Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.05.2010 ПО ДЕЛУ N А65-2902/2010

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2010 г. по делу N А65-2902/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2010 года
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2010 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Филипповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Горяевой Н.Н.,
с участием в судебном заседании:
представителя ООО "Оптика-Плюс" - до перерыва - не явился, извещен надлежащим образом, после перерыва - Рохманийко С.А. (директор; решение от 24 мая 2008 года; паспорт),
представителя Административной комиссии Бугульминского муниципального района Республики Татарстан - до перерыва - Тимофеевой Е.М. (доверенность от 11 января 2010 года N 6), после перерыва - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14-19 мая 2010 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оптика-Плюс"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 марта 2010 года по делу N А65-2902/2010 (судья Воробьев Р.М.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Оптика-Плюс", Республика Татарстан, г. Бугульма,
к Административной комиссии Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Бугульма,
о признании незаконным постановления о назначении административного наказания,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Оптика-Плюс", г. Бугульма (далее - ООО "Оптика-Плюс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Бугульминского муниципального района Республики Татарстан (далее - административный орган) от 20.01.2010 N 20 о назначении административного наказания по части 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях (далее - КоАП РТ) (л.д. 2-4).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.03.2010 по делу N А65-2902/2010 заявление ООО "Оптика Плюс" удовлетворено частично. Суд изменил постановление административного органа от 20.01.2010 N 20 о назначении административного наказания ООО "Оптика-Плюс" по части 1 статьи 3.6 КоАП РТ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10000 руб. в части наказания, и назначил наказание в виде предупреждения. В остальной части постановление Административной комиссии Бугульминского муниципального района РТ от 20.01.2010 N 20 о назначении административного наказания оставил без изменения (л.д. 49-50).
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 55-57).
Административный орган апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в пояснении по делу.
В судебном заседании представитель административного органа отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в пояснении по делу.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 14.05.2010 до 10 час. 20 мин. 19.05.2010, после перерыва рассмотрение дела продолжено.
После перерыва в судебном заседании представитель Общества поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, пояснении по делу и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 27.01.2010 в 10 час. 06 мин. сотрудником административного органа выявлено, что на фасаде здания ООО "Оптика Плюс" по адресу г. Бугульма, ул. Гафиатуллина, 12, не произведена очистка от надписи, рисунка, чем нарушен пункт 4.2.2 Правил благоустройства территории муниципального образования города Бугульма, утвержденного решением Бугульминским городским Советом Республики Татарстан от 24.01.2008 N 2.
27.01.2010 административным органом в отношении Общества составлен протокол N 1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3.6 КоАП РТ. Протокол составлен в присутствии представителя Общества (л.д. 32).
Рассмотрев материалы дела, административным органом 29.01.2010 вынесено постановлением N 20 о привлечении ООО "Оптика Плюс" к административной ответственности по части 1 статьи 3.6 КоАП РТ и наложен штраф в сумме 10000 руб.
Общество не согласилось с постановлением административного органа и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования частично, изменив постановление административного органа, не правильно применил нормы материального права и неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.
В целях установления единых требований к содержанию в чистоте и порядке объектов благоустройства, повышения уровня благоустройства в целом на территории города Бугульма, решением Бугульминским городским Советом Республики Татарстан от 24.01.2008 N 2 утверждены Правила благоустройства города Бугульмы (далее - Правила благоустройства).
Пункты 1.2, 1.3 Правил благоустройства города Бугульмы устанавливают единые и обязательные требования для исполнения гражданами, должностными и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в сфере благоустройства, содержания в чистоте и порядке территорий в границах муниципального образования города Бугульмы. Правила устанавливают требования к уборке городских территорий; содержанию территорий жилой, смешанной и промышленной застройки; содержанию мест массового пребывания граждан; обеспечению чистоты и порядка на отдельных территориях и объектах.
Согласно пункту 1.4 Правил благоустройства ответственные лица за содержание и уборку закрепленных территорий (далее по тексту - ответственные лица) являются граждане, должностные и юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками и (или) пользователями и владельцами земельных участков, зданий, строений, сооружений и искусственных сооружений, подземных инженерных коммуникаций, а также юридические лица, выполняющие работы по содержанию и уборке территорий в соответствии с заключенными договорами.
На основании пункта 1.8 Правил благоустройства, ответственность за организацию работ по содержанию и уборке территорий:
- многоэтажной жилой застройки возлагается на товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы и управляющие организации;
- индивидуальной жилой застройки возлагается на собственников и (или) нанимателей жилых домов;
- остальных территорий, в том числе принадлежащих на правах собственности, владения и пользования, возлагается на лиц, за которыми закреплена данная территория или принадлежит им на праве собственности, владения и пользования.
На основании пункта 4.1 Правил благоустройства содержание территорий жилой, смешанной и промышленной застроек включает:
- содержание фасадов зданий, строений и сооружений;
- содержание территорий многоэтажной жилой застройки;
- содержание территорий индивидуальной жилой застройки;
- содержание озелененных территорий и естественной растительности;
- содержание малых архитектурных форм.
В соответствии с пунктом 4.2.2. Правил благоустройства ответственные лица обязаны содержать фасады зданий, строений и сооружений, что включает в себя:
- своевременный поддерживающий ремонт и восстановление конструктивных элементов и отделки фасадов, в том числе входных дверей и козырьков, ограждений балконов и лоджий, карнизов, крылец и отдельных ступеней, ограждений спусков и лестниц, витрин, декоративных деталей и иных конструктивных элементов;
- обеспечение наличия и содержание в исправном состоянии водостоков, водосточных труб и сливов;
- своевременную очистку от снега и льда крыш и козырьков, удаление наледи, снега и сосулек с карнизов, балконов и лоджий с обеспечением мер сохранности веток крон деревьев от повреждений падающими комьями снега и льда;
- герметизацию, заделку и расшивку швов, трещин и выбоин;
- восстановление, ремонт и своевременную очистку отмосток, приямков цокольных окон и входов в подвалы;
- поддержание в исправном состоянии размещенного на фасаде электроосвещения и включение его с наступлением темноты;
- своевременную очистку и промывку поверхностей фасадов в зависимости от их состояния и условий эксплуатации;
- своевременное мытье окон и витрин, вывесок и указателей;
- очистку от надписей, рисунков, объявлений, плакатов и иной информационно-печатной продукции;
- выполнение иных требований, предусмотренных правилами и нормами технической эксплуатации зданий, строений и сооружений.
За нарушение указанных Правил благоустройства, согласно пункту 7, предусмотрена административная ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с подпунктами "в" пункта 2 части 1 которых, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Согласно части 1 статьи 3.6 КоАП РТ нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до одной тысячи рублей, на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как видно из материалов дела, помещение, принадлежащее ООО "Оптика-Плюс" на праве собственности, является нежилым помещением - встроенным помещением, находящимся на первом этаже многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Бугульма, ул. Гафиатуллина, д. 12.
01.01.2008 между ООО "Оптика-Плюс" и МУП "Горжилуправление-Управляющая компания" заключен договор N 15 на обслуживание нежилого помещения, находящегося в собственности юридического лица в многоквартирном доме (л.д. 7-8).
Согласно пункту 2.1.2. настоящего Договора МУП "Горжилуправление -Управляющая компания" (далее - Исполнитель) обеспечивает текущий ремонт жилищного фонда.
Суд апелляционной инстанции считает, что данный договор является действующим, что подтверждается оплатой (счет-извещение от 02.02.2010 за январь 2010 года).
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, содержание фасадов, их ремонт и окраска относится к работам, выполняемым в рамках текущего ремонта.
Таким образом, субъектом ответственным за содержание фасада данного здания является МУП "Горжилуправление - Управляющая компания".
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Следовательно, ООО "Оптика-Плюс" не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.6 КоАП РТ, поэтому в его действиях отсутствует состав вышеуказанного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о том, что ООО "Оптика-Плюс" является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.6 КоАП РТ.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции сделал ошибочный вывод, изменив постановление административного правонарушения и назначив наказание ООО "Оптика-Плюс" по части 1 статьи 3.6 КоАП РТ в виде предупреждения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений в отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 - 4 части 1 настоящей статьи, в том числе предупреждение и административный штраф.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов, согласно части 1 статьи 3.6 КоАП РТ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до одной тысячи рублей, на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Санкция данной нормы смоделирована таким образом, что первоначально указывается вид и размер административного наказания, а затем субъект, в отношении которого это наказание применяется.
В отношении юридических лиц данной нормой предусмотрено административное наказание в виде штрафа, следовательно, применение к ООО "Оптика-Плюс" административного наказания в виде предупреждения является неправомерным.
Правильность суждения подтверждается системным анализом статей КоАП РТ, в которых такой вид наказания, как предупреждение, устанавливается отдельно для каждого из субъектов правонарушения, перечисленных в санкциях указанных норм.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что заявление ООО "Оптика-Плюс" подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции следует отменить.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 марта 2010 года по делу N А65-2902/2010 отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Оптика-Плюс" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии Бугульминского муниципального района Республики Татарстан от 29 января 2010 года N 20 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Оптика-Плюс" к административной ответственности по части 1 статье 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ

Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
В.С.СЕМУШКИН














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)