Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2011 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полынкиной Н.А.,
судей Стахановой В.Н., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А.,
при участии:
от заявителя: Языкова Е.А. - представитель по доверенности от 22.03.2010, паспорт <...>,
от ответчика: Цыганкова М.М. - начальник юридического отдела по доверенности от 11.01.2011, паспорт <...>,
третье лицо не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
рассмотрев апелляционную жалобу ЖСК "ЖБИ-3-Брянск-4-5" на решение Арбитражного суда Брянской области от 02 ноября 2010 года по делу N А09-3988/2010 (судья Копыт Ю.Д.),
жилищно-строительный кооператив "ЖБИ-3-Брянск-4-5" (далее - ЖСК "ЖБИ-3-Брянск-4-5", кооператив) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Брянский городской водоканал" (далее - МУП "Брянский городской водоканал") о признании незаконными действий должностного лица, выразившихся в отказе выдать документы, предусмотренные ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, подтверждающие соответствие построенного объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Романа Брянского, д. 10 (строительный адрес: жилой дом позиция N 5 в микрорайоне N 4 Советского района г. Брянска), техническим условиям, а также об обязании МУП "Брянский городской водоканал" выдать документы о соответствии построенного объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Романа Брянского, д. 10 (строительный адрес: жилой дом позиция N 5 в микрорайоне N 4 Советского района г. Брянска), техническим условиям. Кроме того, заявитель просил взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб. (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 02.11.2010 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением, ЖСК "ЖБИ-3-Брянск-4-5" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Оспаривая решение Арбитражного суда Брянской области, заявитель жалобы ссылается на ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. В связи с этим считает, что кооперативу должен быть выдан именно документ, подтверждающий соответствие построенного объекта техническим условиям, а не справку, предусмотренную ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, как указано в решении суда первой инстанции. При этом заявитель жалобы указывает, что эксплуатирующая организация обязана выдать документ, подтверждающий именно техническое соответствие объекта техническим условиям. Кроме того, исполнитель не вправе требовать от заказчика не предусмотренные Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения документы и информацию. Также заявитель жалобы указывает, что судом первой инстанции не разрешен вопрос о взыскании уплаченной государственной пошлины в размере 2 000 руб. и судебных расходов в размере 20 000 руб. (с учетом уточнения).
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Брянской области от 02.11.2010 проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Проанализировав материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, казенному предприятию "Управление капитального строительства" 07.12.2007 МУП "Брянский городской водоканал" были выданы технические условия на водоснабжение и водоотведение (далее - ТУ) N 4125, согласно которым для подключения 10-этажного жилого дома позиция 5 в микрорайоне N 4 Советского района г. Брянска заказчику - КП "УКС" необходимо было выполнить в том числе следующее: заключить договор с МУП "Брянскгорводоканал" на пользование услугами водопровода и канализацией, а также в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса" N 210 от 30.12.2004 заключить двухсторонний договор с МУП "Брянскгорводоканал" на оплату за подключение к сетям водопровода, проект подключения согласовать с МУП "Брянскгорводоканал". Срок действия данных ТУ определен в течение двух лет со дня выдачи.
Между КП "УКС" (заказчик) и МУП "Брянскгорводоканал" (исполнитель) 19.12.2007 заключен договор N 414 на подключение объекта: 10-этажного жилого дома позиция 5 в микрорайоне N 4 Советского района г. Брянска к сетям водоснабжения и водоотведения. Согласно данному договору исполнитель в том числе обеспечивает возможность проведения заказчиком работ по выполнению требований ТУ, а заказчик в свою очередь обеспечивает выполнение надлежащим образом ТУ на присоединение объекта и производит расчет с исполнителем на условиях настоящего договора, что в соответствии с п. 2.2.2 договора составило 1 993 863 руб.
Оплата указанной суммы заказчиком была произведена частично, остаток долга составил 1 495 397 руб. 25 коп.
Между Управлением имущественных отношений Брянской области (продавец) и ЖСК "ЖБИ-3-Брянск-4-5" (покупатель) 29.06.2009 заключен договор купли-продажи N 1-к объекта, не завершенного строительством, согласно которому продавец продает, а покупатель приобретает в собственность объект - не завершенный строительством жилой дом, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Романа Брянского, д. 10. Также вместе с объектом продавец передает Покупателю в неизменном виде и без взимания платы права и обязанности, предусмотренные ТУ на присоединение к подводящим сетям и коммуникациям (пункт 1.3 договора).
ЖСК "ЖБИ-3-Брянск-4-5" 25.01.2010 обратилось в адрес МУП "Брянскгорводоканал" с заявлением о выдаче документов, предусмотренных ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, подтверждающих соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям.
МУП "Брянскгорводоканал" письмом 04.02.2010 N 468-и отказало кооперативу в выдаче справки о выполнении ТУ N 5375 от 14.12.2007 с требованием:
- сдать в постоянную эксплуатацию представителю МУП "Брянскгорводоканал" построенные к жилому дому наружные сети водопровода и канализации;
- представить справку о качестве воды;
- представить исполнительскую съемку проложенных сетей, выполненную МУП "АПБ";
- заключить договор с МУП "Брянскгорводоканал" на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению;
- оформить акт разграничения балансовой принадлежности наружных сетей водопровода и канализации жилого дома поз. 24;
- согласно договору N 414 от 19.12.2007 произвести оплату за подключение к сетям водопровода и канализации - 1 495 397 руб. 25 коп.
Не согласившись с данным отказом, ЖСК "ЖБИ-3-Брянск-4-5" обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Исходя из п. 7 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются в том числе документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии).
Как следует из материалов дела, технические условия от 07.12.2007 N 4125 на водоснабжение и водоотведение вышеуказанного жилого дома были выданы казенному предприятию "Управление капитального строительства". Требования по подключению данного объекта были предъявлены также казенному предприятию.
ЖСК "ЖБИ-3-Брянск-4-5" в данных технических условиях заказчиком не являлось, за выдачей новых технических условий не обращалось. Срок действия выданных казенному предприятию "Управление капитального строительства" технических условий истек 07.12.2009.
В соответствии с пунктом 6 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 83 от 13.02.2006, в случае, если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Учитывая, что срок действия технических условий от 07.12.2007 N 4125 истек, обращения заявителя к МУП "Брянскгорводоканал" для выдачи новых технических условий не было, МУП "Брянскгорводоканал" на запрос заявителя о выдаче документов, подтверждающих соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям, обоснованно предложил выполнить ряд мероприятий, позволивших бы МУП "Брянскгорводоканал" выдать заключение о соответствии вводимых в эксплуатацию сетей водоснабжения требованиям выданных технических условий.
Как следует из пояснений, данных представителем ЖСК "ЖБИ-3-Брянск-4-5" в судебном заседании в суде апелляционной инстанции, кооператив самостоятельно осуществил подключение к сетям водоснабжения и водоотведения на основании технических условий, выданных казенному предприятию "Управление капитального строительства". Кроме того, заявитель подтвердил в суде апелляционной инстанции, что законченный строительством объект в настоящее время введен в эксплуатацию. С учетом указанных обстоятельств довод ЖСК "ЖБИ-3-Брянск-4-5" о том, что невыдача МУП "Брянскгорводоканал" запрашиваемых документов препятствует вводу в эксплуатацию построенного жилого дома, является несостоятельным.
Отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, возникающие в процессе подключения таких объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок подачи и рассмотрения заявления о подключении, выдачи и исполнения условий подключения, а также условия подачи ресурсов регулируются Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83.
Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется в порядке, который включает следующие этапы: подача заказчиком заявления о подключении; заключение договора о подключении; выдача исполнителем заказчику условий подключения (технических условий для присоединения), которые не противоречат техническим условиям, ранее полученным заказчиком от исполнителя или органа местного самоуправления либо от предыдущего правообладателя земельного участка, при условии, что срок действия технических условий не истек; выполнение заказчиком условий подключения; проверка исполнителем выполнения заказчиком условий подключения; присоединение заказчиком объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и подписание сторонами акта о присоединении; выполнение условий подачи ресурсов (пункт 4 Правил N 83).
Согласно пункту 10 Правил N 83 после выполнения заказчиком условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения исполнитель выдает разрешение на осуществление заказчиком присоединения указанного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. После осуществления присоединения исполнитель и заказчик подписывают акт о присоединении. Работы по присоединению могут осуществляться исполнителем на основании отдельного договора, заключаемого им с заказчиком. При этом связанные с проведением работ по присоединению расходы организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не включаются в состав расходов, учитываемых при установлении платы за подключение. Исполнитель осуществляет надзор за выполнением мероприятий по присоединению.
Материалами дела не подтверждается выдача технических условий подключения ЖСК "ЖБИ-3-Брянск-4-5", разрешение на присоединение к сетям инженерной инфраструктуры не выдавалось, надзор за выполнением мероприятий по присоединению не осуществлялся.
Ссылка апелляционной жалобы на договор N 11867 от 01.02.2010 на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению является несостоятельной, поскольку данный договор выдавался на период пусконаладочных работ.
Довод апелляционной жалобы о том, что эксплуатирующая организация обязана выдать документ, подтверждающий техническое соответствие объекта техническим условиям, является несостоятельным, поскольку ЖСК "ЖБИ-3-Брянск-4-5" за выдачей технических условий не обращалось, в связи с чем требование о выдаче документов, подтверждающих соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям, неправомерно.
Довод апелляционной жалобы о том, что исполнитель не вправе требовать от заказчика не предусмотренные Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения документы и информацию, а именно исполнительскую съемку проложенных сетей, выполненную МУП "АПБ", также не может быть принят во внимание, поскольку в соответствии с пунктом 6 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заказчик направляет исполнителю в том числе ситуационный план расположения объекта с привязкой к территории населенного пункта, топографическую карту участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованную с эксплуатирующими организациями. Кроме того, в соответствии с п. 8.1 пособия по производству геодезических работ в строительстве (к СНиП 3.01.03-84), утвержденного приказом ЦНИИОМТП от 10 июля 1985 N 147, исполнительные геодезические съемки выполняются организациями, осуществляющими строительно-монтажные работы. При возведении особо сложных объектов съемки могут выполняться с привлечением специализированных организаций.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не разрешен вопрос о взыскании уплаченной государственной пошлины в размере 2 000 руб. и судебных расходов в размере 20 000 руб., не может быть принят во внимание в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. При этом по смыслу ст. 106 АПК РФ к таким расходам относятся также расходы по уплате государственной пошлины.
В решение суда первой инстанции указано, что расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Поскольку судебный акт был принят не в пользу заявителя, то в удовлетворении заявленных требований о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб. судом первой инстанции было отказано.
При вышеуказанных обстоятельствах решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Брянской области от 02 ноября 2010 года по делу N А09-3988/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.01.2011 ПО ДЕЛУ N А09-3988/2010
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2011 г. по делу N А09-3988/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2011 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полынкиной Н.А.,
судей Стахановой В.Н., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А.,
при участии:
от заявителя: Языкова Е.А. - представитель по доверенности от 22.03.2010, паспорт <...>,
от ответчика: Цыганкова М.М. - начальник юридического отдела по доверенности от 11.01.2011, паспорт <...>,
третье лицо не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
рассмотрев апелляционную жалобу ЖСК "ЖБИ-3-Брянск-4-5" на решение Арбитражного суда Брянской области от 02 ноября 2010 года по делу N А09-3988/2010 (судья Копыт Ю.Д.),
установил:
жилищно-строительный кооператив "ЖБИ-3-Брянск-4-5" (далее - ЖСК "ЖБИ-3-Брянск-4-5", кооператив) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Брянский городской водоканал" (далее - МУП "Брянский городской водоканал") о признании незаконными действий должностного лица, выразившихся в отказе выдать документы, предусмотренные ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, подтверждающие соответствие построенного объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Романа Брянского, д. 10 (строительный адрес: жилой дом позиция N 5 в микрорайоне N 4 Советского района г. Брянска), техническим условиям, а также об обязании МУП "Брянский городской водоканал" выдать документы о соответствии построенного объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Романа Брянского, д. 10 (строительный адрес: жилой дом позиция N 5 в микрорайоне N 4 Советского района г. Брянска), техническим условиям. Кроме того, заявитель просил взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб. (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 02.11.2010 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением, ЖСК "ЖБИ-3-Брянск-4-5" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Оспаривая решение Арбитражного суда Брянской области, заявитель жалобы ссылается на ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. В связи с этим считает, что кооперативу должен быть выдан именно документ, подтверждающий соответствие построенного объекта техническим условиям, а не справку, предусмотренную ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, как указано в решении суда первой инстанции. При этом заявитель жалобы указывает, что эксплуатирующая организация обязана выдать документ, подтверждающий именно техническое соответствие объекта техническим условиям. Кроме того, исполнитель не вправе требовать от заказчика не предусмотренные Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения документы и информацию. Также заявитель жалобы указывает, что судом первой инстанции не разрешен вопрос о взыскании уплаченной государственной пошлины в размере 2 000 руб. и судебных расходов в размере 20 000 руб. (с учетом уточнения).
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Брянской области от 02.11.2010 проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Проанализировав материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, казенному предприятию "Управление капитального строительства" 07.12.2007 МУП "Брянский городской водоканал" были выданы технические условия на водоснабжение и водоотведение (далее - ТУ) N 4125, согласно которым для подключения 10-этажного жилого дома позиция 5 в микрорайоне N 4 Советского района г. Брянска заказчику - КП "УКС" необходимо было выполнить в том числе следующее: заключить договор с МУП "Брянскгорводоканал" на пользование услугами водопровода и канализацией, а также в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса" N 210 от 30.12.2004 заключить двухсторонний договор с МУП "Брянскгорводоканал" на оплату за подключение к сетям водопровода, проект подключения согласовать с МУП "Брянскгорводоканал". Срок действия данных ТУ определен в течение двух лет со дня выдачи.
Между КП "УКС" (заказчик) и МУП "Брянскгорводоканал" (исполнитель) 19.12.2007 заключен договор N 414 на подключение объекта: 10-этажного жилого дома позиция 5 в микрорайоне N 4 Советского района г. Брянска к сетям водоснабжения и водоотведения. Согласно данному договору исполнитель в том числе обеспечивает возможность проведения заказчиком работ по выполнению требований ТУ, а заказчик в свою очередь обеспечивает выполнение надлежащим образом ТУ на присоединение объекта и производит расчет с исполнителем на условиях настоящего договора, что в соответствии с п. 2.2.2 договора составило 1 993 863 руб.
Оплата указанной суммы заказчиком была произведена частично, остаток долга составил 1 495 397 руб. 25 коп.
Между Управлением имущественных отношений Брянской области (продавец) и ЖСК "ЖБИ-3-Брянск-4-5" (покупатель) 29.06.2009 заключен договор купли-продажи N 1-к объекта, не завершенного строительством, согласно которому продавец продает, а покупатель приобретает в собственность объект - не завершенный строительством жилой дом, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Романа Брянского, д. 10. Также вместе с объектом продавец передает Покупателю в неизменном виде и без взимания платы права и обязанности, предусмотренные ТУ на присоединение к подводящим сетям и коммуникациям (пункт 1.3 договора).
ЖСК "ЖБИ-3-Брянск-4-5" 25.01.2010 обратилось в адрес МУП "Брянскгорводоканал" с заявлением о выдаче документов, предусмотренных ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, подтверждающих соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям.
МУП "Брянскгорводоканал" письмом 04.02.2010 N 468-и отказало кооперативу в выдаче справки о выполнении ТУ N 5375 от 14.12.2007 с требованием:
- сдать в постоянную эксплуатацию представителю МУП "Брянскгорводоканал" построенные к жилому дому наружные сети водопровода и канализации;
- представить справку о качестве воды;
- представить исполнительскую съемку проложенных сетей, выполненную МУП "АПБ";
- заключить договор с МУП "Брянскгорводоканал" на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению;
- оформить акт разграничения балансовой принадлежности наружных сетей водопровода и канализации жилого дома поз. 24;
- согласно договору N 414 от 19.12.2007 произвести оплату за подключение к сетям водопровода и канализации - 1 495 397 руб. 25 коп.
Не согласившись с данным отказом, ЖСК "ЖБИ-3-Брянск-4-5" обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Исходя из п. 7 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются в том числе документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии).
Как следует из материалов дела, технические условия от 07.12.2007 N 4125 на водоснабжение и водоотведение вышеуказанного жилого дома были выданы казенному предприятию "Управление капитального строительства". Требования по подключению данного объекта были предъявлены также казенному предприятию.
ЖСК "ЖБИ-3-Брянск-4-5" в данных технических условиях заказчиком не являлось, за выдачей новых технических условий не обращалось. Срок действия выданных казенному предприятию "Управление капитального строительства" технических условий истек 07.12.2009.
В соответствии с пунктом 6 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 83 от 13.02.2006, в случае, если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Учитывая, что срок действия технических условий от 07.12.2007 N 4125 истек, обращения заявителя к МУП "Брянскгорводоканал" для выдачи новых технических условий не было, МУП "Брянскгорводоканал" на запрос заявителя о выдаче документов, подтверждающих соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям, обоснованно предложил выполнить ряд мероприятий, позволивших бы МУП "Брянскгорводоканал" выдать заключение о соответствии вводимых в эксплуатацию сетей водоснабжения требованиям выданных технических условий.
Как следует из пояснений, данных представителем ЖСК "ЖБИ-3-Брянск-4-5" в судебном заседании в суде апелляционной инстанции, кооператив самостоятельно осуществил подключение к сетям водоснабжения и водоотведения на основании технических условий, выданных казенному предприятию "Управление капитального строительства". Кроме того, заявитель подтвердил в суде апелляционной инстанции, что законченный строительством объект в настоящее время введен в эксплуатацию. С учетом указанных обстоятельств довод ЖСК "ЖБИ-3-Брянск-4-5" о том, что невыдача МУП "Брянскгорводоканал" запрашиваемых документов препятствует вводу в эксплуатацию построенного жилого дома, является несостоятельным.
Отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, возникающие в процессе подключения таких объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок подачи и рассмотрения заявления о подключении, выдачи и исполнения условий подключения, а также условия подачи ресурсов регулируются Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83.
Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется в порядке, который включает следующие этапы: подача заказчиком заявления о подключении; заключение договора о подключении; выдача исполнителем заказчику условий подключения (технических условий для присоединения), которые не противоречат техническим условиям, ранее полученным заказчиком от исполнителя или органа местного самоуправления либо от предыдущего правообладателя земельного участка, при условии, что срок действия технических условий не истек; выполнение заказчиком условий подключения; проверка исполнителем выполнения заказчиком условий подключения; присоединение заказчиком объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и подписание сторонами акта о присоединении; выполнение условий подачи ресурсов (пункт 4 Правил N 83).
Согласно пункту 10 Правил N 83 после выполнения заказчиком условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения исполнитель выдает разрешение на осуществление заказчиком присоединения указанного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. После осуществления присоединения исполнитель и заказчик подписывают акт о присоединении. Работы по присоединению могут осуществляться исполнителем на основании отдельного договора, заключаемого им с заказчиком. При этом связанные с проведением работ по присоединению расходы организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не включаются в состав расходов, учитываемых при установлении платы за подключение. Исполнитель осуществляет надзор за выполнением мероприятий по присоединению.
Материалами дела не подтверждается выдача технических условий подключения ЖСК "ЖБИ-3-Брянск-4-5", разрешение на присоединение к сетям инженерной инфраструктуры не выдавалось, надзор за выполнением мероприятий по присоединению не осуществлялся.
Ссылка апелляционной жалобы на договор N 11867 от 01.02.2010 на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению является несостоятельной, поскольку данный договор выдавался на период пусконаладочных работ.
Довод апелляционной жалобы о том, что эксплуатирующая организация обязана выдать документ, подтверждающий техническое соответствие объекта техническим условиям, является несостоятельным, поскольку ЖСК "ЖБИ-3-Брянск-4-5" за выдачей технических условий не обращалось, в связи с чем требование о выдаче документов, подтверждающих соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям, неправомерно.
Довод апелляционной жалобы о том, что исполнитель не вправе требовать от заказчика не предусмотренные Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения документы и информацию, а именно исполнительскую съемку проложенных сетей, выполненную МУП "АПБ", также не может быть принят во внимание, поскольку в соответствии с пунктом 6 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заказчик направляет исполнителю в том числе ситуационный план расположения объекта с привязкой к территории населенного пункта, топографическую карту участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованную с эксплуатирующими организациями. Кроме того, в соответствии с п. 8.1 пособия по производству геодезических работ в строительстве (к СНиП 3.01.03-84), утвержденного приказом ЦНИИОМТП от 10 июля 1985 N 147, исполнительные геодезические съемки выполняются организациями, осуществляющими строительно-монтажные работы. При возведении особо сложных объектов съемки могут выполняться с привлечением специализированных организаций.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не разрешен вопрос о взыскании уплаченной государственной пошлины в размере 2 000 руб. и судебных расходов в размере 20 000 руб., не может быть принят во внимание в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. При этом по смыслу ст. 106 АПК РФ к таким расходам относятся также расходы по уплате государственной пошлины.
В решение суда первой инстанции указано, что расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Поскольку судебный акт был принят не в пользу заявителя, то в удовлетворении заявленных требований о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб. судом первой инстанции было отказано.
При вышеуказанных обстоятельствах решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 02 ноября 2010 года по делу N А09-3988/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ПОЛЫНКИНА
Н.А.ПОЛЫНКИНА
Судьи
В.Н.СТАХАНОВА
О.Г.ТУЧКОВА
В.Н.СТАХАНОВА
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)