Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "03" августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" августа 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычковой О.И.,
судей: Борисова Г.Н., Первухиной Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания Плинокосовой М.А.,
при участии представителей:
открытого акционерного общества "Кызылская ТЭЦ" - Франца В.О., по доверенности от 01.07.2010 N 3,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Службы государственной жилищной инспекции Республики Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от "17" мая 2010 года по делу N А69-835/2010, принятое судьей Санчат Э.А.,
установил:
открытое акционерное общество "Кызылская ТЭЦ" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе государственной жилищной инспекции Республики Тыва об оспаривании постановления N 129-2/10 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда от "17" мая 2010 года удовлетворены требования открытого акционерного общества "Кызылская ТЭЦ" о признании незаконным постановления N 129-2/10 о привлечении к административной ответственности, вынесенного Службой государственной жилищной инспекции Республики Тыва.
Не согласившись с данным судебным актом, Служба государственной жилищной инспекции Республики Тыва обратилась с апелляционной жалобой.
Из апелляционной жалобы следует, что открытое акционерное общество "Кызылская ТЭЦ" единственный поставщик тепловой энергии, является исполнителем коммунальных услуг, соответственно является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Открытое акционерное общество "Кызылская ТЭЦ" считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Служба государственной жилищной инспекции Республики Тыва, извещенная о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, своих представителей не направила, заявила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие ответчика.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
По факту обращения собственника квартиры Прокопенко О.Н. Службой государственной жилищной инспекции Республики Тыва проведена внеплановая проверка, по результатам которой 06.04.2010 составлен акт проведения плановых и внеплановых мероприятий по государственному контролю N 129 жилого дома по адресу: г. Кызыл, ул. Титова, д. 36, кв. 66.
Актом N 129 от 06.04.2010 установлено нарушение требований ГОСТа, а именно, горячая вода идет с песком. Предписанием от 06.04.2010 N 129 служба обязала общество с ограниченной ответственностью Управляющую компанию "Жилсервис" устранить неисправности до 16.04.2010.
По факту проверки предписания от 06.04.2010 N 129 составлен акт от 21.04.2010, из которого следует, что установленные нарушения в срок не устранены.
14.04.2010 административным органом в лице инспектора Службы Сат Р.В. составлен протокол об административном правонарушении N 129-1/10 в отношении ОАО "Кызылская ТЭЦ", согласно которому общество нарушает Правила и нормы эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Постановлением от 14.04.2010 N 129-2/10 Служба государственной жилищной инспекции по Республике Тыва в лице руководителя Куулар М.К. привлекла ОАО "Кызылская ТЭЦ" к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначила наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Общество данное постановление считает не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы предприятия, в связи с чем, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом апелляционной инстанции проверено наличие соответствующих полномочий должностных лиц административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, нарушений не установлено.
Принимая решение о признании постановления от 14.04.2010 N 129-2/10 незаконным и его отмене, суд первой инстанции исходил из недоказанности факта совершения открытым акционерным обществом "Кызылская ТЭЦ" административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются действия (бездействие), вызвавшие нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Объектом правонарушения являются права потребителей.
Субъектами данного правонарушения признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг населению, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставляемых услуг.
Указанными Правилами установлен порядок предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 1 Правил определено, что настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В силу пункта 2 Правил действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно пункту 3 Правил:
- коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;
- исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
- управляющая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом;
- ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;
- коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;
- внутридомовые инженерные системы - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме;
- коммунальные услуги надлежащего качества - коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
В силу пункта 4 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
В соответствии с пунктом 7 Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.
При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
В силу пункта 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно пункту 49 Правил исполнитель обязан, в том числе предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю; устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и договором.
Пунктом 75 Правил установлено, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
В силу пункта 76 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины.
Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Согласно пункту 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4989-СК/07 "О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307", указано, что на основании пунктов 3 и 49 Правил в зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, способа управления многоквартирным домом исполнителем могут быть:
- - управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;
- - товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;
- - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе ресурсоснабжающая организация) - только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.
Согласно пунктам 3 и 49 Правил в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 3 и подпунктами "а" - "г" пункта 49 Правил обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Согласно подпункту "г" пункта 49 Правил исполнитель коммунальных услуг обязан обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора.
То есть исполнителем коммунальных услуг является лицо, отвечающее и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Ответственность за нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами несет исполнитель коммунальных услуг, а при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, ресурсоснабжающая организация, с которой заключен договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении.
Как следует из материалов дела, дом 36 по ул. Титова г. Кызыла, обслуживается обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис".
Открытое акционерное общество "Кызылская ТЭЦ" - единственный поставщик тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения всего города Кызыла, является ресурсоснабжающей организацией, которая создает и осуществляет продажу коммунальных ресурсов (горячая вода) исполнителю коммунальных услуг.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 7).
Представленными в материалы дела актом отбора от 09.04.2010 N 5, протоколом КХА от 09.04.2010 N 2, протоколом анализа воды от 09.04.2010 N 4, не подтверждается факт наличия в составе горячей воды, поступающей непосредственно из цеха котельной открытого акционерного общества "Кызылская ТЭЦ", примесей в виде песка.
Кроме того, из акта контроля от 06.04.2010 следует, что при проверке качества горячей воды в квартирах N 81, 87, 88 того же дома, песок не обнаружен.
Из представленного отзыва на апелляционную жалобу следует, что теплоноситель по качеству отвечает требованиям законодательства Российской Федерации, что подтверждается документами:
- - протоколом N 122/1 "исследования проб питьевой воды" от 09.04.10;
- - протоколом N 121/1 "исследования проб питьевой воды" от 09.04.10;
- - актом отбора N 5 от 09.04.10;
- - протоколом КХА N 2 (исполнитель Аналитическая лаборатория ОАО "Тувинской ГРЭ";
- - протоколом анализа воды N 4 от 09.04.10;
- - протоколом анализа воды N 3 от 17.03.10.
Границы разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон (ОАО "Кызылская ТЭЦ", ГУП "Кызылтепло", ООО УК "Жилсервис" и владелец кв. 66) определены актом от 09.04.10 и схемой подключения жилого дома по ул. Титова, 36.
Из представленной обществом схемы подключения тепловых сетей жилого дома по адресу ул. Титова, д. 36 и акта проведения плановых и внеплановых мероприятий по государственному контролю от 06.04.2010 N 129, следует, что пробный забор горячей воды производился с участка квартиры 66 по ул. Титова, д. 36, что в зону эксплуатационной ответственности открытого акционерного общества "Кызылской ТЭЦ" не входит.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях открытого акционерного общества "Кызылская ТЭЦ" состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вменяемого жилищной инспекцией.
Из доказательств, представленных в материалы дела, не усматривается, что общество является организацией, обслуживающей жилищный фонд. Само общество данный факт отрицает. Административным органом данное заявление не опровергнуто.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что административным органом нарушена процедура привлечения общества к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении составлен 14.04.2010 в 15-00 часов, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено 14.04.2010 в 15-07 часов, в один день с перерывом в 7 минут.
Составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении к административной ответственности в один и тот же день лишили общество возможности надлежащим образом ознакомиться с материалами проверки, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого ему правонарушения, то есть в данном случае общество лишено предоставленных Кодексом гарантий защиты своих прав.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
При таких обстоятельствах у инспекции не было оснований для привлечения общества к административной ответственности на основании статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "17" мая 2010 года по делу N А69-835/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.08.2010 ПО ДЕЛУ N А69-835/2010
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2010 г. по делу N А69-835/2010
Резолютивная часть постановления объявлена "03" августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" августа 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычковой О.И.,
судей: Борисова Г.Н., Первухиной Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания Плинокосовой М.А.,
при участии представителей:
открытого акционерного общества "Кызылская ТЭЦ" - Франца В.О., по доверенности от 01.07.2010 N 3,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Службы государственной жилищной инспекции Республики Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от "17" мая 2010 года по делу N А69-835/2010, принятое судьей Санчат Э.А.,
установил:
открытое акционерное общество "Кызылская ТЭЦ" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе государственной жилищной инспекции Республики Тыва об оспаривании постановления N 129-2/10 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда от "17" мая 2010 года удовлетворены требования открытого акционерного общества "Кызылская ТЭЦ" о признании незаконным постановления N 129-2/10 о привлечении к административной ответственности, вынесенного Службой государственной жилищной инспекции Республики Тыва.
Не согласившись с данным судебным актом, Служба государственной жилищной инспекции Республики Тыва обратилась с апелляционной жалобой.
Из апелляционной жалобы следует, что открытое акционерное общество "Кызылская ТЭЦ" единственный поставщик тепловой энергии, является исполнителем коммунальных услуг, соответственно является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Открытое акционерное общество "Кызылская ТЭЦ" считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Служба государственной жилищной инспекции Республики Тыва, извещенная о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, своих представителей не направила, заявила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие ответчика.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
По факту обращения собственника квартиры Прокопенко О.Н. Службой государственной жилищной инспекции Республики Тыва проведена внеплановая проверка, по результатам которой 06.04.2010 составлен акт проведения плановых и внеплановых мероприятий по государственному контролю N 129 жилого дома по адресу: г. Кызыл, ул. Титова, д. 36, кв. 66.
Актом N 129 от 06.04.2010 установлено нарушение требований ГОСТа, а именно, горячая вода идет с песком. Предписанием от 06.04.2010 N 129 служба обязала общество с ограниченной ответственностью Управляющую компанию "Жилсервис" устранить неисправности до 16.04.2010.
По факту проверки предписания от 06.04.2010 N 129 составлен акт от 21.04.2010, из которого следует, что установленные нарушения в срок не устранены.
14.04.2010 административным органом в лице инспектора Службы Сат Р.В. составлен протокол об административном правонарушении N 129-1/10 в отношении ОАО "Кызылская ТЭЦ", согласно которому общество нарушает Правила и нормы эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Постановлением от 14.04.2010 N 129-2/10 Служба государственной жилищной инспекции по Республике Тыва в лице руководителя Куулар М.К. привлекла ОАО "Кызылская ТЭЦ" к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначила наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Общество данное постановление считает не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы предприятия, в связи с чем, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом апелляционной инстанции проверено наличие соответствующих полномочий должностных лиц административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, нарушений не установлено.
Принимая решение о признании постановления от 14.04.2010 N 129-2/10 незаконным и его отмене, суд первой инстанции исходил из недоказанности факта совершения открытым акционерным обществом "Кызылская ТЭЦ" административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются действия (бездействие), вызвавшие нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Объектом правонарушения являются права потребителей.
Субъектами данного правонарушения признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг населению, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставляемых услуг.
Указанными Правилами установлен порядок предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 1 Правил определено, что настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В силу пункта 2 Правил действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно пункту 3 Правил:
- коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;
- исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
- управляющая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом;
- ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;
- коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;
- внутридомовые инженерные системы - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме;
- коммунальные услуги надлежащего качества - коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
В силу пункта 4 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
В соответствии с пунктом 7 Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.
При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
В силу пункта 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно пункту 49 Правил исполнитель обязан, в том числе предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю; устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и договором.
Пунктом 75 Правил установлено, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
В силу пункта 76 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины.
Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Согласно пункту 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4989-СК/07 "О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307", указано, что на основании пунктов 3 и 49 Правил в зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, способа управления многоквартирным домом исполнителем могут быть:
- - управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;
- - товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;
- - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе ресурсоснабжающая организация) - только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.
Согласно пунктам 3 и 49 Правил в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 3 и подпунктами "а" - "г" пункта 49 Правил обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Согласно подпункту "г" пункта 49 Правил исполнитель коммунальных услуг обязан обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора.
То есть исполнителем коммунальных услуг является лицо, отвечающее и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Ответственность за нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами несет исполнитель коммунальных услуг, а при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, ресурсоснабжающая организация, с которой заключен договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении.
Как следует из материалов дела, дом 36 по ул. Титова г. Кызыла, обслуживается обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис".
Открытое акционерное общество "Кызылская ТЭЦ" - единственный поставщик тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения всего города Кызыла, является ресурсоснабжающей организацией, которая создает и осуществляет продажу коммунальных ресурсов (горячая вода) исполнителю коммунальных услуг.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 7).
Представленными в материалы дела актом отбора от 09.04.2010 N 5, протоколом КХА от 09.04.2010 N 2, протоколом анализа воды от 09.04.2010 N 4, не подтверждается факт наличия в составе горячей воды, поступающей непосредственно из цеха котельной открытого акционерного общества "Кызылская ТЭЦ", примесей в виде песка.
Кроме того, из акта контроля от 06.04.2010 следует, что при проверке качества горячей воды в квартирах N 81, 87, 88 того же дома, песок не обнаружен.
Из представленного отзыва на апелляционную жалобу следует, что теплоноситель по качеству отвечает требованиям законодательства Российской Федерации, что подтверждается документами:
- - протоколом N 122/1 "исследования проб питьевой воды" от 09.04.10;
- - протоколом N 121/1 "исследования проб питьевой воды" от 09.04.10;
- - актом отбора N 5 от 09.04.10;
- - протоколом КХА N 2 (исполнитель Аналитическая лаборатория ОАО "Тувинской ГРЭ";
- - протоколом анализа воды N 4 от 09.04.10;
- - протоколом анализа воды N 3 от 17.03.10.
Границы разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон (ОАО "Кызылская ТЭЦ", ГУП "Кызылтепло", ООО УК "Жилсервис" и владелец кв. 66) определены актом от 09.04.10 и схемой подключения жилого дома по ул. Титова, 36.
Из представленной обществом схемы подключения тепловых сетей жилого дома по адресу ул. Титова, д. 36 и акта проведения плановых и внеплановых мероприятий по государственному контролю от 06.04.2010 N 129, следует, что пробный забор горячей воды производился с участка квартиры 66 по ул. Титова, д. 36, что в зону эксплуатационной ответственности открытого акционерного общества "Кызылской ТЭЦ" не входит.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях открытого акционерного общества "Кызылская ТЭЦ" состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вменяемого жилищной инспекцией.
Из доказательств, представленных в материалы дела, не усматривается, что общество является организацией, обслуживающей жилищный фонд. Само общество данный факт отрицает. Административным органом данное заявление не опровергнуто.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что административным органом нарушена процедура привлечения общества к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении составлен 14.04.2010 в 15-00 часов, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено 14.04.2010 в 15-07 часов, в один день с перерывом в 7 минут.
Составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении к административной ответственности в один и тот же день лишили общество возможности надлежащим образом ознакомиться с материалами проверки, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого ему правонарушения, то есть в данном случае общество лишено предоставленных Кодексом гарантий защиты своих прав.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
При таких обстоятельствах у инспекции не было оснований для привлечения общества к административной ответственности на основании статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "17" мая 2010 года по делу N А69-835/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
О.И.БЫЧКОВА
О.И.БЫЧКОВА
Судьи:
Г.Н.БОРИСОВ
Л.Ф.ПЕРВУХИНА
Г.Н.БОРИСОВ
Л.Ф.ПЕРВУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)