Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.03.2011 ПО ДЕЛУ N А33-12858/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 марта 2011 г. по делу N А33-12858/2010


Резолютивная часть постановления объявлена "01" марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" марта 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кирилловой Н.А.,
судей: Белан Н.Н., Радзиховской В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахметшиной Г.Н.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Салют" (истец) - Галдеева В.В., представителя по доверенности от 01.06.2010,
от Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю (ответчик) - Красновой В.Ю., представителя по доверенности от 27.01.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "15" декабря 2010 года по делу N А33-12858/2010, принятое судьей Красовской С.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Салют" (далее - ООО "Салют", ОГРН 1072455000639, ИНН 2455206197) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представляемого Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю, о взыскании 702 995 рублей 42 копеек убытков, возникших в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам общеобразовательных учреждений в размере платы за жилое помещение и жилищно-коммунальные услуги, оказанные ООО "Салют" педагогическим работникам, проживающим в р.п. Зеленый Бор г. Минусинска Красноярского края, в период с 01.07.2009 по 01.07.2010.
Определением от 03 сентября 2010 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Красноярский край в лице Министерства финансов Красноярского края, муниципальное образование г. Минусинск Красноярского края в лице Финансового управления администрации г. Минусинска Красноярского края.
В ходе судебного заседания истец уменьшил размер исковых требований до 668 105 рублей 20 копеек. Уменьшение суммы иска принято судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 декабря 2010 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части взыскания убытков, возникших в связи с предоставлением услуг на холодное и горячее водоснабжение, газоснабжение, водоотведение, управление жилфондом. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что статьей 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" предоставлены льготы педагогическим работникам только по оплате услуг электроснабжения и отопления, остальные виды коммунальных услуг подлежат оплате педагогическими работниками в общем порядке. Согласно расчету ответчика размер убытков в связи с предоставлением услуг отопления и жилищной услуги составляет 349 002 рубля 47 копеек.
ООО "Салют" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что согласно с решением суда первой инстанции.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается из отсутствие.
Представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее. В судебном заседании представитель истца подготовил расчет суммы иска, в соответствии с которым первоначальная сумма иска уменьшена на суммы полученных гражданами субсидий.
Поскольку от истца и третьих лиц не поступили возражения относительно проверки законности и обоснованности решения в обжалуемой части, то в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в части взыскания убытков в связи с предоставлением услуг на холодное и горячее водоснабжение, газоснабжение, водоотведение, управление жилфондом.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
Обществом с ограниченной ответственностью "Салют" (управляющей компанией) с нанимателями (собственниками) квартир заключены договоры управления многоквартирными домами N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 по ул. Журавлева, N 1 по ул. Кошурникова, N 27 по ул. Станционная от 01.08.2007 (Красноярский край, Минусинский район, п. Зеленый Бор).
Согласно пункту 1.1 указанных договоров собственник (наниматель) квартиры в многоквартирном доме поручает управляющей компании на возмездной основе выполнение работ по управлению общим имуществом жилого дома, делегирует право на заключение договоров от имени собственника (нанимателя) с ресурсоэнергоснабжающими и иными организациями, оказывающими услуги по текущему ремонту и техническому обслуживанию общего имущества жилого дома, а собственник (наниматель) квартиры обязуется оплатить стоимость выполненных работ и данных услуг.
Управляющая компания обязана заключить договоры на энергоресурсоснабжение с энергоснабжающими организациями (теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение), водоотведение, газоснабжение, эксплуатация лифтов, освещение мест общего пользования и пр.), а также с поставщиками услуг на текущий, капитальный ремонт, техническое обслуживание, вывоз мусора (пункты 2.1.2 и 2.1.3 договоров управления многоквартирными домами).
Управляющая компания обязана производить расчет за предоставленные жилищно-коммунальные услуги согласно заключенному договору с энергоснабжающими организациями и поставщиками услуг (пункт 2.1.12 договора).
Во исполнение договоров управления многоквартирными домами N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 по ул. Журавлева, N 1 по ул. Кошурникова, N 27 по ул. Станционная от 01.08.2007 ООО "Салют" (покупатель) заключило с Краевым газовым хозяйством "Красноярсккрайгаз" Производственный кооператив (продавец) договор поставки сжиженного газа от 01.08.2007, в соответствии с которым продавец обязуется поставить сжиженный углеводородный газ в групповые резервуарные установки для бытовых нужд населения (абонентов покупателя), а покупатель обязуется принять газ и произвести за него оплату на условиях настоящего договора (пункт 1.1 договора).
27.09.2007 между открытым акционерным обществом "Енисейская территориальная генерирующая компания" (энергоснабжающая организация) и ООО "Салют" (абонент) заключен договор N 10088, предметом которого является подача энергоснабжающей организацией тепловой энергии и химически очищенной воды на объекты абонента и оплата принятой абонентом тепловой энергии и химически очищенной воды, а также соблюдение предусмотренного договором режима потребления, обеспечение безопасности эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправности используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и химически очищенной воды.
В 2007 году МУП г. Минусинска "УБОС" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "Салют" (абонент) заключили договор N 2047, предметом которого является приобретение абонентом коммунальных ресурсов в виде холодной воды и (или) сброс абонентом сточных вод (водоотведение) в точках присоединения сетей абонента к коммунальным сетям ресурсоснабжающей организации, своевременное и полное внесение абонентом платежей по договору. Срок действия договора установлен до 31.12.2007 и считается ежегодно продленным на следующий календарный год, если не менее чем за месяц до окончания срока ни от одной из сторон не последует заявление об отказе от договора либо него изменении или о заключении нового договора (пункты 7.1, 7.2 Договора).
12.01.2009 между ООО "Электрогаз" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "Салют" (исполнитель) заключены соглашения, предметом которых является отпуск ресурсоснабжающей организацией по водопроводным сетям МУП г. Минусинска "УБОС" исполнителю питьевой воды в дома N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 по ул. Журавлева, N 1 по ул. Кошурникова, N 27 по ул. Станционная поселка Зеленый Бор в необходимом для потребителей количестве. Исполнитель оплачивает ресурсоснабжающей организации за отпущенную воду.
01.01.2009 между ООО "Городской водоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ООО "Салют" (абонент) заключен договор N 2047 на отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод.
В период с 01.07.2009 по 01.07.2010 ООО "Салют" предоставило гражданам, проживающим в рабочем поселке Зеленый бор муниципального образования города Минусинска Красноярского края, в том числе, имеющим право на льготное обеспечение (педагогическим работникам), в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1, жилищные услуги (коммунальные услуги, услуги по содержанию и производству текущего ремонта общего имущества и капитальному ремонту общего имущества).
Постановлением Администрации г. Минусинска от 31.03.2010 N 527-п установлены тарифы на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод МУП г. Минусинска "Городской водоканал".
Постановлением Главы администрации г. Минусинска от 26.12.2008 N 2111-п установлен размер платы за жилое помещение в многоквартирном доме.
Приказом Краевого газового хозяйства "Красноярсккрайгаз" от 20.01.2010 N 16-пр установлена цена на сжиженный газ для населения районных газовых участков и г. Красноярска.
В результате предоставления льгот за период с 01.07.2009 по 01.07.2010 ООО "Салют" понесло расходы в сумме 668 105 рублей 20 копеек, которые не были компенсированы истцу.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В обоснование своих доводов истцом представлены в материалы дела:
- - подробные расчеты суммы убытков по жилищным услугам для жителей рабочего поселка Зеленый Бор г. Минусинска Красноярского края;
- - договоры управления многоквартирными домами N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 по ул. Журавлева, N 1 по ул. Кошурникова, N 27 по ул. Станционная от 01.08.2007, заключенные истцом с собственниками жилых помещений, предметом которых является выполнение управляющей компанией за плату работ и услуг в целях управления многоквартирными домами;
- - списки с места работы педагогических работников с указанием должностей и периода работы,
- договоры передачи жилых помещений в собственность граждан, свидетельства о государственной регистрации права собственности, справки о начислениях и оплатах, финансово-лицевые счета.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Факт предоставления истцом в период с 01.07.2009 по 01.07.2010 педагогическим работникам, проживающим в рабочем поселке Зеленый бор муниципального образования города Минусинска Красноярского края, льгот по оплате коммунальных услуг и жилищной услуги подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Согласно расчету истца сумма убытков, понесенных в связи с предоставлением указанных льгот, составила 668 105 рублей 20 копеек.
Как следует из апелляционной жалобы, ответчик полагает сумму убытков обоснованной в размере 349 002 рубля 47 копеек, то есть стоимости услуг отопления и жилищной услуги. По мнению ответчика, включение в расчет убытков платы за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, газоснабжении, управление жилищным фондом является неправомерным.
Указанная позиция ответчика признается судом не соответствующей действующему законодательству.
Так, согласно статье 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются, в том числе правом на получение бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности. В соответствии с пунктом 2 указанных Правил компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Указанным нормативно-правовым актом предусмотрено, что субсидии предоставляются для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, в которые включаются, в том числе, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение.
Исходя из правового анализа указанных норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что право педагогических работников на получение бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности подразумевает предоставление указанной категории лиц льгот по плате за пользование жилым помещением (для нанимателей), плате за содержание и ремонт жилого помещения, а также коммунальные услуги, к числу которых относятся холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Федеральное законодательство предоставляет для граждан, являющихся работниками образования, льготы в натуральной форме, не ограничивая указанное право педагогических работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с педагогическим работником членов семьи.
Отказ в возмещении истцу указанных выше расходов за счет казны Российской Федерации повлечет предъявление их к оплате самим получателям услуг (педагогическим работникам, проживающим в сельской местности).
Ответчиком не приведено нормативно-правового обоснования, позволяющего исключить из числа льгот жилищно-коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению.
Поскольку расходы общества по оказанию услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, работникам образования, освобожденным от оплаты таких услуг, подтверждены материалами дела, то судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования общества о взыскании указанной суммы убытков.
На основании статьи 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", с учетом изменений и дополнений, внесенных пунктом 30 статьи 16 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании", с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.04.2007 (дело N 53-Г07-4), части 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку предоставление льгот работникам сельской местности предусмотрено федеральным законом, то источником финансирования является федеральный бюджет.
При этом, финансирование предусмотренных федеральным законом льгот осуществляет Российская Федерация в лице финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации, что ответчиком не оспаривается.
Материалами дела подтверждается факт недостаточного финансирования из федерального бюджета расходов в связи с предоставлением льгот по оплате холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения педагогическим работникам. Доказательств нецелевого использования полученных субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием денежных средств не предоставлено.
Поскольку Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом об образовании, то требования общества правомерно удовлетворены судом.
Таким образом, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным. Основания для его отмены, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя, который на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "15" декабря 2010 года по делу N А33-12858/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.А.КИРИЛЛОВА
Судьи:
Н.Н.БЕЛАН
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)