Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 8 июля 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей Журавлевой В.А., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М.Х.
при участии:
от заявителя: Крейк О.А., по доверенности N 03-03-809 от 01.11.2007 года (сроком на 1 год)
от ответчика: Козлова Д.Д., по доверенности N 52 от 11.12.2007 года (сроком на 1 год)
от третьих лиц: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11", г. Новосибирск
на решение Арбитражного суда Томской области
от 29 апреля 2008 года по делу N А67-1174/08 (судья Шилов А.В.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11", г. Новосибирск
к Государственной жилищной инспекции Томской области, г. Томск
третьи лица: ЖСК "Стройсоюз", г. Томск
ТСЖ "Высотный", г. Томск
о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции N 14 от 03.03.2008 года,
ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Томской области (далее по тексту - Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции N 14 от 03.03.2008 года о назначении административного наказания по ст. 7.23 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Томской области от 29.04.2008 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Томской области от 29.04.2008 года отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, так как Общество, в отличие от ЖСК "Стройсоюз" и ТСЖ "Высотный", не является исполнителем коммунальных услуг, так как не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Кроме того, Общество не имеет договорных отношений с гражданами - собственниками жилья, следовательно, не является субъектом административного правонарушения, что говорит об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал, по основаниям, в ней изложенным, дополнив, что об отключении подачи энергоснабжения не предупреждали потребителей, часть из которых своевременно оплачивало коммунальные услуги, что является нарушением действующего законодательства
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании, возражали против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, указав следующее:
- довод Общества о том, что оно не является лицом, предоставляющим коммунальные услуги является необоснованным, так как статья 7.23 КоАП РФ не регламентирует конкретный перечень ее субъектов, не связана напрямую с понятием "исполнитель" коммунальных услуг, действие указанной статьи распространяется на любых лиц, в результате действий (бездействия) которых нарушаются нормативный уровень и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
При этом, исходя из существа административного правонарушения по ст. 7.23 КоАП РФ, характера применяемого законодательства, предусматривающего отношения между потребителем и исполнителем, данное административное правонарушение необходимо рассматривать как нарушение законодательства о защите прав потребителей.
- учитывая, что в роли абонентов выступают некоммерческие организации и то, что ТСЖ "Высотный", ЖСК "Стройсоюз" приняли все меры для надлежащего исполнения обязательств, перечисляли денежные средства от населения за коммунальные услуги (горячая вода и отопление) Обществу, что подтверждается платежными поручениями, то в соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ, обслуживающие организации не несут ответственности за отключение Обществом горячей воды в указанных жилых домах.
Так как, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг является крайней мерой воздействия на потребителя коммунальных услуг, а также то, что Обществом все условия процедуры отключения тепловой энергии не были соблюдены, соглашение о погашении задолженности с ТСЖ "Высотный", ЖСК "Стройсоюз" не заключалось, вина Общества в совершении административного правонарушения, установлена.
Отзыв Инспекции приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель Инспекции дополнил, что Общество является субъектом правоотношений и подлежит привлечению к ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ.
Третьи лица, участвующие в деле, отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
07.07.2008 года в Седьмой арбитражный апелляционный суд от ТСЖ "Высотный" поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 2, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии не явившихся сторон.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области от 29.04.2008 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано 26.08.2005 года Инспекцией ФНС РФ по Центральному району г. Новосибирска за ОРГН 1055406226237.
На основании договора на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 01.02.2004 года N 311, заключенного между Обществом и ТСЖ "Высотный", и договора на пользование тепловой энергией в горячей воде от 01.10.2007 года N 1296, заключенного между Обществом и ЖСК "Стройсоюз", Общество осуществляет отпуск и потребление тепловой энергии ТСЖ "Высотный" и ЖСК "Стройсоюз" для объектов теплоснабжения, в том числе для жилых домов N 11 "А", "Б", "В" по ул. Говорова, и N 15 "Б" по пр. Ленина в г. Томске.
В Государственную жилищную инспекцию Томской области от жильцов дома по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 11 "а", кв. 48 поступила жалоба от 18.01.2008 года по поводу отключения горячей воды.
24 января 2008 года в Жилищную инспекцию поступило обращение заместителя Мэра г. Томска, начальника Департамента жилищно-коммунального хозяйства от 22.01.2008 года N 4-0317-120 о проведении проверки по поводу отключения горячей воды в жилых домах NN 11 "а", "б", "в" по ул. Говорова и N 15 "б" по пр. Ленина в г. Томске.
На основании обращения проведено мероприятие по государственному контролю за соблюдением Обществом требований норм Жилищного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ; Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170 и других нормативных актов в области жилищно-коммунального хозяйства. Проведение мероприятия поручено главному жилищному инспектору Томской области Бюллер Ольге Викторовне (Распоряжение от 25.01.2008 года N 50).
По результатам мероприятий по контролю установлено, что горячее водоснабжение в жилых домах по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 11 "а", "б", "в" отсутствовало с 17.01.2008 года по 22.01.2008 года, в жилом доме по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 15 "б" - с 18.01.2008 года по 21.01.2008 года
Результаты мероприятий по контролю отражены в Акте N 84 от 14.02.2008 года.
25.01.2008 года по данному факту в отношении Общества возбуждено дело N 16 об административном правонарушении по ст. 7.23 КоАП РФ (нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, выразившееся в нарушении нормативного режима обеспечения).
Государственным жилищным инспектором Томской области Бюллер О.В. составлен протокол N 16 от 09.02.2008 года об административном правонарушении. Согласно протоколу Общество нарушило п. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ; ст.ст. 422, 426; 539, 541, 544, 548 Гражданского кодекса РФ; п. 6; 8; 9; приложение N 1 п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 05.2006 года N 307, п. 4.12 ГОСТ Р 51617-200 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", Письма Министерства регионального развития РФ от 13.02.2007 года N 2479-РМ/07 и 29.11.2007 года N 21492-СК/07.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении N 16, начальником Государственной жилищной инспекции Томской области Бочаровым А.В. вынесено постановление N 14 от 03.03.2008 года о привлечении Общества к административной ответственности, в соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Томской области об оспаривании указанного выше постановления.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции принял по существу правильное решение.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
К числу коммунальных услуг законодатель относит услуги по водоснабжению, обеспечению газом, электрической и тепловой энергией и другие (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
В силу ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно статье 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются права населения, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить населению услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм,
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) по нарушению нормативов и режима обеспечения населения коммунальными услугами и заключается в невыполнении обязанностей, связанных с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления.
Субъектом указанного правонарушения является лицо, в результате реализации предоставленных ему полномочий допустившее виновные противоправные действия (бездействие), повлекшие нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
В соответствии с п. 3,2 Устава Общество является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по поставке электрической и тепловой энергии, производству электрической и тепловой энергии, надзор за безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок у потребителей, подключенных к тепловым сетям общества и т.д.
Согласно договору от 01.02.2004 года N 311 Общество поставляет ТСЖ "Высотный" (абоненту) тепловую энергию и химически очищенную воду для объектов теплоснабжения в соответствии с приложением N 1, в том числе, для жилого дом по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 15 "б".
В соответствии с п. 4 вышеназванного договора ТСЖ "Высотный" оплачивает потребленную тепловую энергию и воду непосредственно на расчетный счет энергоснабжающей организации.
Из приложения N 1 к договору следует, что в жилом доме по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 15 "б" проживают 87 человек, которые являются потребителями тепловой энергии. Собственники вносят плату за коммунальные услуги (горячая вода и теплоснабжение) ТСЖ "Высотный", который в свою очередь перечисляет денежные средства Обществу. Таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции, получателем денежных средств от населения за коммунальные услуги и исполнителем является Общество.
Согласно Уставу ЖСК "Стройсоюз", кооператив осуществляет содержание и техническое обслуживание собственного жилищного фонда, а также сторонних физических и юридических лиц. Для выполнения указанных задач ЖСК "Стройсоюз" наделено функциями заказчика по всему комплексу работ, связанных с жилищно-коммунальным обслуживанием, а также по осуществлению контроля за выполнением подрядными организациями работ, заказчиком которых оно является.
Из материалов дела следует, что в августе 2007 года ЖСК "Стройсоюз" принял на обслуживание вновь выстроенные жилые доме по адресам: г. Томск, ул. Говорова, 11 "а", "б", "в".
В соответствии с договором N 1296 от 01.10.2007 года, заключенного с ЖСК "Стройсоюз" (абонент), Общество обязано оказывать потребителю услуги по передаче тепловой энергии в горячей воде для объектов теплоснабжения: жилых домов по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 11 "а", "б", "в".
В соответствии с пунктом 6.1 вышеназванного договора ЖСК "Стройсоюз" оплачивает тепловую энергию непосредственно на расчетный счет энергоснабжающей организации.
Вместе с тем, из справки следует, что в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 11 а, по состоянию на 01.01.2008 года оформлено свидетельств о государственной регистрации права на 4 квартиры (кв. 23, 48, 50, 69), прописано 7 человек, то есть являются потребителями тепловой энергии. Собственники вносят плату за коммунальные услуги (горячая вода и теплоснабжение) ЖСК "Стройсоюз", который в свою очередь перечисляет денежные средства Обществу.
Режим обеспечения населения услугами по теплоснабжению установлен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307.
Действие Правил распространяется на потребителей и исполнителей услуг по теплоснабжению, энергоснабжению, водоснабжению и канализации независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы.
В пункте 3 Правил установлено, что потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии с названным пунктом Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
В силу пункта 5 Правил обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
В соответствии с пунктом 6 Правил к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по горячему водоснабжению, то есть круглосуточному обеспечению горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами (пункт 4 Правил).
Согласно нормативным требованиям ГОСТа Р 51617-2000 режим оказания услуг по предоставлению горячего водоснабжения должен обеспечивать непрерывность потребления и являться постоянным, за исключением времени перерывов для ремонтных и профилактических работ (п. 4.12),
Таким образом, объектом данного правонарушения являются права потребителей (населения), а непосредственным предметом рассматриваемого правонарушения являются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам и Порядка прекращения подачи тепловой энергии.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действии по нарушению соблюдения режима предоставления коммунальных услуг, результатом которого допущено ущемление прав и интересов потребителей.
Субъектом правонарушения является "исполнитель" коммунальных услуг, в результате действия (бездействия) которого нарушаются нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Нормативный уровень и режим обеспечения населения коммунальными услугами могут осуществлять только производители энергии, коим в данном случае и является Общество. Кроме того, организация является получателем денежных средств от населения за коммунальные услуги, то есть является ресурсоснабжающей организацией.
Отсутствие у Общества договоров на оказание услуг непосредственно с гражданами не освобождает его от ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Общество является субъектом рассматриваемого правонарушения.
Из пункта 2.2.4 договора N 1296 от 01.10.2007 года следует, что Общество вправе производить прекращение или ограничение подачи тепловой энергии абоненту только при наличии задолженности за потребленную, тепловую энергию и после предварительного предупреждения.
Пункт 2.3.2 договора N 311 от 01.02.2004 года содержит условие, позволяющее Обществу производить прекращение или ограничение подачи тепловой энергии и химически очищенной воды в соответствии с действующим законодательством РФ.
Как было указано выше, в силу действующего законодательства, никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Статьей 541 ГК РФ предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
В пункте 2 статьи 546 ГК РФ предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
В силу прямого на то указание в законе (п. 2, 3 ст. 546 ГК РФ) без согласования и предупреждения потребителя допускается перерыв в подаче энергии только при необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии в системе энергоснабжающей организации при условии немедленного уведомления об этом потребителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 года N 1 утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (далее - Порядок).
Данным Порядком установлена последовательность действий энергоснабжающей (газоснабжающей) организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов при неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов.
Из содержания пунктов 1 и 3 Порядка следует, в случае неоплаты (т.е. неисполнения потребителем обязательства по оплате) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа энергоснабжающая организация направляет в адрес потребителя предупреждение, в котором указывается срок уплаты - не позднее второго периода платежа, при задержке платежей сверх срока, установленного в предупреждении, энергоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи топливно-энергетических ресурсов. При введении указанного ограничения энергоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя за сутки до введения ограничения.
При этом под ограничением понимается сокращение использования энергетических ресурсов, а не прекращение подачи (отключение).
Энергоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов только если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность (п. 4 Правил).
В указанный срок организация-потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов.
Энергоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации-потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов.
Из материалов дела следует, что в связи с имеющейся задолженностью Общество направляло в адрес ЖСК "Стройсоюз" уведомление от 10.01.2008 года N 28-34 об ограничении теплоснабжения жилого дома по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 11 "а", путем отключения горячего водоснабжения с 18.01.2008 года. Однако, из протокола об административном правонарушении и актов ограничения усматривается, что с 17.01.2008 года произведено отключение горячего водоснабжения также в жилых домах по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 11 "б", "в".
В связи с имеющейся у ТСЖ "Высотный" задолженностью платежа Общество направляло в адрес должника уведомление от 10.01.2008 года N 28-34 об ограничении, теплоснабжения жилого дома по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 54 "а", путем отключения горячего водоснабжения с 18.01.2008 года, тогда как из протокола об административном правонарушении и акта отключения следует, что с 18.01.2008 года произведено отключение горячего водоснабжения в жилом доме по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 54 "б".
Таким образом, уведомление об ограничении теплоснабжения жилых домов по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 11 "б", "в" в адрес ТСЖ "Высотный" и жилого дома по адресу: г. Томск, пр. Ленина. 54 "б" в адрес ТСЖ "Высотный" не направлялось, тем самым нарушен п. 3 указанного Порядка: отключение произведено без письменного предупреждения.
Кроме того, в соответствии с Порядком отключение горячего водоснабжения возможно только при выполнении следующих условий: направление предупреждения с указанием срока уплаты задолженности; введение ограничения подачи топливно-энергетических ресурсов с предварительным извещением организацию-потребителя за сутки до введения ограничения; прекращение подачи топливно-энергетических ресурсов по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что из-за задолженности перед поставщиком энергоресурса горячее водоснабжение в жилых домах NN 11 "а.", "б", "в" по ул. Говорова в г. Томске отсутствовало с 17.01.2008 года по 22.01.2008 года (акты ограничения от 17.01.2008 года); акт включения от 22.01.2008 года; в жилом доме N 15 б по пр. Ленина в Томске - с 18.01.2008 года по 21.01.2008 года, при этом предупреждение об ограничении в адрес абонентов не направлялись, чем был нарушен п. 3 указанного Порядка прекращения подачи тепловой энергии.
Согласно п. 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
В соответствии с п. 4.12 ГОСТа Р 51617-2000 режим оказания услуг по предоставлению горячего водоснабжения должен обеспечивать непрерывность потребления и являться постоянным, за исключением времени перерывов для ремонтных и профилактических работ.
Кроме того, в силу п. 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии, в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Как следует из содержащихся в материалах дела копии квитанции за ЖКУ за декабрь 2007 года, Сазонова Е.А., проживающая по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 11 "а", кв. 48, задолженности по оплате за тепловую энергию не имела,
Согласно заявлению жителей жилого дома по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 15 "б", собственники 47 квартир из 52 своевременно оплачивают коммунальные платежи. Данный факт подтверждается представленными в материалы дела квитанциями за ЖКУ, из которых следует, что жильцы дома: Пушков А.А. (кв. 46); Грущинская Т.И. (кв. 47); Тэтгер А.А. (кв. 12); Розниченко Н.Б. (кв. 19) задолженности по оплате за тепловую энергию не имели.
Таким образом, Общество было обязано обеспечить этим абонентам бесперебойную подачу теплоснабжения.
Из пункта 4 приложения N 1 Правил следует, что допускается продолжительность перерывов подачи горячей воды 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно, а при аварии - 24 часа.
Вместе с тем, в нарушение указанной нормы Общество произвело отключение горячего водоснабжения в жилом доме по пр. Ленина, 15 "б" на 4 дня, в жилых домах по ул. Говорова, 11 "а", "б", "в" - на 6 дней.
Таким образом, нарушены требования п.п. 5, 6, 85, п. 4 приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, п. 3 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1, п. 4.12 Государственных стандартов Российской Федерации "Жилищно-коммунальные услуги" Р 516172000.
Факт совершения правонарушения установлен, и подтверждается материалами дела.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, являющееся поставщиком тепловой энергии, нарушая порядок прекращения подачи тепловой энергии и ущемляя права и интересы потребителей, осознавало противоправный характер своего действия, имело возможность для соблюдения правил и норм, но не предприняло все зависящие от него меры.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, Государственная жилищная инспекция по Томской области правильно оценила обстоятельства по делу и обоснованно признала в действиях Общества наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Довод Общества о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства принятия ЖСК "Стройсоюз" и ТСЖ "Высотный" каких-либо мер по предупреждению прекращения горячего водоснабжения, обоснованно не приняты судом первой инстанции, поскольку отсутствие водоснабжения в жилых домах произошло не по вине ЖСК "Стройсоюз" и ТСЖ "Высотный", Общество нарушив порядок прекращения подачи тепловой энергии, установило срок для погашения задолженности для ТСЖ "Высотный" 7 дней (с 11.01.2008 г. по 18.01.2008 г.) и для ЖСК "Стройсоюз" 6 дней (с 01.01.2008 г. по 17.01.2008 г.). Учитывая, что должники являются некоммерческими организациями, не ставящие своей целью получение прибыли, погасить долг в пределах срока, установленного в уведомлении было затруднительно. Вместе с тем, из представленных в материалы дела платежных поручений и пояснений от 02.02.2008 года следует, что ЖСК "Стройсоюз" в период с 17.01.2008 года по 28.01.2008 года произвело оплату за потребленную тепловую энергию за октябрь, ноябрь 2007 года, то есть приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Частями 6 и 7 ст. 210, ч. 6 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ определен порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов и пределы рассмотрения дела в порядке апелляционного производства.
Данные нормы устанавливают, что арбитражный суд не связан основаниями и предметом заявленных требований. Проверка решения административного органа осуществляется судом первой инстанции в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверяет соблюдение судом первой инстанции процессуальных норм.
В соответствии с требованиями ч. 6, 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судом первой инстанции проверено оспариваемое решение в полном объеме и обоснованно сделан вывод о наличии законных оснований для привлечения Общества к административной ответственности и соблюдении порядка привлечения к ответственности.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
решение Арбитражного суда Томской области от 29 апреля 2008 года по делу N А67-1174/08 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.07.2008 N 07АП-3167/08 ПО ДЕЛУ N А67-1174/08
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2008 г. N 07АП-3167/08
Резолютивная часть постановления объявлена 8 июля 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей Журавлевой В.А., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М.Х.
при участии:
от заявителя: Крейк О.А., по доверенности N 03-03-809 от 01.11.2007 года (сроком на 1 год)
от ответчика: Козлова Д.Д., по доверенности N 52 от 11.12.2007 года (сроком на 1 год)
от третьих лиц: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11", г. Новосибирск
на решение Арбитражного суда Томской области
от 29 апреля 2008 года по делу N А67-1174/08 (судья Шилов А.В.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11", г. Новосибирск
к Государственной жилищной инспекции Томской области, г. Томск
третьи лица: ЖСК "Стройсоюз", г. Томск
ТСЖ "Высотный", г. Томск
о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции N 14 от 03.03.2008 года,
установил:
ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Томской области (далее по тексту - Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции N 14 от 03.03.2008 года о назначении административного наказания по ст. 7.23 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Томской области от 29.04.2008 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Томской области от 29.04.2008 года отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, так как Общество, в отличие от ЖСК "Стройсоюз" и ТСЖ "Высотный", не является исполнителем коммунальных услуг, так как не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Кроме того, Общество не имеет договорных отношений с гражданами - собственниками жилья, следовательно, не является субъектом административного правонарушения, что говорит об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал, по основаниям, в ней изложенным, дополнив, что об отключении подачи энергоснабжения не предупреждали потребителей, часть из которых своевременно оплачивало коммунальные услуги, что является нарушением действующего законодательства
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании, возражали против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, указав следующее:
- довод Общества о том, что оно не является лицом, предоставляющим коммунальные услуги является необоснованным, так как статья 7.23 КоАП РФ не регламентирует конкретный перечень ее субъектов, не связана напрямую с понятием "исполнитель" коммунальных услуг, действие указанной статьи распространяется на любых лиц, в результате действий (бездействия) которых нарушаются нормативный уровень и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
При этом, исходя из существа административного правонарушения по ст. 7.23 КоАП РФ, характера применяемого законодательства, предусматривающего отношения между потребителем и исполнителем, данное административное правонарушение необходимо рассматривать как нарушение законодательства о защите прав потребителей.
- учитывая, что в роли абонентов выступают некоммерческие организации и то, что ТСЖ "Высотный", ЖСК "Стройсоюз" приняли все меры для надлежащего исполнения обязательств, перечисляли денежные средства от населения за коммунальные услуги (горячая вода и отопление) Обществу, что подтверждается платежными поручениями, то в соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ, обслуживающие организации не несут ответственности за отключение Обществом горячей воды в указанных жилых домах.
Так как, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг является крайней мерой воздействия на потребителя коммунальных услуг, а также то, что Обществом все условия процедуры отключения тепловой энергии не были соблюдены, соглашение о погашении задолженности с ТСЖ "Высотный", ЖСК "Стройсоюз" не заключалось, вина Общества в совершении административного правонарушения, установлена.
Отзыв Инспекции приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель Инспекции дополнил, что Общество является субъектом правоотношений и подлежит привлечению к ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ.
Третьи лица, участвующие в деле, отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
07.07.2008 года в Седьмой арбитражный апелляционный суд от ТСЖ "Высотный" поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 2, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии не явившихся сторон.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области от 29.04.2008 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано 26.08.2005 года Инспекцией ФНС РФ по Центральному району г. Новосибирска за ОРГН 1055406226237.
На основании договора на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 01.02.2004 года N 311, заключенного между Обществом и ТСЖ "Высотный", и договора на пользование тепловой энергией в горячей воде от 01.10.2007 года N 1296, заключенного между Обществом и ЖСК "Стройсоюз", Общество осуществляет отпуск и потребление тепловой энергии ТСЖ "Высотный" и ЖСК "Стройсоюз" для объектов теплоснабжения, в том числе для жилых домов N 11 "А", "Б", "В" по ул. Говорова, и N 15 "Б" по пр. Ленина в г. Томске.
В Государственную жилищную инспекцию Томской области от жильцов дома по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 11 "а", кв. 48 поступила жалоба от 18.01.2008 года по поводу отключения горячей воды.
24 января 2008 года в Жилищную инспекцию поступило обращение заместителя Мэра г. Томска, начальника Департамента жилищно-коммунального хозяйства от 22.01.2008 года N 4-0317-120 о проведении проверки по поводу отключения горячей воды в жилых домах NN 11 "а", "б", "в" по ул. Говорова и N 15 "б" по пр. Ленина в г. Томске.
На основании обращения проведено мероприятие по государственному контролю за соблюдением Обществом требований норм Жилищного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ; Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170 и других нормативных актов в области жилищно-коммунального хозяйства. Проведение мероприятия поручено главному жилищному инспектору Томской области Бюллер Ольге Викторовне (Распоряжение от 25.01.2008 года N 50).
По результатам мероприятий по контролю установлено, что горячее водоснабжение в жилых домах по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 11 "а", "б", "в" отсутствовало с 17.01.2008 года по 22.01.2008 года, в жилом доме по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 15 "б" - с 18.01.2008 года по 21.01.2008 года
Результаты мероприятий по контролю отражены в Акте N 84 от 14.02.2008 года.
25.01.2008 года по данному факту в отношении Общества возбуждено дело N 16 об административном правонарушении по ст. 7.23 КоАП РФ (нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, выразившееся в нарушении нормативного режима обеспечения).
Государственным жилищным инспектором Томской области Бюллер О.В. составлен протокол N 16 от 09.02.2008 года об административном правонарушении. Согласно протоколу Общество нарушило п. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ; ст.ст. 422, 426; 539, 541, 544, 548 Гражданского кодекса РФ; п. 6; 8; 9; приложение N 1 п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 05.2006 года N 307, п. 4.12 ГОСТ Р 51617-200 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", Письма Министерства регионального развития РФ от 13.02.2007 года N 2479-РМ/07 и 29.11.2007 года N 21492-СК/07.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении N 16, начальником Государственной жилищной инспекции Томской области Бочаровым А.В. вынесено постановление N 14 от 03.03.2008 года о привлечении Общества к административной ответственности, в соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Томской области об оспаривании указанного выше постановления.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции принял по существу правильное решение.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
К числу коммунальных услуг законодатель относит услуги по водоснабжению, обеспечению газом, электрической и тепловой энергией и другие (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
В силу ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно статье 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются права населения, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить населению услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм,
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) по нарушению нормативов и режима обеспечения населения коммунальными услугами и заключается в невыполнении обязанностей, связанных с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления.
Субъектом указанного правонарушения является лицо, в результате реализации предоставленных ему полномочий допустившее виновные противоправные действия (бездействие), повлекшие нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
В соответствии с п. 3,2 Устава Общество является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по поставке электрической и тепловой энергии, производству электрической и тепловой энергии, надзор за безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок у потребителей, подключенных к тепловым сетям общества и т.д.
Согласно договору от 01.02.2004 года N 311 Общество поставляет ТСЖ "Высотный" (абоненту) тепловую энергию и химически очищенную воду для объектов теплоснабжения в соответствии с приложением N 1, в том числе, для жилого дом по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 15 "б".
В соответствии с п. 4 вышеназванного договора ТСЖ "Высотный" оплачивает потребленную тепловую энергию и воду непосредственно на расчетный счет энергоснабжающей организации.
Из приложения N 1 к договору следует, что в жилом доме по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 15 "б" проживают 87 человек, которые являются потребителями тепловой энергии. Собственники вносят плату за коммунальные услуги (горячая вода и теплоснабжение) ТСЖ "Высотный", который в свою очередь перечисляет денежные средства Обществу. Таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции, получателем денежных средств от населения за коммунальные услуги и исполнителем является Общество.
Согласно Уставу ЖСК "Стройсоюз", кооператив осуществляет содержание и техническое обслуживание собственного жилищного фонда, а также сторонних физических и юридических лиц. Для выполнения указанных задач ЖСК "Стройсоюз" наделено функциями заказчика по всему комплексу работ, связанных с жилищно-коммунальным обслуживанием, а также по осуществлению контроля за выполнением подрядными организациями работ, заказчиком которых оно является.
Из материалов дела следует, что в августе 2007 года ЖСК "Стройсоюз" принял на обслуживание вновь выстроенные жилые доме по адресам: г. Томск, ул. Говорова, 11 "а", "б", "в".
В соответствии с договором N 1296 от 01.10.2007 года, заключенного с ЖСК "Стройсоюз" (абонент), Общество обязано оказывать потребителю услуги по передаче тепловой энергии в горячей воде для объектов теплоснабжения: жилых домов по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 11 "а", "б", "в".
В соответствии с пунктом 6.1 вышеназванного договора ЖСК "Стройсоюз" оплачивает тепловую энергию непосредственно на расчетный счет энергоснабжающей организации.
Вместе с тем, из справки следует, что в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 11 а, по состоянию на 01.01.2008 года оформлено свидетельств о государственной регистрации права на 4 квартиры (кв. 23, 48, 50, 69), прописано 7 человек, то есть являются потребителями тепловой энергии. Собственники вносят плату за коммунальные услуги (горячая вода и теплоснабжение) ЖСК "Стройсоюз", который в свою очередь перечисляет денежные средства Обществу.
Режим обеспечения населения услугами по теплоснабжению установлен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307.
Действие Правил распространяется на потребителей и исполнителей услуг по теплоснабжению, энергоснабжению, водоснабжению и канализации независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы.
В пункте 3 Правил установлено, что потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии с названным пунктом Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
В силу пункта 5 Правил обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
В соответствии с пунктом 6 Правил к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по горячему водоснабжению, то есть круглосуточному обеспечению горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами (пункт 4 Правил).
Согласно нормативным требованиям ГОСТа Р 51617-2000 режим оказания услуг по предоставлению горячего водоснабжения должен обеспечивать непрерывность потребления и являться постоянным, за исключением времени перерывов для ремонтных и профилактических работ (п. 4.12),
Таким образом, объектом данного правонарушения являются права потребителей (населения), а непосредственным предметом рассматриваемого правонарушения являются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам и Порядка прекращения подачи тепловой энергии.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действии по нарушению соблюдения режима предоставления коммунальных услуг, результатом которого допущено ущемление прав и интересов потребителей.
Субъектом правонарушения является "исполнитель" коммунальных услуг, в результате действия (бездействия) которого нарушаются нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Нормативный уровень и режим обеспечения населения коммунальными услугами могут осуществлять только производители энергии, коим в данном случае и является Общество. Кроме того, организация является получателем денежных средств от населения за коммунальные услуги, то есть является ресурсоснабжающей организацией.
Отсутствие у Общества договоров на оказание услуг непосредственно с гражданами не освобождает его от ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Общество является субъектом рассматриваемого правонарушения.
Из пункта 2.2.4 договора N 1296 от 01.10.2007 года следует, что Общество вправе производить прекращение или ограничение подачи тепловой энергии абоненту только при наличии задолженности за потребленную, тепловую энергию и после предварительного предупреждения.
Пункт 2.3.2 договора N 311 от 01.02.2004 года содержит условие, позволяющее Обществу производить прекращение или ограничение подачи тепловой энергии и химически очищенной воды в соответствии с действующим законодательством РФ.
Как было указано выше, в силу действующего законодательства, никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Статьей 541 ГК РФ предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
В пункте 2 статьи 546 ГК РФ предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
В силу прямого на то указание в законе (п. 2, 3 ст. 546 ГК РФ) без согласования и предупреждения потребителя допускается перерыв в подаче энергии только при необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии в системе энергоснабжающей организации при условии немедленного уведомления об этом потребителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 года N 1 утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (далее - Порядок).
Данным Порядком установлена последовательность действий энергоснабжающей (газоснабжающей) организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов при неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов.
Из содержания пунктов 1 и 3 Порядка следует, в случае неоплаты (т.е. неисполнения потребителем обязательства по оплате) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа энергоснабжающая организация направляет в адрес потребителя предупреждение, в котором указывается срок уплаты - не позднее второго периода платежа, при задержке платежей сверх срока, установленного в предупреждении, энергоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи топливно-энергетических ресурсов. При введении указанного ограничения энергоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя за сутки до введения ограничения.
При этом под ограничением понимается сокращение использования энергетических ресурсов, а не прекращение подачи (отключение).
Энергоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов только если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность (п. 4 Правил).
В указанный срок организация-потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов.
Энергоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации-потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов.
Из материалов дела следует, что в связи с имеющейся задолженностью Общество направляло в адрес ЖСК "Стройсоюз" уведомление от 10.01.2008 года N 28-34 об ограничении теплоснабжения жилого дома по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 11 "а", путем отключения горячего водоснабжения с 18.01.2008 года. Однако, из протокола об административном правонарушении и актов ограничения усматривается, что с 17.01.2008 года произведено отключение горячего водоснабжения также в жилых домах по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 11 "б", "в".
В связи с имеющейся у ТСЖ "Высотный" задолженностью платежа Общество направляло в адрес должника уведомление от 10.01.2008 года N 28-34 об ограничении, теплоснабжения жилого дома по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 54 "а", путем отключения горячего водоснабжения с 18.01.2008 года, тогда как из протокола об административном правонарушении и акта отключения следует, что с 18.01.2008 года произведено отключение горячего водоснабжения в жилом доме по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 54 "б".
Таким образом, уведомление об ограничении теплоснабжения жилых домов по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 11 "б", "в" в адрес ТСЖ "Высотный" и жилого дома по адресу: г. Томск, пр. Ленина. 54 "б" в адрес ТСЖ "Высотный" не направлялось, тем самым нарушен п. 3 указанного Порядка: отключение произведено без письменного предупреждения.
Кроме того, в соответствии с Порядком отключение горячего водоснабжения возможно только при выполнении следующих условий: направление предупреждения с указанием срока уплаты задолженности; введение ограничения подачи топливно-энергетических ресурсов с предварительным извещением организацию-потребителя за сутки до введения ограничения; прекращение подачи топливно-энергетических ресурсов по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что из-за задолженности перед поставщиком энергоресурса горячее водоснабжение в жилых домах NN 11 "а.", "б", "в" по ул. Говорова в г. Томске отсутствовало с 17.01.2008 года по 22.01.2008 года (акты ограничения от 17.01.2008 года); акт включения от 22.01.2008 года; в жилом доме N 15 б по пр. Ленина в Томске - с 18.01.2008 года по 21.01.2008 года, при этом предупреждение об ограничении в адрес абонентов не направлялись, чем был нарушен п. 3 указанного Порядка прекращения подачи тепловой энергии.
Согласно п. 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
В соответствии с п. 4.12 ГОСТа Р 51617-2000 режим оказания услуг по предоставлению горячего водоснабжения должен обеспечивать непрерывность потребления и являться постоянным, за исключением времени перерывов для ремонтных и профилактических работ.
Кроме того, в силу п. 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии, в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Как следует из содержащихся в материалах дела копии квитанции за ЖКУ за декабрь 2007 года, Сазонова Е.А., проживающая по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 11 "а", кв. 48, задолженности по оплате за тепловую энергию не имела,
Согласно заявлению жителей жилого дома по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 15 "б", собственники 47 квартир из 52 своевременно оплачивают коммунальные платежи. Данный факт подтверждается представленными в материалы дела квитанциями за ЖКУ, из которых следует, что жильцы дома: Пушков А.А. (кв. 46); Грущинская Т.И. (кв. 47); Тэтгер А.А. (кв. 12); Розниченко Н.Б. (кв. 19) задолженности по оплате за тепловую энергию не имели.
Таким образом, Общество было обязано обеспечить этим абонентам бесперебойную подачу теплоснабжения.
Из пункта 4 приложения N 1 Правил следует, что допускается продолжительность перерывов подачи горячей воды 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно, а при аварии - 24 часа.
Вместе с тем, в нарушение указанной нормы Общество произвело отключение горячего водоснабжения в жилом доме по пр. Ленина, 15 "б" на 4 дня, в жилых домах по ул. Говорова, 11 "а", "б", "в" - на 6 дней.
Таким образом, нарушены требования п.п. 5, 6, 85, п. 4 приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, п. 3 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1, п. 4.12 Государственных стандартов Российской Федерации "Жилищно-коммунальные услуги" Р 516172000.
Факт совершения правонарушения установлен, и подтверждается материалами дела.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, являющееся поставщиком тепловой энергии, нарушая порядок прекращения подачи тепловой энергии и ущемляя права и интересы потребителей, осознавало противоправный характер своего действия, имело возможность для соблюдения правил и норм, но не предприняло все зависящие от него меры.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, Государственная жилищная инспекция по Томской области правильно оценила обстоятельства по делу и обоснованно признала в действиях Общества наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Довод Общества о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства принятия ЖСК "Стройсоюз" и ТСЖ "Высотный" каких-либо мер по предупреждению прекращения горячего водоснабжения, обоснованно не приняты судом первой инстанции, поскольку отсутствие водоснабжения в жилых домах произошло не по вине ЖСК "Стройсоюз" и ТСЖ "Высотный", Общество нарушив порядок прекращения подачи тепловой энергии, установило срок для погашения задолженности для ТСЖ "Высотный" 7 дней (с 11.01.2008 г. по 18.01.2008 г.) и для ЖСК "Стройсоюз" 6 дней (с 01.01.2008 г. по 17.01.2008 г.). Учитывая, что должники являются некоммерческими организациями, не ставящие своей целью получение прибыли, погасить долг в пределах срока, установленного в уведомлении было затруднительно. Вместе с тем, из представленных в материалы дела платежных поручений и пояснений от 02.02.2008 года следует, что ЖСК "Стройсоюз" в период с 17.01.2008 года по 28.01.2008 года произвело оплату за потребленную тепловую энергию за октябрь, ноябрь 2007 года, то есть приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Частями 6 и 7 ст. 210, ч. 6 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ определен порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов и пределы рассмотрения дела в порядке апелляционного производства.
Данные нормы устанавливают, что арбитражный суд не связан основаниями и предметом заявленных требований. Проверка решения административного органа осуществляется судом первой инстанции в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверяет соблюдение судом первой инстанции процессуальных норм.
В соответствии с требованиями ч. 6, 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судом первой инстанции проверено оспариваемое решение в полном объеме и обоснованно сделан вывод о наличии законных оснований для привлечения Общества к административной ответственности и соблюдении порядка привлечения к ответственности.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 29 апреля 2008 года по делу N А67-1174/08 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий:
ЖДАНОВА Л.И.
Судьи:
МУЗЫКАНТОВА М.Х.
ХАЙКИНА С.Н.
ЖДАНОВА Л.И.
Судьи:
МУЗЫКАНТОВА М.Х.
ХАЙКИНА С.Н.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)