в количестве 58 938,95 Гкал 1 921 125,55 тн, в результате чего обществом недополучено денежные средства в виде стоимости указанных коммунальных ресурсов в размере 83 295 924,16 руб.
Частично указанная разница органом местного самоуправления компенсирована в размере 21 502 834,915 руб., в результате чего недополучены денежные средства в размере 61 793 089,25 руб.
Общество в период с 01.01.2007 по 31.12.2007 оказывало населению города Волжский услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 3.4 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 182-О, положения пункта 1 части первой статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с его статьей 192 и частью пятой статьи 195 - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
С учетом изложенного и принимая во внимание всю совокупность материалов настоящего дела, суд полагает, что настоящее заявление подлежит рассмотрению судом по существу с позиций, изложенных в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 182-О.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правилами Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктами 1.2 и 1.3 и приложением N 6 к Городскому положению от 16.12.2005 N 5-ВГД "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" определены тарифы на тепловую энергию, стоимость химически очищенной воды и стоимость горячего водоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг к уполномоченным органом по установлению норматива потребления коммунальных услуг отнесены органы местного самоуправления, в городах федерального значения в Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2, 4 Правил).
Нормативы потребления коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома (пункт 9 Положения).
Нормативы потребления коммунальных услуг определяются с учетом конструктивного и технического параметра многоквартирного дома или жилого дома (пункт 5 Положения).
Однако, какие либо расчеты нормативов предоставления коммунальных услуг, предусмотренные Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, Думой не представлены. Администрацией представлено письмо начальника управления экономики администрации городского округа - город Волжский от 21.03.2011 N 08/203-СП с краткими пояснениями о порядке тарифообразования в спорный период.
Документы, послужившие основанием для внесения в Волжскую городскую Думу проектов решения об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и соответствующих тарифов (расчеты, обосновывающие материалы) не представлены.
Как подтверждается материалами дела в Городском положении о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа город Волжский от 11.10.2006 N 70-ВГД по разделу 3.2 "горячее водоснабжение (на 1 человека в месяц) и по разделу 3.3. "отопление в месяц" существенно занижены показатели уровня нормативов потребления коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления по ряду позиций, что подтверждается также экспертным заключением ООО "Региональный экспертный центр".
Судом первой инстанции установлено, что при определении нормативов не были учтены различия в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных домов и жилых домов, как это требуется пунктом 14 Приложения N 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
В нарушение пункта 10 Правил не были учтены различия в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных домов и жилых домов.
В нарушении пункта 5 при определении норматива расчетным методом не были учтены этажность, износ внутридомовых коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая. Закрытая).
Также при определении нормативов не были учтены нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) в соответствии с пунктом 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
В подпункте "а" пункта 1 Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
С учетом фактических обстоятельств дела судом первой инстанции установлено, что Думой при принятии Городского положения от 11.10.2006 N 70-ВГД существенно занижены показатели уровня нормативов потребления коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления по ряду позиций.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что установление заниженных нормативов коммунальных услуг не могло привести к возникновению ущерба для истца в связи с предусматривающейся Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "о возможности корректировки", противоречит пунктам 19, 21, 23, 25, 27 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и Приложению N 2 к данным Правилам, т.к. правом осуществления корректировки наделены исполнители коммунальных услуг, т.е. юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги (пункт 3 Правил).
Согласно статьи 1 статьи 286 АПК РФ Арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обстоятельства дела в соответствии со статьей 71 АПК РФ судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы, им дана надлежащая правовая оценка, материалами дела подтверждается, что оспариваемые нормативные правовые акты нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности при предоставлении коммунальных услуг населению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.09.2011 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)