Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.07.2010 ПО ДЕЛУ N А09-560/2010

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2010 г. по делу N А09-560/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2010 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Каструба М.В.,
судей Юдиной Л.А., Можеевой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбачевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Брянскпиво" на решение Арбитражного суда Брянской области от 22 апреля 2010 года по делу N А09-560/2010 (судья Зенин Ф.Е.), принятое по иску ОАО "Брянскпиво" к ТСЖ "Володарка" о взыскании 12 447 руб. 45 коп.,
при участии в судебном заседании:
- от истца (заявителя): не явился, извещен надлежаще;
- от ответчика: не явился, извещен надлежаще,
установил:

открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Брянскпиво" обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском о взыскании с товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) "Володарка" 12 447 руб. 45 коп., в том числе 12 391 руб. 69 коп. долга по оплате тепловой энергии за октябрь 2009 года по договору от 01.12.2008 г. N 17 и 55 руб. 76 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.12.2009 г. по 18.12.2009 г.
Решением арбитражного суда от 22 апреля 2010 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на его необоснованность и незаконность, ОАО "Брянскпиво" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
По мнению заявителя жалобы, ответчиком не было предоставлено сведений о том, что Законом Брянской области органы местного самоуправления были наделены правом на установление тарифа на тепловую энергию в связи с чем при расчете за теплоэнергию не может применяться тариф, установленный органом местного самоуправления. Апеллянт указывает, что тариф, установленный постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 30.12.2008 г. N 19/2-15т с 1 января 2009 года в размере 832 руб. 20 коп. за Гкал (без учета НДС), установлен для всех категорий потребителей ОАО "Брянскпиво", в том числе и для населения.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 07.07.2010 г. по 14.07.2010 г., о чем лица, участвующие в деле извещались путем размещения объявления на официальном сайте Двадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
После перерыва стороны, надлежащим образом уведомленные о дате и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции представителей не направили.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
Между ОАО "Брянскпиво" (энергоснабжающая организация) и ТСЖ "Володарка" (абонент) был подписан договор на пользование тепловой энергией от 01.12.2008 N 17.
05.03.2009 ТСЖ "Володарка" обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к ОАО "Брянскпиво" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на пользование тепловой энергией N 17 от 01.12.2008 года, в части пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 3.3, 3.4, 4.1, 4.2, 4.3, 5.1.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 08.06.2009 по делу N А09-1799/2009 исковые требования ТСЖ "Володарка" к ОАО "Брянскпиво" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на пользование тепловой энергией N 17 от 01.12.2008 года, удовлетворены частично.
В соответствии с договором на пользование тепловой энергией от 01.12.2008 N 17, заключенным между ОАО "Брянскпиво" (энергоснабжающей организацией) и ТСЖ "Володарка" (абонентом), энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту тепловую энергию в объемах и на условиях настоящего договора, а абонент обязался оплатить принятую тепловую энергию для отопления жилых домов по: ул. Пушкина дом N 14, 16, 18, 20, 20а; ул. Красной Гвардии дом N 1, 1а; ул. Абашеева дом N 1, 3; пер. Димитрова дом N 2, и горячее водоснабжение дома по ул. Пушкина N 14 (п. 1.1. договора).
Обязательства по передаче тепловой энергии выполнялись истцом (теплоснабжающей организацией) надлежащим образом, что ответчиком не оспорено.
В соответствии с условиями договора N 17 от 01.12.2008 истец произвел расчет задолженности, согласно которому ТСЖ "Володарка" обязано было оплатить 114 486 руб. 00 коп. за октябрь 2009. Обязательства по оплате потребленной тепловой энергии были исполнены ответчиком частично в размере 102 094 руб. 31 коп., в связи с чем образовалась задолженность в размере 12 391 руб. 69 коп.
Возникшие между сторонами отношения регулируются параграфом 6 главы 30 ГК РФ, определяющей отношения по договору энергоснабжения.
Согласно п. 1 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяют правила, установленные в ст. ст. 539 - 547 ГК РФ для договоров энергоснабжения.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии на основании п. 1 ст. 544 ГК РФ производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию в силу п. 2 указанной статьи определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В силу ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Пунктом 5.3 договора на пользование тепловой энергией от 01.12.08 г. N 17 определено, что настоящий договор заключается на срок по 31.12.09 года.
В указанный период действовали "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).
Как усматривается из материалов дела, покупка тепловой энергии осуществлялась ответчиком для отопления жилищного фонда, обслуживанием которого он занимается. При этом ТСЖ "Володарка" соответствует понятию "исполнитель", определенному п. 3 Правил, согласно которому исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Таким образом, в целях оказания населению коммунальной услуги по горячему водоснабжению товарищество, правильно определенное судом первой инстанции в силу пункта 3 Правил N 307 как исполнитель коммунальных услуг, обязано приобретать у ресурсоснабжающей организации, к которой относится компания, тепловую энергию.
В соответствии с п. 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В пункте 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 установлено, что разъяснения по применению Правил дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным Министерством регионального развития Российской Федерации в Письме от 29 ноября 2007 N 21492-СК/07, в силу п. 8 Правил условия договора ресурсоснабжения не должны, в частности, противоречить следующим императивным гражданско-правовым нормам Правил: пункту 15 (в части тарифов на коммунальные ресурсы и услуги водоотведения, применяемых для расчетов ресурсоснабжающей организации с исполнителем, являющимся управляющей организацией, товариществом собственников жилья или специализированным жилищным потребительским кооперативом); пунктов 16 - 34 (в части порядка расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы и отведенные сточные воды, периодичности внесения такой платы, например, равномерности оплаты потребленной тепловой энергии исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а при отсутствии таких данных - по нормативам потребления и проведении 1 раз в год корректировки размера платы. С учетом нормы пункта 17 Правил оплата фактически потребленного количества тепловой энергии возможна только при применении двуставочных тарифов, включающих в себя постоянную составляющую ставку тарифа за мощность и переменную составляющую - ставку тарифа на тепловую энергию).
Пункты 16 - 34 Правил определяют порядок расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы.
Согласно п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам с учетом таких показателей как: размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.); общая площадь того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м); общий размер платы за отопление в том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).
В силу подпункта 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы определяется как произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома на норматив потребления тепловой энергии на отопление и тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установив, что условия договора на пользование тепловой энергией от 01.12.2008 N 17 должны соответствовать требованиям "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, регулирующим условия, порядок расчета, изменения (корректировки) и внесения платы за подачу тепловой энергии, суд области сделал верный вывод о том, что к отношениям сторон по определению объема обязательств исполнителя в части оплаты стоимости потребленной тепловой энергии подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В силу п. 15 Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Из приведенных норм следует, что плата за коммунальные услуги для граждан-нанимателей и собственников жилых помещений рассчитывается в том же размере, что и для исполнителей коммунальных услуг.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае, фактическим потребителем коммунальных услуг является население, суд первой инстанции обоснованно установил, что размер платы в силу ст. 157 Жилищного кодекса РФ рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, с применением тарифа, установленного для населения, как это предусмотрено абзацем вторым пункта 15 Правил N 307.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что коммунальный ресурс приобретался у ресурсоснабжающей организации (ОАО "Брянскпиво") ТСЖ "Володарка" как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги, суд области сделал правильный вывод о том, что вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости расчета стоимости поставленной ответчику теплоэнергии с применением тарифа, установленного для граждан. В связи с изложенным расчет суммы задолженности, произведенный истцом, применившим тариф, установленный для ОАО "Брянскпиво" постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 30.12.08 г. N 19/2-15т с 1 января 2009 года в размере 832 руб. 20 коп. за Гкал (без учета НДС), и определившим количество тепловой энергии без учета норматива потребления коммунальных услуг, противоречит названным нормам.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 г. N 525/09.
В соответствии с пунктом 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 г. N 7 (с изменениями, внесенными Постановлениями Пленума от 20.07.1998 г. N 11, от 30.12.2002 г. N 12, от 08.04.2004 г. N 6, от 08.12.2005 г. N 37, от 22.06.2006 г. N 16, от 20.11.2008 г. N 58, от 30.04.2009 г. N 33), арбитражным судам следует иметь в виду, что со дня размещения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, для них считается определенной (пункт 5.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 г. N 17 в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2008 г. N 14).
Из материалов дела следует, что начисление населению платы за услуги теплоснабжения в спорный период производилось согласно постановлению Брянской городской администрации от 21.07.2009 N 1159-п "О внесении изменений в постановление Брянской городской администрации от 30.12.2008 N 1456-п "О тарифах на услуги отопления и горячего водоснабжения для населения города Брянска".
Указанным постановлением утвержден размер платы за отопление для потребителей ОАО "Брянскпиво". Указанный постановлением размер платы использовался ответчиком для расчета размера платы населением за услуги по теплоснабжению.
Постановлением Брянской городской администрации от 17.07.2009 N 1151-п "О нормативах потребления коммунальных услуг по городу Брянску (отопление, горячее водоснабжение)" утверждены нормативы по отоплению в жилых домах с централизованной системой отопления.
Судом области приведены правильные формулы расчета размера платы за отопление в многоквартирном жилом доме.
Размер платы за отопление (руб.) в конкретном жилом помещении многоквартирного дома может определяться как по формуле:
P = S x N x T (формула 1), где:
S - общая площадь помещения (квартиры) в многоквартирном доме (кв. м),
N - норматив потребления тепловой энергии на отопление Гкал/кв. м),
T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан (руб./Гкал),
так и по формуле:
P = S x P (формула 2), где:
S - общая площадь помещения (квартиры) в многоквартирном доме (кв. м),
P - размер платы за отопление, установленный для граждан (руб./кв. м).
Как следует из расчета ответчика, населению за спорный период (октябрь 2009 года) начислено за отопление, исходя из площади помещений и размера платы за 1 кв. м площади помещения, 102 094 руб. 30 коп. (в том числе 10543 руб. 74 коп. льготы гражданам).
Исходя из того, что в материалы дела ответчиком представлены платежное поручение от 25.11.2009 г. N 279 на сумму 91640 руб. 57 коп. (сборы с населения) и платежное поручение от 25.11.2009 г. N 280 на сумму 10453 руб. 74 коп. (оплата льгот), подтверждающие оплату стоимости потребленной тепловой энергии за октябрь 2009 года в общей сумме 102094 руб. 31 коп., суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что обязательства по оплате стоимости потребленной населением за спорный период тепловой энергии прекращены надлежащим исполнением.
Суд области обоснованно отклонил довод истца о том, что в случае определения объема обязательств исполнителя коммунальных услуг (ответчика) перед ресурсоснабжающей организацией (истцом), исходя из тарифов, установленных для граждан, у него возникнут убытки в виде межтарифной разницы, которые подлежат возмещению за счет исполнителя коммунальных услуг, поскольку по смыслу п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 (ред. от 26.02.2009) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" правом на возмещение убытков, образовавшихся из-за неисполнения публично-правовым образованием своей обязанности по возмещению разницы в тарифах на коммунальные услуги с публично-правового образования, обладает поставщик коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании 12 391 руб. 69 коп. задолженности и 55 руб. 76 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Доводы заявителя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как основаны на неправильному толковании закона, и не опровергая выводов суда области, сводятся к несогласию с оценкой судом установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
В связи с изложенным выводы суда области соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, оснований к отмене принятого по делу решения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, не имеется.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 22 апреля 2010 года по делу N А09-560/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий судья
М.В.КАСТРУБА
Судьи
Л.А.ЮДИНА
Е.И.МОЖЕЕВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)