Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.09.2011 ПО ДЕЛУ N А56-10465/2011

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2011 г. по делу N А56-10465/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12356/2011) ТСЖ "Балтия" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2011 по делу N А56-10465/2011 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ТСЖ "Балтия"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербург
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: Горбовского Д.В., дов. от 11.01.2011 N 02-19/11

установил:

товарищество собственников жилья "Балтия": 197373, Санкт-Петербург, пр. Авиаконструкторов, д. 32, ОГРН 1037832000964 (далее - ТСЖ "Балтия", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга: 195067, Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д. 35 (далее - инспекция) от 02.03.2011 N 773/11 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Решением от 15.06.2011 суд отказал ТСЖ "Балтия" в удовлетворения заявления.
ТСЖ "Балтия" заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2011 по делу N А56-10465/2011 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, является ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок передан заявителю, и как следствие входит в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. Суд проигнорировал ходатайство заявителя, изложенное в исковом заявлении, об истребовании из Гидрометцентра в качестве доказательства справки о погодных условиях. Кроме того, административным органом не доказана вина заявителя в совершении административного правонарушения.
Представитель инспекции против доводов апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на их несостоятельность, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отсутствие возражений со стороны инспекции апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ТСЖ "Балтия" надлежащим образом извещенного времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что 28.01.2011 при проведении мероприятий по государственному контролю уборки придомовых территорий домовладений по адресу: Санкт-Петербург, пр. Авиаконструкторов, д. 32, должностными лицами инспекции выявлено несоблюдение ТСЖ "Балтия" требований пунктов 3.2.4, 3.6, 4.19, 5.2.1, 5.2.2, 5.3, 5.4, 5.6, 5.7, 5.10, 5.12, 5.14.1 Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга о 16.10.2007 N 1334:
- - не произведена механизированная, ручная уборка, внутридомовой 5-метровой территории по периметру дома, тротуаров от снежных образований;
- - не выполнены работы по очистке от снега территории прилотковой зоны, не выполнены работы по предотвращению скользкости, обработке антигололедными средствами придомовых тротуаров, подходов к лестничным клеткам, мусороприемным камерам;
- - не произведена уборка снежных образований от стен дома;
- - территория контейнерной площадки не очищена от снега, не используется по назначению; на территории контейнерной площадки осуществляется несанкционированная стоянка автотранспорта;
- - допущено складирование, крупногабаритного мусора у стен жилого дома, вне зоны контейнерной площадки;
- - объекты благоустройства (козырьки при входе на лестничные клетки, не очищены от снежных образований);
- - допущено складирование (сброс снега, льда) на газонах, в зонах зеленых насаждений;
- - не произведен вывоз снега на снегоприемные пункты с территории домовладения по адресу: Санкт-Петербург, пр. Авиаконструкторов, д. 32. Отсутствует договор на вывоз и прием снега на специализированные точки.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 28.01.2011 с приложением фототаблицы.
По признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 23 Закона N 273-70, в отношении ТСЖ "Балтия" в присутствии законного представителя, инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 07.02.2011 N 05/19-1.
Постановлением от 02.03.2011 N 773/11 ТСЖ "Балтия" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 23 Закона N 273-70, и ему назначено наказание виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением ТСЖ "Балтия" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Установив наличие состава и вины ТСЖ "Балтия" в совершении вменяемого административного правонарушения, а также отсутствие нарушений со стороны инспекции процедуры привлечения к административной ответственности, суд первой инстанции отказал заявителю в удовлетворении заявления.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта по следующим основаниям.
Статьей 23 Закона N 273-70 установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей за нарушение установленных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства, в том числе работ по очистке от пыли, грязи, мусора, отходов производства и потребления, снега, наледи; очистке кровель; удалению грунтовых наносов, атмосферных осадков и их образований; подметанию, зачистке; мойке, поливке.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334 утверждены Правила уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 3.2.4 Правил дворовые, внутриквартальные территории должны содержаться в чистоте и порядке, обеспечивающем беспрепятственное движение пешеходов и подъезд транспорта. Дворовые, внутриквартальные территории, на которых расположены жилые и многоквартирные дома, должны содержаться в соответствии с утвержденными в установленном порядке правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (в части, касающейся требований по содержанию придомовой территории).
Оспариваемым постановлением обществу вменяется нарушение пунктов 3.2.4, 3.6, 4.19, 5.2.1, 5.2.2, 5.3, 5.4, 5.6, 5.7, 5.10, 5.12, 5.14.1 Правил.
Снег, отходы, смет с уличных территорий, нечистоты и осадки из колодцев канализаций и другие загрязнения должны вывозиться в специально установленные соответствующими исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга места, согласованные в установленном законодательством порядке (пункт 3.6 Правил).
Очистка объектов от снега, наледей и сосулек, а также организация вывоза указанных снежных и ледяных масс обеспечивается владельцами объектов благоустройства (пункт 4.19 Правил).
Удаление гололеда и скользкости производится путем обработки покрытий тротуаров и проезжей части автомобильных дорог, иных объектов дорожной сети Санкт-Петербурга, дворовых, внутриквартальных территорий, пешеходных территорий противогололедными материалами (пункт 5.2.1 Правил).
Удаление снега осуществляется путем его рыхления, подметания, сгребания, а также погрузки, вывоза и размещения в специально оборудованных местах (пункт 5.2.2 Правил).
Сгребание и подметание снега с тротуаров и проезжей части улиц и автомобильных дорог начинается в зависимости от интенсивности снегопада, но не позднее, чем при выпадении снега свыше 0,03 м. Проезжая часть автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием должна очищаться до твердого покрытия (пункт 5.3 Правил).
Сдвижка и подметание снега с тротуаров и пешеходных территорий производится сразу после начала снегопада в дневное время; на дворовых, внутриквартальных территориях - не позднее чем через час при условии выпадения снега свыше 0,03 м (пункт 5.4 Правил).
Снег и наледь, сгребаемые с проезжей части и тротуаров, формируются в снежные валы в прилотковой зоне на удалении не более 1,5 м от бордюрного камня. Ширина сформированного снежного вала не должна превышать 1 м с учетом очищенной лотковой зоны (пункт 5.6 Правил).
В соответствии с пунктом 5.7 Правил регулярно проводится очистка от снега проездов на дворовых, внутриквартальных территориях, обеспечивающая безопасное движение пешеходов и транспорта, и амбразур водоприемных патрубков ливневой канализации
Снег, очищаемый с пешеходных территорий, а также с проездов, тротуаров на дворовых, внутриквартальных территориях, складируется на указанных территориях таким образом, чтобы были обеспечены проход пешеходов, проезд транспорта, доступ к инженерным коммуникациям и сооружениям на них и сохранность зеленых насаждений.
Ширина сформированного снежного вала не должна превышать 1 м с учетом очищенной лотковой зоны. По мере накопления снега, но не позднее чем при достижении снежного вала высотой и шириной более 1 м, обеспечивается его вывоз.
Согласно пункту 5.10 Правил, погрузка и вывоз снега начинается после формирования снежного вала и производится круглосуточно до полного удаления снега.
Вывоз снега с уличных магистралей осуществляется в первую очередь с дорог группы "А" и далее с дорог группы "Б" и "В".
Выпавший слой снега толщиной до 0,1 м вывозится в следующие сроки: с дорог группы "А" - за четверо суток; с дорог группы "Б" - за шесть суток; с дорог группы "В" - за восемь суток.
Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству по согласованию с УГИБДД могут утверждаться перечни дорог, улиц, мостов, набережных и площадей, работы по уборке которых должны производиться в более короткие сроки.
В силу пункта 5.12 Правил при комплексной уборке тротуаров, дворовых, внутриквартальных территорий производится ручная уборка недоступных для механизмов мест.
Согласно пункту 5.14.1 уборка лотковой зоны в зимнее время должна предусматривать: очистку верха бордюрного камня и дорожного покрытия от него в сторону снежного вала на расстоянии не менее 0,5 м.
Частью 1 статьи 135 ЖК РФ установлено, что товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ТСЖ "Балтия" образовано в жилом доме по адресу: Санкт-Петербург, пр. Авиаконструкторов, д. 32.
В соответствии с Уставом ТСЖ "Балтия", предметом и целями деятельности Товарищества являются организация совместного управления и обеспечения эксплуатации недвижимого имущества в доме; организация и осуществление деятельности по содержанию, ремонту, эксплуатации и управлению недвижимым имуществом в жилищной сфере; обеспечение надлежащего санитарного состояния жилых и нежилых помещений, общего долевого имущества, а также придомовой территории.
Таким образом, именно на ТСЖ "Балтия" возложена обязанность по надлежащему содержанию придомовой территории, в том числе ее уборке, соблюдению чистоты и порядка, очистке от снега и наледи. Следовательно, ТСЖ является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которое предусмотрена статьей 23 Закона N 273-70.
Факт административного правонарушения, предусмотренного статьей 23 Закона N 273-70, подтверждается материалами дела: актом от 28.01.2011, материалами фотофиксации, а также протоколом об административном правонарушении от 07.02.2011.
Оценив обстоятельства совершения правонарушения, а также представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях ТСЖ "Балтия" имеется состав вмененного ему административного правонарушения.
Административным органом представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 АПК РФ допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях ТСЖ "Балтия" состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 23 Закона N 273-70.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии ТСЖ "Балтия" необходимых и достаточных мер по исполнению публично-правовых обязательств в сфере благоустройства Санкт-Петербурга, по соблюдению правил уборки и обеспечения чистоты на соответствующей территории, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует также о наличии вины ТСЖ во вменяемом ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП.
При этом суд первой инстанции обосновано указал, что устранение нарушений до рассмотрения материалов дела об административном правонарушении (письмо от 08.02.2011 N 31, л.д. 42) учтено административным органом при определении суммы штрафа, наказание назначено в минимальном размере.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о доказанности инспекцией состава и вины ТСЖ "Балтия" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 23 Закона N 273-70.
Изложенные в решении суда выводы соответствуют обстоятельствам дела, установленным в результате всестороннего исследования и оценки представленных документов. Апелляционная инстанция не усматривает нарушений норм материального и процессуального права и оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, уплаченная ТСЖ "Балтия" государственная пошлина подлежит возврату в порядке, предусмотренном статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 15 июня 2011 года по делу N А56-10465/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСЖ "Балтия" - без удовлетворения.
Возвратить ТСЖ "Балтия" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Л.А.ШУЛЬГА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Е.А.ФОКИНА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)