Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2010 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Т.В. Павлюк
Судей: Л.И. Ждановой
А.В. Солодиловым
при ведении протокола судебного заседания судьей А.В. Солодиловым
при участии:
от заявителя: Нохрин К.М. - представитель (доверенность от 12.04.2010)
от заинтересованного лица: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 23.08.2010 по делу N А02-869/2010 (судья Черноусова О.Ю.)
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Горэлектросети" о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Алтай о назначении административного наказания от 24.06.2010 г. N 11
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Горэлектросети" (далее - МУП "Горэлектросети", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Алтай (далее - Инспекция, административный орган) о назначении административного наказания от 24.06.2010 N 11 в виде штрафа в размере 40 000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 23.08.2010 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что выявленные правонарушения (не закрытые электрораспредкоробки, не изолированные скрутки электропатронов, неисправности электропатронов, оголенные участки кабеля и т.д.) представляют опасность для жизни населения, и должны незамедлительно устраняться. Кроме того, указанные правонарушения носят длительный характер неисправности.
Инспекция считает, что в нарушение условий договора и соответствующих нормативных актов предприятие не обеспечило нормальную безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации в жилом доме. По мнению Инспекции, проведение плановых осмотров электрохозяйства должно быть еженедельным, ежемесячным и годовым.
Таким образом, МУП "Горэлектросети" не принимали своевременно меры по устранению вышеуказанных неисправностей, надлежащим образом. Фактически, все нарушения были устранены после проведения проверки
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве представленном в суд в порядке ст. 262 АПК РФ Предприятие, указывая на обоснованность судебного акта, возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Считает, что недостатки, обнаруженные в ходе административной проверки от 16.06.2010 г. были устранены в ходе планового осмотра 18.06.2010 г. Однако, в ходе проверки 16.06.2010 г. не было установлено время появления обнаруженных недостатков.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в суд не обеспечила. Суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Инспекции.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, 16.06.2010 в ходе проведения внепланового мероприятия по соблюдению МУП "Горэлектросети" правил содержания общего имущества в жилом доме N 47 по пр-ту Коммунистический, г. Горно-Алтайска административным органом выявлены нарушения правил содержания жилых домов, выразившиеся в следующем:
- - отсутствие электролампочек над входами во 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 подъезды; электропатрона в 3 подъезде (5 этаж);
- - перегоревшие электролампочки в 1 подъезде (тамбур, 1, 2, 3 этажи) во 2 подъезде (1, 2, 4, 5 этажи), в 3 подъезде (тамбур, 1, 3 этаж) в 4 подъезде (тамбур, 1, 3, 4, 5 этажи), в 5 подъезде (2, 3, 4, 5 этажи), в 6 подъезде (тамбур, 1, 3, 4 этажи), 7 подъезд (3, 4 этажи), 8 подъезд (1, 2, 4 этажи), 9 подъезд (3 этаж);
- - не закреплен электровыключатель в 5 подъезде (1 этаж), в 6 подъезде (подвал);
- - сломанный электровыключатель в 7 подъезде (тамбур);
- - не закрыты электрораспредкоробки в подвальных помещениях 1, 2, 3, 6, 8, 9 подъездов;
- - отсутствие изоляции скрутки электропатронов в подвалах 3, 6, 9 подъездов;
- - неисправности электропатронов в подвалах 1, 4, 6, 7, 8, 9 подъездов;
- - оголенные участки кабеля во 2 подъезде.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 16.06.2010 N 64.
По признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, в отношении МУП "Горэлектросети" составлен протокол N 23 от 16.06.2010.
Руководителем Инспекции на основании вышеуказанного протокола и материалов проверки принято постановление от 24.06.2010 N 11 о привлечении МУП "Горэлектросети" к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Полагая, что указанное постановление вынесено незаконно МУП "Горэлектросети" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Инспекцией не доказан факт нарушения МУП "Горэлектросети" условий договора от 31.12.2009, Правил N 491, N 170. Административным органом не выявлена дата возникновения, указанных в акте осмотра дефектов (нарушений) электрохозяйства, в связи с чем, не возможно установить нарушение предприятием сроков периодичности осмотров и сроков для устранения неисправностей установленных договором от 31.12.2009 и Правилами N 170.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно статье 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, повышающими установленную продолжительность утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), согласно которым организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать эксплуатацию внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; этажных щитков и шкафов, в том числе, слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии (пункт 5.6.2).
Судом первой инстанции установлено, что Управляющая компания является лицом, ответственным за содержание и ремонт многоквартирного жилого дома по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 47.
Для управления многоквартирным домом в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания, надлежащего содержания дома и придомовой территории в установленных границах, своевременного ремонта общего имущества многоквартирного дома, а также для достижения иных целей, между собственниками помещений по вышеуказанному адресу и Управляющей компанией заключены типовые договоры управления от 25.05.2010.
В пункте 3.1.1 указанного договора и приложении N 2 к нему предусмотрен перечень работ по содержанию жилья при проведении технических осмотров и обходов отдельных элементов и помещений дома, в том числе устранение незначительных неисправностей электротехнических устройств в местах общего пользования (мелкий ремонт электропроводки), и перечень работ по текущему ремонту общего имущества дома, в том числе восстановление работоспособности общедомовой системы электроснабжения и электротехнических устройств.
Как следует из материалов дела, между Управляющей компанией (заказчиком) и МУП "Горэлектросети" (исполнителем) заключен договор N 26/10 от 31.12.2009 на выполнение работ и оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов (электрохозяйство) (в том числе, дома по пр. Коммунистический, 47). Предметом указанного договора является передача исполнителю функций по надлежащему содержанию и текущему ремонту инженерных электрических сетей жилищного фонда с установленной нормативными документами периодичностью с целью поддержания его сохранности и санитарного состояния. Периодичность и правила выполнения работ должны соответствовать Правилам N 170 (п. 1.3 договора).
Согласно приложению N 3 к указанному договору в перечень работ включено обеспечение эксплуатации внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей, этажных щитков и шкафов, осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, в подвалах, чердаках; обеспечение нормальной, безаварийной работы силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации; контроль использования осветительных приборов коридоров, лестничных клеток, подъездов и других общедомовых помещениях ламп с установленной мощностью, не превышающей требуемой по условиям освещенности.
В соответствии с приложением N 5 к договору от 31.12.2009 (и согласованному графику) осмотр общедомовых электрических сетей и этажных щитков, электрической сети в технических подвалах, подпольях и на чердаке, осмотр светильников с заменой сгоревших ламп производится 4 раза в год (март, июнь, сентябрь, декабрь).
В приложении N 4 к вышеуказанному договору согласованы предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта электрооборудования (повреждение одного из кабелей, питающих жилой дом - не более 2 часов с момента обнаружения или заявки жильцов; неисправности в системе освещения общедомовых помещений с заменой ламп - 7 суток с момента их обнаружения или заявки жильцов и др.).
Перечень работ по содержанию жилых домов; периодичность плановых и частичных осмотров элементов и помещений зданий; предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования, указанные в приложениях N 3, 4, 5 к договору соответствуют рекомендациям Правил N 170 (приложения N 1, 2, 4).
В силу п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм статьи 2.1 КоАП РФ правонарушением признается деяние, сопряженное с противоправным посягательством на охраняемые законом общественные отношения, отсутствием должной степени заботливости и осмотрительности в целях соблюдения правопорядка.
Как разъяснено в п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, под всеми зависящими от юридического лица мерами по соблюдению требований российского законодательства понимаются такие его действия, которые предшествуют совершению административного правонарушения и свидетельствуют о стремлении юридического лица исполнить возложенные на него обязанности и не допустить совершения административного правонарушения.
Вместе с тем, установив наличие события правонарушения, суд первой инстанции исследовал имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу об отсутствии вины Предприятия в совершении административного правонарушения.
При этом судом первой инстанции было учтено, что факт нарушений установлен 16.06.2010, однако административным органом не установлена дата возникновения, указанных в акте осмотра дефектов (нарушений) электрохозяйства, что является необходимым для проверки периодичности оказания услуг.
Кроме того, в материалы дела представлены акты, свидетельствующие о ежеквартальном проведении осмотров электрохозяйства с устранением неисправностей в установленные договором и Правилами N 170 сроки. В материалах дела также имеются ежемесячные акты о приемке выполненных работ по договору от 31.12.2009 N 26/10.
Недостатки, выявленные в ходе проверки 16.06.2010 были устранены Предприятием в ходе планового осмотра 18.06.2010.
Кроме того, в нарушение статьи 65 АПК РФ административный орган не представил доказательств того, что заявителю поступали заявки жильцов либо заказчика на проведение внеплановых ремонтных работ в течение 2010 года.
Указанные обстоятельства, свидетельствуют о принятии МУП "Горэлектросети" возможных мер для устранения выявленных нарушений за период исполнения обязанностей Предприятием. Административный орган, ссылаясь на недостаточность данных мер, не обосновал данный довод соответствующими доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости еженедельного проведения осмотров электрохозяйства противоречат приложению N 1 (п. 8 - 12) Правил N 170 и условиям договора N 26/10 от 31.12.2009 г.
Кроме того, в соответствии со статьями 162 - 164 Жилищного кодекса РФ и частью 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" объем ответственности управляющих и подрядных организаций не может быть больше чем объем обязательств по соответствующему договору, заключенному собственниками помещений с такими организациями (Письмо от 14.10.2008 N 26084-СК/14).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях МУП "Горэлектросети" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах, принятое Арбитражным судом Республики Алтай решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку по правилам, предусмотренным параграфом 1 главы 25 АПК РФ, апелляционная жалоба на решение суда по делу о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, уплаченная Государственной жилищной инспекцией Республики Алтай платежным поручением N 98894 от 02.09.2010 государственная пошлина подлежит возврату в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 23.08.2010 г. по делу N А02-869/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Государственной жилищной инспекцией Республики Алтай судебные расходы в виде государственной пошлины, уплаченную платежным поручением N 98894 от 02.09.2010 размере 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Т.В.ПАВЛЮК
Судьи
Л.И.ЖДАНОВА
А.В.СОЛОДИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.10.2010 N 07АП-8788/10 ПО ДЕЛУ N А02-869/2010
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2010 г. N 07АП-8788/10
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2010 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Т.В. Павлюк
Судей: Л.И. Ждановой
А.В. Солодиловым
при ведении протокола судебного заседания судьей А.В. Солодиловым
при участии:
от заявителя: Нохрин К.М. - представитель (доверенность от 12.04.2010)
от заинтересованного лица: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 23.08.2010 по делу N А02-869/2010 (судья Черноусова О.Ю.)
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Горэлектросети" о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Алтай о назначении административного наказания от 24.06.2010 г. N 11
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Горэлектросети" (далее - МУП "Горэлектросети", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Алтай (далее - Инспекция, административный орган) о назначении административного наказания от 24.06.2010 N 11 в виде штрафа в размере 40 000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 23.08.2010 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что выявленные правонарушения (не закрытые электрораспредкоробки, не изолированные скрутки электропатронов, неисправности электропатронов, оголенные участки кабеля и т.д.) представляют опасность для жизни населения, и должны незамедлительно устраняться. Кроме того, указанные правонарушения носят длительный характер неисправности.
Инспекция считает, что в нарушение условий договора и соответствующих нормативных актов предприятие не обеспечило нормальную безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации в жилом доме. По мнению Инспекции, проведение плановых осмотров электрохозяйства должно быть еженедельным, ежемесячным и годовым.
Таким образом, МУП "Горэлектросети" не принимали своевременно меры по устранению вышеуказанных неисправностей, надлежащим образом. Фактически, все нарушения были устранены после проведения проверки
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве представленном в суд в порядке ст. 262 АПК РФ Предприятие, указывая на обоснованность судебного акта, возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Считает, что недостатки, обнаруженные в ходе административной проверки от 16.06.2010 г. были устранены в ходе планового осмотра 18.06.2010 г. Однако, в ходе проверки 16.06.2010 г. не было установлено время появления обнаруженных недостатков.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в суд не обеспечила. Суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Инспекции.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, 16.06.2010 в ходе проведения внепланового мероприятия по соблюдению МУП "Горэлектросети" правил содержания общего имущества в жилом доме N 47 по пр-ту Коммунистический, г. Горно-Алтайска административным органом выявлены нарушения правил содержания жилых домов, выразившиеся в следующем:
- - отсутствие электролампочек над входами во 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 подъезды; электропатрона в 3 подъезде (5 этаж);
- - перегоревшие электролампочки в 1 подъезде (тамбур, 1, 2, 3 этажи) во 2 подъезде (1, 2, 4, 5 этажи), в 3 подъезде (тамбур, 1, 3 этаж) в 4 подъезде (тамбур, 1, 3, 4, 5 этажи), в 5 подъезде (2, 3, 4, 5 этажи), в 6 подъезде (тамбур, 1, 3, 4 этажи), 7 подъезд (3, 4 этажи), 8 подъезд (1, 2, 4 этажи), 9 подъезд (3 этаж);
- - не закреплен электровыключатель в 5 подъезде (1 этаж), в 6 подъезде (подвал);
- - сломанный электровыключатель в 7 подъезде (тамбур);
- - не закрыты электрораспредкоробки в подвальных помещениях 1, 2, 3, 6, 8, 9 подъездов;
- - отсутствие изоляции скрутки электропатронов в подвалах 3, 6, 9 подъездов;
- - неисправности электропатронов в подвалах 1, 4, 6, 7, 8, 9 подъездов;
- - оголенные участки кабеля во 2 подъезде.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 16.06.2010 N 64.
По признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, в отношении МУП "Горэлектросети" составлен протокол N 23 от 16.06.2010.
Руководителем Инспекции на основании вышеуказанного протокола и материалов проверки принято постановление от 24.06.2010 N 11 о привлечении МУП "Горэлектросети" к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Полагая, что указанное постановление вынесено незаконно МУП "Горэлектросети" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Инспекцией не доказан факт нарушения МУП "Горэлектросети" условий договора от 31.12.2009, Правил N 491, N 170. Административным органом не выявлена дата возникновения, указанных в акте осмотра дефектов (нарушений) электрохозяйства, в связи с чем, не возможно установить нарушение предприятием сроков периодичности осмотров и сроков для устранения неисправностей установленных договором от 31.12.2009 и Правилами N 170.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно статье 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, повышающими установленную продолжительность утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), согласно которым организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать эксплуатацию внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; этажных щитков и шкафов, в том числе, слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии (пункт 5.6.2).
Судом первой инстанции установлено, что Управляющая компания является лицом, ответственным за содержание и ремонт многоквартирного жилого дома по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 47.
Для управления многоквартирным домом в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания, надлежащего содержания дома и придомовой территории в установленных границах, своевременного ремонта общего имущества многоквартирного дома, а также для достижения иных целей, между собственниками помещений по вышеуказанному адресу и Управляющей компанией заключены типовые договоры управления от 25.05.2010.
В пункте 3.1.1 указанного договора и приложении N 2 к нему предусмотрен перечень работ по содержанию жилья при проведении технических осмотров и обходов отдельных элементов и помещений дома, в том числе устранение незначительных неисправностей электротехнических устройств в местах общего пользования (мелкий ремонт электропроводки), и перечень работ по текущему ремонту общего имущества дома, в том числе восстановление работоспособности общедомовой системы электроснабжения и электротехнических устройств.
Как следует из материалов дела, между Управляющей компанией (заказчиком) и МУП "Горэлектросети" (исполнителем) заключен договор N 26/10 от 31.12.2009 на выполнение работ и оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов (электрохозяйство) (в том числе, дома по пр. Коммунистический, 47). Предметом указанного договора является передача исполнителю функций по надлежащему содержанию и текущему ремонту инженерных электрических сетей жилищного фонда с установленной нормативными документами периодичностью с целью поддержания его сохранности и санитарного состояния. Периодичность и правила выполнения работ должны соответствовать Правилам N 170 (п. 1.3 договора).
Согласно приложению N 3 к указанному договору в перечень работ включено обеспечение эксплуатации внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей, этажных щитков и шкафов, осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, в подвалах, чердаках; обеспечение нормальной, безаварийной работы силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации; контроль использования осветительных приборов коридоров, лестничных клеток, подъездов и других общедомовых помещениях ламп с установленной мощностью, не превышающей требуемой по условиям освещенности.
В соответствии с приложением N 5 к договору от 31.12.2009 (и согласованному графику) осмотр общедомовых электрических сетей и этажных щитков, электрической сети в технических подвалах, подпольях и на чердаке, осмотр светильников с заменой сгоревших ламп производится 4 раза в год (март, июнь, сентябрь, декабрь).
В приложении N 4 к вышеуказанному договору согласованы предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта электрооборудования (повреждение одного из кабелей, питающих жилой дом - не более 2 часов с момента обнаружения или заявки жильцов; неисправности в системе освещения общедомовых помещений с заменой ламп - 7 суток с момента их обнаружения или заявки жильцов и др.).
Перечень работ по содержанию жилых домов; периодичность плановых и частичных осмотров элементов и помещений зданий; предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования, указанные в приложениях N 3, 4, 5 к договору соответствуют рекомендациям Правил N 170 (приложения N 1, 2, 4).
В силу п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм статьи 2.1 КоАП РФ правонарушением признается деяние, сопряженное с противоправным посягательством на охраняемые законом общественные отношения, отсутствием должной степени заботливости и осмотрительности в целях соблюдения правопорядка.
Как разъяснено в п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, под всеми зависящими от юридического лица мерами по соблюдению требований российского законодательства понимаются такие его действия, которые предшествуют совершению административного правонарушения и свидетельствуют о стремлении юридического лица исполнить возложенные на него обязанности и не допустить совершения административного правонарушения.
Вместе с тем, установив наличие события правонарушения, суд первой инстанции исследовал имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу об отсутствии вины Предприятия в совершении административного правонарушения.
При этом судом первой инстанции было учтено, что факт нарушений установлен 16.06.2010, однако административным органом не установлена дата возникновения, указанных в акте осмотра дефектов (нарушений) электрохозяйства, что является необходимым для проверки периодичности оказания услуг.
Кроме того, в материалы дела представлены акты, свидетельствующие о ежеквартальном проведении осмотров электрохозяйства с устранением неисправностей в установленные договором и Правилами N 170 сроки. В материалах дела также имеются ежемесячные акты о приемке выполненных работ по договору от 31.12.2009 N 26/10.
Недостатки, выявленные в ходе проверки 16.06.2010 были устранены Предприятием в ходе планового осмотра 18.06.2010.
Кроме того, в нарушение статьи 65 АПК РФ административный орган не представил доказательств того, что заявителю поступали заявки жильцов либо заказчика на проведение внеплановых ремонтных работ в течение 2010 года.
Указанные обстоятельства, свидетельствуют о принятии МУП "Горэлектросети" возможных мер для устранения выявленных нарушений за период исполнения обязанностей Предприятием. Административный орган, ссылаясь на недостаточность данных мер, не обосновал данный довод соответствующими доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости еженедельного проведения осмотров электрохозяйства противоречат приложению N 1 (п. 8 - 12) Правил N 170 и условиям договора N 26/10 от 31.12.2009 г.
Кроме того, в соответствии со статьями 162 - 164 Жилищного кодекса РФ и частью 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" объем ответственности управляющих и подрядных организаций не может быть больше чем объем обязательств по соответствующему договору, заключенному собственниками помещений с такими организациями (Письмо от 14.10.2008 N 26084-СК/14).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях МУП "Горэлектросети" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах, принятое Арбитражным судом Республики Алтай решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку по правилам, предусмотренным параграфом 1 главы 25 АПК РФ, апелляционная жалоба на решение суда по делу о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, уплаченная Государственной жилищной инспекцией Республики Алтай платежным поручением N 98894 от 02.09.2010 государственная пошлина подлежит возврату в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 23.08.2010 г. по делу N А02-869/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Государственной жилищной инспекцией Республики Алтай судебные расходы в виде государственной пошлины, уплаченную платежным поручением N 98894 от 02.09.2010 размере 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Т.В.ПАВЛЮК
Судьи
Л.И.ЖДАНОВА
А.В.СОЛОДИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)