Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Зиновьевой Т.А.,
судей Глухих А.Н., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Кокориной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6587/2010) Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 24 июня 2010 года, принятое по делу N А70-2995/2010 (судья Макаров С.Л.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Юг" к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о взыскании 366 340 руб. 90 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента имущественных отношений Тюменской области - Неруш И.М., доверенность N 336/08-1-Д от 01.04.2010, сроком действия один год;
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Юг" - не явился, извещено;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Юг" (далее - ООО "Управляющая компания "Юг") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Администрации Тюменской области о взыскании расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома N 21 по ул. Геологоразведчиков г. Тюмени в сумме 366 340 рублей 90 копеек.
Определением суда от 10.06.2010 по заявлению истца произведена замена ответчика - Администрации Тюменской области, ответчиком по делу привлечена Тюменская область в лице Департамента имущественных отношений Тюменской области (л.д. 111).
Исковые требования со ссылками на статьи 249, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств, предусмотренных договором управления многоквартирным домом от 30.04.2007 N 91.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 24 июня 2010 года по делу N А70-2995/2010 иск удовлетворен. С Департамента имущественных отношений Тюменской области в пользу ООО "Управляющая компания "Юг" взыскано 366 340 рублей 90 копеек расходов по содержанию общего имущества, 12 326 рублей 82 копейки расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений Тюменской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что Департамент имущественных отношений Тюменской области в настоящем деле выступает в качестве органа исполнительной власти Тюменской области, уполномоченного представлять интересы Тюменской области как надлежащего ответчика по искам о взыскании денежных средств за счет казны Тюменской области. Однако указанное обстоятельство при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции во внимание не принято. Кроме того, по мнению подателя жалобы, доказательств выполнения работ по содержанию мест общего пользования в жилом доме по ул. Геологоразведчиков, 21 в г. Тюмени на заявленную в исковом заявлении сумму истец не представил.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "Юг" указывает на законность и обоснованность обжалуемого решения, с доводами апелляционной жалобы не согласно.
В заседание суда апелляционной инстанции ООО "Управляющая компания "Юг" своего представителя не направило, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом в соответствии со статьей 123 АПК РФ.
От ООО "Управляющая компания "Юг" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
На основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента имущественных отношений Тюменской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав представителя ответчика, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Как следует из материалов дела, 30 апреля 2007 года между собственниками жилых помещений (согласно списку, приведенному в Приложении N 1а к договору), МУ "Тюменское городское имущественное казначейство", собственниками нежилых помещений (согласно списку, приведенному в Приложении N 1б к договору) (заказчики) и ООО "Управляющая компания "Юг" (управляющая организация) заключен договор управления многоквартирным домом N 91, предметом которого является выполнение управляющей организацией за плату работ и услуг в целях управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: ул. Геологоразведчиков, дом 21 (многоквартирный дом).
Управление многоквартирным домом включает в себя следующие виды работ, услуг: надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; обеспечение реализации решения вопросов пользования общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме; обеспечение предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся жилыми и нежилыми помещениями по перечню и в порядке, установленном договором; обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан и пользования нежилыми помещениями владельцами нежилых помещений (л.д. 8 - 18).
Согласно распоряжению администрации города Тюмени от 25.05.2007 N 780-рк жилой дом по адресу: город Тюмень, улица Геологоразведчиков, дом 21 передан в управление истцу по акту приема-передачи жилого дома от 01.06.2007 (л. д. 34).
Расположенное в жилом доме N 21 по улице Геологоразведчиков нежилое помещение (общая площадь составляет 1837,10 кв. м) входит в состав реестра государственного имущества Тюменской области на основании распоряжения Администрации Тюменской области от 17.02.2003 N 177/06, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права оперативного управления N НВ 991035 от 11.08.2003 (л.д. 106 - 107).
Ссылаясь на то, что с момента приобретения права собственности на находящееся в жилом доме N 21 по ул. Геологоразведчиков помещение у ответчика возникла обязанность по оплате расходов на содержание конструктивных элементов и внутридомового инженерного оборудования, в рамках настоящего дела ООО "Управляющая компания "Юг" обратилось с иском о взыскании с Тюменской области в лице Департамента имущественных отношений Тюменской области расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома N 21 по ул. Геологоразведчиков г. Тюмени в сумме 366 340 рублей 90 копеек.
Повторно рассматривая дело, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В пункте 1 статьи 36 ЖК РФ указано, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.
Статьей 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (раздел I), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, определен состав общего имущества многоквартирного дома, включающий объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья. Собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 ЖК РФ.
Часть 6 статьи 155 ЖК РФ устанавливает, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Из указанных правовых норм следует, что собственники нежилых помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья и не заключившие договор на управление многоквартирным домом, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; отказ части собственников помещений от вступления в члены товарищества собственников жилья либо от заключения договора на управление многоквартирным домом не освобождает их от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Нежилые помещения находятся в жилом доме, то есть не могут существовать отдельно от этого дома, а их собственник не может не пользоваться такими составляющими общего имущества многоквартирного дома как крыша, фундамент, коммуникации и другие.
Следовательно, бремя содержания собственником своего имущества включает не только расходы по содержанию непосредственно нежилых помещений, но и расходы по эксплуатации всего здания. Расходы по содержанию здания обусловлены необходимостью его эксплуатации и поэтому являются обязательными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что в издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования. При этом отсутствие заключенного договора на возмещение соответствующих затрат либо фактическое неиспользование помещения собственником не является основанием для освобождения его от участия в таких расходах.
В апелляционной жалобе Департамент имущественных отношений Тюменской области указывает, что ни Департамент, ни ГУ ТО "Государственный архив Тюменской области", в оперативном управлении которого находятся нежилые помещения в многоквартирном доме, не заключало с истцом договор о содержании и ремонте общего имущества, и это обстоятельство свидетельствует, по мнению ответчика, о ненадлежащем оказании ему услуг.
Однако отсутствие у Департамента имущественных отношений Тюменской области заключенного с ООО "Управляющая компания "Юг" договора на содержание общего имущества не свидетельствует, как ошибочно полагает ответчик, о ненадлежащем содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В силу подпункта 5 пункта 2 названной статьи обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Плата за помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.
При этом из пункта 1 статьи 37, пунктов 1, 2 статьи 39 ЖК РФ следует, что в издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования.
Таким образом, закон не связывает возникновение обязанности по внесению платы за помещение и коммунальные услуги с фактом заключения договора между собственником такого помещения и соответствующей организацией. Обязанность по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги основана на общих положениях гражданского права о возмездности оказываемых услуг.
В силу пунктов 2 - 4 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Управляющая компания "Юг" с 01.06.2007 по настоящее время фактически оказывает услуги по содержанию дома N 21 по улице Геологоразведчиков города Тюмени.
В связи с чем, ответчик как собственник нежилых помещений в названном доме согласно вышеуказанным нормам должен был оплачивать эти услуги пропорционально размеру занимаемой площади.
На основании тарифицированного перечня работ по обслуживанию и ремонту жилого дома, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме 1, 2, 3 группы зданий, имеющих все виды благоустройства, не оборудованных мусоропроводом и лифтом с газовыми платами на 2007 год составляет 8,69 рублей за один кв. м (тарифы применены в соответствии с Постановлением Администрации города Тюмени от 28.12.2006 N 33-пк); на 2008 год составляет 10,08 рублей за один кв. м (тарифы применены в соответствии Постановлением Администрации города Тюмени от 27.12.2007 N 47-пк); на 2009-2010 года составляет 13,42 рубля за один кв. м (тарифы применены в соответствии Постановлением Администрации города Тюмени от 25.12.2008 N 154-пк).
Согласно расчету суммы стоимости работ и услуг по обслуживанию многоквартирного дома N 21 по улице Геологоразведчиков города Тюмени задолженность ответчика за период с 01.06.2007 по 01.03.2010 составляет 366 340 рублей 90 копеек (л.д. 65 - 67).
Как утверждает Департамент имущественных отношений Тюменской области в апелляционной жалобе, он не нуждается в части услуг по управлению жилым фондом, оказываемых ООО "Управляющая компания "Юг", предъявленных к оплате истцом, поскольку ГУ ТО "Государственный архив Тюменской области", фактически занимающим нежилое помещение, самостоятельно заключен государственный контракт N 15 на выполнение капитального ремонта цоколя, отмотки и произведен расчет за выполненные работы, ведутся работы во вывозу ТБО (договор N 2323/02/10 об оказании услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от 05.11.2009), в штате учреждения состоит дворник, который осуществляет уборку придомовой территории.
Между тем, данные договоры не подтверждают, что расходы в рамках договорных обязательств понесены именно на содержание и ремонт общего имущества, а не собственно нежилых помещений, используемых учреждением.
Кроме того, ремонт и текущее содержание цоколя и отмостки жилого дома не может освобождать ответчика, как ошибочно полагает податель жалобы, от несения бремени содержания общего имущества многоквартирного жилого дома, перечень которого установлен пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Обязательство ответчика по содержанию мест общего пользования в многоквартирном жилом доме вытекает из требований статей 39, 153, 155, 158 ЖК РФ.
Более того, в заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента имущественных отношений Тюменской области пояснил, что сметой ГУ ТО "Государственный архив Тюменской области" предусмотрено несение расходов на содержание переданных в оперативное управление нежилых помещений. Возложение на учреждение расходов по оплате содержания мест общего пользования жилого дома сметой не предусмотрено, в то время как бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой (пункт 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Представитель ответчика утверждал, что обязательство по содержанию мест общего пользования жилого дома должно осуществляться за счет средств казны Тюменской области, а не средств, выделенных бюджетному учреждению по смете.
Суд первой инстанции, проверив представленный истцом расчет задолженности, правомерно признал его верным, поскольку он подтверждается материалами дела.
Иного расчета стоимости услуг, предъявленной ко взысканию с ответчика в рассматриваемый период, податель жалобы не представил.
Того обстоятельства, что спорные услуги истцом фактически оказаны не были, не подтвердил.
Самостоятельное несение расходов, которые включены в состав тарифа на обслуживание жилого дома, не освобождает собственника помещения от оплаты утвержденного в установленном порядке тарифа.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
На основании изложенного, исковые требования ООО "Управляющая компания Юг" о взыскании расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома N 21 по ул. Геологоразведчиков г. Тюмени в размере 366 340 рублей 90 копеек как законные и обоснованные подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции учитывает, что по заявлению истца ответчиком по делу привлечена Тюменская область в лице Департамента имущественных отношений Тюменской области (определение суда от 10.06.2010).
Однако обжалуемым решением 366 340 рублей 90 копеек расходов по содержанию общего имущества, 12 326 рублей 82 копейки расходов по оплате государственной пошлины взысканы в пользу ООО "Управляющая компания "Юг" с Департамента имущественных отношений Тюменской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 125 ГК РФ).
В силу пункта 1.3 Положения о Департаменте имущественных отношений Тюменской области, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 29.09.2006 N 222-п "О Департаменте имущественных отношений Тюменской области", Департамент является органом исполнительной власти области.
Согласно пункту 3.28 Положения Департамент обеспечивает поступление объектов в областную казну, содержание областной казны, выбытие объектов из состава областной казны.
Деятельность Департамента осуществляется за счет средств областного бюджета (пункт 1.8 Положения).
На основании пункта 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим Кодексом.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденные показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения.
В свою очередь, в силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджет.
Согласно пункту 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам.
Положения, установленные настоящим Кодексом применительно к бюджетным учреждениям, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами (пункт 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции учитывает, что от обязательства бюджетного учреждения, исполняемого в пределах выделенных ему по смете денежных средств на обеспечение собственных нужд, необходимо отличать обязательства по обеспечению государственных (муниципальных) нужд.
Оснований считать, что содержание помещений в многоквартирном доме N 21 по ул. Геологоразведчиков в г. Тюмени осуществлено Департаментом имущественных отношений Тюменской области для собственных нужд, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Тем более, что настоящий иск заявлен ООО "Управляющая компания "Юг" к Тюменской области в лице Департамента имущественных отношений Тюменской области.
Осуществляя содержание находящего в государственной собственности Тюменской области имущества, Департамент имущественных отношений Тюменской области действует от имени и по поручению публично-правового образования. Поэтому должником по обязательствам, вытекающим из содержания такого имущества, является само публично-правовое образование, в данном случае - Тюменская область в лице уполномоченного органа, у которого находятся выделенные для оплаты указанных работ бюджетные средства.
По смыслу пункта 2 Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", применяемого по аналогии в рассматриваемом случае, в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. При этом недопустимо ограничение источников взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126, 214, 215 ГК РФ. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.
Главным распорядителем средств бюджета Тюменской области на реализацию государственной политики в области управления государственной собственностью выступает Департамент имущественных отношений Тюменской области (приложение N 17 к Закону Тюменской области от 03.11.2009 N 73 "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов").
В связи с чем, расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома N 21 по ул. Геологоразведчиков в г. Тюмени в размере 366 340 руб. 90 коп. подлежат взысканию с субъекта Российской Федерации - Тюменской области в лице Департамента имущественных отношений Тюменской области за счет казны Тюменской области.
Вопреки доводам подателя жалобы, оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица ГУ ТО "Государственный архив Тюменской области" в порядке статьи 51 АПК РФ не имелось.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 51 АПК РФ, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Однако из материалов дела не усматривается, что права или обязанности ГУ ТО "Государственный архив Тюменской области" по отношению к истцу или ответчику могут быть затронуты вынесением обжалуемого решения.
То обстоятельство, что нежилые помещения многоквартирного дома переданы в оперативное управление указанного лица, не может повлиять на права и обязанности истца и ответчика, возникающие из обязанности Тюменской области по содержанию принадлежащего ей имущества.
Как пояснил представитель ответчика в заседании суда апелляционной инстанции, в оперативное управление ГУ ТО "Государственный архив Тюменской области" передано 1837,10 кв. м нежилых помещений, места общего пользования, доля в которых принадлежит Тюменской области, числятся в казне субъекта Российской Федерации.
Таким образом, процессуальные основания для привлечения ГУ ТО "Государственный архив Тюменской области" при рассмотрении настоящего дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, отсутствуют.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 270 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм материального права является основанием для изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как судебный акт по делу принят в пользу истца, а Департамент имущественных отношений Тюменской области в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 24 июня 2010 года по делу N А70-2995/2010 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Юг" удовлетворить.
Взыскать с Тюменской области в лице Департамента имущественных отношений Тюменской области за счет казны Тюменской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Юг" 366 340 руб. 90 коп. расходов по содержанию общего имущества, 12 326 руб. 82 коп. расходов по оплате государственной пошлины".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Т.А.ЗИНОВЬЕВА
Судьи
А.Н.ГЛУХИХ
Л.И.ЕНИКЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.09.2010 ПО ДЕЛУ N А70-2995/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2010 г. по делу N А70-2995/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Зиновьевой Т.А.,
судей Глухих А.Н., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Кокориной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6587/2010) Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 24 июня 2010 года, принятое по делу N А70-2995/2010 (судья Макаров С.Л.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Юг" к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о взыскании 366 340 руб. 90 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента имущественных отношений Тюменской области - Неруш И.М., доверенность N 336/08-1-Д от 01.04.2010, сроком действия один год;
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Юг" - не явился, извещено;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Юг" (далее - ООО "Управляющая компания "Юг") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Администрации Тюменской области о взыскании расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома N 21 по ул. Геологоразведчиков г. Тюмени в сумме 366 340 рублей 90 копеек.
Определением суда от 10.06.2010 по заявлению истца произведена замена ответчика - Администрации Тюменской области, ответчиком по делу привлечена Тюменская область в лице Департамента имущественных отношений Тюменской области (л.д. 111).
Исковые требования со ссылками на статьи 249, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств, предусмотренных договором управления многоквартирным домом от 30.04.2007 N 91.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 24 июня 2010 года по делу N А70-2995/2010 иск удовлетворен. С Департамента имущественных отношений Тюменской области в пользу ООО "Управляющая компания "Юг" взыскано 366 340 рублей 90 копеек расходов по содержанию общего имущества, 12 326 рублей 82 копейки расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений Тюменской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что Департамент имущественных отношений Тюменской области в настоящем деле выступает в качестве органа исполнительной власти Тюменской области, уполномоченного представлять интересы Тюменской области как надлежащего ответчика по искам о взыскании денежных средств за счет казны Тюменской области. Однако указанное обстоятельство при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции во внимание не принято. Кроме того, по мнению подателя жалобы, доказательств выполнения работ по содержанию мест общего пользования в жилом доме по ул. Геологоразведчиков, 21 в г. Тюмени на заявленную в исковом заявлении сумму истец не представил.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "Юг" указывает на законность и обоснованность обжалуемого решения, с доводами апелляционной жалобы не согласно.
В заседание суда апелляционной инстанции ООО "Управляющая компания "Юг" своего представителя не направило, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом в соответствии со статьей 123 АПК РФ.
От ООО "Управляющая компания "Юг" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
На основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента имущественных отношений Тюменской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав представителя ответчика, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Как следует из материалов дела, 30 апреля 2007 года между собственниками жилых помещений (согласно списку, приведенному в Приложении N 1а к договору), МУ "Тюменское городское имущественное казначейство", собственниками нежилых помещений (согласно списку, приведенному в Приложении N 1б к договору) (заказчики) и ООО "Управляющая компания "Юг" (управляющая организация) заключен договор управления многоквартирным домом N 91, предметом которого является выполнение управляющей организацией за плату работ и услуг в целях управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: ул. Геологоразведчиков, дом 21 (многоквартирный дом).
Управление многоквартирным домом включает в себя следующие виды работ, услуг: надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; обеспечение реализации решения вопросов пользования общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме; обеспечение предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся жилыми и нежилыми помещениями по перечню и в порядке, установленном договором; обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан и пользования нежилыми помещениями владельцами нежилых помещений (л.д. 8 - 18).
Согласно распоряжению администрации города Тюмени от 25.05.2007 N 780-рк жилой дом по адресу: город Тюмень, улица Геологоразведчиков, дом 21 передан в управление истцу по акту приема-передачи жилого дома от 01.06.2007 (л. д. 34).
Расположенное в жилом доме N 21 по улице Геологоразведчиков нежилое помещение (общая площадь составляет 1837,10 кв. м) входит в состав реестра государственного имущества Тюменской области на основании распоряжения Администрации Тюменской области от 17.02.2003 N 177/06, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права оперативного управления N НВ 991035 от 11.08.2003 (л.д. 106 - 107).
Ссылаясь на то, что с момента приобретения права собственности на находящееся в жилом доме N 21 по ул. Геологоразведчиков помещение у ответчика возникла обязанность по оплате расходов на содержание конструктивных элементов и внутридомового инженерного оборудования, в рамках настоящего дела ООО "Управляющая компания "Юг" обратилось с иском о взыскании с Тюменской области в лице Департамента имущественных отношений Тюменской области расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома N 21 по ул. Геологоразведчиков г. Тюмени в сумме 366 340 рублей 90 копеек.
Повторно рассматривая дело, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В пункте 1 статьи 36 ЖК РФ указано, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.
Статьей 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (раздел I), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, определен состав общего имущества многоквартирного дома, включающий объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья. Собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 ЖК РФ.
Часть 6 статьи 155 ЖК РФ устанавливает, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Из указанных правовых норм следует, что собственники нежилых помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья и не заключившие договор на управление многоквартирным домом, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; отказ части собственников помещений от вступления в члены товарищества собственников жилья либо от заключения договора на управление многоквартирным домом не освобождает их от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Нежилые помещения находятся в жилом доме, то есть не могут существовать отдельно от этого дома, а их собственник не может не пользоваться такими составляющими общего имущества многоквартирного дома как крыша, фундамент, коммуникации и другие.
Следовательно, бремя содержания собственником своего имущества включает не только расходы по содержанию непосредственно нежилых помещений, но и расходы по эксплуатации всего здания. Расходы по содержанию здания обусловлены необходимостью его эксплуатации и поэтому являются обязательными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что в издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования. При этом отсутствие заключенного договора на возмещение соответствующих затрат либо фактическое неиспользование помещения собственником не является основанием для освобождения его от участия в таких расходах.
В апелляционной жалобе Департамент имущественных отношений Тюменской области указывает, что ни Департамент, ни ГУ ТО "Государственный архив Тюменской области", в оперативном управлении которого находятся нежилые помещения в многоквартирном доме, не заключало с истцом договор о содержании и ремонте общего имущества, и это обстоятельство свидетельствует, по мнению ответчика, о ненадлежащем оказании ему услуг.
Однако отсутствие у Департамента имущественных отношений Тюменской области заключенного с ООО "Управляющая компания "Юг" договора на содержание общего имущества не свидетельствует, как ошибочно полагает ответчик, о ненадлежащем содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В силу подпункта 5 пункта 2 названной статьи обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Плата за помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.
При этом из пункта 1 статьи 37, пунктов 1, 2 статьи 39 ЖК РФ следует, что в издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования.
Таким образом, закон не связывает возникновение обязанности по внесению платы за помещение и коммунальные услуги с фактом заключения договора между собственником такого помещения и соответствующей организацией. Обязанность по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги основана на общих положениях гражданского права о возмездности оказываемых услуг.
В силу пунктов 2 - 4 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Управляющая компания "Юг" с 01.06.2007 по настоящее время фактически оказывает услуги по содержанию дома N 21 по улице Геологоразведчиков города Тюмени.
В связи с чем, ответчик как собственник нежилых помещений в названном доме согласно вышеуказанным нормам должен был оплачивать эти услуги пропорционально размеру занимаемой площади.
На основании тарифицированного перечня работ по обслуживанию и ремонту жилого дома, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме 1, 2, 3 группы зданий, имеющих все виды благоустройства, не оборудованных мусоропроводом и лифтом с газовыми платами на 2007 год составляет 8,69 рублей за один кв. м (тарифы применены в соответствии с Постановлением Администрации города Тюмени от 28.12.2006 N 33-пк); на 2008 год составляет 10,08 рублей за один кв. м (тарифы применены в соответствии Постановлением Администрации города Тюмени от 27.12.2007 N 47-пк); на 2009-2010 года составляет 13,42 рубля за один кв. м (тарифы применены в соответствии Постановлением Администрации города Тюмени от 25.12.2008 N 154-пк).
Согласно расчету суммы стоимости работ и услуг по обслуживанию многоквартирного дома N 21 по улице Геологоразведчиков города Тюмени задолженность ответчика за период с 01.06.2007 по 01.03.2010 составляет 366 340 рублей 90 копеек (л.д. 65 - 67).
Как утверждает Департамент имущественных отношений Тюменской области в апелляционной жалобе, он не нуждается в части услуг по управлению жилым фондом, оказываемых ООО "Управляющая компания "Юг", предъявленных к оплате истцом, поскольку ГУ ТО "Государственный архив Тюменской области", фактически занимающим нежилое помещение, самостоятельно заключен государственный контракт N 15 на выполнение капитального ремонта цоколя, отмотки и произведен расчет за выполненные работы, ведутся работы во вывозу ТБО (договор N 2323/02/10 об оказании услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от 05.11.2009), в штате учреждения состоит дворник, который осуществляет уборку придомовой территории.
Между тем, данные договоры не подтверждают, что расходы в рамках договорных обязательств понесены именно на содержание и ремонт общего имущества, а не собственно нежилых помещений, используемых учреждением.
Кроме того, ремонт и текущее содержание цоколя и отмостки жилого дома не может освобождать ответчика, как ошибочно полагает податель жалобы, от несения бремени содержания общего имущества многоквартирного жилого дома, перечень которого установлен пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Обязательство ответчика по содержанию мест общего пользования в многоквартирном жилом доме вытекает из требований статей 39, 153, 155, 158 ЖК РФ.
Более того, в заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента имущественных отношений Тюменской области пояснил, что сметой ГУ ТО "Государственный архив Тюменской области" предусмотрено несение расходов на содержание переданных в оперативное управление нежилых помещений. Возложение на учреждение расходов по оплате содержания мест общего пользования жилого дома сметой не предусмотрено, в то время как бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой (пункт 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Представитель ответчика утверждал, что обязательство по содержанию мест общего пользования жилого дома должно осуществляться за счет средств казны Тюменской области, а не средств, выделенных бюджетному учреждению по смете.
Суд первой инстанции, проверив представленный истцом расчет задолженности, правомерно признал его верным, поскольку он подтверждается материалами дела.
Иного расчета стоимости услуг, предъявленной ко взысканию с ответчика в рассматриваемый период, податель жалобы не представил.
Того обстоятельства, что спорные услуги истцом фактически оказаны не были, не подтвердил.
Самостоятельное несение расходов, которые включены в состав тарифа на обслуживание жилого дома, не освобождает собственника помещения от оплаты утвержденного в установленном порядке тарифа.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
На основании изложенного, исковые требования ООО "Управляющая компания Юг" о взыскании расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома N 21 по ул. Геологоразведчиков г. Тюмени в размере 366 340 рублей 90 копеек как законные и обоснованные подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции учитывает, что по заявлению истца ответчиком по делу привлечена Тюменская область в лице Департамента имущественных отношений Тюменской области (определение суда от 10.06.2010).
Однако обжалуемым решением 366 340 рублей 90 копеек расходов по содержанию общего имущества, 12 326 рублей 82 копейки расходов по оплате государственной пошлины взысканы в пользу ООО "Управляющая компания "Юг" с Департамента имущественных отношений Тюменской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 125 ГК РФ).
В силу пункта 1.3 Положения о Департаменте имущественных отношений Тюменской области, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 29.09.2006 N 222-п "О Департаменте имущественных отношений Тюменской области", Департамент является органом исполнительной власти области.
Согласно пункту 3.28 Положения Департамент обеспечивает поступление объектов в областную казну, содержание областной казны, выбытие объектов из состава областной казны.
Деятельность Департамента осуществляется за счет средств областного бюджета (пункт 1.8 Положения).
На основании пункта 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим Кодексом.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденные показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения.
В свою очередь, в силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджет.
Согласно пункту 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам.
Положения, установленные настоящим Кодексом применительно к бюджетным учреждениям, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами (пункт 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции учитывает, что от обязательства бюджетного учреждения, исполняемого в пределах выделенных ему по смете денежных средств на обеспечение собственных нужд, необходимо отличать обязательства по обеспечению государственных (муниципальных) нужд.
Оснований считать, что содержание помещений в многоквартирном доме N 21 по ул. Геологоразведчиков в г. Тюмени осуществлено Департаментом имущественных отношений Тюменской области для собственных нужд, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Тем более, что настоящий иск заявлен ООО "Управляющая компания "Юг" к Тюменской области в лице Департамента имущественных отношений Тюменской области.
Осуществляя содержание находящего в государственной собственности Тюменской области имущества, Департамент имущественных отношений Тюменской области действует от имени и по поручению публично-правового образования. Поэтому должником по обязательствам, вытекающим из содержания такого имущества, является само публично-правовое образование, в данном случае - Тюменская область в лице уполномоченного органа, у которого находятся выделенные для оплаты указанных работ бюджетные средства.
По смыслу пункта 2 Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", применяемого по аналогии в рассматриваемом случае, в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. При этом недопустимо ограничение источников взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126, 214, 215 ГК РФ. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.
Главным распорядителем средств бюджета Тюменской области на реализацию государственной политики в области управления государственной собственностью выступает Департамент имущественных отношений Тюменской области (приложение N 17 к Закону Тюменской области от 03.11.2009 N 73 "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов").
В связи с чем, расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома N 21 по ул. Геологоразведчиков в г. Тюмени в размере 366 340 руб. 90 коп. подлежат взысканию с субъекта Российской Федерации - Тюменской области в лице Департамента имущественных отношений Тюменской области за счет казны Тюменской области.
Вопреки доводам подателя жалобы, оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица ГУ ТО "Государственный архив Тюменской области" в порядке статьи 51 АПК РФ не имелось.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 51 АПК РФ, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Однако из материалов дела не усматривается, что права или обязанности ГУ ТО "Государственный архив Тюменской области" по отношению к истцу или ответчику могут быть затронуты вынесением обжалуемого решения.
То обстоятельство, что нежилые помещения многоквартирного дома переданы в оперативное управление указанного лица, не может повлиять на права и обязанности истца и ответчика, возникающие из обязанности Тюменской области по содержанию принадлежащего ей имущества.
Как пояснил представитель ответчика в заседании суда апелляционной инстанции, в оперативное управление ГУ ТО "Государственный архив Тюменской области" передано 1837,10 кв. м нежилых помещений, места общего пользования, доля в которых принадлежит Тюменской области, числятся в казне субъекта Российской Федерации.
Таким образом, процессуальные основания для привлечения ГУ ТО "Государственный архив Тюменской области" при рассмотрении настоящего дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, отсутствуют.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 270 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм материального права является основанием для изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как судебный акт по делу принят в пользу истца, а Департамент имущественных отношений Тюменской области в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 24 июня 2010 года по делу N А70-2995/2010 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Юг" удовлетворить.
Взыскать с Тюменской области в лице Департамента имущественных отношений Тюменской области за счет казны Тюменской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Юг" 366 340 руб. 90 коп. расходов по содержанию общего имущества, 12 326 руб. 82 коп. расходов по оплате государственной пошлины".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Т.А.ЗИНОВЬЕВА
Судьи
А.Н.ГЛУХИХ
Л.И.ЕНИКЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)