Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 23.03.2012 ПО ДЕЛУ N А57-2159/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2012 г. по делу N А57-2159/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов",
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.07.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2011
по делу N А57-2159/2011
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "5-Микрорайон", г. Саратов (ИНН 6453063190, ОГРН 1026403062179) к администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280), Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246) о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав товарищества собственников жилья "5-Микрорайон", с участием в деле третьего лица - Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450003860, ОГРН 1026402195511),
установил:

товарищество собственников жилья "5-Микрорайон" (далее - ТСЖ "5-Микрорайон", товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация), Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам) о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "5-Микрорайон", за период с 01.04.2010 по 01.02.2011 в размере 306 045 руб. 72 коп.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просил взыскать с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам взносы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "5-Микрорайон", за период с 01.04.2010 по 01.02.2011 в размере 280 497 руб. 76 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.07.2011 заявленные требования удовлетворены.
В связи с тем, что судом первой инстанции при вынесении решения не были рассмотрены требования в отношении администрации, 23.09.2011 арбитражным судом было вынесено дополнительное решение об отказе в удовлетворении исковых требований к администрации.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет по финансам обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на то, что перечисление денежных средств иным способом, кроме субсидий на проведение капитального ремонта, в соответствии с бюджетным законодательством не допускается. ТСЖ "5-Микрорайон" не предпринимало никаких действий для получения соответствующей субсидии.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, ТСЖ "5-Микрорайон" является объединением собственников помещений ряда многоквартирных жилых домов в Ленинском районе города Саратова.
На общем собрании членов ТСЖ "5-Микрорайон" от 17.01.2006 была утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, определен перечень работ, их стоимость, очередность проведения работ, отобраны подрядчики и определены условия оплаты работ, утверждена новая редакция Устава ТСЖ "5-Микрорайон" (протокол заседания общего собрания членов ТСЖ " 5-Микрорайон" от 17.01.2006).
В соответствии с разделом 13 Устава товарищества, статьями 145, 146 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в период с 24 по 28 апреля 2006 года проведено очередное общее собрание членов ТСЖ "5-Микрорайон" в форме заочного голосования по вопросу установления для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячной платы (взносов) на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов.
Решения общего собрания оформлены протоколом подведения итогов общего собрания членов товарищества, проведенного в форме письменного опроса (заочного голосования).
В голосовании также принял участие и голосовал за установление с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов представитель муниципального образования "Город Саратов" по доверенности от 03.04.2006.
Общее собрание членов товарищества большинством голосов приняло решение установить с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере, равном размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
Ненадлежащее исполнение администрацией как собственником муниципальных квартир в многоквартирных жилых домах, входящих в ТСЖ "5-Микрорайон", обязательств по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных жилых домов в размере и в порядке, установленными уставом и общим собранием членов товарищества, послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 5 статьи 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Пунктом 8 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
В силу пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Общее собрание членов ТСЖ "5-Микрорайон" по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства, и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, и каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно материалам дела суммарная площадь жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности в спорный период, подтверждается письмом Комитета по управлению имуществом города Саратова от 02.06.2011 N 13-04/7836 о площади муниципальных квартир (жилых помещений), расположенных в многоквартирном жилом доме, входящем в состав ТСЖ "5-Микрорайон", в период с 01.04.2010 по 01.02.2011.
Истцом при расчете размера взносов за капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" правомерно применен федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, установленный постановлениями Правительства Российской Федерации от 18.12.2008 N 960 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009 - 2011 годы" и от 28.09.2010 N 768 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2011 - 2013 годы". Стоимость капитального ремонта жилищного фонда Саратовской области на 2010 год установлена в размере 5 руб. за 1 кв. м, на 2011 год - в размере 5 руб. 40 коп. за 1 кв. м.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона.
Судом апелляционной инстанции правомерно отклонен довод ответчика о возможности перечисления денежных средств на капитальный ремонт лишь в порядке, предусмотренном статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку возможность выделения бюджетных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов установлена пунктом 2 части 1 статьи 165 ЖК РФ.
В данном случае к муниципальному образованию "Город Саратов" заявлены требования, основанные на статьях 39, 154 - 156, 158 ЖК РФ, статьях 210, 249, 309 ГК РФ и обязанности финансировать свою часть расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются согласно пункту 3 статьи 39 ЖК РФ Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктом 8 которых установлено, что разъяснения о применении Правил общего имущества в многоквартирном доме от имени Правительства Российской Федерации дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Правомерность установления размера взносов в зависимости от пересмотра размера платы в будущем, без принятия ежегодных решений по данному вопросу подтверждено разъяснением Министерства регионального развития Российской Федерации, данным в Письме от 06.03.2009 N 6174-АД/14.
Принятое в развитие положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановление главы администрации г. Саратова от 24.07.2007 N 599 "Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов", которое предусматривает предоставление субсидий на проведение капитального ремонта за счет средств муниципального бюджета города, не исключает обязательств публичного собственника нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, которое включает в себя и плату за капитальный ремонт.
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "5-Микрорайон", в порядке и размере, установленном общим собранием членов товарищества.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.07.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2011 по делу N А57-2159/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)